=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христианство в I веке

Составлено на основе рабочих материалов Я.Кротова к лекции по истории христианства в I веке (1996 г.; неопубликовано).

 
Дополнительные материалы

Историческая обстановка

В отличие от современного, мир абсолютно религиозный (понятия нации, семьи, культуры, политики, развлечения определялись религиозно). Одновременно мир практически не знающий понятий “веры”, “личности”, “молитвы” в современном смысле. Мир подходил к вере в современном смысле, но решающего шага сделать не мог, ибо решающий шаг именно в том, что Бог выходит навстречу человеку там, где человек уперся в тупик. Древняя, магическая, родовая религиозность не отмирала. Она была крепка тогда, как крепка и сейчас. Но появилась новая религиозность, не удовлетворяющаяся древними мифами. Старая религиозность спокойно сосуществовала с новой.

Религиозные устремления охватывали (как и всегда) лишь меньшинство людей. Большинство были совершенно равнодушны (если не враждебны) ко всякой религиозной новизне. Увлечения мистериями, фарисейством, христианством оставались делом меньшинства, но это меньшинство (как и всегда) волокло за собой большинство.

Политическое единство Римской империи было намного сильнее культурного. Страны сохраняли свои культурные особенности, эллинизация была поверхностным фактором, который всюду усваивался своеобразно, не меняя базового своеобразия. Более того, уже несколько (около 5) веков накапливались различия не межкультурные, а межцивилизационные. Было время, когда Запад и Восток были вполне едины как цивилизация. К началу нашей эры уже были различия, причем первоначальным типом являлся тип восточный (он когда-то и на Западе был основным), и западный тип определялся как изменение этого базового типа. Различия, которые были к I веку. Условно их можно обозначить как различия «евреев» от «греков»:

Евреи

Греки

Племя (нация) как основа социума

Город

Кровное родство

Гражданство

Сельское хозяйство

Торговля

Всеохватность религии

Секуляризация некоторых сфер

Коллективизм

Индивидуализм

Авторитарность

Демократизм

В I в. можно говорить лишь о тенденциях, было еще по крайней мере 3 качественных скачка в разделении Запада и Востока (XI и XVII века). Разделение появилось раньше Церкви.

Хронология I в. (Я.Кротов)

Я.Кротов. Краткая программа курса истории Церкви

Я.Кротов. Мир накануне Христа

Н.Пигулевская: Палестина времен Христа

К.Вержбицкий о Римской империи в I в.

История Церкви в I в.:
 
А.Гарнак;
 М.Поснов;
 А.Шмеман;
 Й.Лорц;
 К.Безобразов

С.Мансуров. ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ. // Клин, 2002.

С.Холл. УЧЕНИЕ И ЖИЗНЬ РАННЕЙ ЦЕРКВИ // Новосибирск, 2000. Стр. 9-78.

Г.Бедуелл. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ // М., [1996]. Стр. 16-59

Р.Скальфи. "Я С ВАМИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА" // Милан-М., 1998.

 

Я.Кротов. История отношения к призванию

Богослужение в I в.:
 В.Алымов;
 М.Поснов;
 Х.Уайбру. ПРАВОСЛАВНАЯ ЛИТУРГИЯ. // М., [2000]. стр. 24-30 (гл. 2)

 

Ж.Даниэлу: Милленаризм у ранних христиан

 

Персоналии:
 Филон Александрийский;
 апостол Петр;
 апостол Павел;
 Иосиф Флавий (его "Иудейская война" и "Иудейские древности"). 

Торжество христианства?

В XIX в. особенно стали изучать историю торжества христианства или, по крайней мере, распространения. В конце XX в. говорить о “торжестве христианства” уже не приходится. Особенно наш опыт помогает понять опыт I века христианства, с той поправкой, что тогда христиане, во-первых, не думали о себе как об особой вере, воспринимая себя как часть избранного народа, иудаизма. Во всяком случае, не думали они и о “торжестве”, ни о “распространении” как некоем соревновании на религиозном рынке. Они думали о благовестии, о выживании, о приготовлении к встрече с Христом.

