на первую страницу сайта

свящ. Яков Кротов (www.krotov.info)

13 марта 2007 г.

Для "Новой газеты":

БЛАЖЕНСТВО ЗАБОТЫ О НИЩИХ

Христос обращался к нормальным людям, но ко Христу обращаются и ненормальные.

Нормально быть нищим. Нормально быть богатым. Нормально быть "нищим духом" - то есть, мыслить, чувствовать и обращаться с ближними вне зависимости от количества денег в кошельке своём либо чужом. Это, конечно, поэтическая норма, которая "нищих духом"может назвать "богатыми духом".

А вот что ненормально: поощрять нищету под предлогом заботы о нищих. Именно эта ненормальность отличала тех, кто правил Россией после большевистской революции. Пока эта ненормальность использовала в качестве идеологии атеизм, всё было нормально. Атеизм устремлён к небесам, он озабочен тем, что Бога нет, а что в кармане у кого-то нет денег, ему безразлично.

С 1991 года российская номенклатура вернулась от атеизма к Православной Церкви. Союз деспотической власти с верующими в Бога, Который есть источник Свободы, был парадоксом и до революции, и не только в России. Но то, что сто лет назад было парадоксом, сегодня стало подлостью. Ведь дореволюционная светская и церковная номенклатура была не всегда верующей, но всегда - порядочной. Это была элита с определёнными представлениями о своём долге, и её уничтожили те, кто видел корень зла в том, что другие - должны.

Сегодня номенклатура продолжает именно эту традицию: все проблемы решать, обшаривая чужие карманы. Радикально изменилась и страна: никакие изменения пока ещё не приблизили Россию хотя бы к тому уровню экономической и политической свободы, который был в пресловутом 1913-м году. В лучшем случае, произошёл возврат к НЭПу, только нэпманов теперь зовут олигархами и расправляются с ними не так быстро, как в 1920-е. Большевики по-прежнему режут куриц, несущих золотые яйца, но делают это намного медленнее и говорят при этом не о строительстве социализма, а о защите Православия.

Духовный большевизм ярко проявился на "Всемирном русском народном соборе" в марте 2007 года. Во-первых, характерна большевистская подмена: собрание это - не всемирное, а очень провинциальное, не русское, а расистское, не народное, а номенклатурное. И это не собор (соборы с участием мирян в Московской Патриархии запрещены, высшим органом власти сделано совещание архиереев), а совершенно нелегитимное совещание, которое удостоено послания президента. Это одна из тех "общественных организаций", которые всегда в изобилии плодила советская власть, чтобы заполнить пустоту деспотизма. Власть платит деньги, чтобы "общественники" заплатили власти дань уважения.

"Собор" 2007 года превзошёл предыдущие цинизмом. Цинизм этот - большевистский по стилю. Сытые обсуждают проблемы голодных. Люди, высосавшие миллионы (возможно, и миллиарды) и прямо из Кремля, и косвенно - из нэпманов, которые трепещут перед Кремлём, обсуждают, откуда взять деньги для бедняков. Это цинизм шизофренический: люди, которых приветствовал президент России, критикуют российскую власть - то есть, того же самого президента. Такое нормально лишь в ненормальном мире, где власть основана на разрушении и перераспределении обломков. Самая твёрдая опора такой власти - это ворчание её подданных и её правителей. Ворчат - значит, признают, что власть может быть лишь такая. Ворчат - значит, не работают, а повинуются. Ворчат - значит, не видят выхода, потому что смотрят в глаза начальству.

Христанство "православной номенклатуры", конечно, не вполне нормальное, в том смысле, что оно не верует в человеческую свободу, не верует в благодать, а верует в государственное насилие. Революция была победой цинизма и неверия не столько в Бога, сколько в человека - в свободность человека вести переговоры, учиться, делиться, размышлять. И вот "православный собор" просит власть о чём угодно, только не о том, чтобы дать людям свободу организовывать и вести свой бизнес без руководства номенклатуры. Просят о другом: побольше контроля сверху. В сущности, просят возродить Госплан, при которым хотят быть эдаким Комитетом народного контроля.

