Протоиерей Павел Адельгейм

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО УСТРОЙСТВА РПЦ МП И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Итоги 90-летнего пути Российской Церкви от Священного Собора 1918 г. до Архиерейского собора 2008 г.


1. Корни церковного устройства

Современное устройство РПЦ МП изложено в двух её официальных документах: 1) Устав РПЦ МП и 2) Положение о церковном суде. Оба документа изданы в течение последних 10 лет и вносят поправки к документам, действовавшим ранее под теми же названиями, что позволяет видеть развитие тенденций, заложенных в этих документах. Документы определяют структуру законодательной, исполнительной и судебной власти МП и устанавливают принципы деятельности церковной власти.

При поверхностном ознакомлении с Уставом РПЦ МП возникает впечатление, что его прототипом был Устав, принятый Священным Собором 1917-18 гг. Он действительно принят за структурную основу Устава РПЦ МП. Не следует обольщаться формальным сходством. Вчитавшись и вдумавшись в эти документы, понимаешь, что они разного духа, и цели у них разные. В основу документов РПЦ МП заложен новый фундамент, который мятежный епископ Диомид назвал "сергианством". Современное устройство РПЦ МП выражает историческое развитие принципов, заложенных в Декларации 1927 года. Разгром Церкви, последовавший после Священного Собора, поставил РПЦ МП перед выбором одного из двух путей. Путь возрождения древних основ Православия, заповеданный Собором, не осуществился. РПЦ МП не пошла по пути реформ Собора.

Новый Кормчий повёл её по пути восстановления синодальной структуры и синодального духа. Эти ценности легко вписались в структуру атеистического государства и прижились в его лоне на грядущий век. Митрополит Сергий (Страгородский) справедливо писал, что невозможно сохранить структуру такой огромной организации как РПЦ МП, не войдя в солидарность с советской властью. Он создал структуру, принципы которой вписались в жесткие требования большевиков. Легализация Церкви требовала духовной солидарности с советской властью на основе безоговорочной капитуляции. Альтернативным мог быть путь, указанный в Постановлении Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), Священного Синода и Высшего Церковного Управления от 7/20 ноября 1920 г. о самоуправлении епархий. Такой путь митрополит Сергий не рассмотрел.

2. Сергианский раскол

Митрополит Сергий взял в руки церковную власть после смерти святителя Тихона. Он заявил себя Первоиерархом на спорных канонических основаниях. В 1927 г. он издал "Декларацию", неоднозначно воспринятую Церковью, и она раскололась. Принявших "Декларацию" стали называть "сергианами". Большинство православных епископов, клириков и мирян в России осудили "Декларацию" и перестали возносить за богослужением имя митрополита Сергия. От "Декларации" отмежевались Соловецкие мученики и Зарубежная Церковь. Отказавшихся поминать митрополита Сергия в качестве Первоиерарха назвали "непоминающими". Так возникла Катакомбная Церковь "непоминающих", укорившая митрополита Сергия в нарушении канонических традиций и узурпации церковной власти. Приспосабливаясь к новым условиям, "Декларация" противопоставила решениям Священного Собора новый канонический порядок. Этот порядок не повреждал догматы и таинства. Отступления касались церковного управления. Зёрна, из которых выросли принципы нынешней политики РПЦ МП, посеяла "Декларация". Она стала программным документом РПЦ МП, "сохранив образ благочестия и отвергшись его силы". Семена проросли, расцвели и принесли плоды. Сегодня в РПЦ МП праздник урожая. Критика её современных документов – Устава и суда – не будет эффективной, пока не выявлены корни, из которых они растут. Эти документы лишь формализуют принципы, заложенные "Декларацией". Необходимо оценить принципы основополагающего документа, сокрытого многолетним молчанием.

3. Безоговорочная капитуляция

Вопреки декрету "Об отделении Церкви" церковная власть породнилась с советским государством, стала необходимой частью его системы, а позднее - номенклатуры. Для этого следовало изменить церковное сознание. Солидаризуясь с государством, церковная власть не отмежевалась от его политических амбиций и уклонилась от нравственной оценки его поступков. РПЦ МП разделяла, одобряла и поддерживала мероприятия Советской власти в эпоху гонений, разрушения и закрытия храмов. Когда советская власть преследовала духовенство и верующих, создавала искусственный голод в своей стране или вводила войска на территории других государств, РПЦ МП поддерживала её благосклонным молчанием. За весь период советской власти РПЦ МП ни разу не осудила её варварские акции. Она с восторгом отзывалась о вождях, присоединяясь к "аплодисментам, переходящим в овации". Такую позицию задала Декларация: "Мы, церковные деятели, не с врагами нашего советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и нашим правительством. Мы хотим быть Православными и сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, сознаётся нами как удар, направленный в нас. Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за внимание к духовным нуждам Православного населения, а вместе с тем заверим Правительство, что мы не употребим во зло оказанное нам доверие". Соловецкие епископы усомнились в искренности митрополита Сергия: "Такого рода выражение благодарности в устах Главы РПЦ не может быть искренним, и потому не отвечает достоинству Церкви".

В дальнейшем прославление Сталина устами иерархов и клириков РПЦ МП доходит до бесстыдства, когда славят то, что совесть осуждает как грех. Это не упрёк. Страх перед насилием естественен для человеческой немощи. Мученичества нельзя требовать. Произошёл известный в психологии эффект, когда жертва со страху влюбляется в своих палачей. Сегодня это называется "стокгольмский синдром". Отказавшись быть совестью народа, РПЦ МП мало по малу растеряла важнейшую социальную ценность своего служения – нравственный авторитет. В отзыве на Декларацию Соловецкие мученики писали: "Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства".

4. Госконтроль над епископатом

Советская власть нуждалась в легализации, чтобы получить контроль над формированием иерархии и право "вето" на служение любого клирика. Под "легализацией" понималась "регистрация" архиереев, клириков и общин. Церковь тоже нуждалась в легализации, чтобы облегчить своё бесправное положение. Полковник ОГПУ Евгений Тучков, курировавший на Лубянке религиозные вопросы, последовательно обращался с предложением легализации к митрополитам Петру, Агафангелу, Арсению, выдвигая условия:
1. Опубликование декларации желаемого содержания;
2. Устранение "неблагонадёжных" епископов;
3. Осуждение заграничных епископов;
4. Установление контактов определённого характера, чтобы использовать авторитет Церкви в политических интересах государства.

Все эти иерархи решительно отказались от предложенных Тучковым условий. Соловецкие епископы сознавали угрозу, нависшую над церковной свободой, и подчёркивали в своём послании опасность преступить границы простой лояльности и поработить Церковь советскому государству. Важнейшим был вопрос контроля над кадрами. Большевики понимали его важность.

Е. Тучков предложил возглавить Церковь митрополиту Кириллу (Смирнову) при условии негласного контроля большевиков над составом епископата. Митрополит Кирилл согласился на контроль, но – гласный! Он полагал, что епископ должен знать мотивы своего отстранения – политические или церковные. В этом вопросе обман неизбежно оказывался изменой Церкви и предательством собрата. Известен разговор Е. Тучкова с митрополитом Кириллом (Смирновым), законным преемником святителя Патриарха Тихона. Согласившись возглавить Церковь, митрополит Кирилл не принял условий Тучкова:
 – Если нам потребуется удалить архиерея, Вы должны устранить его от управления.
 – Если он виновен в церковном преступлении, да. В противном случае я скажу: "Брат, я против тебя ничего не имею, но вынужден тебя удалить по требованию властей".
 –
Нет, Вы должны найти за ним церковную вину и сами принять решение.

Такое требование угрожало Церкви параличом воли. Митрополит Кирилл понял и ответил: "Вы не пушка, а я не бомба, что бы подрывать Церковь изнутри". Тучкова не устроила его позиция, и митрополит Кирилл поехал в Сибирь.

Предложение Тучкова принял митрополит Сергий (Страгородский). Началась спекуляция "буквой канонических норм", как выразился митрополит Кирилл (Смирнов), для расправы с неугодными. Единичные смещения епископов вскоре сменились массовыми. "Когда бывало, чтобы переводили одновременно свыше 40 епископов, причём даже без их ведома?" – спрашивает митрополит Иосиф (Петровых). Негласное назначение епископов органами советской власти на не менее чем на 70 лет стало нормой, нарушающей каноны: "Избрание в епископа, пресвитера и диакона, делаемое мирскими начальниками, недействительно". (Двукр. 9; Сед митрополит 3).

5. Положение епископа

Всенародное избрание Патриарха в 1917 г. провозгласило торжество соборности. Дальнейшие избрания Патриархов сделались кулуарными. Именно такую норму установил Устав РПЦ МП. Закрытость назначений скрывала тайное участие "мирских начальников". Закрытым от Церкви стало избрание и назначение всех епископов. Устранение епархии, в которую назначается епископ, от участия в его избрании: во-первых, нарушает святоотеческий принцип: "Кто хочет всеми управлять, должен быть всеми избран". Во-вторых, лишает епископа права на представительство своей епархии. На Соборе он может представлять только себя самого, но не свою епархию. Так решается разгоревшийся в последнее время спор о составе Собора.

