=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христианство в VI-VII веках

Предыдущие выпуски по теме: I век II векIII векIV векV век


Автор: свящ. Александр Мень
Из книги
История религии. Учебник. Том 2 (гл. 19)
<книга составлена по текстам свящ. Александра Меня>
www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_19.html

> Глубокий кризис, в котором пребывало византийское общество, имел тяжелые последствия. Лишенное духовной опоры, общество разлагалось во всех сферах и, прежде всего, в той, которую с ужасом и презрением отвергало византийское христианство, – сфере общественно-политической. И именно отсюда возникла угроза самому христианству. В аравийских просторах родилась новая религия - ислам, которая быстро завоевала множество сторонников и превратилась в главного противника стран христианского мира. Рождение ислама неразрывно связано с именем его основателя – арабского пророка Мухаммада <(более привычное написание: Мухаммед)>.

> Мухаммад (ок. 570-632) и экспансия ислама

Мухаммад родился в городе Мекке и в юности занимался торговлей. Женившись на богатой вдове, он смог много времени посвящать размышлениям о религии. Будучи впечатлительным и духовно одаренным человеком, Мухаммад пережил несколько видений, которые стали для него откровением свыше. Однако он долго сопротивлялся призывавшему его голосу и даже замышлял самоубийство. Лишь в 610 году, в сорокалетнем возрасте Мухаммад впервые выступил в Мекке как пророк, но особой популярности не снискал. Гораздо больший успех его проповеди имели среди паломников, прибывших в Мекку из Медины. Это усилило враждебность к Мухаммаду местных жителей, и в 622 году он был вынужден с ближайшими сподвижниками бежать в Медину, где возглавил религиозно-политическую общину. В начале духовные помыслы Мухаммада были устремлены к Иерусалиму, как и у многих евреев, проживавших в Мекке. Однако он не нашел у них поддержки, и статус священного города перенес на Мекку.

Поставив своей целью искоренить язычество в родном городе, Мухаммад, возглавлявший уже большое число сторонников, объявил жителям Мекки священную войну (джихад). После многочисленных сражений, проходивших с переменным успехом, Мекка наконец в 630 году была повержена. Мухаммад вернулся в Медину, где и скончался два года спустя.

Будучи с юности знаком с иудаизмом и христианством (в его монофизитской форме), Мухаммад соединил положения этих религий в своем учении. При этом он лишил иудаизм присущей ему национальной окраски, а из христианства выбросил идею троичности и искупления по благодати. Осознавая себя посланником и доверенным Бога, он начал проповедовать новую религию – ислам. Долг человека, по Мухаммаду, – всеми силами стремиться исполнять закон Бога, всецело ему подчиняясь.

> Нравственные законы рисовались ему в виде простых и естественных ограничений человеческих страстей.

> Страстная и могучая натура, Мухаммад, по мере роста числа своих сторонников, все более проникается политическими задачами и целями. Он объединяет многочисленные арабские племена в единый народ и ставит перед ним задачу подчинить мир истинной религии – исламу. Безгранично преданные своему пророку, полные энтузиазма и энергии, арабы быстро стали грозными врагами ближайшего соседа – Византии.

> При дворе правившего в то время Византией императора Ираклия становление новой силы в Аравии поначалу приветствовалось, так как император надеялся через нее ослабить позиции главного врага – персов. Однако уже в 633 году арабы разбили самого Ираклия и взяли Дамаск, а в 637 войска халифа Омара стояли уже под стенами Иерусалима. Иерусалимский патриарх Софроний согласился на капитуляцию с условием сохранения святынь, связанных со страданиями и смертью Христа. На месте Храма Соломона спустя несколько десятилетий была построена мечеть, получившая название "мечеть Омара" и сохранившаяся до настоящего времени.

> За короткий период арабами были завоеваны Антиохия, Египет, одержаны победы в Африке. Были взяты острова Кипр и Родос. В начале VIII века пала Испания. Отчаянно сопротивляясь, Византийское царство неуклонно уменьшалось в размерах и слабело год от года.

> Монофелитство и борьба с ним. Латеранский и VI Вселенский Соборы.

