=рассылка *Христианское просвещение*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

Тема выпуска:
Христианство в V веке

Предыдущие выпуски по теме: I век II векIII векIV век


Составлено по материалам:
1) А.Амман. ПУТЬ ОТЦОВ. V век
2) Таблица-конспект "Гипертекстовая история Христианства"
3) Глава "На рубеже эпох" в кн. "История религии. Учебник", составленной по трудам свящ. Александра Меня 
4) Ги Бедуелл. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ. Глава 4. Церковь и вызов варварского мира
5) Подробная хронологическая таблица, сост. свящ. Яковом Кротовым

V век - люди и события

(Сократ Схоластик и его "HISTORIA ECCLESIASTICA")
(Ипатия Александрийская, †415)
(свт. Иннокентий I, папа Римский, †417) (Синезий Александрийский, †417)
(Павла)

* Блаж. Иероним Стридонский (†420) - монах-эрудит, знаток античной и христианской письменности. Ок. 370 г. путешествует по Востоку, изучая богословие и еврейский язык. С 381 по 384 - советник папы Дамасия. С 386 г. живет отшельником близ Вифлеема, переводит на латинский язык Библию (405) и пишет ряд богословских трудов, из которых наиболее известен "О знаменитых мужах".

* Пелагий (†420) - богослов, родом из Британии, прославился строгой и нравственной жизнью. Ок. 400 г. приехал в Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность первородного греха и т.д. Будучи осужден как еретик (в 416 и 418 гг., Карфагенский собор), уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский также сводили христианство к морализму.

(Феодор Мопсуестский, ок.350-428)

* Блаженный Августин (†430) - крупнейший богослов Зап. Церкви (в католической традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провел в секте манихеев. В 387 г. под влиянием свт. Амвросия Медиоланского стал христианином. С 391 г. - пресвитер, а с 395 - еп. Гиппона (Сев. Африка). Автор знаменитой "Исповеди". В процессе борьбы с расколом донатистов и ересью Пелагия сформулировал доктрины первородного греха, благодати и предопределения. Под впечатлением падения Рима (410) создает свой главный труд "О граде Божием" (428) - христианскую философию истории.

(св. Иоанн Кассиан Римлянин, ок.360-ок.435)
(прп. Викентий Леринский, †ок.450)
(свт.Феодорит Киррский; ок.393-ок.466)

* * *

С V в. начинается эпоха христологических ересей (о Лице Иисуса Христа).

Несторианство - христологическая ересь, названная по имени Нестория, Константинопольского патриарха в 428-431, воспитанника Антиохийской школы.

В речи по случаю вступлениря на кафедру Несторий обратился к императору со словами: "Дай мне землю, очищенную от ересей, а я за то дам тебе небо. Помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов". Вскоре (30 мая 428) император издает Указ против еретиков, которым предусматривалась разная степень преследования различных движений: ариане, македониане, аполлинаристы лишались права иметь церкви в городах; новациане, саббатиане (четыредесятники) лишались права ремонтировать храмы. Все еретики лишались права состоять на государственной службе, права дарения и наследования, прозелитизма из свободных и рабов.

Он учил, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, т.к. Она была человеком, а Богу от человека родиться невозможно. Однако такое именование было уже достаточно популярным в народе. Спор о Богородице положил начало более обширной полемике, коснувшейся различных догматических положений.

Именование Девы Марии Богородицей получило поддержку со стороны традиционных соперников Антиохийской школы - александрийских богословов, и прежде всего свт. Кирилла, еп. Александрии (†444). Горячо отстаивая положения православного учения, Кирилл, известный своей бескомпромиссностью, порой проявлял нетерпимость, и даже агрессивность, к мнению оппонентов. Не лишенный честолюбия, он желал усилить влияние александрийской кафедры за счет Византии.

Свт. Кирилл - знаток Платона и греческой философии, его творения являются вершиной Александрийского богословия. Однако его понятия были не вполне четкими. Он, например, не различал термины "природа" и "ипостась" и допускал выражения типа "единая природа Бога-Слова воплотившегося". Эту буквально понятую "единую природу" Христа и начал обосновывать его горячий сторонник архимандрит Евтихий в своей борьбе против несториан. Таким образом Евтихий впал в противоположную крайность - монофизитство (христологическая ересь, утверждающая, что хотя Богочеловек рождается из двух природ, но в акте их соединения Божественная природа поглощает человеческую, и потому Христос уже не единосущен нам по человечеству).

