В.Н.Кузнецова

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий

Оглавление

Предыдущая часть

ИИСУС – СПАСИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ И ЯЗЫЧНИКОВ (6.6 – 8.26)

6.6б-13 ИИСУС ПОСЫЛАЕТ АПОСТОЛОВ НА ПРОПОВЕДЬ

(Мф 10.1, 5-15; Лк 9.1-6)

6 Иисус переходил из селения в селение и учил.

7 Он созвал к себе Двенадцать Своих учеников и послал их по двое на проповедь и дал им власть изгонять нечистых духов. 8 Он велел им ничего не брать с собой в дорогу, кроме посоха: ни хлеба, ни котомки, ни денег – 9 только сандалии на ноги.

10 – И не берите с собой смену одежды, – говорил Он. – В каком доме остановитесь, там и оставайтесь, пока не покинете это место. 11 А если в каком-то месте вас не примут и не станут слушать, то, уходя оттуда, даже пыль с ног отряхните. Пусть это служит им предупреждением.

12 И они пошли и призывали людей возвратиться к Богу; 13 они изгнали много бесов и много больных излечили, помазав оливковым маслом.


11 В некоторых более поздних рукописях этот стих заканчивается словами: «Говорю вам: Тиру и Сидону будет легче в День Суда, чем тому городу».

7-13 Лк 10.1-12     13 Иак 5.14


Ст. 7 – В 3.13-15 сказано, что апостолы, являясь полномочными представителями Иисуса, должны будут заниматься тем же, чем занимался Иисус: возвещать скорое наступление Царства и приготовлять для него путь, исцеляя больных и изгоняя бесов. И вот сейчас впервые рассказывается, как Иисус отправил их одних исполнять порученное им дело. Иисус передал им часть Своей исцеляющей силы. Они посланы по двое, вероятно, потому, что свидетельство двух человек было более авторитетным, чем одного. Кроме того, дороги были опасны и люди предпочитали путешествовать группами.

Ст. 8-9 – Они отправлены в путь, как воины в поход. Время не терпит, у них срочное дело, поэтому они должны идти налегке, даже без припасов и смены одежды (дословно: «не надевайте двух хитонов»), разрешались лишь дорожный посох да сандалии, потому что ходить по раскаленному песку или по каменистым дорогам без обуви было очень трудно. Несомненно, такие требования были исполнимы только в условиях Палестины, где расстояния были небольшими. Павел и другие христианские миссионеры уже не могли руководствоваться ими.

Ст. 10-11 – Апостолы не должны заботиться о комфорте, Иисус велит им останавливаться в том доме, где их примут, а не искать дом получше. Но тем, кто отвергнет их весть, апостолы должны были сделать суровое предостережение, отряхнув пыль с ног. Когда евреи возвращались из-за границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что они очищаются от скверны язычников. Этот жест стал выражать крайнее отвращение и существует до сих пор в странах Востока. Апостолы тем самым объявляли, что они не отвечают за их судьбу, они их предостерегли. Если те будут упорствовать в своей вражде к Божьей воле, они больше не будут рассматриваться как часть народа Божьего.

Ст. 12-13 Их миссия была успешной. Исцеляя больных, апостолы мазали их оливковым маслом – и не только потому, что масло в древности считалось хорошим лекарством, но и потому, что во время прикосновения больным передавалась исцеляющая сила Иисуса (ср. 1.31, 41; 5.41).

6.14-29 СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

(Мф 14.1-12; Лк 9.7-9)

14 Тем временем услышал обо всём царь Ирод: имя Иисуса стало повсюду известно; говорили, что это Иоанн Креститель встал из мертвых и потому в Нём такая сила; 15 другие говорили, что это Илья, а некоторые – что пророк, такой, как прежние пророки. 16 Но Ирод, слушая, говорил: «Это Иоанн, которого я обезглавил. Это он встал из гроба». 17 Этот самый Ирод приказал взять под стражу Иоанна и бросить его в тюрьму из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа, на которой он женился. 18 Иоанн говорил Ироду: «Нельзя тебе жить с женой брата». 19 За это Иродиада возненавидела его и добивалась его смерти, но ничего не могла поделать. 20 Ирод боялся Иоанна, он знал, что Иоанн – праведный и святой человек, и берег его. Ему нравилось слушать его, хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение.

21 Подходящий случай выдался в день рождения Ирода, когда тот устроил пир для вельмож, военачальников и галилейской знати. 22 Туда явилась его дочь Иродиада, и пляска ее так понравилась Ироду и гостям, что царь сказал девочке:

 – Проси у меня чего пожелаешь. Всё дам! 23 – И царь поклялся: – Всё тебе дам, чего ни попросишь, до половины царства.

24 Она вышла спросить у матери:

 – Чего мне просить?

  – Голову Иоанна Крестителя, – ответила та.

25 Девочка тут же поспешила к царю и потребовала:

– Я хочу голову Иоанна Крестителя на блюде, дай мне ее сейчас же!

26 Царь сильно опечалился, но не решился ей отказать из-за клятвы, данной перед гостями. 27 Он тут же послал телохранителя и приказал принести ему голову. Тот отрубил в тюрьме Иоанну голову, 28 принес ее на блюде и отдал девочке, а та отдала матери. 29 Ученики Иоанна, узнав об этом, пришли, забрали тело и похоронили.


14 говорили – в некоторых рукописях: «говорил».
20 хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение – в некоторых рукописях  другое чтение: «он многое делал, слушаясь его».
22 его дочь Иродиада – в некоторых рукописях: «дочь Иродиады».

17-18 Лк 3.19-20       18 Лев 18.16      23 Есф 5.3, 6; 7.2


Между рассказом об уходе апостолов на проповедь и их возвращением Марк, следуя своему излюбленному приему, вставляет рассказ о смерти Иоанна Крестителя. Это единственный рассказ во всём Евангелии, в центре которого стоит не Иисус, а кто-то другой. Но даже здесь причиной рассказа о смерти Иоанна являются противоречивые слухи о личности Иисуса. В Нём видят или пророка, или воскресшего Иоанна. Приход Ильи ожидался перед наступлением конца, приход пророка тоже знаменовал новый этап в отношениях между Богом и Израилем, так как пророчество уже давно умолкло. Кроме того, Илья гневно обличал народ в неверии, а царя в нарушении Закона и безнравственности.

Ст. 14-16 – Галилеей в это время правил Ирод Антипа (4 г. до н.э. – 39 г.), сын Ирода Великого и Мальтаки. Он был не царем, а тетрархом, то есть правителем «четвертой части», небольшой территории, зависимой от Рима. Когда он наконец обратился к римскому императору Гаю Цезарю (Калигуле) с просьбой о царском титуле, его лишили власти и отправили в ссылку в Галлию. Но люди не особенно разбирались в тонкостях титулатуры и называли его царем. Вероятно, Ирода мучила совесть за смерть Иоанна, и хотя некоторые думали по-другому, видя в Иисусе явившегося на землю пророка Илью, он был убежден, что Иисус  – это казненный им Иоанн. В 1.14 сообщалось, что он арестован, а сейчас мы узнаём, что он уже погиб.

Ст. 17-19 – Согласно Иосифу Флавию, Ирод казнил Иоанна по политическим мотивам, опасаясь, что его огромная популярность может стать причиной народного восстания против растленного царя. Иосиф тоже связывает смерть Крестителя с новой женитьбой царя, хотя и опосредованно. Чтобы жениться во второй раз, он развелся с первой женой, дочерью царя Набатеи, после чего разгневанный тесть пошел на него войной. Армия Ирода была разбита, и народ считал, что это Божье наказание Ироду за то, что он сделал с Иоанном. Вот что говорит Иосиф Флавий: «Некоторые иудеи видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убийство Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести праведный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивые чувства к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях, учил Иоанн, омовения угодны Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения тела, тем более что душа их заранее успела очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, то Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массы, вполне подчинившиеся ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив и казнив его раньше, чем ему пришлось раскаиваться, когда будет поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон и там казнен» (Иуд. Древн., XVIII, 5, 2).

Новая жена Ирода, Иродиада, была дочерью Аристобула, сына Ирода Великого и Мариамны I, и приходилась Ироду племянницей. Согласно Иосифу Флавию, тетрарх Филипп, сын Ирода и Клеопатры Иерусалимской, был женат на Саломее, а не на Иродиаде. Возможно, имеется в виду еще один сын Ирода Великого (от Мариамны II), тоже Ирод, у которого могло быть второе имя Филипп. Генеалогическое древо Иродов было очень запутанным.

Закон Моисея (Лев 18.16; 20.21) запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак как кровосмешение. Кроме того, Иродиада покинула мужа сама, в то время как по еврейскому закону право на развод имел только муж. Так как в синоптических Евангелиях Иоанн отождествляется с Ильей, то и в самом рассказе есть некоторое сходство с историей Ильи, Ахава и Иезавели: слабый царь Ахав по наущению жены преследовал пророка за то, что он обличал идолопоклонство (3Цар 16.31).

Ст. 20 – Хотя Ирод и заключил Иоанна в тюрьму, он относился к нему с большим уважением и, вероятно, с суеверным страхом. Он даже часто беседовал со своим узником, хотя его речи и приводили царя в сильное смущение.

Ст. 21 – Ирод устраивает пир в своем дворце в честь дня рождения. Иосиф Флавий говорит, что Иоанн был заточен в крепость Махерон, на восточном побережье Мертвого моря. Но у царя была также резиденция в Тибериаде, на Галилейском море. Может быть, события разворачивались именно там, потому что говорится о присутствии на пиру галилейской знати.

Ст. 22 – Восточные пиры были сугубо мужскими, поэтому некоторых толкователей смущает то, что принцесса танцевала перед пьяными мужчинами. Ее танец перед захмелевшими гостями был, вероятно, очень зажигательным. Конечно, такого не должно было быть, но Ироды не отличались высоконравственным поведением. Традиционно считается, что девушку звали Саломеей и что она была дочерью Иродиады от прежнего брака. Но некоторые важные древние рукописи называют ее Иродиадой, дочерью Ирода.

Ст. 23 – Здесь рассказ приобретает ярко выраженные фольклорные черты. Пьяному Ироду так понравилась пляска своей дочери или падчерицы, что он готов исполнить любое ее желание, вплоть до половины царства. Но надо помнить, что тетрархия Ирода была в вассальной зависимости от Рима, так что он не мог свободно распоряжаться своим «царством». Как уже было сказано выше, за одно его желание закрепить за собой титул царя Рим лишил Ирода Антипу всех владений и отправил в ссылку.

Ст. 24-25 – В рассказе, несомненно, чувствуется некоторое влияние Книги Есфирь (особенно 5.3-4) и мидраша на эту книгу, где царю тоже приносят на блюде голову его врага.

Ст. 26-27 – Поведение Ирода отчасти напоминает поведение Понтия Пилата. Тот тоже пытался защитить Иисуса, но он не смог преодолеть нравственную слабость и трусость.

Ст. 28-29 – Так трагически закончилась жизнь предтечи Иисуса, и его кончина пророчески предвещала судьбу Того, кого он возвестил.

6.30-44 ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ

(Мф 14.13-21; Лк 9.10-17; Ин 6.1-14)

30 Апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему обо всем, что сделали и чему научили. 31 Он говорит им:

 – А теперь отправляйтесь куда-нибудь в безлюдное место, побудьте там одни и немного отдохните.

  Действительно, люди непрерывно сменяли друг друга, и им некогда было даже поесть. 32 Они тайком отправились на лодке в пустынное место.

33 Но их всё же увидели, когда они отплывали, и многие их узнали. И со всех окрестных городов побежали туда берегом люди и оказались на месте раньше их. 34 Иисус, выйдя на берег, увидел большую толпу. Ему стало их жалко, потому что были они как овцы без пастуха. Он стал их многому учить.

35 Время было уже позднее, и ученики, подойдя к Нему, сказали:

  – Место пустынное, и время уже позднее. 36 Отпусти их, пусть сходят в окрестные деревни и селения и купят себе поесть.

37 – Накормите их сами, – ответил Иисус.

 – Уж не пойти ли нам купить для них хлеба? Денариев так на двести! Тогда накормим! – говорят они.

38 – Сколько у вас хлеба? Сходите посмотрите, – говорит Он им.

Они посмотрели и отвечают:

 – Пять хлебов и две рыбы.

39 Он велел ученикам рассадить народ группами на зеленеющей траве. 40 Они расселись рядами по сто и пятьдесят человек. 41 Иисус взял пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небу, произнес молитву благодарения, разломил хлеб и дал ученикам, чтобы те его раздали. Он разделил на всех и две рыбы. 42 Все ели и наелись 43 и еще набрали кусков хлеба и рыбы полных двенадцать корзин. 44 А едоков было пять тысяч человек.


44 едоков – в некоторых рукописях: «евших хлеб».

30 Лк 10.17    31 Мк 3.20    34 Числ 27.17; 3Цар 22.17; 2Пар 18.16; Иез 34.5; Мф 9.36; 15.32; Мк 8.2


Ст. 30-32 – После успешного завершения своей миссии апостолы (здесь они впервые после избрания названы так) возвратились к Иисусу, и Он, заботясь об учениках, решает, что они должны отправиться куда-нибудь в безлюдное место, чтобы немного отдохнуть. Каким-то образом об этом стало известно толпе.

Ст. 33 – Так как мы не знаем, откуда и куда отправились Иисус с учениками, то нет смысла заниматься гаданиями, каким образом толпа сумела опередить их и оказаться на месте высадки раньше. Возможно, она была недалеко от того места, куда направлялась лодка, и люди, увидев Иисуса с большого расстояния, двинулись туда. Им, может быть, даже пришлось ждать, пока лодка причалит.

Ст. 34 – Иисусу жалко людей, потому что они были как овцы без пастуха. Этот образ уже не раз встречался в Ветхом Завете, так в Священном Писании изображался Израиль, когда у него не было руководителя и наставника (Числ 27.17; 3Цар 22.17; Иез 34.5 и др.). У этих людей есть Храм, священники, богословы, знатоки Закона, но люди духовно голодны, потому что «пастыри пасли самих себя», вместо того чтобы пасти стадо. Кроме того, Давид был пастухом, и его отпрыск, грядущий Помазанник тоже часто изображался в виде пастыря народа (ср. Иер 23.1-6; Иез 34.22-23). Иисус – это истинный Пастырь, который заботится об овцах: Он дает им «пищу», то есть учит (ср. Ин 10.1-30).

Ст. 35-36 Время позднее – это означает, что наступал вечер, обычное обеденное время в Палестине, где ели дважды в день: утром и ближе к вечеру. Люди провели с Иисусом почти весь день без обеда. Место пустынное – следовательно, им понадобится некоторое время, чтобы дойти до ближайших населенных мест, где они могли бы купить себе еды.

Ст. 37-38 – Иисус предлагает ученикам самим позаботиться о пище для собравшихся: «Накормите их сами». Ведь они, отправляясь в миссионерское путешествие, были наделены силой Иисуса. Но они отвечают так, как в свое время ответил Моисей Богу (Числ 11.13, 21-22). Чтобы купить достаточно продовольствия для такого количества народу, не хватило бы и двухсот денариев. Денарий – это серебряная римская монета, средняя заработная плата наемного работника, на эти деньги могла целый год существовать семья. У учеников таких денег нет, и Иисус это знает. Так зачем же предлагать невыполнимое?! В тоне их ответа сквозит раздражение и насмешка. Вероятно, это смутило Матфея, который опустил недостаточно почтительные слова. У них самих только пять хлебов (это небольшие плоские лепешки наподобие лаваша) и две рыбы. Кстати, это очень немного для тринадцати человек.

Ст. 39-40 – Иисус велел людям сесть на зеленеющей траве. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на то, что чудесное насыщение происходило ранней весной, когда в Палестине еще зеленеет трава, которая позже выгорит под жарким солнцем. Евангелист Иоанн также говорит, что чудесное дарование пищи было перед Пасхой (март – апрель). Для того чтобы удобнее было обносить людей пищей, им было велено расположиться рядами (буквально: «грядками-грядками» и «пирушками-пирушками») по сто и пятьдесят человек.