Спор решает способ формирования епископата. Если епископы избраны своими епархиями в порядке, установленном канонами, они являются законными представителями своих епархий на Соборе, и участие клира и мирян не актуально. Назначенный епископ не может представлять епархию, которая его не избирала. Поставление епископа состоит из двух актов: избрания и хиротонии. Заменив избрание назначением, РПЦ МП лишила епископов права на законное представительство. Епископы РПЦ МП сохраняют апостольское преемство через хиротонию, включающую рукоположение, но представляют не Церковь, а только себя самих.

То же следует сказать о "кулуарном" избрании Патриарха. Избранный в закрытом заседании епископов Патриарх представляет архиерейскую корпорацию, а не Церковь, которая его не избирала. Утратив законное каноническое положение, епископ не связан с паствой и превратился в бюрократа, отправляющего административные функции. Утрачена обратная связь. Контроль советской власти вынуждал епископа уважать правовые и канонические нормы. Когда гражданская власть отменила контроль, епископ вовсе забыл об ответственности и превратился в человековладельца-крепостника. Если говорить всерьёз о епархиальной структуре управления, изложенной в Уставе РПЦ МП, вызывает удивление пренебрежение к человеческой личности:

1. Фиктивная "десятка-двадцатка", подменила реальную общину. Прихожан не регистрируют в общине, их права и статус не прописаны. По советской терминологии это "лишенцы". В храме они утратили субъектность, обезличились, стали объектами, наряду с аналоями и подсвечниками. В отличие от подсвечников, они не числятся даже в инвентарной описи и беззащитны перед произволом. Устав позволяет епископу разогнать любую общину.

2. Беззащитны клирики. В Уставе прописаны их обязанности, но не прописаны права. Епископ может любого клирика "с кашей съесть". Ответственность епископа формальна. Всерьёз относиться к Уставу смешно. Епархия по Уставу не живёт. Епископ Устав не читал и читать не станет.

6. Фиктивное законодательство РПЦ МП

Сталинская Конституция была "самой демократичной в мире". Это правда. Она действительно содержала либеральные обещания, которые гарантировали свободу личности в гражданском обществе. Не было только гражданского общества и свободной личности. Была грандиозная реклама, отражавшая пустые обещания в прессе и кино. Граждане СССР поддерживали её в силу служебного и общественного положения, партийности и животного страха. Фильм "Кубанские казаки" демонстрировал изобилие и свободу, когда на трудодень давали 200 г хлеба крестьянам, лишённым паспорта и привязанным к колхозу, а полстраны сидело в лагерях. Ещё А.С. Пушкин замечал печальный парадокс: "В России гуманные законы и кнутобойные указы". Конституция утверждала гражданское общество, а спецслужбы отрезали пути к нему.

Далеко не все разделяли такую социальную позицию. Многих не коснулись репрессии и смерть близких. Они жили по другую сторону колючей проволоки в коммунальных квартирах, получали бесплатное лечение и образование, ездили в санатории, вступали в партию и выходили на пенсию. Советскую идеологию принимали как собственное мировоззрение. Благополучие освещал образ Вождя, как солнце, отражённое в миллионах портретов. Позднее это назвали культом личности. При жизни его чтили как отца, поклонялись как богу. Политруки и епископы пели ему панегирики, акафисты и славословия.

Структура РПЦ МП до наших дней сберегла советский стиль и архаичный пафос в жизни и документах: Устав РПЦ МП, Положение о суде, Социальная концепция – мертвые документы, оторванные от действительности. Подобно Сталинской Конституции, они не отражают реальную жизнь и не влияют на неё. Они есть, и как будто их нет. В советской жизни приходилось принимать "линию партии", если хочешь выжить. Конституцию никто не принимал всерьёз.

Чтобы выжить в РПЦ МП, нужно подчиниться основному правилу, принятому Архиерейским Собором 2008 г: "Полнота власти в РПЦ МП принадлежит Архиерейскому Собору. Полнота власти в епархиях принадлежит архиерею" (Положение о церковном суде РПЦ МП, ст.3, 1-2). "Судебная власть" - излишнее уточнение, поскольку исполнительная и законодательная власть принадлежит им же. Все соборные институты Церкви сведены к фикции. Епископ имеет власть, а все остальные не имеют прав. Согласно приведённым документам, власть в РПЦ МП принадлежит не Богу, а епископу.

7. Нарушение соборных определений.

От имени Церкви митрополит Сергий расписался в политической лояльности, как мы уже цитировали выше. Не согласным с его политическими установками внутри страны митрополит Сергий предлагает "переломить себя или устраниться". От заграничного духовенства требует письменного обязательства в политической лояльности под угрозой исключения из клира.