На "соборе" вспомнили, что Христос просил молиться о "хлебе насущном". Только Христос просил молиться Отцу Небесному, а не кесарю, не президенту. "Всемирщики" твердили одно: президент, дай, президент, выдели, президент, помилуй. Когда Христос просил молиться о хлебе насущном, Он не имел в виду, что человек должен ограничиваться хлебом. И уж подавно Он не одобряет, когда молятся кесарю: "Давай нам весь хлеб насущный, который выпекают в стране, и распределим его по справедливости!"

Христиане, отравленные ядом большевизма, полагают, что человек может и должен ограничиваться минимумом, что блаженны буквально нищие. Блаженны, потому что у них нет сил даже взбунтоваться, потому что вся их жизнь наполнена и насыщена - выпрашиванием подачек, стоянием в очередях, писанием жалоб власти на власть. Богатые же опасны - ведь они не гнут спину перед деспотией. Христос же учил об опасности богатства, а не богатых. Христос не призывал сажать богачей в тюрьму, чтобы их богатством руководил кесарь и лица, которым кесарь прикажет.

Христанину нормально дочитывать "Отче наш" чуть дальше "хлеба" -
просить избавления от лукавства. <Всемирщики> пропитаны лукавством как
прах Ленина - консервантами. Митр. Кирилл Гундяев заявил, что в борьбе
с нищетой огромный шаг вперёд - закон о <целевом капитале>. Между тем, этот закон попросту разрешает благотворительность - только не всем, а избранным, кому власть доверит. В предыдущие годы власть задавила общественные организации, которые от неё не зависели, причём давила законодательством, в котором не было исключений. Должны все общественные организации отчитываться в каждом пожертвованном рубле - кто пожертвовал, когда, при каких обстоятельствах. Значит, и Московская Патриархия должна отчитываться. Теперь, когда все неугодные ликвидированы, для Московской Патриархии и других номенклатурных религиозников сделано исключение: могут по-прежнему не отчитываться. Ей - доверяют, что украденное не будет потрачено на свободу.

Христианство есть вера в то, что между жизнью, реальность, свободой и человеком один посредник - Господь Иисус Христос. Номенклатурное христианство, как и большевизм, есть вера в то, что единственный посредник - номенклатура. Все пожертвования - через неё, вся торговля - под её контролем и руководством, больше никому верить нельзя, все обманут, а она - организует учёт, распределение и контроль. Не будет номенклатуры - не будет света и воды, города разрушатся, церкви запустеют, одичавшие обыватели загрызут друг друга, а выживших инородцы с иноверцами обратят в рабство.

Ужасны лукавство и властолюбие тех, кто говорит о Христе, а покланяются кесарю, говорит о борьбе с нищетой, а борется с политической и экономической свободой. Ужас, ужас... Ужаснее, однако, ужас перед конъюктурщиками от Церкви ("от Церкви" - в том смысле, что всякий, кто занимается казнокрадством под предлогом борьбы с бедностью, от Церкви отходит). Над "всемирщиками"- и это при отсутствии свободы слова в сегодняшней России - крепко поиздевались в самых холуйских, самых номенклатурных СМИ. Холуй страшен и опасен прежде всего для другого холуя. Государственная казна одна, а бендеров, желающих распилить её ради борьбы с нищетой или помощи детям, - легион. Не стоит радоваться этой грызне вокруг кормушки, - тут не желание правды, а желание перехватить кусок.

Лицемерие православной номенклатуры часто бранят только, чтобы оправдать свой пофигизм: "Если уж люди, специально поставленные быть чистыми..." Если эти врут, значит, нам, "простым людям", сам Бог разрешил красть, лгать, жертвовать всем, ради выживания. Такой низовой цинизм - главная опора и подпитка цинизма верхов.

Нужно не бояться демагогов, не менять клерикальных демагогов на антиклерикальных, а требовать свободы. Не войны с нищетой, а демилитаризации страны, издыхающей от расходов на "оборону" и "безопасность". Не расширения государства, чтобы оно заполнило все пустоты жизни, а съёживания государства, чтобы жизнь заполняла мир сама. Не благосклонности начальства, а правового государства. А кому правового государства мало - милости просим в Царство Небесное, но только не в то, которое внутри "святой Руси", а которое, как сказал Господь, внутри каждого.


на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»