13 марта 2007 г.
Для "Новой газеты":
БЛАЖЕНСТВО ЗАБОТЫ О НИЩИХ
Христос обращался к нормальным людям, но ко Христу обращаются и ненормальные.
Нормально быть нищим. Нормально быть богатым. Нормально быть "нищим
духом" - то есть, мыслить, чувствовать и обращаться с ближними
вне зависимости от количества денег в кошельке своём либо чужом.
Это, конечно, поэтическая норма, которая "нищих духом"может
назвать "богатыми духом".
А вот что ненормально: поощрять нищету под предлогом заботы о нищих.
Именно эта ненормальность отличала тех, кто правил Россией после большевистской
революции. Пока эта ненормальность использовала в качестве
идеологии атеизм, всё было нормально. Атеизм устремлён к небесам,
он озабочен тем, что Бога нет, а что в кармане у кого-то нет денег,
ему безразлично.
С 1991 года российская номенклатура вернулась от атеизма к Православной
Церкви. Союз деспотической власти с верующими в Бога, Который есть
источник Свободы, был парадоксом и до революции, и не только
в России. Но то, что сто лет назад было парадоксом, сегодня стало
подлостью. Ведь дореволюционная светская и церковная номенклатура
была не всегда верующей, но всегда - порядочной. Это была элита
с определёнными представлениями о своём долге, и её уничтожили те,
кто видел корень зла в том, что другие - должны.
Сегодня номенклатура продолжает именно эту традицию: все проблемы
решать, обшаривая чужие карманы. Радикально изменилась и страна:
никакие изменения пока ещё не приблизили Россию хотя бы к тому уровню
экономической и политической свободы, который был в пресловутом
1913-м году. В лучшем случае, произошёл возврат к НЭПу, только нэпманов
теперь зовут олигархами и расправляются с ними не так быстро,
как в 1920-е. Большевики по-прежнему режут куриц, несущих золотые
яйца, но делают это намного медленнее и говорят при этом
не о строительстве социализма, а о защите Православия.
Духовный большевизм ярко проявился на "Всемирном русском народном
соборе" в марте 2007 года. Во-первых, характерна большевистская
подмена: собрание это - не всемирное, а очень провинциальное, не русское,
а расистское, не народное, а номенклатурное. И это не собор (соборы
с участием мирян в Московской Патриархии запрещены, высшим органом
власти сделано совещание архиереев), а совершенно нелегитимное
совещание, которое удостоено послания президента. Это одна из тех
"общественных организаций", которые всегда в изобилии
плодила советская власть, чтобы заполнить пустоту деспотизма. Власть
платит деньги, чтобы "общественники" заплатили власти
дань уважения.
"Собор" 2007 года превзошёл предыдущие цинизмом. Цинизм
этот - большевистский по стилю. Сытые обсуждают проблемы голодных.
Люди, высосавшие миллионы (возможно, и миллиарды) и прямо из Кремля,
и косвенно - из нэпманов, которые трепещут перед Кремлём, обсуждают,
откуда взять деньги для бедняков. Это цинизм шизофренический: люди,
которых приветствовал президент России, критикуют российскую власть
- то есть, того же самого президента. Такое нормально лишь в ненормальном
мире, где власть основана на разрушении и перераспределении
обломков. Самая твёрдая опора такой власти - это ворчание её
подданных и её правителей. Ворчат - значит, признают, что власть
может быть лишь такая. Ворчат - значит, не работают, а повинуются.
Ворчат - значит, не видят выхода, потому что смотрят в глаза
начальству.
Христанство "православной номенклатуры", конечно, не
вполне нормальное, в том смысле, что оно не верует в человеческую
свободу, не верует в благодать, а верует в государственное
насилие. Революция была победой цинизма и неверия не столько
в Бога, сколько в человека - в свободность человека вести
переговоры, учиться, делиться, размышлять. И вот "православный
собор" просит власть о чём угодно, только не о том, чтобы
дать людям свободу организовывать и вести свой бизнес без руководства
номенклатуры. Просят о другом: побольше контроля сверху. В сущности,
просят возродить Госплан, при которым хотят быть эдаким Комитетом
народного контроля.
На "соборе" вспомнили, что Христос просил молиться о
"хлебе насущном". Только Христос просил молиться Отцу
Небесному, а не кесарю, не президенту. "Всемирщики"
твердили одно: президент, дай, президент, выдели, президент, помилуй.
Когда Христос просил молиться о хлебе насущном, Он не имел
в виду, что человек должен ограничиваться хлебом. И уж подавно Он
не одобряет, когда молятся кесарю: "Давай нам весь хлеб насущный,
который выпекают в стране, и распределим его по справедливости!"
Христиане, отравленные ядом большевизма, полагают, что человек
может и должен ограничиваться минимумом, что блаженны буквально
нищие. Блаженны, потому что у них нет сил даже взбунтоваться, потому
что вся их жизнь наполнена и насыщена - выпрашиванием подачек, стоянием
в очередях, писанием жалоб власти на власть. Богатые же опасны
- ведь они не гнут спину перед деспотией. Христос же учил об опасности
богатства, а не богатых. Христос не призывал сажать богачей в тюрьму,
чтобы их богатством руководил кесарь и лица, которым кесарь
прикажет.
Христанину нормально дочитывать "Отче наш" чуть дальше
"хлеба" -
просить избавления от лукавства. <Всемирщики> пропитаны лукавством
как
прах Ленина - консервантами. Митр. Кирилл Гундяев заявил, что в
борьбе
с нищетой огромный шаг вперёд - закон о <целевом капитале>.
Между тем, этот закон попросту разрешает благотворительность - только
не всем, а избранным, кому власть доверит. В предыдущие годы
власть задавила общественные организации, которые от неё не зависели,
причём давила законодательством, в котором не было исключений. Должны
все общественные организации отчитываться в каждом пожертвованном
рубле - кто пожертвовал, когда, при каких обстоятельствах. Значит,
и Московская Патриархия должна отчитываться. Теперь, когда
все неугодные ликвидированы, для Московской Патриархии и других
номенклатурных религиозников сделано исключение: могут по-прежнему
не отчитываться. Ей - доверяют, что украденное не будет
потрачено на свободу.
Христианство есть вера в то, что между жизнью, реальность, свободой
и человеком один посредник - Господь Иисус Христос. Номенклатурное
христианство, как и большевизм, есть вера в то, что единственный
посредник - номенклатура. Все пожертвования - через неё, вся торговля -
под её контролем и руководством, больше никому верить нельзя, все обманут,
а она - организует учёт, распределение и контроль. Не будет
номенклатуры - не будет света и воды, города разрушатся, церкви
запустеют, одичавшие обыватели загрызут друг друга, а выживших
инородцы с иноверцами обратят в рабство.
Ужасны лукавство и властолюбие тех, кто говорит о Христе, а покланяются
кесарю, говорит о борьбе с нищетой, а борется с политической
и экономической свободой. Ужас, ужас... Ужаснее, однако, ужас перед
конъюктурщиками от Церкви ("от Церкви" - в том смысле,
что всякий, кто занимается казнокрадством под предлогом борьбы
с бедностью, от Церкви отходит). Над "всемирщиками"-
и это при отсутствии свободы слова в сегодняшней России - крепко
поиздевались в самых холуйских, самых номенклатурных СМИ. Холуй
страшен и опасен прежде всего для другого холуя. Государственная
казна одна, а бендеров, желающих распилить её ради борьбы с нищетой
или помощи детям, - легион. Не стоит радоваться этой грызне
вокруг кормушки, - тут не желание правды, а желание перехватить
кусок.
Лицемерие православной номенклатуры часто бранят только, чтобы оправдать
свой пофигизм: "Если уж люди, специально поставленные быть
чистыми..." Если эти врут, значит, нам, "простым людям",
сам Бог разрешил красть, лгать, жертвовать всем, ради выживания.
Такой низовой цинизм - главная опора и подпитка цинизма верхов.
Нужно не бояться демагогов, не менять клерикальных демагогов на антиклерикальных,
а требовать свободы. Не войны с нищетой, а демилитаризации
страны, издыхающей от расходов на "оборону" и "безопасность".
Не расширения государства, чтобы оно заполнило все пустоты
жизни, а съёживания государства, чтобы жизнь заполняла мир сама.
Не благосклонности начальства, а правового государства. А кому правового
государства мало - милости просим в Царство Небесное, но только
не в то, которое внутри "святой Руси", а которое, как сказал
Господь, внутри каждого.
|