Стандартным богословским
справочником на английском языке, который мы
рекомендуем читателю, является "The Oxford Dictionary, of
the Christian Church" (Оксфордский словарь христианской
Церкви) (Oxford: Oxford University Press, 2nd edn revised, 1984). В 1994 г.
ожидается выход третьего издания этого труда.
Много полезной информации содержится в более
старом справочнике: "The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious
Knowledge" (Новая Энциклопедия Шафф-Херцог по
религиозным знаниям) (12 vols; Grand Rapids, Mich.: Baker Book House,
1957), особенно относительно споров между
лютеранами и реформаторами в шестнадцатом веке.
Специализированный глоссарий богословских
терминов позднего средневековья содержится в
кн.: Heiko A.Oberman, "The Harvest of Medieval Theology: Gabriel Biel and Late
Medieval Nominalism" (Плоды средневекового богословия:
Гавриил Биль и позднесредневековый номинализм)
(Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1963), pp.459-76. Глоссарии
терминов, касающихся доктрины оправдания, можно
найти в кн. Alister E.McGrath, Iustitia Dei: A History of the Christian Docrine of
Justification" (2 vols; Cambridge: Cambridge University Press, 1986), vol.1,
pp.188-90.
Адиафора
Дословно "несущественные вопросы".
Верования и обряды, которые реформаторы считали
терпимыми, поскольку они явно не отрицались, хотя
и не оговаривались отдельно в Писании. Например,
одежда священника при совершении богослужения
является адиафорой. Концепция адиафоры является
важной, поскольку она позволяла реформаторам
предпринять прагматически подходить ко многим
верованиям и обрядам, избегая, таким образом,
ненужной конфронтации.
Анабаптизм
Дословно — "перекрещение".
Термин, используемый по отношению к радикальному
крылу Реформации, основывающемуся на
[288]
трудах таких мыслителей, как Менно Симонc и
Валтасар Губмайер. См.стр.23.
Антипелагианские писания
Писания Августина, связанные с пелагианским
спором, в которых он отстаивал свои взгляды на
милость и оправдание. См. "Пелагианство".
Апостольская эра
Как для гуманистов, так и для реформаторов
определенный период в истории христианской
Церкви, ограниченный Воскресением Иисуса Христа
(ок.35 г. от Р.Х.) и смертью последнего Апостола (ок.90
г. от Р.Х.?). Гуманистические и реформационные
круги считали идеи и обряды этого периода
нормативными.
Августинианство
Термин используется в двух значениях.
В первом он относится к взглядам Блаженного
Августина на доктрину спасения, в которых
подчеркивается необходимость Божественной
милости (см.стр.75-78¤). В
этом смысле этот термин является антитезой
пелагианства.
Во-вторых, он относится ко взглядам
августинского ордена в Средние века, независимо
от того, восходят ли эти взгляды к Августину или
нет. Далее см.: David C.Steinmetz, "Luther and Staupitz: An Essay in the
Intellectual Origins of the Protestant Reformation" (Лютер и Штаупиц:
Очерк интеллектуальных истоков протестантской
Реформации) (Durham, NC, 1980), pp.13-16.
Кальвинизм
Двусмысленный термин, используемый в двух
совершенно различных значениях.
Во-первых, он относится к религиозным идеям
религиозных организаций (таких, как Реформатская
Церковь) и отдельных лиц (таких, как Теодор Беза),
находящихся под глубоким влиянием Иоанна
Кальвина.
Во-вторых, он относится к религиозным идеям
самого Иоанна Кальвина. Хотя в первом значении
термин употребляется значительно чаще, в
последнее время все больше признается его
двусмысленность. См.стр.22.
[289]
Катехизис
Популярное пособие по христианской доктрине,
обычно построенное в форме вопросов и ответов,
целью которого является религиозное
наставление. Благодаря большому внимание,
уделяемому Реформацией религиозному
образованию, в то время появился ряд крупных
катехизисов, среди которых наиболее
значительными были Малый Катехизис Лютера (1529) и
знаменитый Гейдельбергский катехизис (1563).
Христология
Раздел христианского богословия,
рассматривающий личность Иисуса Христа, в
частности, вопрос о взаимоотношениях Его
человеческой и Божественной природы. За
исключением несогласия между Лютером и Цвингли
(Марбурге, 1529 г.) Христология как доктрина Троицы
мало затрагивала Реформацию.
Исповедание
Хотя первоначально термин означал признание
греха, в шестнадцатом веке он приобрел
совершенно иное значение — значение
документа, в котором изложены принципы веры
Протестантской Церкви. Так Аугсбургское
Исповедание (1530) излагает идеи раннего
лютеранства, а Первое Швейцарское Исповедение
(1536) излагает идеи ранней Реформатской Церкви.
Термин "конфессионализм" часто
используется по отношению к ужесточению
религиозных отношений в конце шестнадцатого
века, когда Лютеранская и реформатская Церкви
были вовлечены в борьбу за власть, особенно в
Германии.