Ст. 41 – Иисус взял эту обычную для рыбаков Галилеи скудную пищу и произнес над ней молитву благодарения (буквально: «благословил»). Перед началом еды евреи всегда читали благодарственную молитву Богу, которая начиналась словами: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной», а затем хозяин или наиболее уважаемый гость разламывал хлеб и раздавал его остальным, а если гостей было очень много, то это делали помощники или слуги. Иисус, выступая хозяином трапезы, поступает так же, но если обычно молитву читали, глядя на хлеб, то Иисус делает это, подняв глаза к небу. Вероятно, это был характерный для Него жест, и, может быть, ученики в Эммаусе узнали Иисуса благодаря ему (Лк 24.30-31).

Ст. 42-43 – И всем пяти тысячам хватило хлеба и рыбы, все наелись досыта, и еще осталось двенадцать корзин остатков – гораздо больше, чем было в начале!

Но что же всё-таки произошло? Нам более или менее понятны чудеса исцеления, ведь врачи тоже лечат, просто Иисус лечит успешнее. Были тогда и экзорцисты, изгонявшие бесов. Иисус делал это быстрее и легче и всегда с успехом. Но каким образом умножился хлеб? Неоднократно предпринимались попытки рационального объяснения того, что произошло. Гиперкритики утверждали, что число людей, евших хлеб, сильно преувеличено, как часто бывает в народных рассказах (ср. один прокаженный у Марка и десять у Луки; один иерихонский слепой у Марка и два у Матфея; количество убитых Иродом вифлеемских младенцев, согласно церковной традиции, в несколько раз превосходит количество всех жителей этого городка). Другие толкователи видели в насыщении своего рода евхаристию, где каждому достался крошечный кусочек. Кое-кто допускал, что имело место чудо, но «чудо пробуждения человечности»: дескать, у некоторых в толпе были припасы и, когда ученики отдали собственный хлеб, остальные тоже развязали свои мешки и поделились с соседями. Но в рассказе Марка нет никаких оснований для подобных утверждений. В Ветхом Завете есть несколько отчасти похожих рассказов. Известно, что не убывали мука и масло у сарептской вдовы (3Цар 17.11-16); пророк Елисей тоже умножил масло в кувшине другой вдовы (4Цар 4.1-7); тот же пророк накормил двадцатью ячменными хлебцами сто человек (4Цар 4.42-44). Но самое большое сходство – не столько в деталях, сколько в духовном смысле события – видно в рассказе о чудесном насыщении народа Израиля манной в пустыне.

Из этого рассказа мы вряд ли узнаем, как Иисус это сделал, но мы узнаем нечто очень важное о Нем самом. Иисус предстает как новый Моисей, но Он превосходит его, о чём прямо говорится в Ин 6.32-33. Об этом свидетельствует даже тот факт, что здесь пищи осталось целых двенадцать корзин, в то время как манны нельзя было собрать больше, чем человек мог съесть. Кроме того, в еврейской традиции манна, данная через Моисея, стала символом Торы, то есть Закона Моисея. Так и Иисус, прежде чем дать народу изобилие пищи, сначала их многому учил, то есть духовно насыщал Своим учением. 

Как уже было сказано выше, это событие могло произойти перед Пасхой, а согласно традиции, манна была дарована в те дни, когда разрешалось есть Пасху тем, кто по какой-то причине не смог сделать этого в положенный срок. Как Бог, спасая Свой народ от рабства, насыщает его в пустыне, так и Помазанник, приход которого, согласно народным верованиям, ожидался на Пасху, спасает народ от рабства у греха и тоже насыщает его в пустыне, тем самым предваряя эсхатологический мессианский пир.

Конечно же, христиане, слушая или читая этот текст, не могут не увидеть параллели с рассказом о последней трапезе Иисуса. Там те же слова: «взял, поблагодарил, разломал, дал». Так проходила и евхаристия в ранней Церкви: христиане сидели за столом, а диаконы обносили их евхаристическим хлебом. Евангелист Иоанн прямо связывает рассказ о чудесном насыщении с установительными словами евхаристии (Ин 6.51).

Обычно рассказы о чудесах Иисуса заканчиваются тем, что толпа выражает изумление и восторг. Здесь нет ничего подобного, создается впечатление, что никто ничего не заметил, даже ученики, разносившие пищу, потому что ниже, в ст. 52, будет сказано, что они не поняли значения этого чуда. Это еще раз говорит о том, что само по себе чудо не является источником веры, человек способен просто не заметить его, каким бы великим оно ни было.

О попытках символического истолкования чисел см. ком. на 8.1-10.

6.45-52 ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДЕ

(Мф 14.22-33; Ин 6.15-21)

45 Затем Иисус велел ученикам сразу же сесть в лодку и плыть на другой берег, к Вифсаиде, не дожидаясь, пока Он отправит народ. 46 Простившись с людьми, Он поднялся на гору помолиться. 47 Когда настал вечер, лодка была посреди моря, а Он оставался один на берегу. 48 Увидев, что они выбились из сил, борясь со встречным ветром, Он на рассвете пошел к ним по морю и, казалось, хотел пройти мимо них. 49 Видя, что Он идет по морю, они решили, что это призрак, и закричали, 50 потому что все видели Его и сильно перепугались. Но Он тут же заговорил с ними:

   – Смелей, это Я, не бойтесь! – 51 И вошел к ним в лодку.

Ветер сразу стих. Это их поразило еще больше. 52 Они ведь не поняли, что значило чудо с хлебами, сердца их оставались слепы.

 

Ст. 45 – При чтении этого отрывка невольно возникает ощущение, что в действиях Иисуса появляется некоторая поспешность. Он торопится отправить учеников на другой берег. Вифсаида (евр. Бет-Сайд`а) – это, вероятно, город Вифсаида Юлия (о ней см. ком. на 8.22).

Ст. 46 – Сам же Иисус уходит молиться на гору. Марк не дает этому никаких объяснений. Но в 4-м Евангелии есть загадочные слова о том, что Иисус вынужден поспешно скрыться, потому что люди, увидев чудо умножения хлеба, хотели провозгласить Его царем (6.14-15). То есть они все-таки увидели чудо, но истолковали его не так, как должно: для них Помазанник – победоносный царь, триумфатор, национальный герой и патриот – и Иисусу ничего не остается, как бежать. О молитве Иисуса см. коммент. на 1.35.

Ст. 47 – Настал вечер – на самом деле уже давно должна была наступить ночь, так как о том, что время позднее, сказано в 6.35, а после этого произошло еще очень много событий: ученики разносили хлеб, пять тысяч человек ели, потом нужно было собрать оставшиеся куски. Обычно это объясняют тем, что первоначально эти два события – насыщение хлебом и хождение по воде – были разорваны во времени и лишь потом ранняя христианская традиция соединила их в один блок.

Ст. 48 – Вероятно, встречный ветер был очень сильным, потому что ученики, отправившись вечером, к рассвету были только на середине озера (Иисус шел к ним «в четвертую стражу ночи», согласно римскому счету времени это было между тремя и шестью часами утра). Хотя они и выбились из сил, нигде не говорится, что они терпели бедствие и нуждались в срочной помощи. Иисус направился к ученикам, для Него сильный встречный ветер не был помехой. Но Он хотел пройти мимо них, значит, Он шел не на помощь ученикам. Как тогда понять эти слова? Обычно нестыковки объясняются тем, что в Евангелии слились два первоначально независимых рассказа: один о спасении учеников, а другой о Богоявлении, каким является чудо хождения по воде. Но загадка этих слов будет, возможно, разрешена, если вспомнить, что подобные слова были сказаны Богом Моисею (Исх 33.19-23; ср. также 34.6) и Илье (3Цар 19.11). Недаром они оба сами пережили опыт хождения по воде: Моисей вместе с народом Израиля перешел через Красное море (Исх 14.21-22), а Илья с Елисеем – через Иордан (4Цар 2.8). Конечно, были рационалистические попытки объяснить хождение по воде тем, что Иисус якобы шел по подводным камням, или по мелководью, или даже вдоль берега, но текст Евангелия не дает никаких оснований для подобных предположений.