"Угроза запрещения эмигрантским священнослужителям нарушает постановление Собора от 3/16 августа 1918 г, разъяснившее каноническую недопустимость церковных кар по политическим мотива митрополит Собор реабилитировал лиц, лишённых сана за политические преступления в прошлом (митрополит. Арсений Мациевич, священник Григорий Петров)"- констатирует отзыв Соловецких епископов. "Постановление Собора содержит отказ от церковной политики, оставляя каждому члену церкви свободу политической позиции в соответствии с его православной совестью. Никто не имеет права принуждать церковными мерами к политической солидарности" - пишет епископ Прилукский Василий (Зеленцов).

Митрополит Сергий единолично определил характер отношений церковной власти с государством на грядущие годы. От имени Церкви митрополит Сергий принимал самовластные решения, как мы видели, вопреки соборным решениям. Его личная власть упразднила и подменила церковную соборность. Тоталитарный характер государства неизгладимо запечатлелся в авторитарном стиле церковного управления. Советское государство было многолико. Оно умело обращать демократическое лицо к Западу и звериный оскал на собственный народ. Церковная власть научилась подбирать маски для любых аудиенций и реклам. Упразднив соборность, самовластие епископата оставило от неё одни узоры в церковных документах. Сергианство проникло в Церковь как альтернатива соборности, постепенно упразднило соборность и свело к фикции все соборные установления Церкви.

8. Отречение от мучеников.

Осуждая "зарубежных врагов" и "известные церковные круги", митрополит Сергий не называет имена "врагов", вписав в их число "верующих и церковных деятелей". Анонимность позволяет безответственно обвинить их в "убийствах, поджогах и подпольной борьбе у нас на глазах". Черная тень клеветы легла на "Соловецких", "колымских" и других исповедников. Митрополит Сергий оправдывает "справедливое недоверие и подозрение правительства к церковным деятелям", утаив правду о тысячах и тысячах верующих, клириках и епископах, без суда расстрелянных, безвинно томящихся в тюрьмах и лагерях за свою верность Христу. Митрополит Сергий отрекается от них, признав политическими преступниками. Соловецкие мученики отозвались на декларацию: "Послание патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и государством возлагает на Церковь". Это предательство своих братьев имело продолжение в истории РПЦ МП, когда иерархи ездили за рубеж убеждать, что в СССР нет гонений на веру Христову. Иерархи возвращали эмигрантов в СССР, обрекая их на расстрелы, лагеря и тюрьмы. РПЦ МП до сего дня не осудила эту клевету и предательство. Советская власть ушла в прошлое, но сознание епископа РПЦ МП, вскормленное идеологией Компартии и Правительства, продолжает по-прежнему ненавидеть "врагов народа" и преследовать их потомство. "Непоминающих" осуждали и репрессировали, позднее реабилитировали. После войны "непоминающие" объединились с РПЦ МП. Но для епископов-сергиан они навсегда остаются "братьями второго сорта".

9. Эффективность и успех.

Веками в основе церковного устройства лежала нравственная идея. Её формировали библейские заповеди и нормы: иерархия, десятина, запрет взимать проценты, налагать двойное наказание за одно преступление, требование двух-трёх свидетелей для установления факта, ограничение рабства конкретным сроком и проч. Христос углубил смысл этих предписаний, поставив во главу угла верность Богу и заботу о человеке. "В этих двух заповедях весь закон и пророки". Тысячелетия церковной истории вносили свои коррективы в церковную практику. Церковь раскрывала догматическое учение в противостоянии ересям и расколам. Догматы находили своё практическое осуществление в канонических правилах Церкви. Заповедь о любви к Богу и человеку оставалась неизменной основой христианской этики. Новизна позиции митрополита Сергия заключалась в замене нравственных и канонических принципов идеей эффективности церковной жизни, которую необходимо приспособить к новым условиям. Во главу угла церковной деятельности был поставлен принцип целесообразности. Понятие "пользы церковной" оправдывало все перипетии церковной политики. Принцип "церковной целесообразности" закреплён в Уставе РПЦ МП 1988 и 2000 г. (Гл.11, ст.25). Этот принцип опасно доводить до предела "цель оправдывает средства". Каиафа положил его в основу осуждения Христа. Цель не оправдывает средства. Это заблуждение. Осуществляя принцип, средства подменяют цель, и она не достигается. Её место занимают средства. Это и называют "церковной целесообразностью". Качество не требуется. Нужно количество. Любовь становится излишней роскошью. Место любви занимают послушание с одной стороны, и господство – с другой. Страшен образ, осуществляющий безлюбовное единство, именуемое дисциплиной. Он доведён до предела в организации Ада. Там нет ни любви, ни свободы. Там безоговорочное послушание Владыке Ада – сатане. Там жаловаться некому, впрочем, как в любой епархии РПЦ МП.

Устав не выпячивает этот принцип. Он существует скромненько в незаметной главе "Приходы", но идея "целесообразности" пронизывает своим замыслом Устав РПЦ МП. Это её главная беда – подмена евангельской нравственности и канонической правды прагматической целесообразностью.

Очень скоро "церковная" целесообразность стала служить частным интересам епископов и превратилась в раковую опухоль, которая пожирает весь церковный организм: евангельские принципы, этику и совесть, апостольские правила и вселенские каноны. Наконец, этот принцип коснулся церковного вероучения, и в первую очередь повредил догмат о Церкви. Борьба с "кафоличностью-соборностью" и Поместными соборами отстаивает главную ценность чиновника – любоначалие, жажду обладания.

Митрополит Сергий был талантливым и умным человеком. Он понимал, что допускает лукавство, возможно, надеясь со временем вернуться к честной политике. Но нельзя безнаказанно пожать лапу дьяволу. Лукавство пронизывает современные документы РПЦ МП. Эффективность сделалась основным принципом церковной жизни. Этот принцип берёт за критерий целесообразность в управлении, прибыль в коммерции, политический капитал во взаимоотношениях, а в качестве меры этих ценностей – успех! Выгода заменила нравственные принципы, как учил Ленин: "нравственно, что полезно. Что не выгодно, то безнравственно". В отношении к человеку его сформулировал Каиафа: "лучше, если погибнет один человек, а не весь народ". Не забудем, что этот человек – Христос.

10. Церковный статус епископа.

Власть архиереев никто не оспаривает. Клир и народ принимают эту власть, подчиняются ей, молятся об архиереях. "Кого посылает Домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как Самого Пославшего" (Святой Игнатий Антиохийский. Послание к ефесянам, VI). Факт власти епископа не оспаривается. Удивляет источник и пределы этой власти, вырвавшейся из границ догматов, канонов, этики и традиций.

1. Забывая об источнике иерархической власти, епископ приватизирует власть, которой мог бы пользоваться законно, и становится узурпатором власти.

2. Забывая о пределах иерархической власти, епископ ассоциирует себя с Богом. Он присваивает себе славу Бога и становится идолом.

В обоих случаях власть утрачивает "божественное полномочие" и превращается в голое насилие, запрещённое Христом Спасителем (Мф.20:25 и др.). Власть превращается в стихию, сметающую личность, как ветер сметает сор и прах. Такая власть не служит Церкви. Она расхищает наследие Божие. Протоиерей Н. Афанасьев пишет: "Господствовать или повелевать стадом Божиим означает пользоваться властью, не имеющей основания в любви". Всякое дело такой власти становится "рубкой леса", от которой, как щепки, летят человеческие жизни и судьбы, оскудевает стадо Христово. Церковное дело не следует строить на слезах и крови, как строилось коммунистическое благоденствие. Епископы обосновывают самовластие праведностью новомучеников, как муха в басне - "мы пахали". Оправдывая свои страсти и похоти, епископ ссылается на подвиги апостолов и святителей, которые "жизнь свою полагали за овец" (Ин.10,11). Епископ строит свой авторитет на чужой репутации. Так обосновали своё право фарисеи и "сказали Ему в ответ: отец наш Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Аврамовы делали бы. А теперь ищите убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога; Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего" (Ин.8:39-40). Апостол Павел призывает епископа: "показывай в себе образец добрых дел" (Тит. 2:7). Слепо довериться можно только Богу. Епископ должен доверие заслужить. Нельзя стирать различие между Хозяином и слугой. Нельзя смешивать епископа с Богом.

Евангельский и богословский, а не только гражданский протест вызывает странная и страшная позиция РПЦ МП, потерявшая смысл Домостроительства, пренебрегающая конкретной овцой, ради которой Христос воплотился и принял крестную смерть. Положение "забыло" о личности, христианине, клирике и мирянине. "Забыли" предоставить клирику канонические права и защиту от епископа, от его насилия над человеком. Верного и благоразумного домоправителя ставит господин над слугами своими – раздавать им в своё время меру хлеба. "Если же раб тот… начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться: то придёт господин раба того… и подвергнет его одной участи с неверными" (Лк.12:42-46). Христос подчёркивает, что домоправитель не становится хозяином дома, и несёт ответственность за своё управление. Подобно "злому рабу", епископ забыл, что Бог остаётся хозяином дома. Бог не дарит епископу овец. Он доверяет Своих овец его заботе. Епископ не замечает различия себя самого от Бога. Он жаждет абсолютной власти над человеком. Власть человека над человеком всегда сомнительна.

Кто епископ? Человек или бог? Кем его исповедует РПЦ МП? Кем осознаёт себя сам епископ? Когда Христос свидетельствовал: "Я и Отец – одно", иудеям было трудно понять: "Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом" (Ин.10;30,33). Когда апостол Петр засвидетельствовал: "Ты Христос, Сын Бога живого, Иисус сказал Ему в ответ: не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мф.16:16-17). Бог открыл римскому сотнику тайну Богочеловека: "истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк.15:39).

Кто откроет тайну епископа? Мы слышим непривычные современному слуху имена, обращённые к грешному человеку: "святой Владыка", "святейший", "высоко-пре-освящен-ней-ший", "господин" и "деспот". Мы Видим удивительные обряды поклонения человеку, допустимые в служении Богу: земные поклоны, публичные раздевания и одевания; хождение по орлецам, как по небу; целования рук и ног, воспевание его величия, усиленное хором льстецов, прославляющих божественную славу человека вплоть до возведения епархиального архиерея одесную Отца: "Владыка! Вы – правая рука Бога!". Эти слова и действия могут иметь разный смысл: епископ может приписать их себе или сану. Это его проблемы.

Но мы не смеем забыть, что золотой омофор – только символ, а не та заблудшая овца, которую Единый Пастырь выносит на плечах, обливаясь потом: "был пот Его как капли крови, каплющие на землю" (Лк.22:44). Мы не смеем забыть, что драгоценная шапка на голове епископа – украшение, а не терновый венец, пронзающий чело Спасителя. Мы знаем, что крест епископа обагрён не кровью, а рубинами и алмазами. Все формы имеют смысл, пока адекватно выражают содержание. Утратив содержание, символы превращаются в рисунки:

А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий)

Ритуальные действия и слова сохранились от поклонения римскому кесарю. В поисках обоснования власти, император провозглашал себя богом. Ему воздавали почести и приносили жертвы, как богу. Христиане не признавали кесаря богом, не воскуряли ему фимиам, не приносили жертвы. За это их называли безбожниками, предавали мукам и смерти.

В XII веке христианский кесарь провозгласил сакральность императорской власти: "царям всё позволительно делать, потому что на земле нет различия во власти между Богом и царём; царям всё позволительно делать, и можно нераздельно употреблять Божие на ряду со своим, так как самое царское достоинство они получили от Бога, и между Богом и ними нет расстояния" (А.П. Лебедев, "Исторические очерки состояния Византийской Восточной Церкви", М, 1902, стр.106). В XII веке христиане верили, что царское помазание изглаживает любые грехи. Толкуя 12-е правило Анкирского собора, Вальсамон на этом основании оправдывает убийцу императора Никифора Фоки.

Обожествление персоны епископа в силу хиротонии имело место в церковной истории. Хиротония во епископа рассматривалась как второе "крещение во оставление грехов". Это была очевидная ересь против Никейского Символа: "исповедую едино крещение". По словам М.Э. Поснова "система епархиального папизма нашла полное закрепление в Дидаскалии, памятнике III века, испорченном интерполяциями: "Епископ могущественный царь для вас; он, управляя вместо Бога, должен почитаться вами как Бог, ибо епископ председательствует у вас на месте Бога… благоговейте перед ним и воздавайте ему всяческие почести…Тот, кто носит диадиму, то есть царь, властвует только над телом,..епископ же властвует над душой и телом" (Ап. Пост. 2:26; М. Поснов. ИсторияХристианской Церкви, Брюссель. 1964 г. стр. 123). Епископам понадобились интерполяции, чтобы оправдать свои претензии на обладание душой и телом человека!

Трулльский собор в 691 г. осудил такой взгляд на епископа, как искажение церковного вероучения: "Оные Климентовы Постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического злословесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение" (Книга Правил, Шест. 2).

Нынешние христиане воздают божеское поклонение епископу, опираясь на традицию: покланяемся епископу не как Богу, а как Его иконе, ожившей в епископе. Литургический образ живёт в пределах богослужения. Явленое в ритуале, за его пределами лишь блекнет и становится воображаемым, обнажая фальшь позолоты. Величие ритуального образа парализует сознание епископа. Сняв облачение, он не выходит "из образа" Бога. Он вступает в реальную жизнь, всерьёз присвоив своей персоне славу неосуществлённого Первообраза. В отличие от епископа, кесари сознавали, что смертны, и усмехались над собственной божественностью. Епископ уклоняется от прямого ответа о своей божественности. Церковные документы РПЦ МП: Устав, Положение о суде, Социальная концепция – не позволяют разглядеть современное учение РПЦ МП о лице и природе епископа. Прямо и косвенно они формируют образ неограниченного всемогущества и святости, которым не соответствует смертный и грешный епископ. Это декларации, одинаково оторванные от традиции и от церковной действительности.

Если РПЦ МП исповедует епископа богом, против её соборных документов возразить нечего. Всемогущий бог является источником власти. В силу всеведения, его решения непогрешимы: он не ошибается, не подлежит контролю и критике. В силу святости его поступки безгрешны. Он не ограничен никем, кроме бога из соседней епархии. Архиерейский собор превращается в Олимп. Собор должен быть только Архиерейским: смертным на Олимпе делать нечего. Непонятно только, как это многобожие совместить с верой в Единого Бога.

Если же РПЦ МП признаёт епископа человеком, возникает законное возражение против её документов и практики: как РПЦ МП дерзает доверить бесконтрольную и неограниченную власть грешному человеку, зная его грехи и слабости, ошибки и пристрастия?

11. Церковное правосудие.

Принятое в 2008 году Архиерейским Собором РПЦ МП "Положение о церковном суде" не может применяться на практике и получить церковную рецепцию. Заведомо мёртворожденное, оно выпало из церковной традиции и здравого смысла по двум причина митрополит

Во-первых, Положению чужды идеи, из которых выросло понятие суда. В Положении отсутствует идея права и нет идеи правосудия, предусмотренной Откровением, Вселенскими канонам и международным правом: единое правовое поле и презумпция невиновности, состязательность сторон и независимость судей, открытость обвинения и приговора. Положение не содержит даже терминов "право" и "правосудие". Это пристрастный документ, озабоченный амбициями епископа и заведомо осуждённый Вселенскими канонами (например Карф. 16). Он не обеспечивает клирику право и защиту. О правосудии говорить не приходится, если:

1. Епископ совмещает в одном лице судью, обвинителя и заинтересованную сторону.
2. Положение заведомо не допускает виновность епископа. Жалобу на епископа Положение считает "явно клеветнической" и угрожает клирику, заведомо не допуская справедливой жалобы на епископа (Положение, ст.6: 20).
3. Обвинения, Протоколы и Решение суда осуждённому в руки не дают.
4. Апелляции на приговор не рассматриваются и остаются неосуществимой возможностью. Кому нужно право на апелляцию, которую никто не рассматривает? В мае 2007 г. протоиерей Янис Калныньш лишён сана судом. Ответ на апелляцию от Патриарха до сих пор не получен. Из личного опыта: за 50 лет священнослужения я не получил ни разу ответ из МП на многочисленные обращения и жалобы, в том числе, судебные.

Во-вторых, в основе Положения лежат екклезиологические ошибки, лишающие суд права называться "церковным".

Вот три самые нелепые ошибки.

Первая. "Положение" утверждает, что власть в Церкви принадлежит епископу". (Положение, ст.3, 1-2). Святотатственная приватизация божественной власти никак не вписывается в традицию Восточной Церкви: "паси овцы Моя"; "се, даю вам власть…"; "примите Духа Святого, им же отпустите грехи…". Не в собственность даю! Евангелие везде указывает источник власти в Боге, а не в епископе. Приходской Устав 1917-18 г. выражается скромно: "Архиерей пользуется, по Божественному полномочию, всей полнотой иерархической власти" (Священный Собор 1917-18 г. Определение 5 "О епархиальном управлении" гл.2:19). От "пользуется властью" до "власть принадлежит" – огромная дистанция. Власть не принадлежит епископу. Епископ – "подобострастный нам человек" (Иак.5:17). Нечестиво служителю похищать власть у своего Владыки.

Вторая ошибка. Положение видит задачу суда в "восстановления порядка" (Положение, ст. 2).

Вторая принципиальная ошибка искажает задачу суда. "Восстановление порядка" не может быть задачей суда. Это задача полиции, которая восстанавливает нарушенный порядок. Суд решает правовую задачу: установить вину и осудить нарушителя порядка, оправдать и защитить невиновного. Суд РПЦ МП не ставит правовую задачу. В своей присяге судья не обещает защищать человека, христианина, личность. Судья не обещает наказать обидчика и оправдать невиновного. Судья обещает "подражать Христу! Ограждать от ересей! Приводить к познанию, покаянию и спасению!" - всё, что угодно, кроме прямых обязанностей судьи. (Положение, присяга судьи). Собор не расслышал и не разглядел слов Христа: "не судите на лица, но праведный суд судите" (Ин.7,24). "Назначение права охранять личность в общественной жизни. Нарушение или искажение природы права неизбежно влечёт за собой покушение на самую личность человека" (протоиерей Н. Афанасьев "Церковь Духа Святого" Рига, 1994, стр.288). Церковный суд не ставит задачи охранять права личности. Положение не предоставляет подсудимому никаких прав, и не озабочено их защитой. Если прав нет, защищать нечего! Если церковный суд не защищает личность, он не вершит правосудие. Он превращается в суд Линча, направленный против человека и свободы, дарованной Богом. Оно и понятно: бесправные клирики и миряне не несут ответственность, которая следует из права, предоставленного и ограниченного нормой. Без права нет ответственности, как без закона нет греха, "ибо законом познаётся грех" (Рим. 3:20; 7:7-9). Это две стороны одной медали. Не виновен тот, кто не злоупотребил право. Виновными могут быть обладающие правами граждане. Церковный суд не судит клириков, как не судят овец, посланных на скотобойню. Нужна колбаса, а не правосудие. Суд обрекает клирика в жертву воле и замыслам епископа. "Церковным судом" назван инструмент насилия, чуждый природе Церкви и природе права. РПЦ МП возродила "чрезвычайку" и "тройки", восстанавливающие "порядок" без права и закона, полицейским насилием.

