В.Н.Кузнецова

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий

Оглавление

Предыдущая часть

ТРУДНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОСПИТАНИЯ (9.33 – 10.45)

9.33-37 ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ

(Мф 18.1-5; Лк 9.46-48)

33 Они вернулись в Капернаум. Дома Иисус спросил их:

   – О чём вы спорили по дороге?

34 Они молчали, потому что по дороге спорили о том, кто из них главнее. 35 Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им:

   – Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем.

36 Он взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал ученикам:

37 Кто одного из таких детей примет ради Меня,
тот примет Меня.
А кто примет Меня,
тот не только Меня примет,
но и Того, кто Меня послал.


35 Мф 20.26-27; 23.11; Мк 10.43-44; Лк 22.26    37 Мф 10.40; Лк 10.16; Ин 13.20


Ст. 33-34 – После первого предсказания о смерти Иисус подверг старейшину апостолов резкой критике и указал ему и остальным истинный путь ученичества. Здесь происходит то же самое. Иисус говорит о смерти, которую должны быть готовы разделить и Его ученики. Они боялись спросить Иисуса относительно Его учения о смерти и воскресении и в такой момент не нашли ничего лучшего и более уместного, чем выяснять, кто из них самый главный и важный.

Иисус узнаёт об этом, хотя спор происходил не в Его присутствии. Ученики, чувствуя неуместность своего поведения, смущены и молчат.

Ст. 35 – Иисус начал их учить, что подчеркнуто тем, что Он сел – такова была обычная поза учителей того времени. То, что Он подозвал двенадцать Своих учеников, немного странно, потому что Он только что задавал им вопрос. Возможно, этим Он призывает их к вниманию, так как собирается сказать нечто очень важное. Но, возможно, те слова, которые Он произнесет, в устной традиции бытовали в виде самостоятельного речения, и евангелисты помещали его в тот контекст, который казался им наиболее подходящим. Так, в рассказе Матфея это речение отсутствует, у Луки находится в другом месте, хотя и в том же контексте, а самим Марком повторено еще раз в немного расширенном виде в 10.43-44 (см. также Мф 20.26-27; Лк 22.26).

Человек всегда стремится достичь первенства, главенствующего положения, это как бы заложено в него самой природой. Учителя Закона тоже выясняли, кто будет самым великим в новом, мессианском веке. Так ведут себя и ученики. Но путь ученичества, предложенный Иисусом, труден тем, что Он предлагает отказаться от привычных и устойчивых моделей прежнего человеческого существования. Чтобы стать первым, надо стать последним, стать слугой для всех. Это трудно, почти невыполнимо.

Ст. 36 – Иисус берет ребенка (не будем задавать вопроса, откуда он появился) и ставит его перед учениками. Это драматизированная притча, к подобным инсценировкам часто прибегали пророки. Ученики должны стать новыми людьми, родоначальниками нового человечества, а чтобы стать ими, они должны родиться заново, быть как дети. Ребенок – наилучший пример того, какими они должны быть.

Обычно это понимают в том смысле, что дети чисты и невинны, как ангелы. Очень многие родители могли бы с этим не согласиться. В этом отрывке сравнение с детьми предполагает совсем другой смысл. О чём спорили ученики? О том, кто из них важнее. Суть проблемы не в отношении ребенка к чему-то, а в отношении к самому ребенку. В древнем обществе, да и не только в древнем, ребенок не обладал никакими правами, он не владел имуществом, он абсолютно ничего не значил. Родители даже могли его выбросить, особенно часто так поступали, когда рождалась девочка. {см. C.K. Barrett, The New Testament Background: Selected Documents, London, 1987, p. 40.} Ученики тоже должны стать детьми, то есть лишиться амбиций, духа соперничества и превосходства и понять, что истинное величие заключается в незначительности для мира, в смиренном служении другим. В этом Иисус постоянно подает им пример.

Ст. 37 – Давно замечено, что этот стих лучше подходит по смыслу к отрывку 10.13-16 (ср. параллельный текст Матфея). Он немного выбивается из контекста спора о том, кто главнее, потому что на первый план здесь выходит другая тема и, возможно, слово «дети» употреблено в переносном смысле. Иисус, вероятно, называл Своих учеников детьми или «маленькими», что привело к некоторой путанице, какие речения относятся к детям, а какие – к ученикам. Например, слова «одного из таких детей» разительно напоминают ст. 42, где говорится об «одном из этих малых», а там конечно речь идет не о детях, а об Его учениках.

Ученики Иисуса – Его апостолы, то есть полномочные представители Христа, и Его авторитет распространяется на них. Возможно, само слово «принимать» употреблено в значении «слушать, повиноваться» (как в арамейском языке). Есть интересная параллель в Талмуде: «Тот, кто принимает учителей Закона, подобен тому, кто принимает Шехину» (то есть Славу Божью, или самого Бога). В ст. 37 «учителя Закона» заменены на «Меня». Иисус действует и говорит как Божий представитель, Его властью Он превращает «детей», «простых и малых» – тех, кого мудрые и ученые презрительно называли «ам-ха`арец» («люди земли», вероятно, в значении «необразованная деревенщина»), «несведущими в Законе», почти что пр`оклятыми – в Своих полномочных представителей, которых люди должны принимать и слушаться так же, как Божьего Сына. Это эсхатологический переворот в человеческих иерархических отношениях. Только надо помнить, что апостольство – это функция, а не пожизненный статус (ср. 10.31).

9.38-40 УРОК ТЕРПИМОСТИ

(Лк 9.49-50)

38 – Учитель, – сказал Ему Иоанн, – мы видели одного человека, который Твоим именем изгонял бесов, и мы ему запретили, раз он с нами не ходит.

39 Иисус ответил: 

– Не мешайте ему!
Кто совершит чудо, призвав Мое имя,
не сможет сразу же начать Меня чернить.
40 Кто не против нас, тот за нас!

 

Ст. 38 – Этот отрывок посвящен такому важному условию истинного ученичества, как терпимость. Иоанн, вероятно, с гордостью, сообщает Иисусу о том, что они прогнали человека, изгонявшего бесов именем Иисуса. Причиной является то, что он с нами не ходит, то есть не принадлежит к числу учеников, он – чужак. Иоанн и его друзья не спросили самого Иисуса, что Он думает по этому поводу, а решили за Него. Здесь есть одна очень интересная деталь: экзорцист не ходит «с нами» – не «с Тобой», а именно «с нами». Это значит, что у учеников появилось приятное чувство исключительности, принадлежности к избранному кругу, своя корпоративная мораль.

Ст. 39 – Иисус резко выступает против этого. Сам факт того, что этот чужак совершил какое-то чудо, призвав имя Иисуса, доказывает, что он не питает к Нему враждебных чувств, он уже открыт Иисусу. Неверующий сегодня может стать верующим завтра, но неумная ревность оттолкнет его. «Опасно, если человек или церковь думают, что они обладают монополией на спасение». {У. Баркли, Толкование Евангелия от Марка, с. 243.} Ту же мысль потом выскажет апостол Павел: «Если в человеке есть Божий Дух, он не скажет: «Будь проклят Иисус!» И никто не сможет сказать: «Иисус – Господь», если в нем нет Святого Духа!» (1Кор 12.3). Ученики должны были бы вспомнить и поведение Моисея в подобной ситуации: его призывали запретить пророчествовать другим, но он ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня? О если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ 11.26-29).

Ст. 40 – Иисус формулирует великий принцип терпимости: кто не против нас, тот за нас. Эти слова, вероятно, являются пословичным выражением, известным и евреям, и язычникам. Интересно сравнить их со словами Цицерона, обращенными к Цезарю: «Мы часто слышали, как ты говорил, что, в то время как мы считали своими врагами всех, кто не с нами, ты считал всех, кто не против тебя, своими друзьями» (Речь в защиту Лигария, ХI).

Этому, казалось бы, противоречит речение у Матфея (12.30) и Луки (11.23), где заявлено противоположное: «Кто не со Мной, тот против Меня». Но это противоречие чисто формальное, так как там речение стоит в совершенно другом контексте и слова эти обращены к врагам Иисуса, клеветавшим на Него.

9.41-50 СОБРАНИЕ РЕЧЕНИЙ ОБ УЧЕНИКАХ

(Мф 18.6-9; 5.30; Лк 17.1-2; 14.34)

41 Кто вас кружкой воды напоит,
потому что вы – ученики Помазанника,
верьте Мне: не останется он без награды!
42 А для того человека, кто поколеблет веру
у одного из этих простых и малых,
было бы лучше,
если бы мельничный жернов на шею ему надели
и бросили в море.
43 Если рука твоя тебя вводит в грех,
отруби ее!
Лучше тебе войти одноруким в Жизнь,
чем с обеими руками войти в геенну,
в неугасимый огонь!
45 Если нога твоя вводит тебя в грех, отруби ее!
Лучше тебе войти в Жизнь одноногим,
чем с обеими ногами оказаться в геенне.
47 Если твой глаз тебя вводит в грех, вырви его!
Лучше тебе одноглазым войти в Царство Бога,
чем с обоими глазами оказаться в геенне,
48 где «непрестанно точит червь и где огонь не гаснет».
49 Каждый будет очищен огнем,
словно жертва солью.
50 Соль – хорошая вещь.
Но если соль несоленой станет,
чем вы вернете ей вкус?
Имейте в себе соль!
И будьте в мире друг с другом.


44, 46 – В ряде рукописей имеются ст. 44 и 46: «где непрестанно точит червь и где огонь не гаснет».
45 в геенне – в некоторых рукописях: «в геенне, в неугасимом огне».
47 в геенне – в некоторых рукописях: «в огненной геенне».
49 В рукописях много разночтений: «Каждый будет посолен огнем, и каждая жертва будет посолена солью», «Каждая жертва будет посолена солью» и др.

47 Мф 5.29   48  Ис 66.24    50 Мф 5.13; Лк 14.34; Кол 4.6


Здесь евангелистом собраны речения на разные темы, объединенные ключевыми словами. В ту пору, когда письменных Евангелий еще не существовало, отдельные речения Иисуса объединялись в большие блоки при помощи ключевых слов, что помогало легко их запоминать. Некоторые из них можно увидеть только в греческом оригинале, но другие ясно видны и в русском переводе: «вводит в грех», «огонь», «соль».

Ст. 41 – Это речение, вероятно, больше связано с темой ст. 37. Человек, принявший учеников Христа и оказавший им самую мелкую услугу – а что может быть меньше кружки холодной воды в жаркий день? – получит награду, потому что Бог ценит даже самое незначительное проявление веры. В этом речении единственный раз во всем Евангелии Иисус сам называет себя Христом. Причем в греческом тексте слово «Христос» также единственный раз как в Евангелиях, так и Деяниях апостолов употреблено без артикля, что делает его не титулом, а личным именем. Это дает основание предполагать, что эта часть речения исходит от ранней Церкви.

Ст. 42-48 – их главная тема – награда и наказание. Человек стоит перед выбором, от которого зависит его истинная жизнь. Он должен определить, на чью сторону встать – на сторону Бога и посланного Им Христа или на сторону тех, кто Им противится. Одних ждет награда, а других – наказание и гибель.

Ст. 42 – Особенно большая опасность угрожает тем, кто становится причиной отпадения простых и малых от веры. В греческом тексте стоит слово «маленькие», но здесь не в значении «дети», а в значении «маленькие люди», поэтому и в переводе оно передано двумя словами «простые и малые». Первоначально под ними подразумевались ученики, а затем и другие христиане, среди которых было гораздо больше представителей низших социальных слоев (ср. 1Кор 1.26). Греческое слово «скандал`идзо», которое передано здесь как «поколебать веру», а в стихах ниже как «вводить в грех», очень трудно для перевода. Оно первоначально значило «ставить западню», «ловить в силок». Затем слово приобретает переносное значение: «направить на неверный путь», «стать причиной отпадения от веры», «помешать поверить», «стать камнем преткновения». Участь таких людей настолько ужасна, что для них было бы лучше, если бы им надели мельничный жернов на шею и утопили в море. В Палестине было два типа жерновов: небольшой ручной жернов, на котором женщины каждый день мололи муку для хлеба, и большой, который приводился в движение ослом. С таким жерновом на шее уже не выплыть. Казнь через утопление была римской, но иногда встречалась и в Палестине, но так как евреи боялись моря, то она казалась особенно пугающей. Но и такая смерть будет лучше!

Ст. 43-47 – Эти три речения тоже объединены в одну группу, во-первых, общей темой наказания, а во-вторых, тем, что в них упоминаются части тела: глаза, рука и нога. Известно, что у многих народов преступникам отсекали руку или ногу за воровство и вырывали глаз за разврат. Возможно, такие наказания существовали и во времена Иисуса, хотя точных сведений нет. Любой человек согласится отдать одну часть тела, а не все тело, ведь лучше жить калекой, чем лишиться жизни. Поэтому ученики должны очень серьезно относиться к своему поведению. Конечно, требование отсечь себе руку или ногу не должно пониматься буквально. Непонимание метафорического и гиперболического языка привело некоторых критиков христианства (например, Ф. Энгельса) к анекдотическому утверждению, что большинство первых христиан были калеками.

Слово «Жизнь» здесь употреблено как синоним словосочетания «Царство Бога». Царство Бога достойно любой жертвы. У человека есть альтернатива: или он прекратит грешить, расстанется с источником греха, или ему придется идти в геенну. Геенной (евр. ге-хинн`ом – долина Гинном) называлась долина к югу от Иерусалима, возле Солнечных Ворот, где когда-то совершались человеческие жертвоприношения языческому богу Молоху (Иер 7.31). Отсюда ненависть к этому месту. Во времена царя Иосии (около 622 г. до н.э.) она была специально подвергнута осквернению, чтобы ее больше нельзя было использовать в качестве сакрального места, и превращена в городскую свалку, где постоянно горел огонь, сжигавший мусор. Потом, в междузаветный период, это слово стало символическим обозначением конечной гибели грешников. 

Ст. 48 – Слова пророка Исайи «И будут выходить, и увидят трупы людей, отступившихся от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (66.24) часто понимаются как указание на вечные и страшные мучения, которые ждут грешников. Но в самом тексте нет слов о вечности наказания, наоборот, предполагается, что грешника ждет полное и окончательное уничтожение. В Новом Завете идея вечности адских мучений есть только в Откровении Иоанна, во всех же остальных местах говорится о гибели, а апостол Павел определяет посмертную участь грешника так: «Приговором им будет вечная гибель: они будут удалены от лица Господа, от сияния Его силы и славы» (2Фес 1.9).

Ст. 49-50 – эти стихи связаны с предыдущими речениями и между собой лишь посредством ключевого слова «огонь». Ст. 49 дословно переводится: «Каждый будет посолен огнем». Так как эти слова темны, то в рукописях есть много разночтений (см. примечания), говорящих о том, что переписчики пытались что-то изменить или добавить с целью сделать текст понятнее. «Посолен» – вероятно, в значении «очищен». Считается, что здесь аллюзия на Лев 2.13 или на древний обычай посыпать животное солью перед принесением его в жертву. Но здесь соединились две метафоры – огня и соли. И огонь, и соль могут причинять человеку как добро, так и зло. Огонь всё уничтожает на своем пути, но он применяется и как средство очищения, уничтожающее скверну. Недаром Святой Дух часто понимался как огонь. Соль тоже могла быть губительной: засоленные поля были неплодородными, в Мертвом море отсутствует жизнь. Но соль тоже хорошая вещь, благодаря ей человек мог сделать запасы пищи, которая без нее быстро бы испортилась в жарком климате. Соль также символизировала мудрость.

Если соль несоленой станет – это речение долгое время не понимали, потому что не могли взять в толк, как соль может стать несоленой. Но, во-первых, соль, которую добывали из Мертвого моря, имела очень много минеральных примесей, по внешнему виду не отличающихся от самой соли. Она легко вымывалась, но по-прежнему казалась солью. Во-вторых, это слово употреблено в переносном, парадоксальном смысле. Иисус назвал Своих учеников «солью земли» (Мф 5.13), но Он предупредил их, что если они будут жить по стандартам этого мира, добиваясь верховенства, как в 9.34, то они могут потерять главное, что делает соль солью – ее соленость. И этого уже нельзя будет вернуть.

Имейте в себе соль! Это призыв быть «солеными». Но эти слова можно понять и немного по-другому. В русском языке есть выражение «съесть пуд соли с кем-нибудь», то есть «быть давними хорошими друзьями». Здесь тоже может быть такой смысл, и тогда эти слова будут логически связаны с последним предложением стиха: «И будьте в мире друг с другом».

Итак, несмотря на разнообразие внешне не связанных между собой тем, последние стихи являются логическим завершением всего отрывка об истинном величии учеников Христа.

10.1-12 ВОПРОС О РАЗВОДЕ

(Мф 19.1-12; Лк 16.18)

1 Оттуда Иисус направляется в Иудею и в земли за Иорданом. И снова с Ним шли толпы людей, и Он их учил, как обычно. 2 И вот пришли к Нему фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его:

   – Может ли по Закону мужчина развестись с женой?

3 – А что вам заповедал Моисей? – спросил Иисус.

4 – Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство, – ответили они.

5 – Моисей написал вам такую заповедь, потому что сердца у вас черствы и упрямы, – возразил Иисус. – 6 Но с самого начала, со времен сотворения мира, Бог «создал мужчину и женщину. 7 Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, 8 и станут двое одной плотью». Итак, их уже не два человека, а одно существо. 9 То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.

10 А в доме ученики спросили Его о том же.

11 – Кто разведется с женой и женится на другой, тот согрешит, нарушив супружескую верность, – ответил Иисус. –  12 И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого, то она совершит тот же грех.


1 в Иудею и в земли за Иорданом – в некоторых рукописях: «в земли Иудеи за Иорданом».

4 Втор 24.1, 3; Мф 5.31    6 Быт 1.27; 5.2    7-8 Быт 2.24; Еф 5.31    11-12 Мф 5.32; Лк 16.18; 1Кор 7.10-11


Ст. 1 – Проведя в Галилее какое-то время уединенно, наставляя учеников, Иисус снова возобновил Свое общественное служение. Он покинул Галилею, куда больше уже не вернется, и отправился в Иудею и в земли за Иорданом. Может возникнуть ощущение, что это одна область, в то время как земли за Иорданом, или Перея, находились под юрисдикцией Ирода Антипы, а Иудея была под властью римлян. Вероятно, поэтому в рукописях есть разночтения, в частности текст Марка заменен параллельным текстом Матфея, где говорится, что Иисус шел в Иудею через Заиорданье, то есть обычным путем паломников, не желавших идти через Самарию. Возможно, эти слова Марка, вызывающие столько споров, отражают традицию, согласно которой Иисус провел в Иудее и Заиорданье гораздо больше времени, чем нам кажется, когда мы читаем синоптиков. В 4-м Евангелии Иисус провел там почти полгода. Иисус снова учил сопровождавшие Его толпы людей.