Ст. 49 – В те времена люди верили в существование призраков (см. Прем 17.3-4, 14), особенно часто всякие странные явления происходили на море.

Ст. 50-52 – Испуг учеников подтверждает то, что ими не было понято значение события, свидетелями и участниками которого стали они сами. Тот, кто способен умножить хлеб, способен и шествовать по воде (ср. Иов 9.8; Пс 77.19 (76.20); Ис 43.16). Слова Иисуса «Это Я» (греческое «эг`о эйм`и» – «Я есмь») здесь могут иметь дополнительное значение – самооткровение Божества, столь частое в 4-м Евангелии (8.24,28,58; 13.19).

Недаром все евангелисты, включая Иоанна, соединяют эти два чуда в один повествовательный блок. Это два Богоявления, понятные тем, у кого глаза способны видеть. Это повторение на новом этапе двух величайших событий священной истории Израиля: насыщения манной в пустыне и прохождения через Красное море «как посуху». В событиях Ветхого и Нового Завета проявилась и Божественная мощь, и Божественная любовь, спасающая всех, кто к Нему взывает.

6.53-56 ИСЦЕЛЕНИЯ В ГЕННИСАРЕТЕ

(Мф 14.34-36)

53 Они переправились и пристали к берегу в Геннисарете. 54 Как только они вышли из лодки, их узнали и, 55 обежав все окрестности, сносили больных на циновках туда, где, по слухам, был Иисус. 56 Где бы Он ни появлялся – в селах, городах, усадьбах, – всюду клали на площадях больных и просили Его позволить им прикоснуться хотя бы к краю одежды. И тот, кто прикасался, выздоравливал.

 

Ст. 53 – Вероятно, ученики должны были плыть не в саму Вифсаиду, а ее направлении (ср. ст. 45), иначе становится непонятным, почему они пристали к берегу в Геннисарете. Слово «Геннисарет», скорее всего, производное от «Геннисар». Это плодородная долина к юго-западу от Капернаума. Согласно Ин 6.24, лодка пристала к берегу в Капернауме.

Ст. 54-56 – Как и в других местах, люди со всех сторон сбегаются к Иисусу и несут на носилках больных. В толпе люди жаждут прикоснуться к Иисусу, и тот, кто прикасался, выздоравливал (см. ком. на 5.26-34). К краю одежды – скорее всего, имеются в виду кисточки, которые, согласно Числ 15.37-39 и Втор 22.12, должен был носить на одежде каждый благочестивый еврей.

7.1-23 СПОР О ЧИСТОТЕ

  (Мф 15.1-20)

1 Пришли к Иисусу фарисеи и несколько учителей Закона из Иерусалима. 2 Они увидели, что кое-кто из учеников ел «нечистыми» руками, то есть не омыв их. 3 А фарисеи, как и все евреи, держась предания отцов, не садятся есть, пока не омоют руки до локтей. 4 И, придя с рынка, не едят, пока не совершат омовения. И много еще других предписаний соблюдают – тех, что относятся, например, к омовению чаш, кувшинов, медной посуды и постелей. 5 Фарисеи и учителя Закона спросили Иисуса:

   – Почему Твои ученики живут не по преданию отцов? Хлеб едят нечистыми руками...

6 А Он им ответил:

   Хорошо сказал о вас, лицемерах, пророк Исайя в Писании:

  «Этот народ чтит Меня устами,
   а сердце его далеко от Меня.
7 Тщетно их поклонение:
   они учат человеческим заповедям, как Моим».

8 Вы держитесь за людские предания, а заповедь Бога отбрасываете. 9 Как ловко вы отменяете заповедь Бога, лишь бы соблюсти свои предписания! – продолжал Иисус. – 10 Вот, например, Моисей сказал: «Почитай отца и мать» и «Оскорбивший отца или мать карается смертью». 11 А что говорите вы? Если скажет человек отцу или матери: «Корбан (то есть предназначено Богу) то, что ты мог бы получить от меня», 12 то вы уже ничего не разрешаете ему сделать для отца или матери. 13 Своим преданием вы отменяете Слово Бога. И еще много чего делаете в том же роде.

14 Он снова подозвал народ и сказал им:

   – Слушайте Меня все и постарайтесь понять! 15 Ничто из того, что извне попадает в человека, не может сделать его нечистым, а делает его нечистым то, что из человека исходит.

17 Когда Он ушел от толпы в дом, ученики попросили Его разъяснить им эти слова.

18 – Так и вы такие же бестолковые? – ответил Он. – Не понимаете, что все то, что входит извне в человека, не может сделать его нечистым, 19 потому что идет не в сердце, а в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место? (Этим Он объявил чистой любую пищу.) 20 – А нечистым, – продолжал Он, – человека делает то, что исходит из него. 21 Изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы, ведущие к разврату, кражам, убийствам, 22 супружеским изменам; оттуда исходят жадность, подлость, коварство, наглость, зависть, сквернословие, гордость, глупость. 23 Всё это зло исходит из человека, оно и делает его нечистым.


4 посуды – в некоторых рукописях: «посуды и постелей».
8 предания – в некоторых рукописях: «предания, за омовение чаш, кувшинов, медной посуды и делаете много другого в том же роде».
16 В некоторых рукописях имеется ст.16: «У кого есть уши, пусть услышит!»
19 Этим Он объявил чистой любую пищу – в некоторых рукописях: «чем очищается всякая пища».

4 Мф 23.25; Лк 11.39      6-7 Ис 29.13 (LXX)      10 Исх 20.12; 21.17; Лев 20.9; Втор 5.16; Мк 10.19; Еф 6.2.


Ст. 1-2 – К Иисусу снова приходят столичные ревнители благочестия. Они увидели – более вероятно, что они узнали об этом от других, чем сами были очевидцами. То, что ученики что-то нарушают, бросает тень и на самого Учителя, так как ученики обязаны во всём подражать Ему. Ел «нечистыми руками» – речь идет не о соблюдении гигиены, как мы невольно думаем сейчас, а о ритуальном, часто чисто символическом очищении рук. В стране, где воды не хватало, надо было омыть руки количеством воды, помещавшейся в скорлупе полутора яйц.

Ст. 3-4 И всё же ученики не нарушили Закон, потому что ритуальное очищение рук перед едой было обязательно лишь для священников. Но фарисеи, сами совершавшие такое очищение, начинают распространять это требование и на остальных. Позже, во II веке, оно станет обязательным для всех евреев. Евангелие от Марка – первое письменное свидетельство того, что уже в I в. омовение рук становится признаком благочестивого поведения. Евангелист пишет для христиан из бывших язычников и поэтому объясняет еврейские обычаи, которые им незнакомы. До локтей – омовение рук происходило особым образом, но точное значение греческого слова «пюгм`е» неизвестно, возможно, оно значит «кулаком» или «тщательно». Придя с рынка, не едят, пока не омоются – потому что там человек мог общаться с ритуально нечистыми людьми, не зная об этом. Возможно также иное понимание эти слов: «купленное на рынке не едят, пока не омоют», из опасения, что к нему могли прикасаться нечистые руки или же, что продавцы не уплатили десятину со своих товаров.

Ст. 5 – Итак, фарисеи высказывают Иисусу претензии относительно поведения Его учеников, которые нарушили не Закон, а предания отцов. Как мы знаем, для фарисеев и Писание, и предание были в равной степени священными и обязательными.

