на первую страницу сайта

Новости

Комментарий
свящ. Якова Кротова (www.krotov.info)

 

6 мая 2006 г. венская конференция католических и московско-патриархийных номенклатурных деятелей "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей" приняла резолюцию, в которой заявили: "Сегодня, как никогда, европейские страны нуждаются в укреплении сферы нравственного воспитания". Можно подумать, когда Карл Великий вырезал тысячи немцев, потребность в нравственном воспитании была меньше! К Карлу с такими резолюциями, небось, не приходили - боялись!

В воспитатели, понятно, участники конференции навязывают не гуманистов, а "Христианские Церкви, также как и другие великие мировые религиозные традиции". Не великие религии могут не беспокоиться. Употреблен даже термин "традиционные религии": "Традиционные религиозные организации имеют право работать вместе со всеми людьми доброй воли в областях культуры, науки, образования и СМИ". Пафос утверждения не вполне понятен - да, имеют право, что мешает? Ответ в резолюции отсутствует, но ясен: "традиционники" просят денег у государственной казны (потому что число верующих и их пожертвований сокращается), в крайнем случае - просят не допускать к культуре "нетрадиционных".

*

Дискурс лидеров МП идентичен дискурсу коммунистических пропагандистов. Правда, встаёт вопрос: это в силу того, что люди формировались в русле одной традиции или в силу того, что стремление к власти производит одинаковые результаты даже в разных традициях?

Митр, Кирилл Гундяев отстаивает право Церкви "формировать нравственные принципы", говорить от имени "абсолютного большинства народа". Тут тот же парадокс, что и в тезисе Ленина о партии как авангарде: с одной стороны, партия выражает интересы большинства, с другой - она воспитывает это самое большинство, ибо пролетариат сам не понимает своего счастья и своих интересов. Порочный круг идеологии, основывающей себя не на истине, а на большинстве: большинство такое-то и поэтому меньшинство будет учить большинство, какое оно.

"Ни Вы, ни я не выбирали своих родителей, учителей в школе и вузе, наконец, национальность и Родину. Мы родились в России, а значит, изначально связаны с ее культурой и традициями" (Гундяев). Между прочим, патриарх Алексий Ридигер родился не в России, а в Эстонии, добровольно выбрал жизнь в СССР вместо эмиграции на Запад, перешёл из юрисдикции Константинопольского патриарха в юрисдикцию Московского патриархата. Предки Ридигера (как и Гозмана) некогда выбрали национальность и Родину - были немцами и евреями, стали русскими. Митр. Кирилл так увлёкся, что забыл - уж учителей-то, во всяком случае, ВУЗ, человек выбирает сам.

Гундяев берёт демократический тезис: "свободой пользуется тот, кто не отвергает свободы других" и делает вывод: нужно запретить гей-парад и публичные выставки, которые он, Гундяев, считает кощунственными. Однако, тут отсутствует главное звено: надо доказать, что гей-парад или выставка "Осторожно, религия!" нарушает свободу Гундяева. Вместо этого Гундяев утверждает, что в Западной Европе критики гомосексуализма идут под суд. Но ведь это  - совершенно о другом регионе. В России этого нет. Будет ли Гундяев удовлетворён, если будет и гей-парад разрешён, и критика гомосексуализма?

Недоказан и тезис Гундяева: "Творчество несовместимо с издевательством над уже имеющимися шедеврами". Разумеется, совместимо - только надо помнить, что "издевательство", "шедевр" - это сугубо субъективные, а не юридические оценки. Кстати, на выставке не было никаких "шедевров" (издевательств тоже не было, но это другой вопрос). Издевательством над шедеврами, с точки зрения хорошего вкуса, являются скорее дурно отпечатанные бумажные иконки с "Троицей" Рублёва, которыми торгует МП.

"Не думаю, что в обществе сохранится свобода, если со ссылкой на нее будут оскорбляться религиозные и национальные чувства", - пишет Гундяев. Пишет, но не объясняет, почему. Конечно, сохранится свобода и в этом случае. Проблема в том, что между свободой творчества и защитой меньшинств и общественного порядка существует баланс. Этот баланс меняется со временем, но объявлять, что баланса нет, а есть лишь одна половина - защита чувств (причём не меньшинств, а исключительно большинства в трактовке сильных мира сего), означает возвращаться в идеологию тоталитаризма. В любом случае, нельзя отождествлять свои представления о том, что такое "оскорбление" с объективной реальности - или, поскольку речь идёт о социальных явлениях, с оценкой, которую даёт общество, а отнюдь не один митрополит.