Третья ошибка. Третья принципиальная ошибка: "судебная власть проистекает из канонической власти епархиального архиерея" (Положение в ст.3, п.2). Положение воцерковляет природу права, чуждую Церкви и объявляет епископа источником внецерковного начала, пригрезившегося Церкви на её историческом пути. "В течение истории в церковную жизнь проникло право, которое стало в ней организующим принципом. Это было проникновением эмпирических начал из жизни старого эона, в котором Церковь, будучи "началом последних дней", продолжает пребывать. Как принадлежащее старому эону, право чуждо природе Церкви. Проблема права для Церкви есть, главным образом, проблема церковной иерархии, и её взаимоотношений с членами Церкви. Здесь лежит начальная точка, через которую право стало проникать в Церковь и в ней утверждаться. Служение предстоятельства на основе правовой власти является историческим соблазном, как результат проникновения права в Церковь. Отказавшись от евхаристического источника власти епископа, церковное сознание должно было заимствовать из эмпирической жизни принцип права для обоснования власти епископа, т.к. иного начала для власти епископа в самой церкви нельзя найти. Идея правовой власти привела к установлению правовых отношений между епископом и членами его церкви. В результате длительного исторического процесса иерархическое служение, вытекающее из самого существа Церкви, получило обоснование, которое вообще не содержится в Церкви" ("Церковь Духа Святого", стр.283, 295, 296).

Объявляя епископа источником правовой власти, церковные документы смешивают правовую и благодатную власть. Обе власти отождествлены в лице одного человека. Благодатная власть употребляется в качестве правовой, и правовая претендует быть благодатной. В результате благодатная власть теряет сакральный смысл. Сакральные санкции вырождаются в правовые, епископ из священнодействователя превращается в бюрократа.

12. Усовершенствовать или исцелить?

Усовершенствовать современное устройство РПЦ МП нельзя. На лучшем транспорте не приедешь куда хотел, если поехал не по той дороге. Принципы "сергианства" противоречат природе Церкви. Их нельзя усовершенствовать. Их можно осудить и упразднить. Удивительно, как Зарубежная Церковь после восьмидеятилетий противостояния "сергианству" приняла идеи Декларации, осуществлённые в устройстве РПЦ МП. Церковь живёт в истории, осуществляя вечную задачу. Сложившиеся формы её бытия отличаются от первоначальных. Трудно выйти за пределы привычных форм и представить, что они могли быть иными. Сознание часто не отделяет церковные причины от воцерковлённых факторов давно исчезнувшей эпохи. "Сергианство" – воцерковлённый фактор советской эпохи. Ему пора уйти вместе с ней. "Сергианство" пережило свою эпоху. "Церковь, выявляясь и воплощаясь в мире природном историческом, может принимать формы, свойственные этому миру" (Н.А. Бердяев "Философия свободного духа"). Пора освободить Церковь от коммунистических наручников. Дух советской власти олицетворяют не памятники Ленину, а его непогребённое тело. Декларация олицетворяет духовный сталинизм, которым так долго болеют страна и церковь. Болезнь не нужно "совершенствовать". Её надо лечить, если больной хочет выздороветь. Нынешнее положение устраивает иерархию РПЦ МП. Ей хорошо: тепло и сыро, и все решения за ней! Остальные уста запечатаны её властью: "пред вами суд и правда – всё молчи!" Только чудо исцелит Церковь от "сергианства" и возвратит ей соборную святую жизнь. "Человекам это невозможно, Богу же всё возможно" (Мф.19:26).

Нет другой надежды на возрождение Церкви.



Опубликовано:
часть 1: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=818   (1.IX.08)
часть 2: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=822   (5.IX.08)

 

на первую страницу сайта

 

 

 
на первую страницу
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»