Ст. 6-9 – Иисус не начинает спорить, скажем, о закономерности такого расширительного истолкования требований чистоты, а сразу переходит в наступление. Он называет фарисеев лицемерами. Греческое слово «хюпокрит`ес» первоначально значило «актер», а затем «притворщик, лицемер». Насколько нам известно, большинство фарисеев были глубоко верующими людьми, но их вина заключается в том, что они, ставя на первое место не милосердие, а «праведность, достигаемую исполнением Закона» (Флп 3.6), обманывали даже не столько других, сколько себя. Поэтому, говоря о лицемерии, Иисус имел в виду не сознательный обман, а «слепоту сердца», его очерствение, когда человек теряет способность отличать важное от малозначительного (ср. 3.4-5; см. также экскурс Фарисеи, ¤). В некоторых случаях, вероятно, слово «лицемер» следовало бы переводить как «святоша, ханжа». Иисус приводит цитату из пророка Исайи, которая подтверждает мнение самого Иисуса о том, что фарисеи чтят Бога лишь на словах. На деле же они подменяют Божьи заповеди человеческими учениями и тем самым ловко их отменяют, отбрасывают.

Ст. 10-13 – Иисус приводит одну из заповедей Декалога, которая была отменена в угоду людским преданиям. Он рассказывает случай, который подтверждал это. Считалось очень благочестивым делом отдать всё имущество или часть его Богу, то есть передать его в Храм. Такой дар назывался корб`ан. Это можно было сделать в завещании или в форме обета и совершить дарение при жизни. Вероятно, чей-то сын в минуту гнева отказал родителям в помощи, пообещав отдать Храму все то, что они могли бы от него получить. Потом он одумался и раскаялся, но кто-то из авторитетных учителей Закона, к которому он, вероятно, обратился с просьбой разрешить его от клятвы, заявил ему, что уже ничего нельзя изменить, потому что клятва дана Богу, а ее нельзя нарушить. История, вероятно, получила большую огласку, о ней толковали на всех базарах. В Талмуде рассказывается о подобных случаях. Конечно, были и умные рабби, которые отменяли подобную клятву, считая заповедь почитания отца и мать (она включала в себя и обязанность содержать их материально в случае необходимости) более важной и, по их мнению, это было достаточным основанием для отмены обета, данного Богу. Но тот человек, с которым консультировался огорченный сын, оказался, вероятно, узколобым законником.

Ст. 14-16 – Но Иисус не ограничивается этим рассказом. Он ставит под сомнение сам принцип ритуальной чистоты, а ведь это основа основ многих религий, в том числе и ветхозаветной. Омовение рук – это частный вопрос, о нем можно было бы спорить, оставаясь в рамках иудаизма, но поставить под сомнение деление пищи на чистую и нечистую?! Иисус рассказывает короткую притчу о том, что ничто из того, что входит в человека, не оскверняет его. Здесь притчей названо краткое речение (о притчах см. коммент. на 4.1-2).

Ст. 17 – Это звучит настолько революционно, что ученики, вероятно, не верят своим ушам и просят Иисуса объяснить им эту притчу. Как всегда, Иисус сделал это лишь после того, как остался наедине с учениками.

Ст. 18-20 – Иисуса изумляет их неспособность понять Его учение (см. также 4.13; 6.52; 8.17,21). Сохранилось речение Иисуса, которого нет в Евангелиях: «Те, кто со Мной, не понимают Меня» (апокрифические «Деяния Петра»). Пища не оскверняет человека, так как она выбрасывается вон, в отхожее место. (Наш Господь не стеснялся слов, в отличие от позднейших Его толкователей!) Ритуальная нечистота не есть настоящая нечистота. Человека оскверняет безнравственность, зло, которое исходит из него (дословно: «из человеческого сердца»; в данном случае «сердце» означает целокупного человека).

Особенно обращает на себя внимание то, что у Марка прямо говорится: этим Иисус объявил чистой любую пищу. У Матфея же эти слова отсутствуют. Не прекращаются споры о том, кто из евангелистов ближе к истине. Матфей ли опустил вызывающие смущение своим радикализмом слова, Марк ли сделал из Иисуса большего радикала, чем Он был в действительности? Обычно ссылаются на тот отрывок из Деяний апостолов, где Петр отказался есть «нечистую» пищу и понадобилось особое повеление Бога: «Не называй скверной то, что очистил Бог» (Деян 10.11-15). Почему ближайший сподвижник Иисуса ведет себя так, словно никогда не слышал слов Иисуса о том, что нет «нечистой» пищи? Вопрос этот остается открытым, но можно лишь напомнить, что психологически это очень понятно, люди часто ведут себя так. После вознесения Иисуса, когда ученики остались одни, они, вероятно, начинают возвращаться к соблюдению традиций, впитанных с молоком матери, и забывать о той радостной свободе, которую они ощущали рядом с Ним.

Ст. 21-23 – Иисус перечисляет целый ряд пороков, не ставя целью дать их исчерпывающий список. Одни пороки являются следствием нарушения заповедей Декалога, другие представляют собой дурные качества. Следует особенно остановиться на последнем – на глупости. К сожалению, в религиозной практике глупость становится чуть ли не добродетелью. Конечно, здесь под глупостью понимается не отсутствие интеллектуальных способностей, а глупость религиозная, например, только что продемонстрированная столичными богословами. Это ее имеют в виду Пс 14(13).1 и 53(52).1: «Сказал дурак в сердце своем: «Нет Бога!»» Тот дурак не был атеистом, потому что в древности атеистов не было, тогда не существовало людей, которые не верили бы в Бога или в богов. Но было и есть огромное количество даже очень благочестивых людей, которые подсознательно уверены в том, что в своей жизни они вполне могут обойтись без Бога благодаря своему богатству, связям или уму. Другие же присваивают себе права и прерогативы Бога, осуждая своих ближних и вынося им обвинительный приговор вместо Бога. Глупость такого рода опасна и тем, что она заразна и часто поражает целые народы. Никто не сказал об этом лучше, чем Дитрих Бонхёффер в своих письмах из нацистской тюрьмы! {Д. Бонхёффер, Сопротивление и покорность, М., 1994, с. 33-36.}

 

7.24-30 ИСЦЕЛЕНИЕ ЯЗЫЧНИЦЫ

(Мф 15.21-28)

24 Оттуда Иисус направился в земли Тира. Там Он остановился в одном доме и не хотел, чтобы кто-нибудь об этом знал, но Ему не удалось остаться незамеченным. 25 О Нём услышала одна женщина, у которой дочь была одержима нечистым духом. Она тут же пришла и упала Ему в ноги. 26 А женщина эта была язычница, сирийская финикиянка. Она стала просить Его изгнать беса из дочери.

27 – Пусть сначала насытятся дети, – сказал ей Иисус. – Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам.

28 – Да, Господин мой, – говорит она в ответ. – Но и собаки под столом едят крошки, которые роняют дети.

29 – Раз ты так сказала, можешь идти домой: бес из твоей дочери вышел, – сказал Иисус.

30 Женщина вернулась домой и увидела, что девочка здорова, лежит на постели, а бес из нее вышел.


24 Тира – в некоторых рукописях: «Тира и Сидона».

 

Ст. 24 – Неизвестно, почему Иисус ищет уединения в окрестностях Тира, преимущественно языческой территории, и оказывается там один, без учеников (по крайней мере, складывается такое впечатление). Некоторые видят причину в том, что Иисус на время покидает Галилею, опасаясь преследований со стороны религиозных властей. Рассказ начинается с того, что Иисус оказывается в одном доме. Мы не знаем, где это могло происходить и кому принадлежал дом – все подробности опущены. Очевидно лишь то, что его хозяином должен был быть еврей. Главное то, что слава Иисуса уже столь велика, что даже среди язычников Он не может остаться инкогнито.

Ст. 25-26 – Женщина, обратившаяся к Нему с просьбой изгнать беса из ее дочери, была язычницей (буквально: «гречанкой», но в Новом Завете язычники называются греками вне зависимости от их национальной принадлежности). Затем сообщается и ее национальность: она была финикиянкой из Сирии. Такое уточнение необходимо, потому что были и другие финикийцы – из Карфагена.

