=рассылка *Христианское просвещение*=

С праздником Святого Духа!

Тема выпуска:
"Назидайте себя песнопениями духовными"

Автор: Дитрих Бонхоффер
Опубликовано: Жизнь в христианском общении
messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho2.htm#np

 

> 2. День в христианском общении

> "Тебе - наша утренняя песнь хвалы,
Тебе - мы возносим нашу вечернюю молитву,
Твоей славе поклоняемся мы
Всегда и во веки веков".

                     Амвросий.

<.....>

> Новая песнь

> Вслед за молитвой с произнесением псалмов и чтением Св. Писания должно следовать пение гимна. Гимн - это голос Церкви, восхваляющий Бога, благодарящий Его и молящийся Ему.

> "Пойте Господу новую песнь" - призывает нас псалмопевец снова и снова. Каждое утро в семейном кругу поется новый гимн - гимн Христа. Этот гимн поется всей Божьей Церковью на земле и на небесах, призывая нас к единению. Бог уготовил Себе одну великую песнь хвалы на всю вечность, и тот, кто вступает в Божье сообщество, присоединяется к поющим эту песнь. Это - та песнь, которую "все утренние звезды пели вместе и радовались ангелы" (Иов 38:7, совр. перевод). Это победная песнь детей Израиля после перехода Красного моря, Величание Девы Марии после благовещения, песнь Павла и Силы вечером, в тюрьме, песнь поющих на стеклянном море после спасения, "песнь Моисея, раба Божия, песнь Агнца" (Откр.15:3). Это новая песнь небесного братства.

> Утром каждого нового дня Церковь на земле возносит Богу эту песнь, и заканчивает день пением этого гимна вечером. Это песнь хвалы триединому Богу и его делам. Эта песнь имеет различное звучание на земле и на небесах. На земле это песнь верующих, на небесах это песнь тех, кто видит Его. На земле эта песнь выражается ненадежными человеческими категориями. На небесах это "неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12:4), это "новая песнь", которой "никто не мог научиться... кроме сих ста сорока тысяч" (Окр.14:3), песнь под звуки "гуслей Божиих" (Откр.15:2).

> Что мы знаем об этой новой песни и гуслях Божьих? Наша новая песнь - это земная песнь, песнь земных странников и путников, которым Слово Божие освещает путь. Наша земная песнь связана со Словом, которой Бог явил в Иисусе Христе. Это бесхитростная песнь земных детей, которые призваны быть Божьими чадами; это <...> достойная песнь благодарности и почитания, постоянно обращенная к Слову, явленному Богом. "Пойте и воспевайте в сердцах ваших Господу" (Еф.5:19). Новая песнь сначала поется в сердце. Иначе ее вообще невозможно спеть. Сердце поет, потому что оно переполнено Христом. Вот почему любое пение в церкви - это духовное исполнение. Подчинение Слову, единение в общине, великая смиренность и дисциплина - таковы непременные условия совместного пения. Если сердце не поет, то звучит не музыка, а ужасная мешанина человеческого самовосхваления. Если пение не для Господа, то это - почитание самого себя или музыки, и тогда новая песнь превращается в гимн поклонения идолам.

> "Назидайте самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными" (Еф.5:19). Наша песнь на земле есть речь. Это поется Слово. Почему христиане поют, когда они собираются вместе? Причина проста. Когда они поют вместе, они могут произносить одно и то же Слово одновременно. Говоря другими словами, они объединяются в Слове. При пении гимна все внимание, вся молитва должна быть сосредоточена на Слове. Тот факт, что мы не проговариваем гимн, а поем, говорит о том, что слова речи не могут передать всё, что мы хотим выразить, что содержание нашей песни недоступно человеческим словам. Однако мы не просто напеваем мелодию. Мы поем слова хвалы Богу, слова благодарения, исповедания и молитвы. Музыка полностью подчинена Слову. Она разъясняет Слово в его таинстве.

> Поскольку пение гимна целиком связано со Словом, совместное пение верующих, особенно в семейном кругу - это пение в унисон. Слова и музыка сливаются в необычайной гармонии.

> Возвышенный тон пения в унисон держится только на словах гимна, ему не требуется музыкальное сопровождение других голосов. "Давайте петь единым голосом сегодня, единодушно вознося Богу хвалу и молитву" - так пели Богемские Братья. "Единодушно, едиными устами славьте Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим.15:6). Чистота пения в унисон, неприукрашенная музыкальными приемами; ясность, незатуманенная попытками придать музыке самостоятельность, отделив ее от слов; простота и скромность, человечность и теплота  - всё это должно быть присуще совместному пению верующих. Справедливости ради надо сказать, что красота такого пения открывается для нашего утонченного слуха постепенно, благодаря терпеливой практике. Принимает ли община такое пение или нет, зависит от ее духовной интуиции. Это пение Слова Господу, исходящее из сердца; это пение в единстве. <...> В пении на богослужении нельзя допускать приукрашивание и дурной вкус. <.....> Есть и другие, менее опасные "враги" совместного пения: "немузыкальные" люди, которые не умеют петь (кстати, их гораздо меньше, чем нас хотят уверить), а также прихожане, которые не в настроении, не участвуют в пении, нарушая тем самым гармоничное общение верующих.

> При всей своей трудности пение в унисон является скорее духовным, чем музыкальным делом. Пение в унисон может звучать только там, где каждый верующий в группе расположен к совместному поклонению и к дисциплине. И хотя такое пение может быть не очень музыкальным, оно приносит нам особую, только с ним связанную радость.

> <.....> Христианская семья, собираясь вместе, должна стараться петь как можно больше гимнов по памяти. <...>

> Пение в семье должно звучать не только на молитвенных собраниях, но и в определенное время дня или недели. Чем больше мы поем, тем больше получаем радости от пения. Но главное, чем больше любви, дисциплины и радости мы будем вкладывать в наше пение, тем богаче будут благословения для всей жизни христианской общины (группы), получаемые от совместного пения.

> В совместном пении звучит голос церкви. <Поёте> не вы, а Церковь, а вы как член Церкви можете принять участие в ее пении. Совместно пение, проводимое правильно, должно расширять наш духовный горизонт, помогать нам ощущать себя и свою небольшую группу верующих частью великой Христианской Церкви на земле, производить в нас удовольствие и готовность присоединяться со своим пением (каким бы оно ни было  - хорошим или слабым) к пению Церкви.

 

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»