на первую страницу сайта

Я. Кротов

Российские новости

* Джордж Макдональд: Страшный Суд – пир, на котором накормят жаждавших справедливости, но жаждавшие мести останутся голодными (так я вольно перелагаю фразу: “While a satisfied justice is an unavoidable eternal event, a satisfied revenge is an eternal impossibility”). И жизнь есть невозможность доказать, где в нас говорит справедливость, а где – мстительность. Вот митрополит Одесский Агафангел осуждает католиков за организацию их Одесской епархии. И можно было бы поверить, что он алчет справедливости, если бы его послание не начиналось упоминанием о том, что католики использовали все смутные времена в российской истории к своей выгоде и для разрушения православия. Тут ведь говорит жажда отомстить за патриарха Гермогена давно почившим полякам, а еще более – жажда отомстить Гайдару и Чубайсу за погибшую спокойную советскую жизнь, за исчезнувшие вклады, за время, когда над каждым был присмотр. Ну зачем так волноваться? Поляки действительно уже отвечают перед Богом, равно как и русские смутьяны того времени, да и советское спокойствие еще может вернуться. Попутно Агафангел дал статистику: на Украине 1200 московских приходов. Католиков 3 тысячи человек на территории Одесской области. Интересно, а если московских православных в Одессе останется всего три тысячи человек (неужели их сейчас больше?) – что, упразднять епархию, а архиерея за ненадобностью кормить просфорами, пока не отдаст Богу душу? Кстати: епископ Херсонский руководит православными приходами не в Херсоне, а в Италии, прямо в Неаполе (на последнем Синоде в Неаполь послали священника Андрея Бойцова). Так что тут католики проявили всего лишь принцип адекватного ответа.

* Из журнала заседаний Синода от 17.7.2002 обнаружился еще один сотрудник ОВЦС: Сергей Говорун. Уж не историк ли?

* РПАЦ доросла до анафематствования: 26.7.2002 митр. Валентин Русанцов отлучил Антона Тер-Григоряна за то, что он в интернете (сайт “Романитас”) боролся с Лурье, обвиняя того “в ересях имябожия, имяславия, самобожия, луциферианства и многих других”.  В ересях, разумеется, Лурье повинен, как и всякий богослов. Нельзя сказать трех слов о соотношении природ во Христе, чтобы не впасть в  ересь, а Лурье наговорил куда больше. Характерно, что Ридигер обрушился на Тер-Оганяна, художника, а Русанцов на Тер-Григоряна, литератора. Прочно стоящей на ногах группе эстетические отклонения кажутся опаснее интеллектуальных, ведь эстетика объединяет и неграмотных.  Конечно, анафемы никогда никого не останавливали – внешний суд для любого человека вторичен, и если уж кто решился идти в атаку, то и анафему расценит как бесчестный удар в спину (и может быть и прав).

* Золотоискатель, описанный Джек Лондоном, искал основную жилу, пробивая шурфы так, чтобы они образовывали две постепенно сходящиеся линии, наподобие летящей клиной птичьей стаи. Христианин, проверяя свою верность Христу, тоже прибегает к двум если не противоположным, то далеко отстоящим друг от друга критериям: сочтут ли его поступок добрым святые, предстоящие у престола Христа; сочтут ли его поступок разумным ученые, стоящие у лабораторного стола. Святые и ученые вовсе не вглядываются напряженно в мою жизнь, как и мне не следует вглядываться в чужую, у них есть свое дело, но вот отвлекшись от него, но не отвлекаясь от духа, в котором они работают, кивнут ли они одобрительно или удивленно поднимут брови?

* Чистота для человека – когда всё на своем месте. Если по столу ползет муравей, это нечистота. Если муравей – в куске янтаря, этот янтарь стоит намного дороже, чем обычный. “Чистое око” есть око, видящее всё в истинном свете. Нечистое око пытается прочистить мир, а не себя, погрязает в культе гигиены, без конца что-то перекладывая, лакируя, запрещая, выкидывая. Чистое око видит всё в Духе Святом. Иисус был абсолютно чист оком, Он видел всю человеческую грязь, проходил сквозь нее, не пачкаясь – не потому что отшатывался или отмывался, а потому что для Него грех уже был в аду, как муравей в янтаре.

* 22 июля председатель Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков обратился к патриарху Алексию II с предложением обсудить вопрос возврата земельной собственности Русской Православной Церкви. Как считает Стариков, в настоящее время для России весьма актуально производство принципиально нового вида продовольствия — "благодатной экологически чистой сельскохозяйственной продукции, произведенной на церковных землях жертвенным трудом верующих и освященной Церковью". 30 июля Стариков и вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд встретились с Патриархом Алексием и обсудили, как реализовывать эту идею. "Что  у трезвого на уме, то у пьяного на языке". На уме у церковных лидеров – постепенное, без широкой огласки прибирание к рукам всего, что можно прибрать с выгодой для себя. Поэтому, один из секретарей патриарха митр. Сергий Солнечногорский заявил недовольно: "Если бы мы ставили этот вопрос, мы бы сделали это в деликатной форме. Мы предприняли бы долгосрочное сотрудничество с заинтересованными министерствами, ведомствами, чтобы грамотно разработать этот вопрос". В деликатной форме, втихую получено уже довольно много – церковными верхами, рядовым-то священникам разворачиваться не дают, чтобы субординация не нарушалась. Митр. Волгоградский и Камышинский Герман отметил, что уже сейчас многие монастыри в его епархии сдают земли в аренду, получая за это плату. Инициатива Старикова ползучей реституции скорее мешает, и ладушки:  большинство православных людей и не хотят превращать Церковь в кооператив “Попаши-ка”. Не для того Христос страдал, чтобы дебет превышал кредит. Может, поэтому история Церкви учит, что церковное землевладение всегда было менее эффективным, чем обычное. Архиереи этих уроков не выучили, но опасно не это, архиереев мало. Куда больше неверующих и полуверующих, ищущих, под кого бы похолопиться, чем бы заменить КПСС, где бы найти таких настоящих человеков, чтобы под их мудрым руководством тащиться в светлое будущее, ни о чём не думая и подворовывая по дороге, что подвернется. Что ж, вольному воля, только по той дороге, где Христос, с такими намерениями ходить бессмысленно и даже опасно.

* Обратился ко мне с письмом Олег Михилевич, человек неверующий (): “1. Может ли "правильный" христианин участвовать, в качестве солдата, в войне вообще, и в нынешней чеченской войне в частности?    2. Если плененному солдату приказали снять нательный крест, под угрозой смерти. Может ли он это делать? Отрекаться от христианской веры его не просили, т.к. это не в правилах мусульман. Как можно оценить его поступок,  если он не снял креста, и его убили из-за этого?    3. Можно ли считать, что Россия ведет в Ичкерии войну, как христианская страна?”.

Мой ответ: “Уважаемый Олег,  мне кажется, что для спокойного разговора можно не рассуждать о войне вообще, а лишь о том, что делать христианину в российской армии в Чечне. Критерий здесь – слова Иоанна Предтечи солдатам: выполнять закон, не обижать людей. Если солдат-христианин получает приказ о совершении какого-то противозаконного действия, например, об аресте и пытках подозреваемого в терроризме, - что ему делать? Если он видит, как его начальник насилует девушку? Может ли солдат принимать участие в зверствах, не оправдываемых никакой военной стратегией и тактикой? Нет, не может. Но если он уклонится от участия в таких зверствах, судьба его будет тяжелой и, скорее всего, он погибнет от рук своих же однополчан. Готов ли христианин к подобному свидетельству о правде, к такой гибели? Сомневаюсь, поэтому я бы советовал человеку совестливому лучше сесть в тюрьму, бежать в леса, чем отправляться в Чечню или участвовать в противозаконных действиях военных в других регионах России. 

О поведении христианина в плену у мусульманских фанатиков. Во-первых, иногда мусульмане могут потребовать перехода в ислам, но делается это при исключительных обстоятельствах. Рассказы о случаях исламского фанатизма, как, например, с солдатом Евгением Родионовым (культ которого пропагандирует московский священник Александр Шаргунов), кажутся недостоверными. Обычно ссылаются на информацию, полученную от одного из участников зверств. Но как можно доверять таким людям, которые участвовали в преступлении? 