Ст. 27 – Ответ Иисуса звучит очень резко, почти оскорбительно. Его миссия обращена к детям Божьим – так назывались израильтяне (см. Ис 1.2; Иер 31.9; Ос 11.1; Рим 9.4). Собаками жители Израиля обычно называли язычников, что считалось страшным оскорблением. Некоторые толкователи, не допускающие даже мысли, что Господь мог разговаривать с кем-то резко, пытались смягчить смысл Его слов. Так как в оригинале слово «собаки» употреблено с уменьшительным суффиксом, в словах Иисуса видели мягкий юмор и добрую улыбку. Но, во-первых, в Палестине собаки не были домашними животными, они считались нечистыми, потому что находили себе пищу на свалках. Сторожевых собак тоже не пускали в дом. Вообще, читая этот диалог, необходимо помнить о разном отношении к собакам в еврейской и языческой культуре: язычники пускали их в дом, а евреи – нет. Во-вторых, употребление слов с уменьшительным суффиксом, но без уменьшительно-ласкательного значения характерно для разговорной речи.

Кроме того, в Евангелиях есть несколько других мест, недвусмысленно свидетельствующих о том, что первоначально Иисус обращался только к народу Израиля: «Избегайте дорог, ведущих к язычникам, и в самарянский город не заходите. Идите прежде всего к потерянным овцам народа Израиля» (Мф 10.5-6). Слова «Не давайте собакам святыни» (Мф 7.6) также, вероятно, имеют в виду язычников.

Иисус подтверждает богоизбранность Израиля (ср. Рим 1.16; 15.8). Сначала евреи, дети Божьи. Слово «сначала» несколько смягчает резкость слов Иисуса, потому что предполагает, что в будущем язычники тоже будут включены в народ Божий (ср. Рим 1.16; 15.8-9). Именно в такой последовательности будет проходить миссионерская деятельность первых христиан (см. Деяния апостолов), так поступал и апостол Павел.

Ст. 28 – Смиренный ответ женщины показывает, что она принимает Божью волю как данность и признает приоритет детей Божьих, сама же просит лишь о крошках. Она обращается к Иисусу, вежливо называя Его «Господином», но в данном контексте это слово может иметь более глубокое значение «Господь». Она ничего не требует, а лишь смиренно молит.

Ст. 29 – Иисус похвалил ее ответ: за ее слова ей будет дано то, о чем она просила. «Эта история рассказана не из-за того, как она началась, а из-за того, как закончилась». {W. Loader, Challenged at the Boundaries: A Conservative Jesus in Mark’s Tradition. Journal for the Study of the New Testament, issue 63, 1996, p. 51.} Матфей в этом месте говорит о великой вере язычницы (15.28). И действительно, ее вера велика, она сумела преодолеть этнические и религиозные преграды. Ее поведение в чем-то напоминает поведение вдовы в притче о неправедном судье (Лк 18.2-8).

Ст. 30 То, что девочка лежит на постели, доказывало ее полное выздоровление и означало, что бес из нее вышел (ср. 5.15).

Это первый рассказ в Евангелии об исцелении, которое было совершено на расстоянии. Некоторые комментаторы, сравнивая другие исцеления язычников (Мф 8.5-13; Лк 7.1-10; Ин 4.46-53), обращают внимание на то, что все они совершены на расстоянии, и это может подтверждать тезис о том, что земная деятельность Иисуса сосредоточена на Израиле.

Этот рассказ, помещенный в более широкий контекст спора о чистоте и осквернении, является своего рода иллюстрацией к предыдущему эпизоду и говорит о том, что вековечная стена между евреями и язычниками наконец удалена (ср. Еф 2.14), благодаря чему апостол Павел сможет осуществить успешную миссию среди язычников. Царство Бога включит в себя и тех, кто прежде никогда не знал истинного живого Бога.

Это уже третий рассказ о том, как люди ради исцеления нарушают установления Закона (прокаженный, женщина с кровотечением и язычница). Иисус не только исполнил их просьбу, но даже похвалил, как в случае с язычницей.

7.31-37 ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОНЕМОГО

31 Потом, возвращаясь из Тира, Иисус прошел через Сидон и вышел к Галилейскому морю со стороны Десятиградья. 32 К Нему приводят глухонемого и просят возложить на него руки. 33 Иисус увел его от толпы, вложил ему пальцы в уши, а потом, плюнув себе на пальцы, прикоснулся к его языку 34 и, взглянув на небо, тяжело вздохнул и сказал:

 – Эффата!

  Это значит «Откройся!»

35 И тут же вернулся к нему слух и стал двигаться скованный язык, речь его стала ясной. 36  Иисус приказал, чтобы они никому об этом не говорили. Но чем больше Он запрещал, тем больше они рассказывали. 37 Их удивлению не было границ.

 – Всё Он делает очень хорошо, – говорили они, – и глухие у Него слышат, и немые говорят!


31 возвращаясь из Тира, Иисус прошел через Сидон – в некоторых рукописях: «вернувшись из земель Тира и Сидона».


Рассказ об исцелении глухонемого есть только у Марка.

Ст. 31 – Если читатель взглянет на карту, он, возможно, удивится, увидев маршрут Иисуса, который, вместо того, чтобы идти из Тира к Галилейскому морю, сделал большой крюк через Сидон. Одно время считали, что причиной этого является незнание евангелистом палестинской географии. Но кто сказал, что Иисус непременно должен был выбрать самый короткий путь? Вполне вероятно, что Он переходил из поселка в поселок, но Марк опустил все подробности маршрута, указав лишь одну точку – Сидон. Эта языческая местность, в которой Иисус пробыл какое-то время, принадлежала союзу десяти городов, или по-гречески Декаполису (см. коммент. на 5.20). Иисус там уже побывал и изгнал полчище бесов из несчастного сумасшедшего (5.1-15).

Ст. 32 – Тогда жители попросили Иисуса покинуть их места, сейчас же они сами пришли к Нему с просьбой о помощи. Больной не только глух, но и нем, хотя, возможно, он мог говорить, но у него была затруднена речь (в оригинале он назван «мог`илалос», что может означать и немоту, и косноязычность). Они просили возложить на него руки – ср. 5.23.

Ст. 33 – Во всех случаях исцелений, о которых рассказывалось выше, Иисусу было достаточно прикоснуться к человеку или просто произнести слово повеления. Но здесь понадобилась сложная процедура. Во-первых, сообщается, что Иисус увел больного от толпы, а это Он делал раньше только с учениками, когда хотел сказать им то, что не предназначалось для ушей толпы, или объяснить притчу. Во-вторых, здесь Иисус должен совершить ряд манипуляций: Он вкладывает пальцы в уши глухого, своей слюной смачивает ему язык (в древности слюна считалась целебной и широко употреблялась при лечении и в магических ритуалах).

Ст. 34Взглянув на небо – Иисус, глядя на небо, вероятно, молился. Кроме того, Он тяжело вздохнул или, точнее, простонал. Может быть, это была усиленная молитва. Стон мог говорить о трудности борьбы с бесом болезни, но это могло быть и вздохом сострадания. Правда, некоторые видят в этом слове проявление гнева, как в случае с прокаженным. Евангелист сохранил арамейское слово «эффата» и тут же дал его перевод.

Ст. 35 – Слух и речь тотчас восстанавливаются. В древности полагали, что косноязычие случается оттого, что язык у человека завязан узлом. Теперь этот узел развязан.

Ст. 36-37 – Хотя Иисус запрещает больному и тем, кто его привел, рассказывать об исцелении, они, как и прокаженный (1.45), нарушают Его приказание. Люди прославляют Иисуса и видят в Его делах исполнение пророчества Исайи (35.5-6).

8.1-10 ВТОРОЕ УМНОЖЕНИЕ ХЛЕБА

(Мф 15.32-39)

1 Снова собралась в те дни большая толпа, а еды никакой у них не было. Иисус, подозвав учеников, говорит им:

2 – Мне жаль людей. Вот уже три дня, как они со Мной, а есть им нечего. 3 Если Я их отпущу голодными, они ослабеют в дороге, а ведь некоторые пришли издалека.

4 – Откуда взять здесь, в пустыне, столько хлеба, чтобы всех накормить? – ответили ученики.

5 – Сколько у вас хлеба? – спросил Он.

 – Семь хлебов.

6 Тогда Он велел людям сесть на землю. Взяв семь хлебов и произнеся молитву благодарения, Он разломил хлеб и дал ученикам, чтобы они раздали народу. Те раздали хлеб. 7 У них было и несколько рыбок. Произнеся над рыбами благодарение, Иисус велел раздать и их. 8 Люди ели и наелись и еще набрали семь больших корзин оставшихся кусков. 9 А было их около четырех тысяч человек.

10 Иисус отпустил их, а сам тут же сел в лодку с учениками и отправился в земли Далмануты.


10 Далмануты – в этом стихе много разночтений: «Далманунты», «Далманаты», «Магдалы», «Магеды», «Мелегады» и т.д.


Ст. 1-3 – Этот рассказ имеет много сходства с 6.34-44 (см. комментарий), но есть и некоторые отличия. Люди пробыли с Иисусом не день, а три дня. Иисусу жаль людей, потому что они голодны, а в гл. 6 – потому что они «были как овцы без пастуха» (но у Марка эти понятия близки). Не ученики, а Иисус сам заговорил на эту тему.

Ст. 4 – Ученики проявляют упорное непонимание, изумляясь, откуда в пустыне взять нужное количество хлеба, словно они не присутствовали при первом насыщении и сами не участвовали в раздаче пищи.

Ст. 5-9 – Хлебов не пять, а семь, количество же рыб не уточняется: было и несколько рыбок. Остатков осталось семь корзин, а не двенадцать, число евших в первый раз было пять тысяч, а теперь четыре. Отличия эти не очень существенны. Есть также предположение, что второе событие происходит на языческой территории и, возможно, среди язычников, так как в предыдущем отрывке речь шла о Декаполисе.

Но рассказ о втором чудесном насыщении сохранился только у Марка и Матфея. У Луки и у Иоанна говорится лишь об одном. Это, а также большое сходство между рассказами дало основание очень многим ученым считать, что здесь мы имеем дело с дублетом, то есть с одной и той же историей, которая после длительного бытования в устной традиции приобрела ряд отличий и была понята как еще один случай насыщения. Например, в Книге Бытия даны два рассказа о сотворении мира и два – о сотворении человека, и каждый из них немного отличается от другого.

Те же, что настаивают на двух случаях чудесного насыщения, склонны видеть в них разный смысл, например, они считают, что раз второе насыщение происходило на языческой территории, оно означает принятие язычников в лоно нового народа Божьего или аналог евхаристического собрания для язычников. Они обычно обращают внимание на разные названия корзин в двух насыщениях: в 6-й главе – «к`офинос», названная римским сатириком Марциалом типично еврейской корзиной; в 8-й главе – «спюр`ис», обычная рыбная корзина. Другие толкователи говорят, что в таком случае евангелист не преминул бы прямо сказать о том, что Иисус совершил чудо для язычников, как, например, в сцене с язычницей (7.24-30). К тому же двенадцать корзин остатков после первого насыщения, вероятно, символизирует изобилие хлеба для тех, кто еще придет к Христу, а это, в первую очередь, язычники.

Но что бы ни думали комментаторы, евангелист Марк говорит именно о двух насыщениях (см. 8.19-20). Мы знаем, что Евангелие – это не исчерпывающий отчет обо всем, что произошло за время земного служения Иисуса. Ведь неоднократно говорится: «и еще многих больных исцелил, и много бесов изгнал». Рассказаны лишь некоторые эпизоды, которые представляют собой образцы того, что совершал Иисус. Так почему в таком коротком Евангелии Марк всё же дважды повествует об очень похожих событиях? Может быть, для того, чтобы еще раз подчеркнуть непонятливость и закрытость учеников? Ведь они по-прежнему не понимают Иисуса – даже после двух событий, имеющих характерные черты Богоявления.

В IV в. появилось символическое толкование количества хлеба и рыбы (пять хлебов – символ Пятикнижия; две рыбы – две скрижали Декалога; семь хлебов – семьдесят народов земли) и количества корзин (двенадцать – еврейские патриархи или ученики Господа; семь – те же семьдесят народов или семь «диаконов» Деян 6.1-6). И сейчас неоднократно предпринимаются попытки расшифровать символику этих чисел, и, на первый взгляд, картина получается довольно стройная, но всё же слишком много элементов выбивается из схемы, что говорит о том, что все попытки скорее всего бесплодны. Есть опасность, что толкователи «вчитывают» в текст то, что в нём отсутствует. Мы должны признать, что, если какая-то символика и была, она утеряна.

Ст. 10 – После этого Иисус с учениками отправляются в земли Далмануты. Местонахождение этого города неизвестно, и в рукописях много разночтений (см. примечание). 

8.11-13 ТРЕБОВАНИЕ ЗНАКА

(Мф 12.38-39; 16.1-4; Лк 11.16, 29)

11 Пришли фарисеи и вступили с Ним в спор. Желая испытать Его, они добивались от Него знака с небес. 12 Иисус, тяжело вздохнув, говорит им:

 – Зачем люди этого поколения требуют знака? Верно вам говорю, не будет дано этим людям знака.

13 И, покинув их, Он снова сел в лодку и переправился на другой берег.


11 Ин 6.30


Ст. 11 – Снова к Иисусу приходят фарисеи. В Евангелии они всегда действуют предубежденно, осуждая Иисуса за Его недостаточно, с их точки зрения, благочестивое поведение. Хотя им известно о множестве чудес, совершенных Иисусом, они требуют от Него знака с небес. Что такое знак с небес? Возможно, они, зная, что Иисус возвещает близость конца этого миропорядка, требуют, чтобы Он явил им какое-нибудь знамение на небе. Считалось, что такие знамения предвещают конец мира (ср. 13.4,24-25). Но слова «с неба» могут означать «от Бога», и в таком случае фарисеи требуют, чтобы сам Бог явил доказательства, что Иисус – Его посланник и исполняет Его волю.

Хотя и в Ветхом Завете, и в раввинистической литературе требование знака иногда допускалось (Ис 7.10-11; ср. 1Цар 2.30-34; 4Цар 20.1-11), всё же знаки никогда не считались гарантией истины и часто рассматривались как дерзкое и наглое «испытание Бога». Ведь само по себе чудо еще не гарантирует, что чудотворец послан Богом (см. Втор 13.1-3), а о том, верно ли пророчество, можно узнать лишь после того, как оно исполнится (Втор 18.21-22). Вспомним, что египетские чародеи вначале успешно соревновались с Моисеем. То, что фарисеями движет отнюдь не искреннее желание узнать истину об Иисусе, подтверждается словами «желая испытать Его» (ср. 12.13-15). Они хотели бы скомпрометировать Иисуса, убедив людей, что Он не сможет представить таких доказательств, и тем поставить под сомнение истинность Его Вести.

Ст. 12 – Иисус называет их людьми этого поколения. В Библии это словосочетание всегда имеет отрицательный смысл: так назывались люди, жившие накануне Потопа (Быт 7.1), и те, кто сорок лет блуждали в пустыне (Втор 32.5, 20; Пс 95 (94).10-11; см. также Мк 9.19).

Этим Марк еще раз подчеркивает слепоту лидеров народа, которые отказываются верить Иисусу и требуют от Него знака сразу же после того, как Он явил два величайших знака, не только сопоставимых, но и превосходящих те, что были даны Богом Израилю во время Исхода. Кроме того, чудеса исцелений, которые совершаются Иисусом, это тоже знаки, свидетельствующие о том, что Царство Бога прорывается в этот мир, что его заря уже видна на небосводе. Но для того, чтобы увидеть истинное значение того, что совершает Иисус, нужны открытые глаза и уши, желающие слушать. Иисус отказывается совершить чудо по заказу. Он не считает нужным доказывать Свой статус демонстративным чудом, Он не чародей, не колдун и не шоумен. Он не стремится к власти над человеческими душами путем насилия. Недаром в Евангелиях от Матфея и от Луки Иисусу предлагает совершить чудо Сатана (Мф 4.3-6; Лк 4.3-11).

Ответ Иисуса звучит очень решительно. Он отвечает, тяжело вздохнув (буквально: «простонав»), что говорит о Его печали и негодовании (ср. 3.5), но, возможно, это признак «пророческого трепета» перед произнесением пророчества (ср. Иез 21.11-12 (LXX); Ис 21.2 (LXX); Ин 13.21). Слова отказа напоминают торжественную клятву: «Верно вам говорю, не будет дано этим людям знака». В оригинале есть лишь придаточное предложение: «если будет дан этот знак», главное же предложение опущено, но подразумевается, и смысл его, вероятно, похож на русские клятвенные формулы типа: «умереть мне на этом месте, если я сделаю то и то».

Ст. 13 – Иисус покидает это место, что тоже свидетельствует о Его нежелании впредь иметь дело с подобного рода людьми (ср. 6.11).

8.14-21 СЛЕПОТА УЧЕНИКОВ

(Мф 16.5-12)

14 Ученики забыли взять с собой еды, в лодке у них был всего один хлебец. 15 Иисус в беседе с ними предостерегал:

 – Смотрите, берегитесь фарисейской закваски и закваски иродовой!

16 А они говорили между собой, что у них нет хлеба. 17 Иисус, зная это, сказал им:

 – Почему вы говорите о том, что у вас нет хлеба? Так ничего вы и не поняли? И ничто до вас не дошло? И сердца ваши всё еще слепы?

18 Глаза есть у вас – и не видите,
уши есть – и не слышите?

  Неужели не помните? 19 Когда Я разделил пять хлебов на пять тысяч человек, сколько полных корзин остатков вы набрали?

  – Двенадцать, – отвечают они.

20 – А когда семь на четыре тысячи, сколько полных корзин остатков вы набрали?

  – Семь, – отвечают они.

21 – Неужели и теперь вам непонятно? – говорит им тогда Иисус.


15 иродовой – в некоторых рукописях: «иродиан».

15 Лк 12.1     18 Иер 5.21; Иез 12.2; Мк 4.12; Деян 28.26      19 Мф 14.15-21; Мк 6.35-44; Лк 9.12-16; Ин 6.5-13


Ст. 14 – К сожалению, слепыми оказываются не только фарисеи, но и те, кому была открыта Богом тайна Царства (4.11). С учениками в лодке Податель хлеба жизни, а они переживают, что забыли взять с собой еды.

Ст. 15 – Все их мысли сосредоточены на земной пище, вот почему они неправильно истолковали слова Иисуса, предостерегавшего их от фарисейской закваски и закваски иродовой. В Новом Завете слово закваска имеет отрицательный смысл (кроме Мф 13.33 и Лк 13.21), она символизирует зло (см. 1Кор 5.6-8; Гал 5.9). Фарисеи в Евангелии всегда выступают как враждебная Иисусу сила, Ирод же – виновник смерти Иоанна Крестителя. В 3.6 против Иисуса совместно выступают фарисеи и иродиане, в 12.13 они тоже объединяются, чтобы подловить Иисуса на слове. Тревога Иисуса понятна: ученики могут быть поражены той же болезнью неверия, что и Его враги.

Ст. 16 – Ученики, целиком поглощенные проблемой пищи, или не слышат предостережение Иисуса, или ложно его истолковывают. Этот стих допускает другое понимание: «Они говорили между собой: «(Он говорит) это потому, что у нас нет хлеба»».

Ст. 17-18 – В ответ они слышат горький укор, сравнимый лишь с тем, что им придется услышать в 9.19. Прежде Иисус так говорил лишь о фарисеях (3.5). Слова, которые в 4.12 относились к «посторонним», теперь сказаны Иисусом о Своих учениках. Они и раньше проявляли недостаточное понимание (4.13,40; 6.52; 7.18), но сейчас сердца их ослепли. Печальные пророчества Исайи (6.9-10), Иеремии (5.21) и Иезекииля (12.2) исполнились и на учениках.

Ст. 19-21 – Иисус напоминает им о двух насыщениях, со всеми подробностями и в том порядке, в каком они происходили. Если пять тысяч были накормлены пятью хлебами, а четыре – семью, может ли быть место для сомнений и брюзжания? Ведь для очень небольшой группы в тринадцать человек у них есть один хлебец, а кроме того, у них есть истинный Хлеб.

8.22-26 ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО

22 И вот они прибыли в Вифсаиду. К Нему приводят слепого и просят прикоснуться к нему. 23 Иисус, взяв слепого за руку, вывел его за деревню, смочил ему глаза слюной, возложил на него руки и спросил:

  – Видишь что-нибудь?

24 Тот, посмотрев, сказал:

 – Вижу людей, вижу, ходят... как будто деревья...

25 Тогда снова приложил Иисус руки к его глазам, и тот выздоровел, стал видеть и видел все отчетливо. 26 Иисус отослал его домой, сказав:

 – Смотри, не заходи в деревню.


26 в деревню – в некоторых рукописях: «в деревню и никому в деревне не рассказывай».

23 Ин 9.6


Рассказ об исцелении слепого в Вифсаиде есть только у Марка.

Ст. 22 – Иисус с учениками оказывается у Вифсаиды (евр. Бет-Сайд`а). Этот город был построен тетрархом Филиппом и назван Юлией, по имени дочери императора Августа.

Ст. 23 – К Иисусу приводят слепого. Рассказ имеет много схожих черт с 7.31-37, где повествуется об исцелении глухонемого. Иисус тоже уводит больного от толпы. Смущение вызывает слово «деревня», потому что в те времена Вифсаида была значительным по размеру городом. Одни объясняли это тем, что евангелист незнаком с географией Палестины, другие же полагали, что речь идет о каком-нибудь поселке в пригороде Вифсаиды. Но сейчас появились сведения, что, несмотря на свои размеры, Вифсаида не имела статуса города и считалась деревней. О целебных свойствах слюны уже говорилось в комментарии на 7.33 (см. также Ин 9.6).

Ст. 24-25 Мы впервые встречаемся с ситуацией, когда исцеление происходит в два этапа. После первого слепой начинает видеть, но неотчетливо. Хотя Иисус увел его от толпы, они не в полном уединении, ведь слепой видит людей, но так, как если бы он страдал сильной близорукостью. Понадобилось еще одно прикосновение для того, чтобы зрение восстановилось полностью.

Ст. 26 – Иисус приказывает прозревшему не возвращаться в деревню, вероятно, потому, чтобы о чуде не стало известно другим людям (ср. 7.36). Но, в отличие от предыдущего рассказа, здесь ничего не сказано о реакции людей на совершенное Иисусом чудо.

Толкователи задаются вопросом, почему понадобилось столько усилий, чтобы вернуть зрение слепому. Одни объясняют это особой трудностью случая, но, вероятно, более правы другие, видящие в прозрении слепого дополнительный, символический смысл. Кроме того, было замечено, что раздел 6.30 – 8.26 состоит из двух циклов повествований, имеющих сходство если не в деталях, то по существу. Назовем один цикл литерой А, а другой – Б. {Здесь мы пользуемся схемой, приведенной в кн.: D.E. Nineham, Saint Mark, p. 206.}

 
 А
 Б
 1. Насыщение пяти тысяч
     (6.35-44)
  1. Насыщение четырех тысяч
     (8.1-9)
 2. Пересечение озера
     (6.45-56)
 2. Пересечение озера
     (8.10)
 3. Спор с фарисеями
     (7.1-23
3. Спор с фарисеями
     (8.11-13)
 

4. Хлеб для детей
     (7.24-30

4. Закваска фарисеев
     (8.14-21)

  5. Исцеление глухонемого
     (7.31-37
5. Исцеление слепого в Вифсаиде
     (8.22-26)

Можно лишь гадать, почему евангелист так сгруппировал эти эпизоды. Но обращает на себя внимание тот факт, что вслед за ними следует чрезвычайно важная сцена, своего рода кульминация первой части Евангелия – исповедание Петра у Кесарии Филипповой. Ученики долгое время лишь задавались вопросом: «Кто же Он такой?» (4.41), но наконец обрели слух и способность говорить, наконец прозрели. Но этот процесс был очень трудным и для Учителя, и для учеников.

 
Следующая часть
Оглавление
Ко входу на сайт

Ко входу на сайт
  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU