на первую страницу сайта

 

Свящ. Александр Мень об идеях,
высказанных еп. Джоном Робинсоном
в книге "Быть честным перед Богом" ("Ноnest to God")

(***)

 

Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.) 

РОБИНСОН (Robinson) Джон Артур Томас (1919-83), англиканский богослов и исследователь НЗ. <.....> Его книга “Честность перед Богом” (“Ноnest to God”, Phil.-L., 1963, переведена почти на все европ. яз.) вызвала острую полемику, доходившую до обвинения автора в подрыве основ христианства. Р. исходил из крайне пессимистич. взгляда на совр. состояние Церкви и ее будущее. Он считал, что она потеряла общий язык с миром. Для преодоления этого кризиса он стремился использовать три системы идей: 1) модель протестантского теолога Бонхёффера, предлагавшего создать “безрелигиозное”, или, точнее выражаясь, “расцерковленное”, христианство, 2) полупантеистич. богословие Тиллиха и 3) демифологизацию Бультмана. Шок и соблазн, вызванные кн. Р., были обусловлены его публицистич. стилем, резкой манерой выражаться и предложением пересмотреть основные христ. понятия,  обращенные к широкой читательской публике. Попытки сторонников Р., возглавляемых пастором Николасом Стейси, реализовать его церк.-практич. идеи, успеха не имели; в 1969 Р. ушел с поста епископа и стал деканом Тринити-колледжа в Кембридже. <.....> В <.> кн. “Можем ли мы доверять Новому Завету?” (“Саn We Trust the New Testament?”,  L., 1977) Р. после краткого обзора показал, что НЗ содержит исторически достоверное свидетельство о Христе и что историко-литературная критика не подорвала религиозного отношения к  Слову Божьему. Книга свидетельствует, что,  несмотря на свои колебания, автор остался твердо стоять на позициях христианской веры.

www.krotov.info/library/13_m/myen/bible3/1983robi.html

 

* * *

«...Мне придает уверенность сознание того, что подлинная церковность лежит глубже этнопсихологии и культуры, и что Евангелие, силой которого мы существуем, содержит в себе всё, что необходимо для того, чтобы мы жили в постоянном обновлении, возрождении и уповании. Ведь разве не ясно, что все трудности и неудачи мировой церковной жизни на протяжении веков проистекали от неправильного ответа на Божий призыв? Впрочем, никакие наши немощи не в состоянии разрушить неразрушимое. Некоторые западные богословы, охваченные прискорбной паникой, готовы идти на всякие сделки с миром (Робинсон, Адольф и др.). Но у них получается, будто Церковь — дело только человеческое. Если уж такие страшные времена, которые знала Церковь в минувшем, не уничтожили Ее — чего нам бояться? Мне страшно слышать о Средних веках, как о «веках веры» и т.д. Это был лишь эмбрион христианства, да и сейчас оно еще младенец со всеми ошибками и слабостями младенца. Задача слишком велика, чтобы какие-то жалкие двадцать веков оказались для нее достаточны»

[ Священник Всеволод Рошко и протоиерей Александр Мень.
Переписка о западном и восточном христианстве. ВРХД № 165, 1992. С. 51.
цит. по: C. Бычков ХРОНИКА НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА, гл.10
www.krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/bychkv/bych10.html ]

 

* * *

Поразительной оказалась жизнеспособность Православной Церкви, которая за последние десятилетия выдержала в России ни с чем не сравнимые внешние и внутренние испытания. Правда, английский теолог Дж. Робинсон в своей нашумевшей книге пытается умалить значение этого факта, связывая его с так называемой "вторичной религиозностью", то есть усилением веры в исторически угасающих обществах{См.: J. Robinson. Honest to God. London, 1963. P. 138-139}. Однако причислять Россию к такого рода обществам — значит плохо понимать динамику современного мира. 

[ Александр Мень. ИСТОКИ РЕЛИГИИ. (Введение)
www.krotov.info/library/13_m/myen/0101/01_02.html ]

 

* * *

/18/. См.: R. Bultmann. Kerigma und Myth. B. 1. S. 3. Следует отметить, что в интерпретации Ветхого Завета метод Бультмана вполне плодотворен и был, как он сам признает, известен древним церковным толкователям. Идеи Бультмана в популярной форме изложил Дж. Робинсон в книге "Честен перед Богом", где предпринята весьма сомнительная попытка переосмысления христианства "в духе времени". И сам Бультман, и Робинсон невольно обедняют современное мышление, изображая к тому же науку, как она представлялась в прошлом веке (См., например, J. Robinson. Honest to God. P. 82.). Приспосабливая христианство к этой неверной картине, они искажают и дух современной науки, и дух христианства. См. критическую работу: Е. Mascall. The Secularisation of Christianity. London. 1967. P. 190 ff. 

[ Александр Мень. ИСТОКИ РЕЛИГИИ. (Гл. 4, сноска)
www.krotov.info/library/13_m/myen/0101/01_4.html ]

 

* * *

<.....> Сам Г. Кюнг, а незадолго до него англичанин Джон *Робинсон (1963) пытались найти новые символы и слова для обозначения новозав. тайны. Но, как выяснилось, создание подобного языка — дело исключительно сложное; не случайно в эпоху Вселенских Соборов новые догматич. формулировки прививались с огромным трудом (христологич. споры). Несостоятельность попыток Робинсона и Кюнга заменить такие емкие слова-знаки, как «Спаситель» или «Сын Божий» понятиями «глашатай Бога», «доверенное лицо Бога», «полномочный представитель Бога» (все эти определения подходят, скорее, к пророкам) показывает, что гораздо естественней и органичней продолжать углубленное осмысление уже имеющихся формул церк. Предания. Дело не в знаках, а в том, чтобы искать в них содержание, соответствующее духу Библии, чтобы натуро- и социоморфные способы выражения не претендовали на адекватное описание реальности.

[ Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня - ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ
www.krotov.info/library/13_m/myen/bible2/demifol.html (доб. 7/4/03)]

* * *

См. тж.: отклики православных богословов на книгу «Быть честным перед Богом».

 

на первую страницу сайта

последнее обновление: 07.07.2022
РЕКЛАМА

на первую страницу

  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU