=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Евхаристия: вхождение в Царство Божие (2)

по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 3 (www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_31.html)

 

Предыдущие части:
• (1) Евхаристия: таинство собрания
(а, б, в, г)
(2a) Евхаристия: Символизм (а, б, в)
(2b) Евхаристия — таинство Царства (а, б)
(3) Евхаристия: вхождение в Царство Божие (а)

 

3. ТАИНСТВО ВХОДА

Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел, в служении Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость...

Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах полки и воинства ангелов и архангелов для служения Твоей Славе! Сделай, чтобы со входом нашим совершился вход святых Ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость...
(Молитва входа)

 

III

Вернемся к великой ектенье. Дьякон возглашает: "Миром Господу помолимся". После исповедания и славословия Царства наступает время "общей и согласной молитвы". Понимаем ли мы всё значение и всю новизну этой молитвы — молитвы самой Церкви? Понимаем ли мы, что это молитва Самого Христа Отцу Своему, дарованная нам, и что этот дар молитвы Христовой, Его посредничества, Его ходатайства есть первый и величайший дар Христа Церкви. Мы молимся во Христе, и Он Духом Своим Святым молится в нас, собранных во Имя Его. "И в подтверждение того, что вы — сыны, Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий: ‘Абба! Отец!’" (Гал.4,6). Мы ничего не можем добавить к Его молитве, но по Его воле, по Его любви мы стали членами Его Тела, составляем одно с Ним и имеем участие в Его предстоянии и ходатайстве за мир. Ап. Павел, призывая верующих "прежде всего совершать молитвы, прошения, благодарения за всех людей", прибавляет: "Ведь Бог один, и один посредник между Богом и человечеством — сам Человек, Христос Иисус" (1Тим.2.1,5). И потому молитва Церкви есть молитва богочеловеческая, ибо Церковь есть человечество Христово, Им возглавленное: — "Я — в них, и Ты — во Мне, чтобы были они в полном единстве! И пусть мир узнает, что послал Меня Ты" (Ин.17,23).

«...помолимся  — О свышнем мире и спасении душ наших...» В Церкви нам дан мир Христов, как дано помазание Духа Святого. Нам всё дано и мы всё же непрестанно молимся: «Прииди и спаси нас! Да приидет Царствие Твое...» Ибо то, что дано, должно быть принято. И наше призвание  —  всегда возрастать в этом даре. Грех и благодать, ветхий и новый человек ведут в нас непрестанную борьбу, и то, что дано Богом, всё время отвоевывается врагом Бога. И Церковь — собрание святых — есть также собрание грешников, получивших, но не принявших, помилованных, но отвергающих благодать и непрестанно отпадающих от нее... Мы, прежде всего, молимся о том, что в Евангелии названо "единым на потребу". А мир свыше это и есть Царство Божие — "радость, мир и праведность в Духе Святом" (Рим.14,17). Это то, ради чего нужно быть готовым всё отдать, от всего отказаться, всем пожертвовать: "Ищите прежде всего Царствие Божие и остальное приложится вам". Приобретение этого Царства, этого "мира свыше", и есть спасение души. Ибо на языке Св. Писания душа означает самого человека в его подлинной природе и назначении. Это божественная частица, которая делает человека — образом и подобием Божиим, благодаря которой последний грешник в очах Божиих есть бесценное сокровище, и ради спасения которого пастырь оставляет девяносто девять праведников... Душа есть дар Божий человеку, и потому — "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф.16,26). Первое прошение великой ектеньи указывает нам последнее, высочайшее назначение нашей жизни, то, ради чего мы были созданы, к чему должны стремиться и что должно стать для нас "единым на потребу".

«О мире всего мира»то есть о том, чтобы этот мир Христов распространен был на всех, чтобы закваска, брошенная в мир, подняла всё тесто (1Кор.5,6), чтобы все дальние и ближние стали участниками Царства Божьего.

«О благостоянии всех Божьих церквей» — "Вы соль земли, вы свет миру", — говорит Христос своим ученикам, и это значит, что Церковь оставлена в этом мире для свидетельства о Христе и о Его Царстве и что ей завещано Его дело. "Но если соль потеряет свою силу, чем сделаешь ее соленой" (Мф.5,13). Если христиане забывают о служении, на которое, от первого до последнего, все они поставлены, то кто будет благовествовать миру Царство Божие и вводить людей в новую жизнь? Молитва о благостоянии  — это молитва о верности и твердости христиан, о том, чтобы Церковь, рассеянная по всему миру, в каждом месте была верной себе, своей сущности, своему назначению  —  быть "солью земли и светом миру".

«О соединении всех». Единство всех в Боге составляет последнюю цель творения и спасения. Христос пришел, чтобы "рассеянных детей Божьих собрать воедино" (Ин.11,52). Об этом единстве молится Церковь, о преодолении всех разделений, об исполнении молитвы Христовой — "чтобы были они в полном единстве" (Ин.17,23).

«О храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него»: вот условия нашего подлинного участия в молитве и Таинстве, и каждый, входящий в храм, должен испытать себя: есть ли в его сердце живая вера и благоговение к присутствию Божьему, тот спасительный "страх Божий", который мы так часто теряем, "привыкая" к Церкви и к богослужению.

О епископе, клире, народе — о Церкви, к которой мы принадлежим и которая в единстве всех служений: епископа, пресвитеров, дьяконов и народа Божьего являет и исполняет собою — здесь, в этом месте — Тело Христово.

О стране, о городе, о властях, обо всех людях, о благоприятной погоде, об изобилии плодов земных, о плавающих, путешествующих, страждущих, больных, заключенных... Молитва распространяется и охватывает собою весь мир, всю природу, всё человечество, всю жизнь. Церкви дана власть и сила возносить эту вселенскую молитву, ходатайствовать перед Богом обо всём Его творении. Как часто мы сужаем свою веру и религиозную жизнь до себя, до своих нужд, забот и потребностей, и забываем назначение Церкви всегда и всюду возносить "моления, прошения и благодарения за всех людей..." И, приходя на литургию, нам нужно снова и снова учиться жить в ритме церковной молитвы, себя и свое сознание расширять до полноты Церкви...

И, наконец, помянув всех святых, то есть всю Церковь во главе с Божьей Матерью, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь предаем Христу Богу. Не только для защиты, помощи, успеха. "О горнем помышляйте, не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол.3,2-4). Мы отдаем нашу жизнь Христу, потому что Он — наша жизнь, потому что в крещальной купели мы умерли для одной лишь "естественной жизни", и наша подлинная жизнь сокрыта в таинственном росте Царства Божия.

IV

За великой ектеньей следуют три антифона и три молитвы, надписанные в служебнике как "молитва первого антифона", второго и т.д. О трех молитвах,  которыми предстоятель как бы "возносит" антифоны  —  эти песни хвалы и благодарения Богу,  —  следует сказать несколько слов.

В современной практике чтение почти всех молитв, возносимых предстоятелем, стало «тайным», "про себя", так что собрание слышит только завершительное славословие, обычно в виде придаточного предложения — "яко Ты еси...", —  называемого возгласом. Практика это сравнительно поздняя. Первоначально все молитвы литургии читались вслух, ибо в своем прямом смысле и по своему содержанию это молитвы всего собрания, молитвы самой Церкви. Но, утвердившись в богослужении, эта практика привела к умножению так называемых малых ектений, состоящих из первого и двух последних прошений великой ектеньи. И теперь эти малые ектеньи возглашаются дьяконом, пока предстоятель «тайно» читает молитвы. Когда же служба совершается без дьякона, то священник должен и произнести ектенью, и прочитать молитву. А это привело к тому, что молитву стали читать во время пения антифона. Таким образом, практика эта, помимо того, что она привела к частому и монотонному повторению малой ектеньи, нарушила единство "собрания Церкви", отделила его как раз от тех "общих и согласных молитв", в которых единство это выражается.

В "молитве первого антифона" предстоятель исповедует веру Церкви в то, что власть Божия невыразима (несказанна), что слава Его безмерна, милость непостижима и человеколюбие неизреченно. Все эти слова, в греческом тексте молитвы начинающиеся с отрицательной частицы, выражают христианский опыт абсолютной трансцендентности Бога — несоизмеримости его с нашими словами, понятиями и определениями, апофатической основы христианской веры, христианского знания Бога. Неизреченность эту всегда с особой силой ощущали святые.

Но Бог сам захотел явить Себя, и, одновременно с исповеданием Его неизреченности, Церковь просит Его "призреть на этот храм и на это собрание". И Бог не только явил Себя людям, но и соединил их с Собою, сделал их Своими. Эту принадлежность Церкви Богу и исповедует "молитва второго антифона" — "спаси людей Твоих, благослови достояние Твое, сохрани полноту Твоей Церкви, освяти любящих благолепие Твоего дома"  —  ибо в Церкви явлена Его власть, царство, сила и слава...

И, наконец, по свидетельству "молитвы третьего антифона", этому новому, соединенному с Богом человечеству даровано знание Истины в этом веке, и Истина дарует жизнь вечную  —  "подая нам и в настоящем веке познание Твоея Истины, и в будущем живот вечный даруя..."

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»