=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Библия: 1-е послание Петра

Автор: Валентина Николаевна Кузнецова (?)
Опубликовано: Письмо Евреям. Письма Иакова, Петра, Иуды // М., 2001

ПЕРВОЕ ПИСЬМО ПЕТРА

1 Письмо Петра относится к числу так называемых Соборных посланий и в Новом Завете следует за Письмом Иакова. Даже те, кто никогда не читал Библию и имеет слабое представление о христианстве, знают имя Петра, одного из двенадцати апостолов, призванных Христом, того, кого народная традиция изображает стражем небесных врат. Из всех Соборных посланий это письмо, наряду с 1 Письмом Иоанна, было и продолжает оставаться наиболее авторитетным. И это объясняется как самой личностью автора, так и важностью его содержания.

Если о большинстве апостолов мы располагаем лишь отрывочными сведениями, то об этом человеке нам известно довольно много, хотя, конечно, далеко не всё. Так как в Евангелиях Петр, как правило, говорит от имени остальных апостолов, можно сделать вывод, что он был старшим, вероятно, и по возрасту, и по авторитету. На самом деле его звали не Петр, а Симон: это краткая форма распространенного еврейского имени Симеон. Иисус дал ему прозвище, которое на арамейском звучит как Кефа, что значит "камень, валун; скала". Затем оно было переведено на греческий - "Петрос", В русском языке в этом слове произошли изменения: "е" постепенно заменилось на "ё", отпало окончание именительного падежа "-ос", и оно стало произноситься как Пётр. Правда, еще никто не смог убедительно ответить на вопрос, почему Иисус дал Своему ученику такое прозвище. Вряд ли оно означает, что у Петра был твердый и решительный, непреклонный характер. "Мы видим его человеком темпераментным и восторженным, немного суетливым, склонным к быстрой перемене чувств. Он энергичен, порывист, но черт природного вождя в нём мало. Это мягкая, добрая, уступчивая натура..." {А. Мень. Первые апостолы, М., 1998. С. 20.} Все помнят, как он обещал умереть за Иисуса, но затем трижды отрекся, причем не под пытками, а испугавшись всего-навсего служанки первосвященника. Иисус, назвав его "Скалой", имел в виду, вероятно, не черты его характера, но его будущую роль камня в фундаменте Церкви.

О жизни Симона до встречи с Иисусом известно крайне мало. Отца его звали в разных рукописях по-разному - Ионой или Иоанном. Петр был родом из Вифсаиды, городка, расположенного на северо-восточном берегу Галилейского моря (Ин 1.44), но жил в Капернауме, там же, где жила его теща, исцеленная Иисусом от горячки, а также младший брат Андрей. Петр был женат, апостол Павел сообщает о нём, что он путешествовал со своей женой. В этом письме Петр передает привет от своего сына Марка, но традиционно считается, что речь идет о его спутнике и помощнике, а не о родном сыне. Как и большинство жителей Капернаума и других поселков в окрестностях Галилейского моря, он был рыбаком.

После вознесения Господа Иисуса Петр занял одно из ведущих мест в иерусалимской Церкви. Первые 12 глав Деяний апостолов почти полностью посвящены рассказу о его деятельности. Петр исполнял то, для чего был избран Иисусом: он свидетельствовал о Нём, возвещал скорое наступление Царства Божьего, а также исцелял болезни и недуги. Его слава была так велика, что люди клали больных на обочинах улиц в надежде, что их коснется хотя бы тень проходящего мимо Петра. Причем Петр проповедовал имя Иисуса Христа не только среди евреев, но именно он одобрил миссионерскую деятельность среди самаритян, а затем крестил римского офицера Корнелия вместе с его семейством, не требуя от них полного соблюдения Закона Моисея.

После ареста и чудесного освобождения Петр был вынужден покинуть Иерусалим. Вероятно, он скрывался в Малой Азии, потому что в Письме галатам апостол Павел упоминает о своих разногласиях с ним в Антиохии, но мы снова встречаем его в Иерусалиме во время так называемого иерусалимского собора (примерно 49 год), где он решительно встал на сторону Павла и Варнавы. После этого имя Петра появится еще в одном из писем Павла (1Кор 1.12; 9.5), а дальше, к сожалению, мы не знаем о нём ничего достоверного.