Никто этих рассказов не проверял, всё строится на эмоциях, на довериях к словам матери погибшего и т.п. Рассказы эти кажутся нелогичными. В плену у чеченцев было много русских, но почему-то у большинства не требовали снимать нательный крест. Отчего вдруг в этом случае появилось такое требование? Рассуждать о том, стоило или нет выполнять такое требование, мне кажется схоластикой. Уж при советской власти столько уступали православные люди, от иерархов до мирян, чего не должны были бы уступать, что раздувать теперь большую проблему из нательного креста не очень логично. 

Культ Евгения Родионова, как он сложился на сегодняшний день, есть не столько почитание невинно погибшего мученика за веру, сколько милитаристская и националистическая пропаганда. Правда о Родионове его почитателей не очень интересует, им нужен красивый символ, оправдывающий агрессию. Мне лично в духовной жизни важнее молиться святым, которых мучали и убивали люди, именовавшие себя христианами. Таких святых, к сожалению, было очень много.

И всё же в целом о войне. Я полагаю, что любая война несовместима с христианством, даже «оборонительная». Вопрос этот в истории решался по-разному, но за последние века христиане постепенно всё чаще приходят именно к такой позиции, хотя церковные лидеры всё еще склонны подыскивать оправдания войнам. В любом случае, в чеченском вопросе это значения не имеет. Россия не воюет с Чечней, там идет «операция», о стратегии и тактике которой мы просто не имеем объективной информации. Информация же, которая есть, заставляет ужасаться. Если это месть – то отмщено уже в тысячу раз. Если это попытка победить – то делается всё, чтобы победа одержана не была, а была вечная мясорубка, покрывающая большие и маленькие преступления российских чиновников и генералов. В ходе этой операции российские участники (не все, конечно) нарушают все писаные и неписаные нормы. Зачем и кому нужно попустительство этому безобразию – вопрос политический, но соучаствовать в этом или одобрять это я считаю недопустимым.”

* Оказывается, Александр Ильич Гинзбург (21.11.1936 - 19.7.2002, двое сыновей от Ирины Жолковской) был православным. Был выслан из России 27.4.1979. Путинщину не любил и в декабре 2001 года заявил, что нормальное общество в России появится не раньше чем через 80 лет (ох уж этот еврейский оптимизм!). Гинзбург он, кстати, только по матери. Православным стал в концлагере, но защищал права всех гонимых верующих. Примечательно, что права верующих не гонимых, а сотрудничавших с властью, не было нужды защищать; не потому, что они спокойно пользуются своимаи правами, а потому, что у таких людей и не было прав вообще. Права есть лишь у гонимых и у свободных, а у лакеев – нет. (Данные из некролога Феликса Корли).

* Федоров Г.А. “Се человек” Яна Мостарта. В кн.: Этюды о картинах. М.: Искусство, 1986. С. 55-85.

Картина Яна Мостарта “Се человек” была в церкви Богоматери всех скорбящих на Ордынке. О ней писали в очерке о храме: “Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата ... какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя” (Храм Богоматери всех скорбящих радости, что на Ордынке, в Москве. М., 1862. С. 10-11). Тогда автором картины считался Дюрер.  Пилат изобажен испанцем (испанцы – враги голландцев, а Мостарт был голландцем). Потом картина попала в музей на Волхонке. Лица и руки на картине словно сплетены в две гирлянды, верхнюю и нижнюю, сходящиеся справа. Пожертвована картина была купцом Алексеем Алексеевичем Куманиным, который и построил Преображенскую церковь (Скорбященская она по приделу). Отец Достоевского был домашним врачом Куманиных, в куманинском доме на Ордынке жила его тетка по матери до 1828 г. В “Идиоте” образ Парфенова и весь любовный треугольник опираются  на скандал в семье  Константина Куманина в 1867 г. (дело князя С.Вадбольского). Настасья Филипповна Рогожина – супруга управляющего московской конторы Госбанка, директором которой был К.А.Куманин. Может быть, именно картину Мостарта описывает Мышкин: “лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу” (глаз у Мостарта действительно удивителен – справа у лика Христа выглядывает один-единственный глаз).

Иностранные новости

* 1 августа в 8 часов утра в Белоруссии в поселке Пограничный (у границы с Польшей) военные в камуфляже окружили храм, выстроенный Белорусской автокефальной церковью, неугодной Лукашенке, которую 1 августа и должны были освятить. Все дороги перекрыли. Церковь снесли бульдозерами. В регистрации этой юрисдикции отказывают, хотя у нее 70 приходов в стране. Согласно Феликсу Корли (Кестон), этой первый случай в б. СССР (не считая азиатского региона), когда было уничтожено молитвенное здание. Когда в январе газета «Наша нива» опубликовала заметку о том, что в храме автокефалистов будет богослужение на Рождество, генпрокурор вынес газете предупреждение: мол, церкви такой не существует, раз она не зарегистрирована.

* В Иерусалиме в воскресенье 28 июля 2002 года отправили в больницу одиннадцать монахов (семеро эфиопов, четыре копта). Они сами покалечили друг друга, устроив драку на крыше храма Гроба Господня. Там за многие века представители враждующих общин разграничили каждый камешек. Из главной церкви выгнали эфиопов (который и для москвичей неправославны), те поселились на крыше в африканских таких хатках. Но тут копты перешли в наступление и один из них передвинул стул, на котором сидел у входа на крышу, в тенек. Эфиопы увидели в этом агрессию, нарушение султанского указа 1757 года, определяющего, где что стоит, кому какая лампадка принадлежит. В 19 веке эпидемия резко уменьшила численность эфиопских монахов, после чего копты взяли контроль над большой частью крыши. Но в 1970 г. копты ненадолго покинули это место, тогда эфиопы вернулись и застолбили его. Вот так стоишь, молишься, а у тебя над головой - между Богом и сердцем - карлсоны сражаются друг с другом. 

* “Калифорнийская компания Lawrence Research провела довольно необычное социологическое исследование, опросив 500 руководителей компаний по заказу Центральной лютеранской церкви Миннеаполиса”. 74% бизнесменов молятся перед принятием важных решений, но лишь 33% обращаются за советом к духовенству. 65% заявили, что больше всего им помогает разговор с женой. Как говорили встарь, “ночная кукушка дневную перекукует” (как гениально из всех птиц выбрана та, чье пение ритмично, словно качание качелей). Может быть, поэтому духовенство и женщины относятся друг к другу столь же ревниво как тещи и мужья. “72% респондентов утверждали, что являются членами церковного прихода или регулярно посещают синагогу, в то время как в среднем среди американцев этот показатель составляет лишь 64%”.

* Французский социолог И.Ламберт исследовал религиозность европейской молодежи (в т.ч. и в Восточной Европе, 18-29 лет). Верующих в Бога и загробную жизнь стало больше, но посещающих церковь  – меньше. Беда в том, что нельзя противопоставлять верующих и посещающих. Можно говорить о говорящих о вере и проявляющих веру. О проявляющих веру в реплике социологу и о проявляющих веру в молитве в храме. И уж совсем третье: проявляющие веру в отношении к другим.

* The Hartford Institute for Religion Research выложил в сети данные о числе православных в США. Исследование проводил московских исследователь Александр Криндич из ин-та географии (в английском тексте из него сделали Алексея Киндрарча). Он обнаружил 2400 приходов, распределенных по 22 юрисдикциям. Всего выходит в среднем по 130 человек в приходе. С захожанами (adherents) выходит чуть больше миллиона, а ведь обычно считают, что в США 5-6 миллионов православных. Причем американцы определяют точно, кто прихожанин (записан в приходскую книгу, платит взносы, регулярно причащается), а кто захожанин (причащается раз в год). Более всего прихожан к антиохийских православных  – это группа, которую 40 лет назад увел от протестантов лидер, ныне митрополит Филипп, и он прозелитирует вовсю и с большим успехом. В других юрисдикциях всё больше старики. Фундаменталисты при этом считают, что и нечего церкви подстраиваться под молодых, церковь не должна быть user friendly – тут используют социологи компьютерный термин, то есть церковь не должна быть удобна для “пользователя”. Горох, что ли, под коленки сыпать для вящего благочестия?

* Ай! Патриархии нанес удар в спину (ведь мы же спиной к Европе?) православный француз Оливье Клеман, которым мы так гордились. Вступился за католиков: мол, разговоры об их прозелитизме в России – лишь “дымовая завеса” политики изоляционизма. Клеман, правда, надеется, что многое изменится с приходом нового поколения интеллектуалов и архиереев. Не знаю, во всяком случае, новое поколение архиереев куда более изоляционистское, чем предыдущее (интервью он давал 16 июля 2002 г., “Зенит”).


Из рассылки сайта www.krotov.info от 3/8/2002.

на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»