на первую страницу сайта

Свобода поневоле

Освобождение заложников из чеченского плена становится для военных бизнесом

Саид БИЦОЕВ, «Новые Известия»

Недавно по всем российским телеканалам прошла информация об успешной операции федеральных войск в Урус-Мартановском районе Чечни, в ходе которой были освобождены несколько заложников, пробывших в рабстве десять лет. Телезрителям показали кадры стремительных действий бойцов некоего спецподразделения (впрочем, лица их скрывали черные маски), которые, рискуя жизнью, спасали российских граждан, уведенных в плен злобными горцами.

Показали и самих освобожденных, которые с виду не очень походили на классических пленников. Прилично одетые, без синяков, кровоподтеков, без оков, цепей и прочих атрибутов неволи. Но самое главное, во взглядах не видно угнетения или подавленности от длительного пребывания в плену. Впрочем, не чувствовалось и особого восторга от внезапно обретенной свободы.

Ситуация прояснилась чуть позже, когда половина из освобожденных добровольно вернулись обратно в чеченский плен. Они и рассказали, что военные заставили «признаться», будто жители насильственно удерживали их, издевались, заставляя работать сутками, и при этом не кормили. Под страхом наказания многие подписали какие-то бумаги в Ханкале. О телерепортаже они ничего не знают.

К нам в руки попал любопытный документ. Это письмо главы администрации селения Шалажи Мусаева военному коменданту Урус-Мартановского района. Вот что рассказал сельский глава (цитируем без изменений).

— По совету старейшин я составил список русскоязычных представителей Шалажи с указанием домашних адресов, времени прибытия в село и откуда они прибыли. Вот их список:

Анатолий Булатов (Грозный)
Карло Дингашвили (Грузия)
Николай Корюков (Курганская область)
Владимир Тропников (Архангельская область)
Михаил Мажуга (Черниговская область)
Владислав Иванов (Тюменская область)
Михаил Загвоздин (Санкт-Петербург)
Валерий Лукьянов (Грозный)
Виктор Суббота (Павлодар)
Герман Семенюта (Грозный).

Этот документ отправил в администрацию района и военную комендатуру. Однажды ко мне пришли люди и сказали, что перед мечетью стоят бронетранспортеры и много солдат. Я сразу выехал. Военные попросили найти экскаватор, чтобы прокопать траншею в нескольких местах, где, по их сведениям, складировано оружие боевиков. Затем представитель Ханкалы (фамилии не знаю) попросил собрать всех русскоязычных жителей. Мы вместе поехали по адресам и лично встретились со всеми, пригласив для беседы на территорию завода. Позже стало известно, что «заложников» забрали в райцентр. Это могут подтвердить и участковый инспектор Шалажи Апти Эльбердов, и начальник временного поселкового отделения милиции Александр Демин.

В тот вечер в Шалажи не было света, и никто не смотрел новостей. Но на следующий день мы узнали, что наших русскоязычных односельчан показывали по телевизору, как освобожденных из плена в результате успешной спецоперации. Эти люди никогда не были заложниками и рабами. Они приехали добровольно и свободно перемещались по селу, куда вздумается.

— В Чечню из Тамбова, Рязани, Пскова приезжало много людей, оказавшихся по разным причинам без семьи, без крыши над головой, — говорит депутат Госдумы Асланбек Аслаханов. — Местные жители предоставляли кров с условием, что они не будут пьянствовать. Люди оставались жить. Но их никто не держал силой. Просто кому-то хочется новых звезд, лампасов, медалей. Вот и придумывают образцово-показательные операции с освобождением мнимых заложников.

Генерал рассказал схожую историю с бывшим алкашом, который прибился к бывшему грозненцу Батаеву Кюри. По совету Батаева он бросил пить, даже женился на главном бухгалтере организации, которую он возглавлял. Стал нормальным человеком. И тут военные приходят. «Подпиши, что тебя удерживали силой». Тот отказывается: «Какой я заложник, наоборот, здесь стал человеком». В общем, его чуть не расстреляли. Те, кто должен восстанавливать порядок, сами занимаются массовыми нарушениями.

Глава администрации Шалажи говорит, что несколько бывших «заложников» — Мажуга, Дингашвили, Иванов, Семенюта и Гавриличев недавно вернулись в село, «к бывшим угнетателям», как только улеглись страсти после телепередачи. Их никто не притесняет. Пока. Но не исключено, что какому-нибудь новому военному начальнику опять придет в голову «освободить» их. Какая же война без наград?!


"Новые Известия" от 22/6/2002 (№ 1110), стр. 1,2

на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»