Выпустив ряд открытых писем против Нестория, Кирилл заручился поддержкой папы Целестина, и император Феодосий вынужден был прислушаться к их совместным заявлениям. В 431 году в Эфесе в храме Богоматери был созван Собор, получивший название III Вселенского (см. о соборе). (В императорской грамоте об открытия собора заранее предопределялся его исход: надо "извергнуть из св. Церкви ревнующих о богохульстве нечестивого Нестория или благоприятствующих ему".)

Антиохийское духовенство во главе с еп. Иоанном желало оправдать Нестория, но антиохийцы не успели приехать на Собор вовремя. Кирилл поспешил открыть соборные заседания без восточных епископов. Будучи не особенно разборчивым в выборе средств, Кирилл сделал всё, чтобы его линия восторжествовала. Несторий был низложен. В Константинополе Иоанн, епископ Антиохийский, подал апелляцию императору, жалуясь на незаконность действий Кирилла и его партии. В итоге Иоанн созвал свой, альтернативный собор, получивший название "соборика". Началось страшное смятение.

Спор должен был решить император. Но Пульхерия (сестра императора Феодосия II, фактически правившая государством) приняла сторону Кирилла. Население города также было на его стороне - и в результате смещение Нестория с кафедры было подтверждено. Но восточно-сирийские провинции продолжали держаться учения Нестория и создали свои самостоятельные общины. Это явилось первым толчком к разделению внутри восточного христианства.

Спасаясь от преследований, противники свт. Кирилла эмигрировали во враждебную Византии Персию (т.н.халдейские христиане) и на Соборе 499 г. отделились от Константинопольской Церкви, образовав собственный патриархат с резиденцией в городе Селевкия-Ктесифон (совр. Багдад).

Учение Нестория было признано еретическим. Сегодня ученые спорят о том, насколько оно было таковым на самом деле. Расхождения между спорящими сторонами явились результатом неточной терминологии, да и сами споры в большой мере были вызваны церковно-политическими причинами. Во всяком случае, в последние века отношение к Несторию изменилось и он получил признание как честный и искренний христианский мыслитель, пусть в чем-то и ошибавшийся.

* Свт. Лев I Великий (†461) - папа Римский с 440 г. Боролся с пелагианами на Западе и с монофизитами на Востоке. Настоял на созыве Халкидонского Собора (451), который руководствовался его знаменитым христологическим посланием к свт. Флавиану. В 452 г, спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г, выкупил свою паству при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской власти.

II Эфесский "разбойничий" Собор (449) под председательством еп. Диоскора (преемника свт. Кирилла Александрийского) силовым способом утвердил на Востоке монофизитскую ересь. Папа Лев Великий назвал этот собор "разбойничьей сходкой" и настоял на созыве нового Всел. Собора в Халкидоне, который осудил как несторианство, так и монофизитство.

IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (монофизитство). 630 епископов Собора утвердили богословскую формулу, отражавшую единство во Христе Бога и человека, согласно которой две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Именно на Соборе была утверждена та форма Символа веры (т.н. Никео-Константинопольский Символ веры), которую и по сей день исповедует православная Церковь.

Решения Собора вызвали продолжительную "монофизитскую смуту". Монофизиты и соблазнившиеся монахи захватили Александрию, Антиохию и Иерусалим, изгнав оттуда епископов-халкидонитов. Назревала религиозная война. Чтобы предотвратить ее, имп. Зенон в 482 г. издал т.н. Энотикон (Генотикон) - компромиссное соглашение с монофизитской иерархией на дохалкидонской основе. Папа Феликс II обвинил Константинополь в отступничестве от Халкидона. В ответ Константинопольский патриарх Акакий (471-488) отлучил папу. Так образовалась "Акакиевская схизма" - 35-летний разрыв между Востоком и Западом.

Халкидонский Собор имел и печальные последствия для единства христианского мира. После отделения восточно-сирийской, "несторианской" Церкви, решения Халкидонского Собора не были приняты армянской, сирийской (яковитской), египетской (коптской), эфиопской и индийской церквами. Эти церкви получили название "нехалкидонских". Часть из них осталась влиятельной по сей день, а от некоторых сохранились только немногочисленные общины. Византийская же и римская церкви, принявшие решение Халкидонского Собора, называли себя православными, подчеркивая приверженность древнему правому (правильному) апостольскому учению.

На православном Востоке в результате интерпретации канонов Собора возникла теория "Пентархии", согласно которой вселенскость обеспечивается согласием пяти вселенских патриархатов (Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского). 28 канон собора уравнивал в правах Константинополь и Рим; однако канон этот был принят в отсутствие легатов - представителей Папы Римского, и Римом признан не был.

* * *

Христианских авторов V века от золотого века патристики (IV век) отделяет пропасть: великие люди ушли, смены им нет; миновало время расцвета богословия. Внимание Церкви отныне всё больше захвачено политическими событиями, положившими конец владычеству Рима. Иероним и Августин были бессильными свидетелями разграбления Рима Аларихом в 410 г. Волна германских нашествий захлестнула западную Церковь. Варвары оставили за собой Рейн и устремились вглубь былой империи, захватывая и покоряя всё новые земли. В 486 г. последние области Галлии отошли франкам.

Роль императора Запада была ничтожна (его резиденцией была Равенна). Империя разваливалась, и на обломках ее возвысился Римский епископат. В Риме, словно царь, правил папа Лев Первый.

Восточной империи пока удавалось защищаться от внешних врагов, избежав за счет Италии нашествия вестготов Алариха и остготов Теодориха. Такая политика позволила ей просуществовать до 1453 г. Восточная церковь целиком подпала под власть базилевса (вост. императора).

На протяжении V века обе части былой империи политически обособились до враждебности. Нарушенное единство было уже невозможно восстановить, разве что на словах, и то ненадолго. Обе половины Церкви пошли каждая своим путем. Столетием раньше свт. Афанасий приобщал Трирскую церковь сокровищам восточного благочестия, свт. Иларий Пиктавийский ездил на Восток, дабы напитаться греческим богословием, и преуспел в этом. Увы, времена плодотворного общения безвозвратно миновали. В IV веке латинская культура еще питалась от древа культуры эллинской, римская аристократия знала греческий язык. Крупный имперский чиновник, ставший епископом Миланским, Амвросий распространял и внедрял богословскую мысль восточных Отцов, осваивая ее в подлиннике. Августин уже знал греческий плохо, а Лев Великий не знал его вовсе. Латинская ветвь окончательно отделилась от древа.

С помощью августинианства латинский Запад обрел богословскую самостоятельность. Великие споры по основам вероучения отошли в прошлое. Халкидонский собор казался далеким восточным происшествием, до которого Западу нет никакого дела, ведь здесь собственные проблемы, аскетические и миссионерские. Германское нашествие заставило здешнюю Церковь обратить особое внимание на дело евангельской проповеди: предстояло обращать завоевателей-варваров.

Богословская мысль на Западе и на Востоке производит довольно убогое впечатление; ни один из сочинителей V века даже близко не подошел к уровню каппадокийцев. Отцы V века - последние христ. писатели, кого называют "Отцами Церкви"  - скорее затверживали, нежели творили. Не явилось ни одного самобытного богослова, все черпали из накоплений "золотого века".

(Феликс II, папа Римский, †492) (Патрик Ирландский, †493 +)

* * *

Ок. 496 г. строитель государства франков Хлодвиг I Меровинг (481-511), победив вестготов и алеманнов, первым из варварских королей принял крещение по католическому обряду. (Решающее влияние на сделанный Хлодвигом выбор, наряду с разнообразными соображениями политического и военного характера, оказал его брак с бургундской принцессой-католичкой Клотильдой.) "Новый Константин" - так называл Хлодвига св. Григорий Турский - стал в глазах галло-римлян защитником Церкви и продолжателем латинских традиций. В отличие от своих соседей, которые все были арианами, он стал править, опираясь на католический епископат. Это привело франкское государство к значительному политическому могуществу и позволило ему впоследствии стать империей.

* Прп. Женевьева Парижская (†ок.500) - из знатной галло-римской семьи. В 14 лет приняла монашество. По преданию, в 451 г. по ее молитвам Париж был спасен от нашествия Аттилы. В 488 г. во время осады Парижа Хлодвигом, прошла через вражеский стан и привела в голодающий город 12 судов с хлебом. Париж всё же капитулировал перед франками, но Хлодвиг склонился перед святой. Вскоре прп. Женевьева стала опорой его жены христианки Клотильды и содействовала обращению короля.

(САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА)
(Св. Мартин Турский)

 

Хронология:
    www.krotov.info/spravki/help/chron/05.htm (с литературой и ссылками);
    www.hronos.km.ru/0400.html (с картами)

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»