Митр. Кирилл оправдывает сотрудничество с коммунистами:
"Если же среди верующих проявлялись слабость, малодушие и даже предательство, то эти деяния остаются на совести людей, их совершавших, но не на имени Церкви, объединяющей всех верующих, включая мучеников, исповедников и тех, кто, будучи изгоем общества, оставался верным своим убеждениям. Если под «сотрудничеством» Вы имеете в виду исполнение советских законов и требований власти в сфере церковно-государственных отношений, то, находясь в Советском Союзе, Церковь исполняла эти законы и предписания потому, что ее главной задачей была не борьба с режимом, а духовное попечение о людях. Это попечение можно было осуществлять только с учетом существовавших в стране политических реалий".
Как и Вигилянский, Гундяев принципиально вводит принцип личной безответственности. Он отказывается отвечать за чужое предательство, однако, требует, чтобы ему позволили разделить славу чужого мученичества. И, разумеется, он подменяет обвинение: когда его обвиняют в сотрудничестве с коммунистами, речь идёт не о том, что он чем-то поступился ради "духовного попечения", а о том, что он отказался от духовного попечения о людях, поскольку власть этого потребовала. Многие же коллеги Гундяева шли дальше и попросту предавали тех, кто рассчитывал на их скромность в отношениях с властями. Иерархов Церкви - не всех, а конкретных  - обвиняют в доносительстве на других верующих. Вместо этого, Гундяев обсуждает вопрос, грешно ли было вступать в комсомол.

Аналогично вопрос об антизападнической политике иерархов подменяется вопросом о том, ездят ли иерархи на Запад. Ездят, диалог ведут, судьбой Запада озабочены - но озабочены именно тем, что Запад отрёкся от восточных "ценностей" - рабства и деспотизма.

Вопрос же о том, становится ли церковь государственной структурой, подменяется вопросом о том, исполняет ли Церковь функции государственного органа. В том-то и дело, что Церковь не выполняет функций таможни или суда, а становится именно государственной церковью. Впрочем, есть по крайней мере две характерных для государственной структуры черты: Церковь широко пользуется государственным финансированием (в частности, все церкви при посольствах, укомлектованные именно через ведомство Гундяева, созданы за счёт казны) и Церковь ведёт "патриотическое воспитание", начиная с уроков среди ребят, проповедей о соблюдении правил дорожного движения и заканчивая подбадриванием солдат, истребляющих население России. Стоит упомянуть, наверное, и заключение в январе 2005 года соглашения между ОВЦС и Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации о сотрудничестве в разработке новой концепции безопасности страны. Частных лиц и общественные организации к созданию таких концепций, кажется, не допускают.

"Не думаю, что прямой эфир - подходящее место для серьезной дискуссии, так как он всегда ограничен по времени и формату, а также предполагает определенный эмоциональный фон, который отнюдь не способствует вдумчивому диалогу. Полагаю, что самой подходящей формой такого диалога был бы семинар, круглый стол или конференция",  - заявил митр. Кирилл Гундяев. Классический парткомовский тезис, почему появление на телевидении прямого эфира было признаком ослабления (временного, как выяснилось) деспотии. Гундяев охотно, впрочем, участвует и в прямой трансляции, при условии, что оппоненты подобраны по его вкусу. Участвует и в богослужениях, которые вполне адекватны "прямому эфиру". Правда, и там  - митрополит вещает, другие слушают.

Совершенно советский характер носит совет обращаться не к "ничему не доказанным обвинениям" в финансовых злоупотреблениях, а пользоваться "проверенными источниками информации". Какими? Честным словом митрополита Кирилла, что он - честен? Никаких финансовых отчётов Патриархия не публикует.

newsru.com/religy/06may2006/wien.html

Представители Московского Патриархата и Ватикана обращают внимание европейцев на нравственные основы жизни

Представители Русской православной и Римско-католической Церквей обратились к верующим разных религиозных традиций, политическим и общественным деятелям европейских стран с призывом укреплять нравственные основы жизни.

"Сегодня как никогда европейские страны нуждаются в укреплении сферы нравственного воспитания, поскольку именно ее отсутствие или малоразвитость приводят к бедственным последствиям - росту разного рода экстремизма, падению рождаемости, загрязнению окружающей среды, насилию, унижению человеческого достоинства", - цитирует "Интерфакс" текст итогового документа конференции "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей", которая накануне завершилась в Вене.