Ст. 2 – И снова возникает спор между фарисеями и Иисусом. На этот раз они задают вопрос о том, разрешает ли Закон Моисея разводиться с женой. Марк подчеркивает, что этот вопрос не был продиктован искренним желанием узнать мнение уважаемого учителя по этому поводу. Они хотят Его испытать. Не совсем понятно, в чем заключался злой умысел, так как Закон ясно и недвусмысленно разрешал развод, если муж найдет в жене «что-нибудь противное» (Втор 24.1). Среди богословов того времени были споры относительно причины, позволявшей людям разводиться. Именно так сформулирован вопрос фарисеев у Матфея: «Позволяет ли Закон мужчине разводиться с женой по любой причине?» Но, может быть, фарисеи знали, что у Иисуса совершенно особое отношение к разводу, идущее вразрез с нормой Закона. Но, вероятнее всего, здесь присутствует политический мотив. Иоанн Креститель погиб из-за того, что осуждал новый брак Ирода Антипы. Вполне возможно, фарисеи хотят спровоцировать Иисуса на ответ, который вызовет раздражение тетрарха.

В то время существовали две точки зрения на причину, делавшую развод позволительным. Консервативная школа Шаммая толковала «нечто противное» как нецеломудрие невесты или супружескую измену жены. Либеральное же направление Гиллеля понимало его очень широко: всё, что может не понравиться мужу в жене, можно считать «противным», например, испорченное любимое блюдо или лицо жены, после того, как муж увидит более красивую женщину.

Как брак, так и развод был чисто семейным делом. Разводиться мог только мужчина, он «отпускал» жену. Развод по инициативе женщины был крайне редок, и для этого нужны были особые причины, как, например, неисполнение мужем супружеских обязанностей в течение длительного времени. Есть свидетельства, говорящие о том, что отношение к разводам постепенно становилось всё более неодобрительным и количества разводов уменьшалось.

Ст. 3-4 – Иисус отвечает на вопрос встречным вопросом и получает тот ответ, который Он и ожидал. Закон обязывал мужчину давать жене разводное свидетельство, подтверждавшее, что она разведена, и позволявшее ей выйти второй раз замуж, что она не всегда могла сделать, если была стара и бедна. Женщина оказывалась страдающей и практически бесправной стороной, хотя иногда по брачному договору она имела право получить от мужа часть имущества.

Ст. 5-9 – И вдруг Иисус резко изменяет направление разговора. Вместо того, чтобы заниматься толкованием деталей Закона и ссылаться на разные мнения уважаемых учителей, Он возвращает слушателей к исконному замыслу Бога при сотворении мира и человечества. Бог создал мужчину и женщину, чтобы соединить их в одно существо. Такова Его цель. Но Закон имеет дело не с идеальным, а с ущербным миром, каким он стал после грехопадения. Закон приспособляется к такому миру, он не может требовать от человека исполнения «норм Рая». Поэтому он санкционирует «лучшее из зол». Итак, с точки зрения Иисуса, развод есть всегда грех и зло, несмотря на то, что Закон его допускает. Это Божья уступка человеческой слепоте, неспособности постичь Его волю, с целью не допустить худшей беды. Иисус – вестник Божьего Царства, то есть восстановленного Рая, того миропорядка, каким его задумал Бог. Можно назвать этот миропорядок новым творением. Супружескую пару соединил Бог, и поэтому человек не должен разъединять ее. Здесь под человеком имеется в виду муж, так как ни по Закону Моисея, ни по римскому законодательству никакие внешние инстанции не вмешивались в дела семьи и брака.

Ст. 10 – Ученики, оставшись с Иисусом одни, спрашивают Его о том же, потому что им не все понятно. У Матфея они даже очень опечалились, оказывается, женщина не вещь, принадлежащая мужу! Их позиция, вероятно, ближе к фарисейской. Поэтому этот отрывок представляет собой не только спор Иисуса с представителями религиозного официоза, но и продолжение трудного процесса перевоспитания учеников.

Ст. 11 – Иисус отвечает, что мужчина, разведшийся со своей женой и женившийся на другой, совершает по отношению к бывшей жене грех, запрещенный в Декалоге, то есть в Десяти заповедях. Евреи считали, что совершить прелюбодеяние, то есть нарушить супружескую верность, может только жена. Муж совершает такой грех по отношению к другому мужчине, с женой которого он вступил в незаконную связь, но никогда не прелюбодействует по отношению к собственной жене. Следовательно, Иисус признает равенство мужчины и женщины в браке, что в те времена было неслыханным новшеством.

Ст. 12 – Выше уже говорилось, что женщина не могла развестись с мужем. Поэтому некоторые комментаторы считают, что эти слова не принадлежат Иисусу, а были добавлены ранней Церковью, потому что по римским законам женщина уже имела право на развод. Но, возможно, Иисус имел в виду Иродиаду, которая сама оставила мужа, хотя, с точки зрения Закона Моисея, ее развод считался недействительным.

Здесь надо помнить также о том, что Иисус прежде всего защищал женщину, не позволял, чтобы ее выбросили за ненадобностью, как изношенную тряпку. Он защищает «униженных и оскорбленных», тех, кто был ничем в глазах общества, а это изгои, грешники, прокаженные, несведущие в Законе, а также женщины и дети.

В наше время, когда развод стал настолько частым явлением, что говорят уже об опасности уничтожения самого института семьи, многим слова Иисуса кажутся чересчур резкими. Многие церкви позволяют развод. Это значит, что мы снова оказались в той же ситуации, о которой здесь говорит Евангелие.

10.13-16 БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ

(Мф 19.13-15; Лк 18.15-17)

13 К Иисусу приносили детей, чтобы Он к ним прикоснулся. А ученики их бранили. 14 Иисус, увидев это, возмутился и сказал им:

   – Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им. Ведь Царство Бога принадлежит таким, как они. 15 Верно вам говорю, кто не примет Царства Бога, как ребенок, тот не войдет туда.

16 И, обняв детей, Иисус возложил на них руки и благословил.


15 Мф 18.3


Ст. 13 – Слава Иисуса как великого и святого человека расходилась повсюду, и к Нему принесли или привели детей, чтобы Он к ним прикоснулся. У многих народов известен такой обычай, считалось, что прикосновение великих людей охраняет детей от бед. У евреев это называлось благословением (ср. Быт 48.13-16). Греческое слово «пайд`иа» обычно обозначает детей до двенадцати лет.

Евангелист не сообщает, кто именно привел детей, но можно предположить, что это были родители. Ученики запрещают им это делать, вероятно, считая, что дети слишком незначительны, чтобы отнимать время у Иисуса (см. ком. на 9.33-37). Здесь учениками снова движет чувство своей исключительности (ср. 9.38). Как и тогда, они все решили за Иисуса.

Ст. 14-15 – Впервые в Евангелии говорится, что Иисус возмутился поступком Своих учеников. Царство Бога принадлежит таким, как они. У детей нет ничего: ни имущества, ни власти, ни привилегий. Они получат Царство не потому, что они его заслужили, не потому, что невинны и безгрешны, доверчивы, смиренны и т.д., а потому что Бог пожелал дать им такой дар (ср. Лк 12.32) и они его так и принимают – как дар. Эти слова близки по смыслу к первой заповеди блаженства в варианте Луки: «Радуйтесь, бедные! Царство Бога ваше» (6.20).

Слова Иисуса «Пусть дети приходят ко Мне», как и некоторые другие места Нового Завета (Деян 8.36; 10.47; 11.17; 16.32), вскоре были истолкованы ранней Церковью как разрешающие крещение младенцев.

Ст. 16 – Иисус не только возложил на детей руки, но и сделал б`ольшее – благословил. Греческий глагол, употребленный здесь, имеет усилительное значение: Иисус сделал это не формально, но с большим чувством.

10.17-31 ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ

(Мф 19.16-30; Лк 18.18-30)

17 Когда Иисус отправлялся в путь, к Нему подбежал человек и, упав перед Ним на колени, спросил:

   – Добрый Учитель, что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?

18 – Почему ты называешь Меня добрым? – сказал Иисус. – Один Бог добр. 19 Ты знаешь Его заповеди: не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради, не давай ложных показаний, не обманывай, почитай отца и мать.

20 – Учитель, я с юных лет соблюдаю всё это, – ответил тот Иисусу.

21 Иисус взглянул на него, и он сразу Ему полюбился. Иисус сказал:

   – Одного тебе не хватает. Иди, продай все, что есть у тебя, и раздай бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом приходи и следуй за Мной.

22 Но тот помрачнел от этих слов и ушел печальный: он был очень богат.

23 Иисус, оглядевшись вокруг, сказал ученикам:

   – Как трудно зажиточным войти в Царство Бога!

24 Учеников изумили Его слова. Но Иисус повторил:

   – Дети Мои, как трудно войти в Царство Бога! 25 Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем в Царство Бога войти богачу.

26 Они были так поражены, что между собой говорили:

   – Кто же тогда может спастись?

27 Иисус, посмотрев на них, сказал:

   – Для людей это невозможно, но не для Бога. Для Бога всё возможно.

28 Тогда заговорил Петр:

   – А вот мы оставили всё и пошли за Тобой.

29 – Верно вам говорю, – сказал Иисус, – всякий, кто оставил дом, братьев, сестер, мать, отца, детей, поля ради Меня и ради Радостной Вести, 30 получит теперь, в этом веке, во сто раз больше домов, братьев, сестер, матерей, детей, полей, но и преследований тоже, а в Веке будущем – вечную жизнь. 31 Но многие из тех, кто сейчас первые, станут последними, а последние – первыми.


21 следуй за Мной – в некоторых рукописях: «следуй за Мной, взяв крест».
24
как трудно – в некоторых рукописях: «как трудно надеющимся на богатство».

19 Исх 20.12-16; Втор 5.16-20; 24.14; Иак 5.4    21 Мф 6.20; Лк 12.33    23 Мк 4.19     27 Быт 18.14; Иов 42.2; Зах 8.6 (LXX)
31
Мф 20.16; Лк 13.30


Этот отрывок состоит из трех частей: 1) рассказ о богаче (ст. 17-22); 2) отношение к богатству (ст. 23-27); 3) обещание награды ученикам (ст. 28-31).

Ст. 17 – Когда Иисус отправлялся в дорогу, вероятно, в Иерусалим, к Нему подбежал человек, упал перед Ним на колени и обратился к Нему со словами «Добрый Учитель». Судя по его поведению (на колени становились лишь перед Богом и царем), Он хочет задать Иисусу вопрос не из праздного любопытства, для него это вопрос жизненно важный. В ту пору редко кому пришло бы в голову спросить, чт`о надо делать, чтобы получить (буквально: «унаследовать») вечную жизнь. Всем известно: надо соблюдать Закон Моисея, в котором содержатся Божьи заповеди. 

Ст. 18 – Иисус начинает ответ загадочными словами: «Почему ты называешь Меня добрым? Один Бог добр». Никто из комментаторов пока не сумел найти вразумительного объяснения этим словам. Одни говорили, что евреи называли добрым одного только Бога, но это не соответствует истине (см. Притч 12.2; 14.14; Мф 12.35 и др.). Другие пытались найти психологическое объяснение: Иисус хочет охладить пыл и «вылить ушат холодной воды на его молодой энтузиазм». {У. Баркли, Толкование Евангелия от Марка, с. 262.} Вероятно, это смущало не только нас, потому что Матфей изменил и вопрос богача, и ответ Иисуса: «Учитель, что я должен сделать доброго...? – «Что ты спрашиваешь Меня о добром?» (19.16-17). Быть может, наиболее правильно будет предположить, что Иисус с самого начала хочет переключить его внимание на Того, кто является единственным источником вечной жизни – на Бога. Есть, правда, еще одно, очень простое объяснение, и оно, возможно, ближе всего к истине: Иисус не любил титулов, Он позволял называть себя рабби, или учителем, это было вежливое обращение, так называли любого уважаемого человека. Но когда богач добавил еще эпитет «добрый», это чуть-чуть перешло за границы простой вежливости, и Иисус резко оборвал его. Этим Он подал пример Своим ученикам не увлекаться почетными титулами (ср. Мф 23.8-10). {G. Lohfink, Jesus and Community, p. 14}

Ст. 19 – Иисус приводит шесть заповедей со второй скрижали, только вместо последней («не пожелай…») здесь стоит «не обманывай». Это заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.

Ст. 20 – Богач отвечает, что он выполняет все эти заповеди с юных лет. Некоторые толкователи видели корень зла в этом его утверждении: он, дескать, самодоволен и горд, лишен смирения, ведь никто не в состоянии выполнить все заповеди Закона. Но очень многие люди того времени были уверены, что человек способен выполнить их и делает это с радостью (см. Пс 119 (118)).

Ст. 21 – В апокрифическом Евангелии евреев в ответ на слова богача о том, что он исполняет Закон и пророков, Иисус отвечает: «Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним?» Но у Марка Иисус не подвергает слова богача сомнению, наоборот, в этом Евангелии единственный раз говорится о любви Иисуса: он сразу Ему полюбился. Возможно, это даже выразилось в какой-то внешней форме: Иисус мог обнять или поцеловать его. Любовь Иисуса, как всегда в Священном Писании, прежде всего означает поручение, миссию. Возможно, Иисус захотел сделать его Своим учеником. Ведь этот человек понял чрезвычайно важную вещь: чтобы получить вечную жизнь, недостаточно соблюдения заповедей Закона, нужно что-то еще. Поэтому он и прибежал, и упал на колени, и задал свой вопрос.

Иисус ставит ему условие: он должен продать все свое имущество и раздать бедным.

Ст. 22 – И это оказалось для него неодолимым препятствием. Ему тяжело, он помрачнел и ушел печальный. Только тут мы узнаем, что этот человек был очень богат. Вообще, в каждом из синоптических Евангелий есть рассказ о том, как кто-то хотел следовать за Иисусом, но Он отверг его, и рассказ о том, как Иисус звал кого-то идти за собою, но тот отказался (Мф 8.19-20, 21-22; 19.21-22; Мк 5.18-19; 10.21-22; Лк 9.57-58, 59-60, 61-62; 8.38-39; 18.22-23).

Богач спрашивал, что он еще должен сделать, а Иисус ответил: «все». Он требует от человека полной самоотдачи, а не какой-то части. Вне всякого сомнения, это был хороший человек, он помогал бедным, делясь с ними частью своего дохода, но ему стало страшно лишиться всего дохода, дававшему ему положение в обществе, обеспеченность, уверенность в завтрашнем дне. Чарльз Додд говорит так: «Обратим внимания, сколько в этих словах сочувствия – Иисус знал, как много он требует; однако вызов свой бросил. И всё же когда юноша отказался, Он не пытался убедить его или заставить – просто отпустил, и тот с печалью отошел. Это власть, но власть, уважающая человеческую свободу». {Ч. Додд, Основатель христианства, с. 45.}

Полезно сравнить этот отрывок с рассказом о Сапфире и Анании в Деян 5. Они продали поле, но рука не поднялась отдать все деньги апостолам, и они оставили немножко на черный день, а сказали, что отдали все. Но ведь это и есть проверка искренности веры. На кого надеется человек – на Бога или на деньги?

Многие христиане думают, что к ним этот рассказ не имеет никакого отношения, ведь они не богаты. Но таким камнем преткновения необязательно являются деньги. Мы не знаем, о ком шла речь в Лк 9.59, тот человек мог быть бедняком, но и для него Иисус лишь на втором месте – после родителей. У каждого – своя преграда, которую он не может перейти.

Ст. 23 – После ухода богача Иисус обратился к ученикам: «Как трудно богатым войти в Царство Бога!»  Эти слова поразили учеников. Они даже могли быть огорчены тем, что богач не стал их спутником. Для того, чтобы понять, почему так удивлены ученики, надо знать, каким было отношение к богатству в Библии.

Первоначально богатство считалось видимым знаком благоволения Божьего, наградой за праведность, оно свидетельствовало о том, что человек был с Богом в состоянии мира и гармонии. Недаром так подробно описывалось, сколько было у праотцев скота, серебра, земельных участков. Испытывая Иова, Бог лишил его всего, но потом вернул ему всё утерянное в семикратном размере. Но постепенно в библейских текстах появляется и другой взгляд на богатство: богачи угнетают бедных, которым больше не на кого надеяться, кроме как на Бога. Об этом постоянно говорят пророки. Они резко обличали богачей: те, не помогая бедным, совершали грех, Бог же любит бедняков и заботится о них. Особенно это относится к вдовам, сиротам, пришельцам (то есть чужеземцам, не имевшим полных прав) и левитам. Богачи, не заботящиеся о бедных, тем самым разрывают договор (завет) с Богом, и, следовательно, Бог рассматривает их как угнетателей тех, кого Он защищает, и как Своих врагов. Бедняк же уповает на Господа, взывает к Нему день и ночь. Постепенно слово «бедный» становится почти синонимом слова «праведный», а «богатый» – синонимом слов «грешный, надменный, не признающий Бога» (ср. Послание Иакова ).

Иисус разделяет позицию пророков: Он призывает Своих последователей не заботиться о богатстве, объявляет великий эсхатологический переворот: последние станут первыми, те, у кого ничего нет, станут обладать Царством, унаследуют землю (Мф 5.3-5). Человек может служить или Богу, или богатству (Мф 6.24). Иисус сам выбрал путь добровольной бедности и бездомности, отказавшись, ради выполнения Своей миссии, от всех земных уз. Но у Него нет классовой ненависти к богатству, Он не демонизирует его, так как само по себе богатство не является злом, оно становится злом лишь в результате неверного отношения к нему, когда человек, сознательно или бессознательно, делает из богатства некое божество, подменяющее собой истинного Бога.

Но изначальное понимание богатства как Божьего благословения продолжает присутствовать в религиозной мысли, и эти два противоположные отношения сосуществуют, не пересекаясь, как параллельные прямые.

Ст. 24-25 – Вероятно, очень многие люди, включая учеников, видели в богатстве благословение. Ведь ученики во многом еще остаются «людьми этого века», с трудом воспринимающими абсолютные требования Царства. Хотя они и последовали примеру Учителя, они всё еще верят в заслуги, которые принесут им зримую, материальную награду на земле. Трудный процесс перевоспитания потребует много времени. Дети Мои, как трудно войти в Царство Бога! Иисус повторяет Свои слова, дополняя их пословичным выражением о верблюде и игольном ушке. В Вавилонском Талмуде есть похожие слова, но не о верблюде, а о слоне. Эти полные юмора гиперболические слова наглядно иллюстрируют невозможность. Только полное непонимание парадоксального, метафорического языка Иисуса (ср. Мф 7.3; 23.24) побудило некоторых толкователей в Средние Века переделать верблюда в канат или пропихнуть его через мифические ворота в Иерусалиме. Сейчас подобного рода попытки никем всерьез не воспринимаются.

Ст. 26 – Но это вызывает у учеников почти что шок: «Кто же тогда может спастись?»

Ст. 27 – Ответ Иисуса – это ключ ко всему отрывку. Для человека это вообще невозможно. «Унаследовать вечную жизнь, войти в Царство Бога, быть спасенным – всё это вне сферы человеческих возможностей. Это в равной мере относится и к богатым, и к бедным. Но Бог может совершить невозможное!». {C.E.B. Cranfield, The Gospel according to St Mark, p. 332.}

Ст. 28-30 – Вероятно, первоначально эти стихи в устной традиции существовали независимо. Но евангелист, рассказав о том, как богач ушел, отказавшись раздать свое имущество, решил, что будет очень уместно поместить здесь короткий диалог между Иисусом и Петром, который, как и его товарищи, действительно оставил все и последовал за Иисусом. Иисус дает три обещания тем, кто сделал это ради Его дела: 1) отдавший все получит в этой жизни, в новой христианской семье, в сто раз больше, кроме жен и отцов. С женами всё понятно, но в новой эсхатологической общине отцов тоже не будет, так как есть лишь один, небесный Отец; 2) кроме благ, он также получит преследования; 3) в грядущем веке он получит вечную жизнь.

Ст. 31 – Но в конце Иисус делает важное предостережение: те, кто сейчас первые, могут стать последними и наоборот. Ученик Христа должен всегда быть на страже, он никогда не может расслабиться, сказав себе, что он всего уже достиг, что у него уже есть входной билет в Царство. Учиться быть христианином приходится всю жизнь.  Это речение Иисуса у Матфея (20.16) и у Луки (13.30) находится в разных контекстах и имеет там другой смысл, что говорит о том, что некогда оно тоже существовало в независимой форме.

10.32-34 ТРЕТЬЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ

(Мф 20.17-19; Лк 18.31-34)

32 Теперь они держали путь в Иерусалим. Впереди шел Иисус. Ученики были в тревоге, а их спутникам было страшно. Иисус отвел в сторону двенадцать учеников и стал им говорить, что с Ним будет:

33 – Вот мы идем в Иерусалим. Сына человеческого отдадут в руки старших священников и учителей Закона. Они осудят Его на смерть и отдадут в руки язычников. 34 И те будут над Ним глумиться, будут плевать в Него, бичевать и убьют. Но через три дня Он воскреснет.


34 через три дня – в некоторых рукописях: «на третий день».


Ст. 32 – Впервые говорится о том, что Иисус уже на пути в Иерусалим. Судьба Его окончательно определена: Он идет на смерть. Можно считать, что с этого момента начинается повествование о Страстях (то есть страданиях) Господа. Иерусалим уже неоднократно встречался в Евангелии, и каждый раз это был центр вражды к Иисусу. Иисус идет впереди, как и полагалось учителю, но этим подчеркивается Его добровольный и сознательный выбор. Драматизм повествования нарастает, появляется трагичность звучания. Глагол «тамб`ео», описывающий состояние тревоги, тяжелой тоски, появится в Евангелии снова – на этот раз в сцене Гефсиманского борения. Не совсем понятно, имеет ли Марк в виду две группы людей, сопровождавших Иисуса (одну, состоявшую из учеников, а другую, включавшую б`ольшее количество людей), или только одну (Иисус с учениками). Также неизвестно,  почему одни были в тревоге, а другим было страшно. В 9.32 уже упоминался страх учеников.

Ст. 33-34 – Иисус в третий раз предсказывает Свою смерть и излагает содержание шести актов этой Божественной драмы: арест по приказу Синедриона, передача в руки язычников, то есть римлян, приговор, глумление, смерть, воскресение. 

10.35-45 ПРОСЬБА ИАКОВА И ИОАННА

(Мф 20.20-28)

35 Подходят к Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.

   – Учитель, – говорят они, – сделай для нас то, что мы попросим.

36 – Что для вас сделать? – спросил Он.

37 – Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен, сидели рядом с Тобой – один по правую руку, а другой по левую, – ответили они.

38 – Вы не знаете, чего просите, – сказал им Иисус. – Можете выпить чашу, которую Я пью, или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?

39 – Можем, – ответили они.

 Но Иисус сказал им:

 – Чашу, которую Я пью, вы выпьете
и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.
40 А сесть по правую руку Мою или по левую –
дать это не в Моей власти:
там сядут те, кому предназначено Богом.

41 Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна, они стали возмущаться. 42 Но Иисус, подозвав их, сказал:

   – Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются.

43 Но у вас пусть будет не так!
Пусть тот, кто хочет быть у вас главным,
будет вам слугой,
44 и кто хочет быть среди вас первым,
тот пусть будет для всех рабом.
45 Ведь и Сын человеческий не для того пришел,
чтобы Ему служили,
а чтобы служить и отдать Свою жизнь
как выкуп за множество жизней.


37 Мф 19.28; Лк 22.30     38 Ин 18.11; Лк 12.50     42 Лк 22.25      43-44 Мф 23.11; Мк 9.35; Лк 22.26      45 1Тим 2.5-6


Ст. 35-37 – Если это событие действительно следовало за третьим предсказанием о смерти, то оно свидетельствует о полном непонимании учеников. Ведь для Иисуса уже начался крестный путь. Но из слов предсказания им, вероятно, запомнился лишь титул Сына человеческого, который, по их мнению, означает славу и триумф. Предполагается, что те, кто следуют за Ним, готовы разделить Его участь, но вместо этого они думают лишь о собственной выгоде, о почетных местах, когда Иисус провозгласит себя Царем в Иерусалиме. Места по правую и левую руку принадлежали самым высокопоставленным придворным царя, это могли быть и почетные места на мессианском пиршестве. Матфей пытается смягчить неблагоприятное впечатление от сцены, выставив в роли просительницы их мать, а не братьев.

Ст. 38 – На это Иисус отвечает, что они не знают, о чем просят. Готовы ли они разделить Его участь? Этот вопрос выражен с помощью двух метафор. Первая метафора – чаша. Можете ли выпить чашу, которую Я пью? В Ветхом Завете также встречается образ чаши: она могла быть «наполнена» благом (Пс 23(22).5) или бедствиями (Пс 75.8 (74.9). Но здесь она полна страданий. Или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь? Второй вопрос дословно звучит: можете погрузиться в воду, как Я погружаюсь? Вода также символизирует несчастье и смуту. Глагол «бапт`идзомай», первоначально означавший «погружаться в воду с головой», приобрел переносное значение «испытывать беды, гибнуть». О таком погружении в пучину бед говорится в Пс 42.7 (41.8); Ис 43.2; ср. Лк 12.50.

Ст. 39-40 – Та легкость, с которой братья дают утвердительный ответ, говорит о том, что Иаков и Иоанн не восприняли слова Иисуса серьезно, не поняли их трагического смысла. Так потом Петр будет уверять Иисуса, что уж он-то никогда не отступится (14.29,31). Братья могли бы занять места на крестах справа и слева от Иисуса, но они бежали, и вместо них там оказались два безымянных преступника.

Иисус предсказывает мученическую кончину братьев. И, действительно, Иаков погиб самым первым из апостолов, в 40-х гг. его казнил внук Ирода Великого Ирод Агриппа I, ставший царем после прихода к власти римского императора Клавдия (Деян 12.2). Согласно церковной традиции, Иоанн дожил до преклонных лет и умер своей смертью, но и он подвергался гонениям, был в ссылке. Впрочем, эти слова Марка, вероятно, послужили причиной возникновения легенды, зафиксированной в рукописях V – IX веков и утверждающей, что Иоанн умер в молодом возрасте, вместе со своим братом.

Иисус снова и снова объясняет братьям, что Его и их путь к славе лежит через отвержение, страдания и смерть. И не в Его власти (по крайней мере, во время Его земной жизни) распределять и раздавать почетные места. Они достанутся тем, кому они предназначены Богом. В этих словах Иисуса слышен и горький укор, и разочарование, и призыв думать о Божьем, а не о своем.

Ст. 41 – Остальные ученики, узнав об их просьбе, негодуют, но их возмущение вызвано, скорее всего, не поведением братьев, а тем, что те их опередили. Поэтому Иисус подзывает всех: то, что Он собирается сказать, предназначено не только Иакову с Иоанном, но всем.

Ст. 42-44 – Иисус в очередной раз объясняет Своим ученикам, что они представляют собой ядро нового Израиля, нового человечества, в котором ценности старого мира потеряли свое значение. Их желание быть наверху вполне объяснимо, потому что общество ориентировано на успех, оно внушает своим членам, что править и руководить очень почетно, что к этому надо стремиться. Но у вас пусть будет не так! У последователей Христа должны быть иные ценности и иные приоритеты.

Ст. 45 – В Дан 7.14 о Сыне человеческом говорится, что «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему». Но Иисус, Сын человеческий, утверждает, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить. Обычно ученики прислуживали своему учителю, такова была всеобщая практика. Рабби Йоханан даже говорил, что это необходимо: «Всякий, кто мешает Своим ученикам служить ему, подобен тому, кто отказывает им в любви». Но мы знаем, что и здесь Иисус нарушает сложившиеся традиции. Не Ему служат, а Он служит. В 4-м Евангелии даже рассказано, что Иисус вымыл ноги Своим ученикам (13.1-20).

 Здесь Иисус впервые сказал не только о необходимости Своих страданий и смерти, о чем Он говорил раньше, но и о том, зачем нужна Его смерть. Иисус видит в Своей судьбе исполнение пророчеств о Страдающем Служителе Божьем (Ис 53). Бог предназначил Иисусу стать выкупом. Первоначально словом «выкуп» называлась сумма денег, уплаченная за освобождение пленного или раба, но позже это слово приобрело религиозное значение. Так, например, Бог называется Искупителем Израиля, выкупившим его из египетского рабства, хотя никакого выкупа фараону Он не платил. Это слово становится синонимом спасения. В еврейской традиции была идея, что любая смерть имеет искупительную силу, смерть же невинного мученика может искупить грехи всего народа (ср. 4Макк 6.29; 17.22; 2Макк 7.37-38). Так и Иисус совершает выкуп и отдает Свою жизнь за множество людей. В оригинале стоит «за многих», но в семитских языках слово «многие» употреблялось в инклюзивном («включающем») значении, обозначая «множество (безотносительно к количеству)», а не в эксклюзивном («исключающем») значении, как в русском и в других европейских языках, где слово «многие» подразумевает «но не все». Его искупительная жертва выкупает из-под власти греха и смерти всех тех, кто захочет ответить на призыв Иисуса и последовать за Ним, кто хочет свободы от рабства. Его жертва носит заместительный характер, ведь Он умирает не за свои грехи, а берет на себя грехи других.

10.46-52 ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО

(Мф 22.29-34; Лк 18.35-43)

46 Они приходят в Иерихон. Когда Он выходил из Иерихона с учениками и с большой толпой, у дороги сидел Бар-Тимай (то есть сын Тимая), слепой нищий. 47 Услышав, что здесь Иисус Назарянин, он закричал:

   – Сын Давида! Иисус! Сжалься надо мной!

48 Многие требовали, чтобы он замолчал, но слепой кричал еще громче:

   – Сын Давида! Сжалься надо мной!

49 Иисус остановился и сказал:

   – Позовите его.

 Слепого зовут:

   – Ну, вставай, Он тебя зовет!

50 Бар-Тимай, скинув плащ, вскочил и подбежал к Иисусу.

51 – Что для тебя сделать? – спросил его Иисус. – Чего ты хочешь?

   – Раббуни, видеть! – ответил слепой.

52 – Ступай, тебя спасла твоя вера, – сказал Иисус.

 Он сразу стал видеть и пошел за Ним.


47 Назарянин – в некоторых рукописях: «Назорей».

52 Мф 9.22; Мк 5.34; Лк 7.50; 8.48; 17.19


Ст. 46 – Через древний город Иерихон пролегала дорога в Иерусалим, до него было около тридцати километров. Именно здесь Иисус совершает Свое последнее исцеление. В Евангелии от Марка это уже второе прозрение слепого, и, как и в первый раз, оно глубоко символично, потому что помещено евангелистом в самый конец раздела о трудном перевоспитании учеников. Слепой человек оказывается способным увидеть истину веры, которую не видят зрячие. Этот рассказ также дает всем надежду на прозрение.

Обычно имена исцеленных оставались неизвестными для слушателей и читателей. Здесь исключение, хотя, строго говоря, мы знаем не имя, а отчество: отца слепого звали Тимей (точнее «Тим`ай»; «бар» – арам. «сын»). Вероятно, прозревший был хорошо известен в ранней Церкви.

Ст. 47 – Слепой, узнав, что по улице Иерихона идет Иисус, стал громко кричать, называя Его Сыном Давида. Вероятно, в устах слепого это мессианский титул, а не только указание на Его происхождение от Давида, хотя в дохристианской литературе Мессия так назван только в 17-м псалме Соломона.

Ст. 48 – Хотя не сказано, кто именно требовал, чтобы он замолчал, вполне возможно, что среди запрещавших были ученики. Их раздражение вызвано не тем, что слепой назвал Его Сыном Давида, а его криками. Он казался им слишком незначительным, чтобы занимать время Учителя (ср. 10.13).

Ст. 49-50 – Но даже на пути в Иерусалим Иисус находит время, чтобы помочь нуждающемуся в Его помощи. Слепой побежал к Нему, скинув плащ, чтобы тот не мешал ему. Но возможно и другое понимание: «отбросив плащ в сторону», в таком случае слепой отбрасывает плащ, который лежал перед ним и на который люди бросали милостыню. Если это так, то Бар-Тимай тоже оставляет всё, что у него было: свои жалкие гроши и даже плащ, который служил беднякам не только верхней одеждой, но и одеялом.

Ст. 51-52 – Раввун`и значит то же, что рабби («учитель, наставник»), может быть, с оттенком большего чувства (ср. Ин 20.16). Тебя спасла вера – см. комментарий к 5.34. Прозревший пошел за Ним следом. Так как глагол «следовать» имеет дополнительное значение «быть учеником, последователем», то, вероятно, эти слова означают, что он стал учеником Иисуса.

Следующая часть
Оглавление
Ко входу на сайт

Ко входу на сайт
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»