Христианская традиция единогласно сообщает о его пребывании в Риме. Об этом говорят Папий, Климент Александрийский и другие ранние авторы, а также свидетельствует и само письмо - в конце его автор передает приветы от христиан Вавилона, ведь в I веке христиане так называли столицу империи. Но неизвестно, почему Петр оказался в Риме и сколько времени он там пробыл. Иногда его называют основателем римской Церкви, что вряд ли соответствует истине, так как христианская община возникла там довольно рано, о чём свидетельствует Письмо римлянам апостола Павла. С именем Петра связано также Евангелие от Марка, в основу которого легли его воспоминания. Согласно преданию, в Риме завершился жизненный путь апостола, претерпевшего мученическую кончину во время гонений императора Нерона (64 год).

Итак, традиционно считается, что 1 Письмо Петра было написано незадолго до начала гонений, ведь одна из главных тем письма - это отношение христиан к страданиям. Вероятно, апостол пророчески предвидит, какие тяжкие испытания им предстоят, и хочет вдохнуть в них мужество.

Письмо было известно Церкви, начиная с самых древних времен. Так, оно было процитировано уже Поликарпом Смирнским († 155 г.). Евсевий Кесарийский утверждает, что Папий, писания которого до нас не дошли, но которые были ему известны, тоже цитировал Петра. Ириней Лионский прямо указал на апостола Петра как на автора этого письма. Правда, оно не приводится в Мураториевом каноне, но это может объясняться плохой сохранностью текста канона. Итак, в древности его авторство, вероятно, не подвергалось сомнению, хотя надо отметить, что в канон сирийской Церкви оно вошло очень поздно, лишь в IV веке.

Положение изменилось в новые времена, когда ряд новозаветных экзегетов стал отрицать авторство Петра. По их мнению, греческий язык, на котором написано письмо, с его отточенным и изящным стилем, говорит о том, что оно не могло быть написано простым галилейским рыбаком, который в Деяниях апостолов назван "человеком неученым" (4.13). Тем более, что Евсевий в "Церковной истории" приводит слова Папия о том, что Марк был переводчиком Петра, значит он недостаточно хорошо владел греческим языком, а следовательно, и не смог бы написать такое письмо.

Во-вторых, они находят в письме влияние идей апостола Павла и считают, что оно должно было выйти из кругов, близких к апостолу язычников. В письме есть не только схожие богословские идеи, но и много характерных для Павла слов и выражений. Нельзя не отметить особое сходство между этим письмом и Письмом эфесянам (ср. например, 1Петр 1.3,13,20; 3.22 и соответственно Еф 1.3; 6.14; 1.4,20-21, а также наставления рабам, мужьям и женам в обоих письмах). По мнению многих ученых, взгляды этих великих апостолов должны были иметь значительные расхождения. О том, что Павел однажды подверг Петра критике, свидетельствует его Письмо галатам (2.11-14). Кроме того, в более позднее время получили широкое хождение письма Климента, из которых ему принадлежит только первое, все же остальные являются подделками и поэтому получили в научной литературе название "Псевдоклементин". В этих произведениях главным героем выступает Петр, который сражается с Симоном Магом, но на самом деле под личиной этого отрицательного персонажа легко угадывается Павел.

Получателями письма названы христиане малоазийских провинций Галатии, Каппадокии, Азии, Понта и Вифинии, что тоже наводит на некоторые размышления, потому что в этих местах протекала миссионерская деятельность апостола Павла. Он сам свидетельствует о том, что между ним и столпами иерусалимской Церкви была достигнута договоренность о распределении обязанностей: "Признав, что мне дан дар апостольства, Иаков, Кифа и Иоанн, эти столпы, протянули мне и Варнаве руку в знак того, что мы делаем общее дело, и согласились, что мы пойдем к язычникам, а они к евреям" (Гал 2.9). Вероятно, таким же было решение и иерусалимского собора, который подтвердил полномочия Павла и не стал требовать от него никаких изменений в его проповеди (Деян 15). Почему же Петр пишет тем церквам, которых он не основывал?

В письме Петра очень много говорится о страданиях, которые испытывают христиане, что, по мнению критически настроенных экзегетов, должно указывать на более позднее время возникновения письма, когда на христиан обрушились гонения во всех частях империи. Гонения же 64 года, хотя и были невероятно жестокими, ограничивались Римом и продолжались сравнительно недолго. Поэтому некоторые билеисты относят дату написания письма к более позднему времени - к гонениям при Домициане (95 год) или Траяне (112 год).

Указывается также и на то, что в этом письме Петр почти ничего не говорит о земной жизни Иисуса, не приводит образцов Его учения, несмотря на то, что он был спутником Господа с самого начала Его земного служения и до смерти.

Не все эти возражения равнозначны. Так, довод против авторства, основанный на отсутствии цитат из учения Иисуса, весьма слаб: цитат нет ни в письмах апостола Иоанна, ни у Иакова, очень мало их у Павла. В те времена главным был дух, а не буква. А то, что письмо проникнуто духом Христа, этого никто не сможет отрицать.

Так же несостоятелен и довод, касающийся преследований. Как мы знаем, Павел не дожил до массовых гонений конца I – начала II веков, но и в его письмах тема страданий является одной из ключевых. Хотя в середине I века действительно еще не было гонений со стороны государства, но с самого начала последователи Христа подвергались притеснениям со стороны соседей, даже родных и близких. Из Деяний апостолов мы знаем, как враги христиан науськивали против них местные власти и городскую чернь именно в Малой Азии (13.50; 14.1-7,19-20). Эта тема была общей и для других книг Нового Завета: о гонениях пишут и евангелисты, и Иаков, и автор Письма евреям. В 1-ой главе письма говорится, что его читателям приходится горевать "от разных испытаний", но не сообщается ничего определенного о том, что это были за испытания. То, что гонителями стали бывшие друзья и соседи, подтверждают, например, слова из 4.3-4. Кроме того, Петр, говоря о государственной власти (2.13-17), утверждает, что правителей "посылают карать преступников и награждать тех, кто делает добро" (ср. также Рим 13), а также призывает чтить императора. Хотя христиане действительно всегда должны проявлять максимальную лояльность по отношению к государству, всё же невозможно себе представить, чтобы такие похвальные слова были произнесены в адрес гонителей и палачей. Ведь в Откровении, произведении конца I века, когда вспыхнули гонения на государственном уровне, Римская империя изображена в виде шлюхи, сидящей на звере и упившейся кровью мучеников. Все эти соображения позволяют отнести письмо к 62-64 годам I века.

Было бы также ошибкой преувеличивать влияние богословия апостола Павла, которое якобы ощущается в этом письме. Во-первых, богословия здесь вообще немного, потому что письмо посвящено скорее практическим наставлениям, чем изложению теоретических установок. Кроме того, надо сказать, что на возникновение в умах многих библеистов "научного мифа" о несовместимости взглядов двух великих апостолов повлиял не Новый Завет, где ни о какой вражде нет речи, а всё те же Псевдоклементины. Следовательно, взгляды двух апостолов могли быть достаточно близкими. Кроме того, если верить преданию о том, что они в течение года или двух вместе трудились в Риме, то их взаимопонимание могло еще возрасти, причем Петр мог оказаться под влиянием Павла, который, несомненно, был более сильной личностью и более оригинальным мыслителем. В конце письма упомянуты Марк и Сильван. Традиция утверждает, что эти люди были многолетними сотрудниками Павла, и общение с ними тоже могло повлиять на взгляды Петра.

Вполне возможно, что Сильван принимал участие в составлении или редактировании письма, что в таком случае объясняет хороший греческий язык и прекрасный стиль. Хотя большинство ученых указывает на то, что выражение "написать письмо с помощью кого-то" означало, что этот человек должен был доставить письмо адресатам, нельзя исключить и его возможную помощь в написании самого текста.

Наиболее серьезной и до сих пор не получившей удовлетворительного решения проблемой остаются адресаты. Почему Петр пишет христианам Малой Азии, где трудился апостол Павел? Одни объясняют это тем, что Петр писал не язычникам, а евреям малоазийской диаспоры. Евсевий, например, сообщает, что апостол проповедовал евреям Малой Азии, а затем, в конце жизни, прибыл в Рим. Но из письма явствует, что оно адресовано не евреям, а новообращенным язычникам. Ведь только о язычниках можно было сказать, что некогда они не знали Бога, жили во тьме, вели непотребную жизнь с похотью и попойками, с омерзительным поклонением языческим богам (1.14; 2.9-10; 4.3-4). Даже тот факт, что автор называет себя Петром, а не Симоном или Кефой, говорит о том, что он обращается к грекоговорящим язычникам. Недаром в научном мире существует предположение, что письмо представляет собой крещальную проповедь.

Другие же ученые выдвигают гипотезу, что ко времени написания письма апостол Павел уже погиб и его смерть стала причиной того, что Петр взял под свою опеку основанные Павлом церкви. Но в таком случае невозможно представить, чтобы он ни словом не упомянул о мученичестве апостола язычников. Кроме того, мы не знаем, когда умер Павел. Согласно одному преданию, апостолы Петр и Павел погибли в одно и то же время. Об этом говорит Тертуллиан и Евсевий, который ссылается на свидетельство Дионисия Коринфского (ум. 170 г.): "они оба учили в Италии в одном месте и были казнены в одно и то же время". Но существует и другое предание, и согласно ему Павел на несколько лет пережил Петра, так как после первого суда был освобожден, затем проповедовал в Испании, был вторично арестован и погиб около 68 года.

Как уже говорилось выше, тема страданий занимает в письме одно из главных мест. И всё же письмо не печальное и не мрачное, а излучает свет, недаром многие справедливо называют его письмом о христианской надежде. Его задача – ободрить своих читателей, вдохнуть в них мужество, помочь возрастанию их веры. Если поставить себе целью сформулировать содержание письма в одном коротком предложении, то оно прозвучит так: "как достигнуть святости во враждебном окружении, среди неверующих". Для Петра святость есть подражание Богу и Его Сыну Иисусу Христу, терпение и неукоснительное соблюдение правил нравственности, что выражено в добром и любовном отношении не только к братьям, но и ко всем людям, включая врагов. Это и воздержание от пороков, которые были присущи прежней жизни христиан, но Петр нигде не призывает к отделению от мира, к созданию некоего христианского заповедника. Нет, христиане остаются в мире и их цель - освятить весь мир, привести людей к Христу не словами, но чистотой своей жизни, кротостью, терпением и любовью. Святость их должна проявляться во всём: в отношении к обществу, в котором они живут, к государству, во взаимоотношениях в семье, между рабами и господами. Притеснения, которым они постоянно подвергаются, должны порождать не озлобление и желание мести, а радость, потому что страдания - это испытание их веры, подражание страданиям самого Христа и доказательство скорого наступления Нового Века. Петр предупреждает своих читателей, чтобы они не попались в ловушку дьявола и не сочли, что их приближают к Богу всякие страдания, в том числе и заслуженные, например, за воровство или недобросовестное поведение.

Он предостерегает старейшин, руководящих церквами, от заносчивости, от желания главенствовать, ведь Суд Божий начнется с домочадцев Божьего дома и суровее всего будет к христианам, особенно же к тем, кто их пасет и направляет. Вот почему старейшины должны всегда об этом помнить и не противопоставлять себя своим братьям, для которых они являются пастырями.

Петр, будучи "камнем Церкви", не превозносится своим апостольским статусом, не ставит себя на недосягаемую высоту, но всех христиан называет "живыми камнями", из которых созидается духовный храм Бога, в котором все они являются святым священством Небесного Царя, избранным родом, святым народом, Божьим владением.

* * *

В завершение приводим краткий план письма.

I. Приветствие (1.1-2)
II. Величие христианского спасения (1.3-2.10)
1. Возрастание веры (1.3-12)
   а) Радость христиан (1.3-9)
   б) Пророки и ангелы изумлены Радостной Вестью (1.10-12)
2. Необходимость святости (1.13-25)
   а) Подражание Св1ятому Богу (1.13-21)
   б) Любовь друг к другу (1.22-25)
III. Как достичь святости (2.1-10)
1. Питаться Словом Бога (2.1-3)
2. Быть новым храмом (2.4-8)
3. Быть святым народом Божьим (2.9-10)
IV. Как христианам жить в обществе (2.11-<3.7>)
1. Отношение к властям (2.11-17)
2. Наставления рабам (2.18-25)
3. Наставления супругам (3.1-7)
V. Что значит жить по-христиански (3.8-5.11)
1. Подражать смирению Христа (3.8-14)
2. Доверять Богу (3.15-22)
3. Страдать за праведность (4.1-6)
4. Близость Суда (4.7-11)
5. Радоваться страданиям (4.12-19)
6. Наставления старейшинам церкви (5.1-4)
7. Наставления всем христианам (5.5-11)
   а) Быть смиренными (5.5-7)
   б) Противостоять дьяволу (5.8-11)
VI. Завершение письма (5.12-14)

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»