ПИСЬМО ИУДЫ

1 Иуда, служитель Иисуса Христа, брат Иакова, приветствует тех, кто призван Богом Отцом жить в Его любви и под защитой Иисуса Христа.

Милость, мир и любовь да будут с вами во всей полноте!

3 Любимые мои, хотя я очень хотел написать вам о нашем общем с вами спасении, я всё же счел необходимым написать вам письмо, которое бы побуждало вас сражаться за веру, что была раз и навсегда передана святому народу Божьему. (4) Дело в том, что к вам незаметно вкрались некие люди, издавна предназначенные для Суда. Они, эти безбожники, искажают Весть о милости нашего Бога, толкуя ее как вседозволенность, и тем самым отказываются от Иисуса Христа, нашего единственного Владыки и Господа.

Я хочу вам напомнить, хотя вы и так всё знаете, что Господь, некогда спасший Свой народ, выведя его из Египетской земли, потом погубил тех из них, кто не поверил. (6) И ангелов, не сохранивших данной им власти и оставивших собственное жилище, Он стережет в вечном мраке в цепях ада для суда великого Дня. (7) Как и эти ангелы, Содом, Гоморра и окрестные города, такие же распутники и извращенцы, тоже являют собой пример тех, кто получил в возмездие вечный огонь.

8 Однако и эти люди подобным образом, на основании своих сновидений, оскверняют свои тела, а власть Господа отвергают и бранят небесные силы. (9) Даже архангел Михаил, споря о теле Моисея с дьяволом, не осмелился осудить его бранными словами и только сказал: "Пусть Господь тебя укорит!" (10) Эти же люди бранят то, чего не понимают. А то, что они, как неразумные животные, понимают благодаря инстинкту, их губит.

11 Горе им! Они пошли путем Каина; из-за денег они погрязли в заблуждениях Валаама; восстав, как Корей, они так же погибли. (12) Эти люди — как подводные рифы на ваших трапезах любви; они сидят за столом без всякого страха — пастыри, которые пекутся только о себе. Это тучи без дождя, гонимые ветром; бесплодные деревья, выкорчеванные осенью, дважды умершие; (13) свирепые волны моря, покрытые грязной пеной их постыдных дел; блуждающие звёзды, которым уготована навеки мрачная тьма.

14 Это о них пророчествовал Енох, седьмой патриарх после Адама, сказавший:

Вот пришел Господь,
    и с Ним тысячи тысяч святых Его, —
   15 суд совершить над всеми,
уличить всех безбожных
    в их безбожных делах, что они натворили,
    и в их наглых словах,
    что сказали о Нём
    безбожные грешники.

16 Они всё время брюзжат, жалуются на судьбу, потакают своим желаниям, хвастаются собой и льстят другим ради собственной выгоды.

17 А вы, любимые мои, помните то, что предсказали апостолы Господа нашего Иисуса Христа. (18) Они говорили вам: "В последние времена появятся насмешники, готовые во всем потакать своим безбожным желаниям". (19) Они — причина расколов, это люди, которыми управляют природные инстинкты, они лишены Духа.

20 А вы, любимые мои, созидайте себя святейшей вашей верой, молитесь в единении со Святым Духом, (21) храните себя в любви Бога, дожидаясь, когда Господь наш Иисус Христос в Своей милости дарует нам вечную жизнь.

22 Будьте милосердны к тем, кто колеблется; (23) одних  спасайте,  выхватывая их из огня; к другим же будьте милосердны, но опасайтесь их, ненавидя даже их одежду, скверную от развратной плоти.

24 Тому, кто способен уберечь вас от падения и поставить незапятнанными и ликующими перед лицом Своей Славы, — (25) единому Богу, спасшему нас через Иисуса Христа, Господа нашего, да будет слава, величие, могущество и власть и до начала веков, и теперь и вовеки! Аминь.


служитель — греческое слово "д`улос" может быть переведено как "раб". Тех, кто призван Богом Отцом жить в Его любви — в некоторых рукописях: "тех, кто освящен Богом Отцом".

3 святому народу Божьему — буквально: "святым".

вседозволенность — об опасности такого ложного понимания христианской свободы писали апостолы Павел (Рим 3.8; 6.1, 15; Гал 5.13) и Петр (1Петр 2.16). Владыки — в некоторых рукописях: "Владыки Бога".

6 Рассказы о падении ангелов, в еврейской традиции носивших имя небесных Стражей, были в древности очень популярны. В 1 Книге Еноха 6–19 (начало II в. до н.э.) рассказывается, как в дни Иареда (Быт 5.18) двести ангелов Шемихаза и Азаэля, плененные красотой земных женщин, спустились на гору Гермон и взяли их себе в жены. Они научили женщин колдовству и употреблению косметики. Их дети, Исполины, разоряли землю. Падение ангелов и явилось, по мнению многих древних еврейских толкователей, первопричиной греха. Хотя в Библии ничего не говорится об их участи, в 1 Книге Еноха рассказано, что Бог заточил их в мрак бездны до Суда. Одним из обвинений ангелам было то, что они покинули "высшие, святые и вечные небеса", предназначенные им Богом. В вечном мраке — их заточение будет длиться до Дня Суда, когда они будут брошены в огонь геенны. Вечными цепи названы потому, что они будут на них весь этот век — до самого Суда.

7 окрестные города — Адмах, Зебоиим и Зоар, который был пощажен Богом (Быт 19.20-22). Извращенцы — дословно: "пошедшие за чуждой плотью"; в еврейской традиции грех содомитов заключался главным образом в их негостеприимстве, и лишь позже их стали обвинять в гомосексуализме. Здесь же, вероятно, имеется в виду их желание вступить в сексуальные отношения с ангелами.

на основании своих сновидений — вероятно, лжеучителя утверждали, что получили свое учение, оправдывавшее разврат, в пророческих сновидениях. Власть Господа — буквально: "власть, господство"; возможно, это слово означает ангельский чин Господств. Небесные силы — буквально: "славы". Несомненно, имеются в виду ангельские существа, вероятно, стоящие на страже установленного Богом миропорядка.

9 Вероятно, здесь отражена одна из еврейских легенд о смерти и погребении Моисея, изложенная в так называемом "Завещании Моисея". Архангел Михаил, действующий от лица Бога, пришел на гору Нево, чтобы забрать тело Моисея и перенести его в другое место и там похоронить. Сатана хотел бы отнести тело к израильтянам, чтобы они поклонялись Моисею. Будучи ангелом-обвинителем, Сатана обвиняет Моисея в совершении убийства (Исх 2.12) и утверждает, что он недостоин высокой чести быть погребенным самим Богом. Михаил, не в силах терпеть клевету Сатаны, сказал ему: "Пусть Господь тебя укорит!", т. е. архангел, не будучи судьей, каковым является один только Бог, не осмелился даже запретить Сатане клеветать на Моисея, а обратился к Господу, после чего Сатана умолк и бежал.

11 В еврейских легендах Каин предстает не только как первый убийца, но и как прототип грешника, воплощение жадности, насилия и похоти, а также развратитель других людей. Согласно таргумам, Каин является и первым еретиком, сомневающимся в Божьей справедливости и в реальности Его Суда. В еврейской традиции Валаам изображен как один из главных врагов народа Божьего Израиля; он согласился исполнить просьбу Валака из жадности, потому что тот обещал ему большую сумму денег, кроме того, он научил его, как вовлечь Израиль в грех разврата и отступничества, велев провести перед израильтянами прекрасных обнаженных чужестранок (Числ 25.1-3). В Числ 31.8 и Ис Нав 13.21-22 говорится о том, что он был убит вместе с мадиамскими царями, к которым он якобы пришел за наградой. Корей — человек, восставший против власти Моисея и Аарона. В еврейской традиции прототип еретика, выступающего против Закона, и раскольника.

12 без всякого страха — т. е. без должного благоговения, воспринимая трапезу Господню как обычную пирушку. Это тучи без дождя... — ср. Притч 25.14. Дважды умершие — вероятно, аллюзия на "вторую смерть" (Откр 2.11; 20.6, 14; 21.8).

13 свирепые волны моря... — ср. Ис 57.20. Блуждающие звезды — согласно апокалиптическим легендам, небесные тела находились в ведении ангелов; движущиеся же планеты воспринимались как вышедшие из подчинения небесные существа. В 1 Книге Еноха, например, Стражи названы звездами, нарушившими повеление Господа всходить в положенное им время.

14 Енох, будучи седьмым (семь — число совершенства), согласно Быт 5.24, был особенно близок Богу. Люди верили, что он был взят на небо живым. Книга, приписываемая Еноху, пользовалась большим авторитетом среди христиан I в., но всё же не была включена в канон. Цитата взята из 1Енох 1.9.

18 насмешники — в ВЗ так называются люди, отвергающие Бога и нравственность (Пс 1.1; Притч 1.22; 9.7-8; 13.1 и др.). В НЗ см. 2Петр 3.3.

19 это люди, которыми управляют природные инстинкты — буквально: "душевные"; так названы в НЗ люди, живущие чисто физической жизнью, отвергающие Божий дар Духа (1Кор 2.14; 15.44; Иак 3.15).

20 созидайте себя — в НЗ очень част образ "строительства" христианской общины как созидания эсхатологического Храма (Рим 14.19; 1Кор 3.9-15; Мф 16.18; Деян 9.31; 1Петр 2.5 и др.). Святейшей вашей верой — вера здесь то же, что и Радостная Весть от Бога, поэтому она названа святой.

22 к тем, кто колеблется — возможно иное понимание: "к тем, кто возражает" или "к тем, кто под судом".

23 спасайте — в некоторых рукописях: "в страхе спасайте". Выхватывая их из огня — вероятно, это аллюзия на Зах 3.1-5. Речь идет о тех христианах, которые под влиянием лжеучителей живут в грехе, но могут раскаяться, если указать им на их грех. Будьте милосердны — в некоторых рукописях: "обличайте". Опасайтесь их — дословно: "в страхе", так как грехи их опасны.

25 единому Богу — в некоторых рукописях: "единому мудрому Богу".

 

1 Мф 13.55; Мк 6.3   2 2Петр 1.2   5 Исх 12.51; Числ 14.29-30; 2Петр 1.12; 1Кор 10.5   6 2 Петр 2.4, 9   7 Быт 19.4-25; Втор 34.6; 2Петр 2.6,10  
2Петр 2.10   9 Дан 10.13,21; 12.1; Зах 3.2; Откр 12.7; 2Петр 2.11   10 2Петр 2.12   11 Быт 4.3-8; Числ 16.19-35; 22.7; 31.16; 1Ин 3.12; Откр 2.14  
12 Иез 34.8; Еф 4.14; 2Петр 2.13   13 Ис 57.20; 2Петр 2.17   14 Втор 33.2; Зах 14.5; Мф 25.31   17 2Петр 3.3   18 2Петр 3.3  
20
Кол 2.7; 1Фес 5.11   23 Ам 4.11; Зах 3.2   24 Флп 1.10; 1Фес 5.23   25 Рим 16.27

[оглавление Библии]    [на первую страницу сайта]

[оглавление Библии]    [на первую страницу сайта]

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»