"Принцип нравственной ответственности, так же как и принцип свободы, должен последовательно воплощаться во всех сферах человеческой жизни - политике, экономике, образовании, науке, культуре, масс-медиа", - отмечают авторы документа.

Они обращают внимание на то, что элементарные нравственные нормы являются общими для подавляющего большинства религий, а религиозное мировоззрение становится сегодня свободным выбором миллионов людей.

В связи с этим православные и католические деятели высказали мнение, что "традиционные религиозные организации имеют право работать вместе со всеми людьми доброй воли в областях культуры, науки, образования и СМИ".

Представители обеих Церквей, принявшие участие в работе конференции, уверены, что "народы Европы, если они не вдохновятся глубокими нравственными принципами, характерными как для европейских религиозных традиций, так и для многих светских течений мысли, - они не смогут достойно ответить на вызовы, которые ставит современный мир".

Венский форум был организован Папским советом по культуре и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата при поддержке фонда Pro Oriente. В его работе приняли участие глава Папского совета кардинал Поль Пупар, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, другие религиозные, общественные деятели, а также эксперты в области религии.

newsru.com/religy/19may2006/cyrill.html

Митрополит Кирилл и Бенедикт XVI договорились об объединении усилий двух Церквей в деле защиты семьи и ценности жизни

Митрополит Кирилл и Бенедикт XVI договорились об объединении усилий двух Церквей в деле защиты семьи и ценности жизни
Русская православная и Римско-католическая Церкви намерены объединить усилия для защиты и утверждения института семьи иценности человеческой жизни.

Об этом было заявлено на встрече Папы Римского Бенедикта XVI с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, которая прошла в минувший четверг вечером в Риме, сообщил агентству "Интерфакс" замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, в ходе беседы "была также признана полезной выработка общей позиции по проблемам биоэтики".

Кроме того, митрополит Кирилл рассказал понтифику о содержании недавно принятой Декларации Всемирного русского народного собора о правах и достоинстве человека. Он также поделился впечатлениями от конференции "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей", которая состоялась в Вене 3-5 мая и в ходе которой тема прав, достоинства и нравственной ответственности личности обсуждалась представителями Русской православной и Римско-католической церквей.

"Участники сегодняшней встречи отметили близость взглядов двух Церквей по данному кругу вопросов. Было высказано желание продолжить совместную работу в составлении документа, который бы в полной мере отражал позицию двух Церквей в этой сфере", - сообщил собеседник агентства.

Митрополит Кирилл также передал главе Ватикана устные приветствия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которые понтифик с благодарностью принял и в ответ попросил передать предстоятелю Русской церкви самые добрые пожелания в его служении.

Первая встреча митрополита Кирилла с нынешним понтификом состоялась 25 апреля прошлого года, вскоре после избрания Йозефа Ратцингера на Святой Престол. Тогда по возвращении из Ватикана митрополит Кирилл заявил "Интерфаксу", что "сейчас есть все предпосылки к тому, чтобы преодолеть те трудности, которые у нас возникли в течение последних лет".

Позже Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из интервью заявил, что обе Церкви должны стремиться не к конкуренции, а к совместному свидетельству о Боге.

В свою очередь Бенедикт XVI ранее заявлял, что одной из главных задач его понтификата является сближение с Православной церковью, и неоднократно призывал к совместному свидетельству православных и католиков в Европе о христианских ценностях.

Важной страницей во взаимоотношениях Московского патриархата и Ватикана, по оценке самих участников диалога, стала международная конференция "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей", которая прошла в начале мая в Вене по инициативе Папского совета по культуре и Отдела внешних церковных связей при поддержке австрийского фонда "Pro Oriente". В ее работе приняли участие глава Совета кардинал Поль Пупар, митрополит Кирилл, другие религиозные, общественные деятели, а также эксперты в области религии.

В своем послании участникам конференции Папа Римский выступил за "смелую и обновленную деятельность в Европе в третьем тысячелетии" католической и православной Церквей и поблагодарил Московский Патриархат за "активное содействие" ее организации.

Со своей стороны представители Московского Патриархата, выступая на форуме, предложили российским католикам перестать смотреть на православных "если не через прицел, то через очень плохой бинокль", и выразили надежду на заметное оживление диалога с Ватиканом.

Ссылка по теме:
Православные и католики объединяют усилия во имя христианских ценностей


на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»