Александр МеньСын Человеческий |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
АВОТ, или ПИРКЕ АВОТ (евр. “Изречения отцов”), - сборник
афоризмов, принадлежащих иудейским мудрецам периода Второго
храма (см.) и примыкающей к нему эпохи. Наиболее
ранняя часть Талмуда (см.).
АГРАФЫ (греч.) - не записанные в Евангелиях изречения Христа.
АМ-ХААРЕЦ (евр. “народ земли”) - в евангельскую эпоху презрительная кличка,
означающая деревенщину, невежду в Законе.
АПОКАЛИПТИКА (от греч. апокалипсис, “откровение”) - книги, написанные
в форме откровения тайн истории. Расцвет А. приходился на II-I вв. до н.э. Некоторые
книги пророков (или их части) относятся к жанру А. Христианским апокалипсисом
является Откровение Иоанна.
АПОКРИФЫ (греч. “сокровенные”) - произведения,
притязавшие на авторитет, равный Св. Писанию, но не включенные
в канон (см.) Библии. Начиная со Средних
веков А. стали называться свободные литературные вариации на библейские темы.
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - язык арамеев, народа, жившего в Сирии и Месопотамии. В последние
века до н.э. А.Я. был разговорным среди иудеев Палестины.
АРХИЕРЕЙ (греч.) - термин означает: а) первосвященника, б) представителя высшего
духовенства в Иудее, в) епископа Греческой и Русской Церквей.
БИБЛИЯ (греч. “книги”) - собрание священных Писаний иудаизма
и христианства. Дохристианская часть Б. состоит из трех сборников: Закона, или Пятикнижия
(см. Тора), Пророков и Писаний (или Учительных книг).
Христиане именуют этот раздел Б. Ветхим Заветом (см. Завет).
Христианская часть Б., или Новый Завет, состоит из 4-х Евангелий, Деяний
Апостолов, Посланий и Откровения Иоанна. Создавалась Б. с XII в. до н.э. по
I в. н.э. (см. Канон).
ВОЛХВЫ - см.маги.
ВТОРОГО ХРАМА ЭПОХА - период между 516 г. до н.э. и 70 г.
н.э., когда существовал Второй иерусалимский Храм. Первый - был разрушен в 587
г. до н.э.
ГАЛАХА (евр.) - правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.
ГЕЕННА (евр. Генном) - долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей
там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии
Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II
в. до н.э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи.
ГЕННИСАРЕТ (евр. Киннерет) - одно из названий Галилейского
озера (Тивериадского моря) и области к западу от него (“земля Геннисаретская”).
ДЕКАЛОГ (греч. “Десятисловие”) - Десять заповедей Моисея (Исх 20,2-17; Втор
5,6-21).
ДЕКАПОЛИС (греч. “Десятиградие”) - союз заиорданских городов: Пеллы, Диона,
Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы), Дамаска,
Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Амана). Д. был населен преимущественно
язычниками.
ДИАСПОРА (греч. “рассеяние”) - термин, обозначающий иудейские общины,
которые обитают вне Палестины.
ЕССЕИ, или ЭССЕНЫ (от арам. хасайя, “благочестивые”), -
члены полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок.150 г. до н.э. Самоназвания
Е.: “Сыны света”, “Простецы”, “Избранники” и др. Большинство Е. жило обособленными
колониями в пустынях (см. Кумран), но некоторые селились
и в городах.
ЗАВЕТ (слав.) - союз, или договор, между Богом и Общиной
верных Ему людей, согласно которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни,
а Бог обещает (см. Обетование) не оставлять ее.
Слово З. обозначает также единение Творца с человеком в богооткровенной религии.
ЗАКОН - синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См.
Тора.
ЗЕЛОТЫ (греч.), или КАНАИТЫ (арам.), “ревнители”, - партия воинствующих мессианистов,
отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого Бога. З. призывали
к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия З. возникла в первые гг.
н.э. Сторонники ее радикального крыла - сикарии (кинжальщики) - избрали путь
террористических действий.
ИДУМЕИ, или ЭДОМИТЫ, - племя, родственное израильтянам. И. жили у южного побережья
Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху
они были уже обращены в иудаизм.
ИСКУПЛЕНИЕ (слав.) - выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии
часто обозначается спасение Богом от зла.
КАНОН (греч. “правило”) - словом К. обозначаются книги Св. Писания
(см. Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце
I в. н.э. Новозаветный - был в основном определен в концу II в., а окончательно
лишь в начале V в. В широком смысле слова К. означает также церковный устав,
или правило.
КЕСАРЬ, или ЦЕЗАРЬ (лат.), - титул римских императоров, ведущий свое происхождение
от имени Г.Ю.Цезаря. В некоторых случаях слово К. употребляется как синоним
государственной власти вообще.
КНИЖНИК (евр. софер) - термин, означающий: а) переписчика Библии, б)
летописца, в) толкователя Писания, г) хранителя Предания
(см.). Среди книжников были саддукеи
(см.), фарисеи (см.)
и лица, не входившие ни в какую группировку.
КУМРАН, или ХИРБЕТ-КУМРАН, - местность у с/з берега Мертвого
моря, где находился один из главных поселков ордена ессеев
(см.). Название К., вероятно, происходит от имени
г.Гоморры, который был некогда расположен в этом районе.
КУЩЕЙ ПРАЗДНИК (евр.Суккот) - иудейский праздник,
связанный с воспоминаниями о странствиях Израиля в пустыне. В послемоисееву
эпоху считался также праздником урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца тишри
(сентябрь-октябрь). В дни К. паломники жили в шалашах (сукках), сделанных из
ветвей.
ЛЕВИТ - человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В эпоху Второго
храма Л. были в нём младшими служителями.
МАГИ (иранск.) - жрецы персидской религии (магдеизма). В более широком смысле
слова М. - знатоки заклинаний, тайных обрядов и астрологии. Синодальный перевод
передает слово М. в Мф 2,1 сл. славянским словом “волхвы”.
МЕСИТ (арам.) - совратитель, лжеучитель, обманщик.
МЕССИЯ - см. Христос.
МИЦВОТ (евр.) - заповеди Торы (см.)
и Предания (см.).
МИШНА - см. Талмуд.
МЫТАРЬ (евр. габай) - сборщик имперских налогов в Палестине.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - собрание речений Христовых, помещенных в 5-7 гл. Мф. Названо
так потому, что евангелист отнес эти речения к проповеди Иисуса на одной
из гор Галилеи (5,1). Параллели Н.П. есть у Лк. Н.П. обычно считается наиболее
полным выражением религиозно-нравственных основ Евангелия.
НИСАН, или АВИВ, - весенний месяц иудейского календаря. Соответствует
марту-апрелю. В древности был первым месяцем года.
ОБЕТОВАНИЕ (слав. “обещание”) - то или иное библейское
пророчество, которое содержит весть о грядущих дарах Божиих.
ОККУЛЬТИЗМ (лат.) - доктрины о способах познания сокровенных духовных миров.
К оккультным учениям древности относятся: орфизм, пифагорейство, гностицизм.
В новое время традиции О. продолжают теософия, антропософия и т.п.
ОПРЕСНОК (слав.) - пресный хлеб (маца), выпекаемый в виде тонких лепешек. Пастушеский
праздник Опресноков существовал до Моисея, а с XIII в. до н.э. он стал
связываться с праздником Пасхи (см.).
Справлялся с 15 по 21 нисана.
ОСАННА (евр. Хошиана, “спасай нас”) - возглас, которым в Иудее приветствовали
царей.
ПАСХА (арам.), или ПЕСАХ (евр.), - буквально “переход”.
Название главного ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время исхода
из Египта в память об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее
полнолуние, с вечера 14 по вечер 15 нисана. В христианской Церкви П. - праздник
Воскресения Христова.
ПЛОТЬ (слав.) - слово, обозначающее в Библии: а) человека, б) его психофизическую
природу.
ПРЕДАНИЕ - в иудаизме и христианстве религиозное учение,
которое передается устно от учителя к учителю. Словом П. обозначаются также
сам дух и сущность вероучения, хранимые в Общине Церкви.
ПРЕТОРИЯ (лат.) - резиденция римского военачальника.
ПРЕФЕКТ (лат.) - римский правитель города или области, а также военачальник.
Титул П. Иудеи носил прокуратор (см.)
Понтий Пилат.
ПРОЗЕЛИТ (греч.) - принявший иудейскую религию иноплеменник.
ПРОКУРАТОР (лат.) - римский чиновник, отвечавший за
сбор податей в провинциях.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (евр. Шавуот, “недели”) -
праздник, справляющийся через 7 недель после ветхозаветной Пасхи
(см.). Посвящен воспоминанию о Божиих благодеяниях,
в частности о даровании Закона на Синае. В христианской Церкви П.
- праздник сошествия Духа Божия на апостолов.
РАВВИ (евр. рабби), или РАВВУНИ (арам. раббони),
“мой учитель”, - почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев. Иоанна
Крестителя и Иисуса Христа называли Р.
САДДУКЕИ (евр. цадоким) - религиозно-политическая прослойка,
состоявшая из иудейских аристократов и высшего духовенства. С. отрицали
устное Предание (см.), веру в
Воскресение мертвых, в ангелов и последний Суд. С. держались буквы Библии,
преимущественно Торы (см.). В евангельские
времена С. составляли большинство в Синедрионе (см.).
САМАРЯНЕ - жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешения
израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе
(см.). В IV в. до н.э. С. полностью обособились от
иудеев. В настоящее время осталось всего несколько сот С. Их религиозный центр
находится на горе Гаризим, где прежде был самарийский храм.
СЕПТУАГИНТА (греч.) - так наз. “перевод семидесяти”. Первый перевод Библии на
греческий язык, осуществленный в Александрии в III-I вв. до н.э. Согласно легенде,
перевод был выполнен 70-ю толкователями из Иерусалима. Перевод С. был принят
христианской Церковью для употребления с первых же лет ее существования.
СИНАГОГА (греч. “сообщество”), или БЕТ-ХАКНЕСЕТ (евр. “дом собрания”), - молитвенный
дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-V вв. до н.э.
СИНЕДРИОН (евр. Санхедрин, или Бет-дин, т.е. “дом суда”).
- В эпоху Второго храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи,
б) центральный Совет богословов во главе с “наси”, председателем-раввином, в) иерусалимский
религиозно-политический трибунал, или Великий С. Последний включал 72 человека.
В экстренных случаях собирался Малый С. (23 чел.). Главой трибунала был
первосвященник. Перед войной 66-70 гг. в этом С. были представлены и саддукейская
и фарисейская группировки.
СИНОПТИКИ - три первых евангелиста: Матфей, Марк, Лука.
СЛАВА - в Библии - синоним Богоявления.
СОТЕРИОЛОГИЯ (греч.) - учение о спасении.
СУККОТ - см. Кущей праздник.
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (арам. Бар-наша) - в Библии и апокрифах
(см.): а) синоним человека, смертного, б) один
из титулов Мессии.
ТАЛМУД (евр. “учение”) - сборник документов иудейского
гражданского и церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов,
притч и легенд. Создавался Т. в среде раввинов-таннаев (см.), преемников
фарисеев (см.), в первые века н.э. Т. делится на Мишну (“повторение”), Тосефту
(комментарий к Мишне) и две Гемары (“завершение”) - Иерусалимскую и Вавилонскую.
Трактаты, входящие в Мишну и Гемары, имеют одинаковые названия. При цитировании
главы Мишны указываются латинскими цифрами, а разделы Гемар - арабскими.
ТАННАИ (от арам. тени, “учитель”) - законоведы иудаизма I-III в. н.э.
ТЕТРАРХ (греч. “четверовластник”) - правитель одной из четырех областей страны.
В эпоху проповеди Христа тетрархами Палестины были Лисаний и сыновья Ирода:
Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор.
ТЕФИЛЛИН (от евр. тефилла, “молитва), или ХРАНИЛИЩА, - небольшие тексты
из Торы (см.), которые укрепляются
на лбу при помощи ремешков. Считаются составной частью богослужебной одежды
в иудаизме.
ТОРА (евр. “наставление”) - одно из названий Пятикнижия
(см. Библия), или Закона. По верованиям позднего иудаизма,
кроме письменной Т. Моисею была дана Богом и устная Т. (см. Предание).
ТОСЕФТА - см. Талмуд.
ТРИБУН (лат.) - один из высших чинов римского офицерского состава.
ФАРИСЕИ (евр. перушим, арам. перушайя -
“отделившиеся”) - религиозная партия или группировка (евр. хабурот, от
хабер, “товарищ”), возникшая в Иудее во II в. до н.э. Ф. были толкователями
и ревностными исполнителями Закона (см.),
верили в Воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и последний Суд.
Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более либеральных (учеников
Гиллеля).
ХАЛЛЕЛ (евр.) - пасхальные иудейские молитвословия, состоявшие из псалмов
с припевом “Аллилуя” (Халлелуйа).
ХАНУКА - иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был
установлен с 164 г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. Х.
справлялся 8 ночей, начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).
ХАСМОНЕИ (евр. Хашмоним, “потомки Хашмона”) - династия иерусалимских
царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккавея. Правила со 140 по
63 г. до н.э.
ХРИСТОС (греч.), или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам.
машиха), - помазанник. Лицо, посвященное Богом на служение Ему:
пророк или чаще всего царь. В узком смысле слова Х. - обетованный в ВЗ Спаситель.
Христианство исповедует веру в то, что Иисус Назарянин есть Х.-Спаситель.
ШАВУОТ - см. Пятидесятница.
ШЕХИНА (арам. “пребывание вблизи”) - богословский термин, означающий
пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.
ЭКЗЕГЕТИКА (греч.) - изучение и толкование библейского текста.
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. “учение о конце”) - система представлений о последних судьбах
мира и о посмертной участи человека.
Годы до н.э. | События и лица |
Ок. 1900-1600 | Авраам и патриархи |
Ок. 1250 | Моисей. Исход из Египта |
Ок. 1200 | Иисус Навин. Вторжение Израиля в Ханаан |
Ок. 1000 | Воцарение Давида |
966 | Построение Первого (Соломонова) храма |
931 | Разделение еврейского царства на Израиль и Иудею |
Ок. 850 | Пророк Илия |
VIII-VI вв. | Эпоха пророков-писателей |
721 | Падение Израильского царства |
587 | Падение Иудейского царства.Вавилонский плен |
538 | Возвращение иудеев из Вавилона. Восстановление Иерусалима |
516 | Построение Второго храма |
170-160 | Гонение Антиоха IV Епифана и восстание Маккавея |
142-63 | Хасмонейская династия |
Ок. 140 | Основание ессейского ордена |
63 | Помпей присоединяет Иудею к Римской империи |
37 | Ирод Великий становится царем автономного Иудейского царства |
7-6 | РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО |
Годы н.э | |
4 | Смерть Ирода Великого. Восстание в Иудее. Архелай, Антипа, Филипп правят в Палестине |
6 | Низложение Архелая. Иудея вновь превращена в римскую провинцию.
Восстание зелотов. Двенадцатилетний Иисус в Храме |
6-15 | Первосвященник Ханан (Анна) |
14 | Смерть Августа. Воцарение Тиберия |
18 | Иосиф Кайафа назначен первосвященником |
26 | Пилат назначен прокуратором Иудеи |
27 | Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Начало Его служения. Первые ученики. Иисус в Капернауме |
Весна 28 | Второе посещение Иисусом Иерусалима |
Осень 28 | Избрание Двенадцати. Смерть Крестителя |
Весна 29 | Умножение хлебов близ Вифсаиды. Иисуса хотят провозгласить царем. Иисус в Финикии, Десятиградии и в тетрархии Филиппа |
Лето 29 | Исповедание Петра и Преображение |
Осень 29 | Иисус на празднике Кущей. Борьба против Него книжников |
Декабрь 29 | Иисус на празднике Ханука. Его пребывание за Иорданом |
Весна 30 | Воскрешение Лазаря. Последнее путешествие из Заиорданья в Иерусалим |
Суббота 1 апреля 30 |
Иисус в Вифании |
Воскресенье 2 апреля |
Торжественный въезд Христа в Иерусалим |
Среда 5 апреля |
Пророчество о конце. Предательство Иуды |
Четверг 6 апреля |
Тайная Вечеря. Взятие Христа под стражу. Допрос у Ханана |
Пятница 7 апреля |
Приговор Синедриона. Суд и приговор Пилата. |
РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА | |
Воскресенье 9 апреля |
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО |
14 апреля | Ученики отправляются в Галилею |
18 мая | Возвращение апостолов в Иерусалим. Последнее явление им Иисуса (Вознесение) |
|
|
![]() |