Донатизм
Раскольническое движение, основанное в
Северной Африке в конце четвертого века, которое
подчеркивало необходимость чистоты и святости
руководителей и членов Церкви. Донатизм
настаивал на том, что Церковь является обществом
святых, а не смешанным сообществом праведников и
грешников, как это делал Августин. Донатистский
спор поставил вопрос о том, как можно
реформировать всю Церковь без необходимости
образования раскольнических групп. Этот вопрос
вновь возник в период Реформации.
[290]
Экклезиология
Раздел христианского богословия,
рассматривающий теорию Церкви (от лат.
"ecclesia" — "Церковь"). Во время
Реформации спор сосредотачивался на том, можно
ли считать Протестантские Церкви связанными с
основным течением христианства — иными
словами, является ли они реформированной версией
христианства или чем-то совершенно новым, не
имеющим никакой связи с предыдущими 1500 годами
христианской истории.
Евангелический
Термин, используемый по отношению к
зарождающимся реформационным движениям,
особенно в Германии и Швейцарии, в 1510-х и 1520-х гг.
После заседания рейхстага в Шпейере этот термин
был заменен термином "протестантский".
Евангелики
Термин, часто используемый в отношении
французского реформационного движения, особенно
в 1520-х и 1530-х гг., опирающегося на такие фигуры, как
Маргарита Наваррская и Жильом Бриконет.
Евангелизм
Термин, часто используемый в англоязычных
работах для обозначения итальянского
реформационного движения в 1511-1545 гг.,
опирающегося на такие фигуры, как Гаспаро
Контарини и Реджинальд Поул.
Экзегеза
Научное толкование текста. Термин обычно
употребляется в отношении Библии. Термин
"библейская экзегеза", в сущности означает
"процесс толкования Библии". См.стр.141-147¤.
Особая техника, применяемая при экзегезе
Писания, обычно называется "герменевтикой".
Принципы, лежащие в основе толкования или
экзегезы текста, в частности, Писания. Для первая
стадии Реформации характерно развитие ряда
способов толкования Писания, заимствованных как
из гуманизма, так и из схоластики. Цвингли
первоначально пользовался герменевтической
схемой, выведенной из эразмианского гуманизма.
Лютер пользовался схемой, выведенной из
схоластического богословия. См.стр.141-147¤.
Гуманизм
Неоднородное движение, связанное с европейским
Ренессансом, подробно рассмотренное в гл.3.
Теоретическое основание этого движения
составлял не набор секулярных или
секуляризирующих идей (на мысль о которых
наводит современное значение слова), а новый
интерес к культурным достижениям древности. Они
рассматривались как важные ресурсы обновления
европейской культуры и христианства в период
Ренессанса. Влияние гуманизма на реформационную
мысль является значительным и рассмотрено
подробно на стр.57-87.
Доктрина оправдания верой
Раздел христианского богословия,
рассматривающий вопрос о том, как грешник может
войти в общение с Богом. См.стр.90-91¤.
Несмотря на то, что эта доктрина имела большое
значение для Мартина Лютера и его коллег по
Виттенбергу, она представляла незначительный
интерес для швейцарских реформаторов, таких как
Цвингли. См.стр.110-112¤.
Литургия
Письменный текст общественных богослужений,
особенно Евхаристии. Поскольку во время
Реформации литургия была канонизирована,
реформа литургии считалась особенно важной. См.стр.151¤.
Лютеранство
Религиозные идеи, связанные с Мартином Лютером
и, в частности, выраженные в Малом Катехизисе (1529)
и Аугсбургском Исповедании (1530). Ряд внутренних
споров внутри лютеранства между сторонниками
жесткой линии (т.н. "гнесио-лютеранами"
[292]
или "флацианцами") и умеренными
("филиппианцами"), произошедшие после смерти
Лютера (1546), привели к своему разрешению в Формуле
Согласия (1577), которая обычно считается
авторитетным утверждением лютеранского
богословия.
Магистерская реформация
Термин, используемый по отношению в
лютеранскому и реформатскому течениям в
Реформации и противопоставляющий их радикальным
течениям (например, анабаптизму). См.стр.18-21.
Номинализм
В строгом значении — теория знания,
противопоставляемая реализму. Иногда, однако,
термин используется по отношению к "via moderna".
См.стр.72-75¤.
Патристический
Определение, используемое по отношению к первым
векам истории Церкви, следующим за написанием
Нового Завета ("патристический период"), или
к мыслителям, писавшим в течение этого периода
("патристические писатели"). С точки зрения
реформаторов, этот период охватывал ок.100-451 гг. по
Р.Х. (иными словами, временной отрезок между
завершением Нового Завета и Халкедонским
Собором). Реформаторы рассматривали
новозаветный и, в меньшей степени,
патристический периоды как нормативные для
христианской веры и обрядов.
Пелагианство
Доктрина, согласно которой люди могут заслужить
свое спасение. Делает сильный акцент на роли
человеческих трудов и принижает идею
Божественной милости. Является диаметрально
противоположной мнению Блаженного Августина. См.стр.16-78¤.
Протестантство
Термин, используемый после заседания рейхстага
в Шпейере (1529) для обозначения тех, кто
"протестовал" против обрядов и верований
Римско-Католической Церкви. До 1529 г. такие группы
и отдельные лица называли себя "евангеликами".
[293]
Радикальная реформация
Термин, все чаще используемый по отношению к
анабаптистскому движению, — иными
словами, к течению, которое выходило за рамки
представлений Лютера и Цвингли. См.стр.23
Таинства
С исторической точки зрения термин означает
церковную службу или обряд, считавшиеся
учрежденными Самим Христом. Хотя средневековое
богословие и церковная практика признавали семь
таких таинств, реформаторы, опираясь на
собственное толкование Нового Завета,
утверждали, лишь два (Крещение и Евхаристия)
Вопрос о таинствах вызывал большие раздоры:
реформаторы не могли договориться между собой о
том, какой же на самом деле была цель таинств.
Далее см.стр.149-164¤.
Схизма
Сознательный разрыв с единством Церкви,
решительно осуждаемый авторитетными писателями
ранней Церкви, такими, как Киприан и Августин.
Реформаторы получили от своих оппонентов
презрительное название "схизматиков". Таким
образом, реформаторы оказались в
затруднительном положении, поддерживая взгляды
Августина на Божию милость, но не признавая его
взглядов на схизму. См.стр.120-122;
164-170¤.
Schola augustiniana moderna
Форма средневековой схоластики, делающая
особый акцент на доктрине Августина о милости и в
то же время принимающая номиналистекий взгляд на
вопрос об универсалиях. См.стр.81-83¤.
Скотизм
Схоластическая философия, положения которой
обычно ассоциируются именем философа с Дунса
Скота. См.стр.74¤.
Принцип писания
Теория, положения которой обычно ассоциируются
с трудами реформатских богословов, согласно
которой обряды и верования Церкви должны быть
основаны на Писании. Согласно этой теории, ничто
из того, что не может быть подтверждено Писанием,
не
[294]
является обязательным для верующего. Этот
принцип суммируется фразой "sola Sriptura"
("только Писание"). См.стр.134-139¤.
Септуагинта
Греческий перевод Ветхого Завета, датируемый
третьим веком до Р.Х.
Нагорная проповедь
Стандартный способ указания на нравственное и
пастырское учение Христа в той конкретной форме,
которую оно принимает в гл.5-7 Евангелия от Матфея.
Братство
Термин, используемый по отношению к
гуманистским группам, связанным со многими
североевропейскими городами и университетами в
конце пятнадцатого — начале
шестнадцатого веков. Например, общество "Sodalitas
Collimitiana" в Вене группировалось вокруг Георга
Коллимития, a "Sodalitas Staupitziana" в
Нюрнберге — вокруг Иоанна фон Штаупица.
Сотернология
Раздел христианского богословия,
рассматривающий доктрину спасения (греч. sotera).
Томизм, "via thomae"
Схоластическая философия, или ассоциируемая с
именем и трудами Фомы Аквинского. См.стр.74¤.
Пресуществление
Средневековая доктрина, согласно которой во
время Евхаристии хлеб и вино, сохраняя свой
внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христа.
См.стр.153¤.
"Turmerlebnis"
Немецкий термин, дословно означающий "опыт,
пережитый в башне", часто используемый для
обозначения момента озарения Лютера, когда он
совершил свое богословское открытие. См.стр.96¤. В позднем (не совсем четком) указании
Лютер упоминает, что его богословское открытие
произошло в башне
[295]
августинского монастыря в Виттенберге, отсюда
следует указание на "башню".
"Via antiqua"
Термин, используемый для обозначения форм
схоластического богословия, например томизма
или скотизма, представители которого занимали
реалистскую позицию в вопросе об универсалиях.
См.стр.75-78¤.
"Via moderna"
Термин, широко используемый в двух значениях. В первом значении он означает
формы схоластического богословия, которые, в противоположность "via antique",
находились на номиналистскую позицию в вопросе об универсалиях. См.стр.75-78¤.
Во втором и более важном значении он означает форму схоластики (известную
ранее как номинализм), основанную на писаниях Уильяма Окхемского и его последователей,
таких, как Пьера д'Элли и Гавриил Биль. См.стр.78-81¤.
Вульгата
Латинский перевод Библии, в основном
составленный Иеронимом, на котором, в основном,
было основано средневековое богословие. Строго
говоря, термин "Вульгата" описывает
иеронимовский перевод Ветхого Завета (кроме
Псалтири, взятой из галликанской Псалтири);
апокрифических Книг (кроме Книг Премудрости
Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавеев и Книги
Варуха, взятых из Старой латинской версии); и весь
Новый Завет. Признание ее многочисленных
неточностей имело фундаментальное значение для
Реформации. См.стр.126-127¤.
Цвинглианство
Обычно, термин используется для обозначения
учения Ульриха Цвингли, однако часто
употребляется по отношению к его взглядам на
таинства, в частности, на "реальное
присутствие" (которое для Цвингли было больше
похоже на "реальное отсутствие"). См.стр.156-160¤.