В XX в. опыт “глобальных коммуникаций” побудил историков подчёркивать, что первые христиане жили в Римской империи, где были сравнительно (с прошлым и средневековым будущим) хорошие средства коммуникации. Однако первые христиане жили не в Римской империи, христианство с самого начала распространялось и в тех восточных странах, которые в империю не входили и где было крайне плохо с коммуникациями. Исчезновение этих государств, то, что наша цивилизация восходит к Римской империи, заставляет нас проецировать в прошлое современный опыт. Но хорошие средства сообщения безразличны к тому, что по ним сообщают, и христианские проповедники ничуть не в более выгодном положении, нежели марксисты, индуисты, агностики. Так было и в первом веке: по римским дорогам хорошо было ходить и апостолам, и поклонникам Митры. То же касается ослабления позиций древней мифологии (насколько оно было): оно было на руку проповедникам всех новых религий.

Проблема исторических источников

Мы воспринимаем Евангелия как первичный источник, апостольские послания — как вторичный, но реально последовательность возникновения была, видимо, противоположной. Евангелия как цельные тексты возникли позже посланий.

С XIX в. мы переоцениваем роль интеллектуалов в истории; она не слишком велика в наше время, но всё же в древности она была стократ меньше. Протестантские богословы XIX-XX вв. чрезмерно переоценили роль Павла в становлении Церкви (это наложилось на древнюю католическую традицию, почитавшую Павла и Петра основателями Римской Церкви). Павел был самым активным миссионером, но лишь одним из многих. Деяния рисует лишь один из эпизодов церковной истории, а большая часть истории остаётся нам неизвестной.

"Учение двенадцати апостолов"

А.Бобринский. ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА. // М., 1995

Иудаизм отсекает христианство

Христиане изначально думали о себе как о части синагоги. На протяжении 100 лет вся инициатива по выделению христиан в особое направление исходила от иудаизма, который сам быстро менялся. Климент (еп. Рима) формулирует это как проявление “зависти”, приписывая гонениям от иудеев различные беды апостолов и самую мученическую кончину Петра и Павла. Не римское государство, а иудаизм был главным гонителем. Само преследование Нерона, судя по сообщению Климента, обратилось против христиан именно по инициативе иудеев. Гонения были сравнительно редки: гибель Стефана (30-е), Иакова Справедливого (70-е). В начале 80-х проклятие христианам как сектантам (“миним”) включается в «Восемнадцать Благословений»  —  одну из главных молитв иудаизма.

Поводом для извержения христианства была необходимость иудаизма чётче оформить свои границы в условиях потери государства (77 год, падение Иерусалима) и превращения в религию народа без земли. Впрочем, можно было найти какой-то компромисс, если бы само христианство не менялось в сторону универсализма.

Климент, епископ Рима;
его 1 послание коринфянам

И.Левинская о гонениях на христиан в Риме

Церковь открывается для язычников

Открывание Церкви навстречу язычникам оказалось неожиданностью для христиан и проходило с величайшими препятствиями, медленно.

Однократное обращение Корнилия принципиальных последствий не имело, но возможность проповеди язычникам была зафиксирована. Второй этап: Павел предлагает освободить новых христиан из язычников от соблюдения Моисеева закона. Собор апостолов в Иерусалиме (48-51 гг.) его одобряет.

Сложность не в том, что древний мир не знал универсализма в религии. Приходящие с Востока культы все были универсальны и не националистичны. Но христианство оказалось перед задачей совмещения универсализма с исключительностью. Эта задача решается христианами по сей день и в пределах этого мира окончательно решена быть не может. Как пропитать мир, подобно дрожжам, и при этом оставаться не тестом, а Телом?

На практике, уже в I в. было множество проповедников и общин, которые называли себя христианскими, использовали имя Христа, хотя христианскими не были. Это было дисперсное квазихристианство — разные толки гностицизма. Ни сегодня, ни, тем более, в I веке, у Церкви нет средств запретить использовать имя Христа нецерковным движениям.

 

Развитие антиномии иерархии-индивидуализма

Да и само понимание Церкви как структуры, где вера хранится не разрозненными общинами, а в некоем единстве, пришло не сразу. Другие религии не знают самой проблемы единства, спокойно относятся к раздробленности организационной и идейной, лишь христиане переживают такое состояние как недолжное, противоречащее Христу. Уже та организация Церкви, которая появилась с Пятидесятницы, значительно отличается от организации иудаизма. Роль апостолов (позднее пресвитеров и епископов) как звена не избираемого, но избирающего, подтверждающего точность веры  —  уникальна. У Климента уже ясно, что епископ может быть поставлен, но не может быть снят общиной (в Коринфе сняли пресвитеров), и что община не есть изолированное тело, что Церковь — не федерация общин. В I в. движение шло к централизации. Это движение сопровождало проповедь веры, адресованной прежде всего к сердцу каждого человека. Не просто прочел книгу  —  и к Богу. Учительство и иерархия, административная власть — раздвоены. Иерархии дана власть, которой нет ни в одной другой религии. Максимальное приближение Бога к человеку  —  и максимальное смирение перед другим человеком. Иерархия противопоставляется не индивидуальности, а анархизму.

Церковный строй:
 В.Болотов;
 М.Поснов

Развитие антиномии будущее-прошлое

Главное, что осталось от I века в современной Церкви,  —  не тексты Свящ. Писания, а сам принцип иерархической организации Церкви. У этого принципа был не только горизонтальный, синхронный момент, но и вертикальный: критерием истинности становилась древность, апостольское преемство. Это не было новым, но усвоением классического принципа книжнической культуры, в которой авторитет всегда был древним, старое всегда было истиннее нового. Новым было соединение принципа авторитетности прошлого с принципом авторитетности вечности, грядущего Христа.

ЯМНИЙСКАЯ ШКОЛА - иудаистская богословская школа, с деятельностью которой связывается завершение канона Ветхого Завета.

Почитание Христа и почитание текста

Послания Павла и Евангелия показывают новый, небывалый в истории способ решения проблем существования религиозной организации. Проблема соотношения Закона и благодати, ключевая для I века, решалась Павлом через вглядывание в Христа, размышление о Христе, утверждение Его как живого авторитета. Ни по отношению к Богу Ветхого Завета, тем более, к божествам древних религий или мистериальных культов, к основателям философским школ такого не бывало. Интеллектуальное напряжение совмещалось с мистическим. Но это напряжение фиксировалось письменно, и это тоже было уникально. Евангелия возникли на основе предания, которое входило в состав богослужения. Тем не менее, перемещенные из богослужения в текст для повседневного чтения каждым, слова Христа и Его биография получали совершенно новое значение. Прорыв к высшему фиксировался письменно, невзирая на весь риск, связанный с такой фиксацией (искажение, профанация).

 

Основные даты

  • 26 г. - Понтий Пилат назначен прокуратором Иудеи и Самарии (до 36 г.).
  • 28 г. - Начал свою проповедь Иоанн Предтеча.
  • 30 г, 7 апреля (или 33 г., 3 апреля). - Казнь Иисуса Христа.
  • 34-35 г., - Казнь диакона Стефана. Фарисей Савл (Павел) становится верующим в Христа.
  • 37-38 гг. - Проповедь ап. Павла в Иерусалиме, Сирии, Киликии.
  • 41 г., 24 января. - Убийство Калигулы. Преторианцы провозглашают новым императором Тиберия Клавдия Нерона Германия (до 54 г.). Воцарение Ирода Агриппы I в Палестине. Римские войска безуспешно пытаются покорить германское племя хавков на р. Эльбе.
  • 44 г. - Римляне завоевывают Британию. В Иерусалиме по приказу тетрарха Иудеи Ирода Агриппы I казнен апостол Иаков Старший. Смерть Агриппы. Прокуратором Иудеи назначается Куспий Фад (до 47 г.).
  • 45 г. - Первое миссионерское путешествие ап. Павла по Малой Азии. Прокуратором Сирии назначается Гай Кассий Лонгин (до 49 г.).
  • 48 г. (или ранее). - Собор апостолов в Иерусалиме решает обращаться с проповедью о Христе не только к иудеям, но и к язычникам.
  • 48 г. - Прокуратором Иудеи назначается Вентидий Куман (до 52 г.). Второе путешествие ап. Павла - в Грецию (до 51 г.). По приказу Тиберия покончила с собой его третья жена Мессалина, чье имя стало символом "римского разврата" (она была обвинена в попытке государственного переворота).
  • 49 г. - Изгнание иудеев (возможно, вместе с христианами-иудеями) из Рима. Смерть правителя Халкиды Ирода.
  • 50 г. - ап. Павел пишет свои послания в Коринфе ("пастырские").
  • 25 февраля 50 г. - Клавдий основывает на месте рождения своей племянницы Агриппины Младшей колонию "Колония Агриппина", ныне Кельн. Начало правления Агриппы II (до 100 г.).
  • 54 г., 13 октября - Отравлен имп. Клавдий. Начало правления его приемного сына Агенбарба, взявшего имя Нерон Клавдий Цезарь (род. 37 г., правил до 68 г.). Разрешение вернуться в Рим иудеям, изгнанным в 49 г.
  • Ок. 56 г. - ап. Павел пишет послание в Рим. Арест ап. Павла в Иерусалиме.
  • 62 г. - Разгром римского войска армянами и парфянами, мирное соглашение в Рондее. В Риме казнен ап. Павел, в Иерусалиме ап. Иаков Младший. Традиционная дата казни ап. Петра (неверна; казнен позднее). Прокуратором Иудеи назначается Альбин (до 64 г.).
  • 64 г., 18-19 июля - Девятидневный пожар в Риме. Сожжение христиан, обвиненных в поджоге. Прокуратором Сирии назначается Цестий Галл (до 65 г.). Прокуратором Иудеи назначается Гессий Флор (до 66 г.).
  • 66 г. - Нерон делает парфянского царевича Тиридата правителем Великой Армении.
    15 мая - наместник римлян Гессий Флор устраивает в Иерусалиме резню: убито 3600 человек, вопреки закону распято несколько иудеев, имевших звание римских всадниов. Восстание в Иудее против римлян, освобождение Иерусалима:
    15 августа - евреи взяли штурмом замок Антония. Начало Иудейской войны — подавления восстания римской армией (до 73 г).
    6 сентября - евреи во главе с Манаимом штурмом взяли Иерусалим, убив при этом первосвященника Ананию. В этот же день еврейский погром в Кесарии, погибло 20 тыс. человек.
    30 октября - неудачный штурм Иерусалима римским полководцем Цестием.
    8 ноября - разгром армии Цестия евреями в Бет-Хорон. Христианская община Иерусалима уходит в Пеллу, к востоку от Иордана.
  • 68 г., 4 марта - римские войска входят в Гадару (в Палестине).
    3 июня - армия Веспасиана захватывает Иерихон.
    9 июня - преторианцы свергают Нерона, который кончает с собой; конец династии Юлиев-Клавдиев. Римляне уничтожают общины ессеев в Кумране.
    9 июня - испанские и галльские легионы провозгласили императором наместника в Испании Сервия Сульпиция Гальбу.
  • 70 г. 14 апреля - перед Пасхой в Иерусалиме на зилотов нападают сторонники Иоанна Гискальского.
    10 сентября - римские войска под руководством Тита взяли Иерусалим и сожгли Храм в тот же день, когда Храм был сожжен Навуходоносором в 587 г. до р.Х. Подавлены восстания в Галлии и Понте. В честь победы в Риме сооружается триумфальная арка, стоящая и ныне. Наиболее ранняя из предполагаемых дат написания Нового Завета. Прокуратором Иудеи назначается Секст Цереалий Вителлиан (до 71 г.).
  • Ок. 85 г. - в синагогальную службу вставляется проклятие на христиан: "Да будут внезапно разрушены и выкинуты из книги жизни назаряне и еретики".
  • Ок. 95 г. - Ап. Иоанн пишет Апокалипсис. Послание Климента, еп. Рима, в Коринф. Репрессии против иудеев в Риме, казнь Флавия Клемента за "атеизм", изгнание из Италии философов.
  • 96 г., 18 сентября - В результате заговора погиб Домициан. Начало правления императора Нерва (до 98 г), основавшего династию Антонинов (до 192 г.). Нервы усыновил и сделал своим соправителем полководца Марка Траяна. Гонения на христиан в Риме.
  • 98 г., 28 января - Начало правления императора Траяна (98 - 117 г), высший подъем Римской империи.
  • Ок. 100 г. - Смерть Агриппы II. Смерть Иосифа Флавия

 

 

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»