=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Призвание христианина: мученичество (3). Сопричастность

Автор: Каллист (Уэр), епископ Диоклийский
Опубликовано: СЕМЯ ЦЕРКВИ: МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ
в книге "ВНУТРЕННЕЕ ЦАРСТВО" // Киев: Дух i лiтера", 2004; стр.100-115.
blagovest.lozovaya.org/books/kindom/kindom08.html

См. начало

> Сопричастность

> Другая характерная черта мученичества, коренным образом отличающая его от простого насилия, - это обязательное присутствие в нём сопричастности и соучастия, того, что Чарльз Уильямс называл "берущей на себя любовью" (substituted love), "взаимозаменяемостью" (coinherence) или "путем замены" ("the way of exchange")10. "Я разделю с тобой всякое бремя", - обещает Юлии Христос и говорит об "испепеляющем огне сострадания". Мы соучаствуем в страданиях "Человека для других", протомученика Христа всякий раз, когда соединяемся в любви с Его страстями, а в них - с болью всего человечества. Ибо, как сказано в "Книге нищих духом", любовь "переживает страдания других как собственное страдание, и не одно, а все".11 Страдание становится созидательным, а смерть - мученической, только если всё это ради другого.

> Мотив предстательства, соучастия в страдании - один из ключевых в "Хасидских преданиях" Мартина Бубера. В них мы читаем о том, что один из самых почитаемых цадиков, равви Зуся, "все грехи, которые он распознавал в людях, считал своими собственными и обвинял в них самого себя". Столь велико было его чувство слиянности с другими, что однажды в сострадании к нераскаянному грешнику, он "сложил со своей души все достигнутые ею степени, пока она не опустилась до уровня души просителя, и сплел корень его души с корнем своей". А о равви Мойше Лейбе, которого два с половиной года терзали невыносимые боли, рассказывали: "Он всё больше и больше убеждался в том, что страдает ради Израиля, и потому его боль, хоть и не становилась слабее, но преображалась"12.

> Принять страдания других как собственные, "сложить с души все достигнутые ею степени", чтобы сойти к последнему грешнику и сплести корни его души с корнями своей, страдать ради Ветхого и Нового Израиля - именно это делает Христос; мученики способны следовать этим путем лишь потому, что верят: с ними и в них страдает Спаситель. Воспользовавшись предложенным о. Александром Ельчаниновым "критерием вселенской церковности", можно сказать, что мученик - квинтэссенция церковного человека: "... болит ли один член - страдает всё тело - о Церкви (1Кор 12,26), а если мы этого не чувствуем, значит, мы не в Церкви"13.

> Воплощением такой сопричастности становится заступническая молитва мученика. "Отче, прости им",  - предстательствует распятый Христос (Лк 23,34). Когда римские воины пришли, чтобы арестовать св. Поликарпа, он попросил разрешения помолиться и "два часа пребывал в непрестанной молитве, поминая по имени всех, когда-либо встреченных им, старых и молодых, знатных и никому не известных и всю Вселенскую Церковь во всём мире... "14 Новомученик Иоанн Трапезундский, обезглавленный в 1650 году, идя к месту казни, "просил прощения у всех, кого встречал по пути, юных и старых"15; другой новомученик - Иаков Артский (он был повешен в 1520-м) перед казнью попросил сопровождавших его "преклонить колени и помолиться Христу обо всём мире и всей Церкви"16. Со смертью мученика его заступничество не прекращается, но в общении святых охватывает весь мир и обретает значительно большую силу.

> Иногда солидарность выражается в непосредственной "замене", как это видно на примере матери Марии Скобцовой. Подобную "замену" совершает живший в III веке мученик Никифор, о житии которого писала мать Мария. Длившаяся почти всю жизнь его дружба со священником Саприкием в одночасье распалась из-за пустяковой ссоры, и, несмотря на все усилия Никифора, Саприкий упорно отказывался от примирения. Когда же начались очередные гонения, Саприкий отступил от веры; "Никифор же, отвергнутый и поруганный другом, принял мученическую смерть вместо него и ради него". 17 Тем же "путем замены", хотя и несколько иначе, прошла монахиня Елена Мантурова, согласившаяся по благословению св. Серафима Саровского умереть вместо своего больного брата Михаила, который еще не закончил всех дел на земле. Михаил поправился, а Елена заболела и вскоре скончалась18.

> Такая солидарность, взаимная сопричастность составляет одну из главнейших черт добровольного мученичества монашеской жизни. Живя в общине, братия делит друг с другом не только труды, молитвы и всё "имение", но призвана к тому, чтобы явить общность бытия на более глубоком уровне. По признанию св. Симеона Нового Богослова, он "с горючими слезами и всей душой" просил Бога о том, чтобы его братья были вместе с ним в раю  - или пусть он будет в аду вместе с ними: "Духовно привязанный к ним чистейшей любовью во Святом Духе, он не хотел для себя Царства Небесного, если бы это означало, что он будет отделен от своих братии"19.

> Соединенный общим путем со своими братьями, монашествующий (совсем как равви Зуся) берет на себя их вину и соучаствует в их покаянии. В "Достопамятных сказаниях..." можно найти немало подобных сюжетов.

> "Два брата, монахи, пришли в соседний город, чтобы там продать работу свою целого года, и остановились в гостинице. По продаже рукоделия один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице и по наущению дьявола впал в любодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал оставшемуся: "Вот, мы запаслись всем нужным, возвратимся в келию". Другой брат отвечал: "Я не могу возвратиться". Когда же брат стал упрашивать его, чтобы он возвратился /.../, этот исповедал ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня, впал в любодеяние, и потому не хочу возвратиться. Брат, желая приобрести и спасти душу брата, сказал ему с клятвою: "И я, отлучившись от тебя, подобным образом впал в любодеяние; однако воротимся в келию и предадимся покаянию. Богу всё возможно: возможно Ему даровать прощение за покаяние наше..." Они возвратились в келию свою... Потом пришли ко святым отцам, пали к стопам их, стеня и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому подверглись. Святые старцы наставили их на делание покаяния и дали заповеди, которые они исполнили тщательно. Несогрешивший брат приносил покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой любви, которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви: открыл святым отцам тайну, и что за любовь того, кто не согрешил, а подверг себя труду покаяния для спасения брата, даровано прощение и согрешившему. Вот что означает "полагать душу свою за брата".20 Для нас особенно значима последняя фраза, поскольку именно она говорит о том, что мученичество немыслимо без сопричастности.

> Живший в IX веке св. Иоанникий Великий идет еще дальше - он принимает на себя не только покаяние, но и искушения ближних. Встретив однажды совсем юную монахиню, обуреваемую "плотскими похотями", св. Иоанникий зазвал ее к себе и велел положить руку ему на шею. Когда девушка сделала так, как он просил, святой стал молиться о том, чтобы мучительное искушение оставило монахиню и перешло на него. Так монахиня освободилась от терзавшей ее похоти и вернулась к своей обычной жизни; но ужасное искушение мучило теперь святого. Этот сюжет также упоминается в связи с матерью Марией21.

> Мысль о том, что христианин способен, в самом прямом и неискаженном смысле этих слов, "нести бремена" искушений и страхов другого, составляет центральную идею романа Чарльза Уильямса "Сошествие во ад". Полина Анструзер обретает свободу, только позволив Питеру Стенхоупу взвалить на себя груз ее тайного гнева; с другой стороны, Лоуренс Вентворт, отказавшись от "пути замены", опускается всё ниже и ниже, в полное одиночество ада.

> "Ношение бремен" составляет существенную сторону духовничества, как оно понимается в православной монашеской традиции. Для св. Иоанна Лествичника или св. Симеона Нового Богослова, равно как и для русских старцев XIX века, духовник - не просто "советчик" или "наставник", изрекающий отвлеченные истины с безопасного расстояния, и не тот, кто произносит формулу "отпущения грехов" в узко-юридическом смысле этого понятия, но также и главным образом, ходатай или anadochos, который предстоит за своих духовных чад, соединяется с ними в любви, берет на себя всю тяжесть их вины, гнева и ответствует за них на Страшном Суде22. Недаром св. Варсануфий Газский уверял своих учеников: "Я забочусь о вас больше, чем вы сами заботитесь о себе... Господи, приведи моих чад вместе со мной в Твое Царство - или вычеркни меня из Твоей книги... Я заслонил вас своими крылами и несу ваши бремена и ваши обиды... Каждый из вас, как сидящий под сенью древа... Я был бы рад положить жизнь за вас".23 Духовный отец - икона Христа Доброго Пастыря - призван "полагать жизнь за овец" (Ин 10,11)24. Духовное отцовство - тоже мученичество.


Примечания:
10См. The Image of the City and Other Essays, ed. Anne Ridler (London: Oxford University Press, 1958), pp. 137-154.^
114. 4. 2: ed. Kelley, 233.^
12Мартин Бубер. Хасидские предания. М, 1997. С. 221, 225; Tales of the Hasidim: The Later Masters (New York, Shocken Books, 1966), 93.^
13о. Александр Ельчанинов. Записи. К, 1999, с. 221.^
14Мученичество св. Поликарпа, 8. 1.^
15Neon Martyrologion, 72, lr. Papandopoulos and Lizardos, 46.^
16Neon Martyrologion, 42, tr. Papandopoulos and Lizardos, 330.^
17прот. Сергий Гаккель. Мать Мария. М. 1992, с. 34.^
18Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New Sarov Press, 1994), pp. 382-387.^
19Discourse 8: 62-64; ed. Krivochuine, 2: 90; tr. De Catanzaro, 1945 Ср. молитву св. Варсануфия (сноска 22).^
20Ap, anonymous collection 179: ed. Nau, ROC 13(1908), 269-70. Цит по Отечник, составленный св. Игнатием Брянчаниновым. М, 1996 с. 414. ^
21Св. Симеон Метафраст, Житие св. Иоанникия.... Цит по: прот. Сергий Гаккель, "Мать Мария", с. 78. Аналогичный сюжет, в котором также присутствует мотив возлагания руки на шею, см; Лествица, 23.^
22См. мое введение; Ср. Достопамятные сказания..., с. 99 (Лот, 2)^
23Questions and Answers, ed. Schoinas, §§ 39, 110, 353; tr. Regnault and Lemaire, §§ 39, 187, 239, 353. <Русский перевод: Прп. отцев Варсонуфия Вел. и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. Б/г. "В русском изд. содержится только часть цитат: отв. 39 (с. 47), 110 (с. 93)"  – указано в издании издательства "Дух i лiтера".>^
24Св. Иоанн Лестничник. К Пастырю, 5.^

www.messia.info/r2/1/284.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы