на первую страницу сайта

Яков Кротов, священник

Руководство Московской Патриархии ещё в апреле 1997 года года добилось у правительства права посылать священников в армию. Министерство обороны обещало, что аналогичное право будет предоставлено и представителям других христианских конфессий, а также инославным, но эти обещания не были выполнены.

Министерство обороны держит сотрудников Московской Патриархию в армии, но не оплачивает их труды - во всяком случае, официально. Министерство, однако, на казенные средства построило несколько сотен церквей в различных воинских частях. Это продолжило новую правительственную политику, согласно которой за казённый счёт строятся церкви при посольствах России за рубежом. Финансирование тут не всегда осуществляется прямо из бюджета - иногда деньги в традиционном советском добровольно-принудительном порядке дают ходорковские.

10 февраля 2006 г. патриархийное духовенство продемонстрировало, в каких оно отношениях с армией. В Ярославле дом офицеров сдал помещение для конференции "богородичников", но священник из храма местного гарнизона Андрей Скалин, взяв с собой иером. Серапиона Митько и семинаристов, блокировал вход и заявил, что Дом офицеров Ярославского гарнизона является его "канонической территорией и он здесь исключительный хозяин" (сообщение Портал-кредо). Он позвонил военному руководству, и проводить конференцию было запрещено.

В последние годы патриархия добивается ещё и зарплаты от государства военным священникам. Проект закона о военном духовенстве, сочинённый главной военной прокуратурой в феврале 2006 г., требует, чтобы священники по статусу должны быть приравнены к военнослужащим по контракту и получали жалованье из казны. Это показывает, что патриархийные священники, очевидно, не завоевали в армии такой популярности, чтобы их стали содержать на свои пожертвования солдаты (родственники солдат) и офицеры. Хотя это более соответствовало бы духу православной соборности.

Требуя денег из казны, Московская Патриархия ссылается на опыт того самого Запада, который она же постоянно отвергает как слишком демократичный, не сооветствующий якобы духу русского коллективизма. Однако, армии в странах демократических имеют свои особенности. Во-первых, они комплектуются из людей свободных - в большинстве этих стран и воспитание другое, а во многих просто нет обязательного призыва. Западный солдат не задумаясь откажется идти к священнику, к которому он не хочет идти. Русский пойдет из вполне резонного страха неприятностей. Во-вторых, в западных армиях духовное окормление солдат не отдано на откуп одной конфессии - там есть даже капелланы для агностиков, для неверующих.

Ссылается Московская Патриархия и на дореволюционный опыт. Но и он неутешителен. Среди полковых священников не было ни одного, который был бы причислен к лику святых, ни один не пользовался почитанием как старец или хотя бы уважением как хороший исповедник и проповедник. Полковые священники в России по отношению к большинству духовенства находились в такой же примерно пропорции как в советской армии политруки - к освобожденным парторгам на заводах: интеллектуальных коэффициент был ниже, гонор, соответственно, выше, а если доходило до дела, то командир вынужден бывал попросту послать комиссара куда подальше. Таково будет и будущее полковых священников, если они появятся. Результат тоже хорошо известен - достаточно перечитать Пруткова, "Бравого солдата Швейка" или "Поединок" Куприна - казённый кагор будет расходоваться не по назначению.

Некоторые - даже атеисты - защищают идею капелланов: появится хоть какая-то независимая инстанция, куда солдат сможет пожаловаться. Этого не подтверждает и дореволюционный опыт, и современный: разве духовенство Московской Патриархии сильно заступается за свою паству? Оно заботится о правах человека? Патриархия - не параллельная структура, она часть государственной структуры, и когда её духовенство ворчит на правительство, то оно делает это точно в том же стиле, с теми же целями, как это делают другие правительственные чиновники, начиная с президента и кончая дворниками.

Появление священников в армии ведет, однако, к одному положительному результату. Хотя бы формально познакомившись с воскресшим Христом, солдат может неформально задуматься не только над тем, можно ли исполнять преступные приказы, но и над тем, можно ли быть солдатом вообще. Так появляются, наконец, христиане, отказывающиеся брать в руки оружие, чтобы не служить двум господам. А если выбирать между армией, в которой есть солдаты и нет священников, и армией, в которой есть священники и нет солдат, то с точки зрения Воскресения - выбор очевиден.


Источник: www.krotov.info, 15.II.2006

на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»