> Население восточных христианских провинций приветствовало приход арабов. С одной стороны, это объяснялось сильным влиянием монофизитской ереси среди христиан Армении, Персии, Аравии и близлежащих стран, с другой - близостью монофизитства к воззрениям ислама. Положение императора Ираклия было отчаянным, и тогда умный и энергичный патриарх Константинопольский Сергий предложил ему сделать уступку восточным странам и установить союз (унию) с господствовавшими там монофизитами. В 638 году Ираклий обнародовал "Изложение веры", в котором предлагал христианскому миру признать во Христе две природы, но единую Божественную волю. Таким образом, старая монофизитская ересь об одной Божественной природе во Христе была преодолена, но ценой появления новой ереси, которая получила название монофелитства*. Суть новой ереси, по существу, оставалась той же - Божественное во Христе подавляло человеческое. В итоге церковное учение о Богочеловечестве Спасителя оказывалось выхолощенным. Новые догматические положения, призванные сплотить христианский мир перед лицом грозного ислама, вызвали яростные споры и ожесточенное сопротивление у части православных, но, по горькой иронии судьбы, они никак не улучшили политическое положение Византии.
-------------------------------------------------------------------------
* Монофелитство – еретическое учение, последователи которого исповедовали наличие лишь одной воли в Богочеловеке.

> В 647 году константинопольский патриарх Павел и император Констанс II подготовили эдикт, который запрещал под угрозой самых суровых наказаний вести какие-либо богословские споры о волях Христа. Фактически этим эдиктом подтверждалась незыблемость монофелитской ереси.

> В результате богословских уступок еретикам на Востоке защитниками православия оказались лишь небольшие группы наиболее последовательных и стойких христиан. Их возглавил монах и личный секретарь императора Максим, вошедший в историю Церкви под именем св.Максима Исповедника (ок.580-662). Горячее содействие в защите православных взглядов Максиму оказывал другой выдающийся святитель, беззаветно преданный делу Церкви папа Мартин I, занимавший римский престол с 649 по 655 год.

> После долгих лет безуспешной борьбы Максим в 680 году выехал из Византии на Запад, надеясь найти в Риме опору. Папа Мартин I, поняв всю серьезность сложившегося положения, созвал в Латеране Собор, фактическим руководителем которого стал Максим Исповедник. На Соборе были зачитаны сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, в которых блестяще обосновывалась идея святости и божественности материи и твари, говорилось о том "благодатном обожении, ради которого все существующее строено и пребывает". Слова Псевдо-Ареопагита оказались одним из весомых аргументов против еретиков, стремившихся через умаление человеческой воли Христа унизить тварную природу человека. Сам Максим решительно заявил, что "во Христе соединились два естества и из них составилась сложная ипостась, сохраняющая в себе обе природы, из которых сложена, невредимо как целое". В итоге на завершающем заседании Собора его участники единодушно отвергли новую ересь.

> Результаты Латеранского собора были расценены в Византии как государственная измена. В Рим послали солдат, которые ворвались в храм, арестовали папу Мартина I и привезли его в Константинополь, откуда он был сослан в Херсонес, и умер там в 655 году. Св. Максима сослали в суровую Скифию, где он "пробыл до конца своих дней" (умер в 662 г.).

> Казалось, что упорство защитников православной веры сломлено: даже римские папы - преемники мужественного Мартина I - перестали протестовать против богословских нововведений. Однако в 668 году на византийский престол взошел император Константин Погонат. Несклонный к монофелитству, он обратился к папе с просьбой прислать делегацию в Константинополь для обсуждения и мирного разрешения продолжающих волновать Церковь проблем, а позже, в 680 году, манифестом императора был созван Вселенский собор.

> После длительных дебатов участники Собора окончательно осудили монофелитскую ересь, признав у Спасителя две природы и две воли – Божественную и человеческую. VI Вселенский собор (680-681) положил конец христологическим спорам, которые на протяжении нескольких веков раздирали Церковь. Однако Церкви предстояло пережить еще одно испытание: преодоление новой ереси, имеющей иные корни.

 

Приложение. Некоторые даты VI-VII веков

525 г. Папский секретарь Дионисий Малый вычисляет дату Рождества Христва как 25 декабря 753 г. от основания Рима. Павии казнят Боэция, богослова и философа.

529 г. Собор в Оранже осуждает пелагианство. (его каноны )

532 г. 13 января в Константинополе разразилось восстание "Ника". Вскоре после восстания состоялся религиозный диалог с монофизитами, о котором сохранился полный отчет. С правосл. стороны его вел в осн. Ипатий Ефесский. Севериане признали, что Халкидон правильно реабилитировал Феодорита и Иву. Монофизиты выступали против Халкидона, подчеркивая, что его догмат легко истолковать несториански, и это мнение, видимо, впечатлило имп. Юстиниана. Он публикует догматические послания в народу Константинополя и городам Асии, к патриарху Константинопольскому Епифанию, где не упоминает Халкидона, зато прямо принимает Теопасхитскую формулу, которая его глубоко интересовала с 520 г.

537 г. Освящение собора св. Софии в Константинополе.

542 г., начало - В ответ на жалобу из Палестины с обвинением монахов мон-ря св. Саввы в оригенизме, Юстиниан издает декрет против Оригена с 10 анафематизмами.

553 г., 5 мая. Открытие Второго Константинопольского собора (V Вселенский). Очерк собора: Мейендорф.

557 г. Образование самостояnельной "якобитской" церкви в Сирии, считающейся византийцами еретической ("несторианской").

568 г. Лангобарды с женщинами и детьми числом более 200.000 человек, во главе с королем Альбоином вторглись в Северную Италию.

587 г. В Испании король Реккаред переходит из арианства в католичество.

589 г. Принятие католичества визиготами.
Третий Толедский собор, в согласии с королем Испании Рекаредом I, декретирует, что возвращающиеся от христианства к идолопоклонству будут строго наказаны, однако не смертной казнью.

597 г. Началась христианизация англосаксов, - крещение короля Кента Этельберта I.

604 г. В Риме папа Григорий Великий делает латынь богослужебным языком.

613 г. Испания: иудеям предписывается либо креститься, либо покинуть страну.

619 г. Начало монофелитских споров.

626 г. Византийский император Ираклий отражает нападение аваров на Константинополь. Составление Великого покаянного канона.

627-628 гг. Византийский император Ираклий отвоевал у персов земли на востоке империи.

632 г., 8 июня. Умер Мухаммед.

633 г. Четвертый Толедский собор осуждает принудительное крещение евреев, но предписывает отбирать у евреев детей, если те примут крещение.

633 г. Четвертый Толедский собор, в согласии с королем Испании, декретирует, что у иудействующих еретиков будут в наказание только отняты их дети и рабы, чтобы предохранить их от заражения.
Уния патр. Кира Александрийского с монофизитами на основе 9 пунктов ("глав"), где говорится о "едином богочеловеческом действии [энергии] Христа". В конце года - избрание патриархом Иерусалимским Софрония, противника монофелитства.

634 г. Софроний становится патриархом Иерусалимским и начинает борьбу с Александрийской унией. Он исходил из аристотелевского принципа: энергия исходит из природы. Однако, у Отцов Софроний не мог найти подтверждения своему учению. Патр. Константиноп. Сергий опубликовал "Юдикатум", в котором заменил абстрактную формулу об одной энергии на формулу: конкретная личная энергия единого действующего Христа. Даже Максим Исповедник позднее считал формулу хорошим решением. Папа Гонорий в ответ на Юдикатум ответил, что верно говорить об одной воле во Христе, основываясь на словах Спасителя о том, что Он пришел свершить не Свою волю, но волю Отца. Однако, Папа говорил о едином акте воли в конкретном времени, который определяется только Божественной волей. В его послании была заложена неопределенность. Рассуждение Гонория прославилось как аргумент противников учения о папской безошибочности в вопросах веры.

636 г. Халиф Омар разбил византийцев на берегу Йармука и захватил Палестину.
Начало несторианской миссии в Китае.

638 г. К Арабскому халифату насильственно присоединяются Сирия. Арабы захватили Иерусалим.
Публикация "Изложения ["Экфесис"] веры" имп. Ираклия в защиту монофелизма. В основе этого трактата послание патр. Сергия, сирийца по происхождению, активно (вместе с Ираклием) искавшего пути примирения с монофизитством. С Экфесиса наступает новый этап в споре - из спора о двух энергиях он становится спором о двух волях. "Совершенно нечестиво признавать во Христе двух, противоположно волящих". Однако, патр. Софроний Иерусалимский, излагая православную позицию, писал: "Един и тот же Христос производит Божеское и человеческое, но та и другая сторона производит то, что ей свойственно".

Китайский император Тай-Цзун издает указ о терпимости к христианству.

638 г., октябрь. Смерть папы Гонория. Его преемники выступают против Экфесиса.

643 г. На Кипре восточный собор против Экфесиса поддержал пап.

646 г. Собор в северо-западной Африке против Экфесиса.

648 г. Издание Типоса - трактата, заменяющего Экфесис. Имп Констанс II запрещает дискуссии о монофелитстве.

649 г., 21 июня. Избрание папой Римским Мартина.

649 г., октябрь. Латеранский собор осуждает монофелитство.

653 г., декабрь. Суд на папой Мартином, обвинения в политической измене.

655 г., начало года. Арест Максима Испроведника в Риме, доставка в К-поль, суд, на котором Максим произносит слова: "Если и весь мир причастится /с патриархом/, я один не причащусь". (Впоследствие эти слова часто использовались в оправдание ухода из Церкви и анархии.)

655 г. Девятый собор в Толедо постановил: в целях укрепления нравственности, что все дети, рожденные священниками, становятся "рабами церкви"; карать христиан, виновных в ереси, наказанием кнутом или воздержанием, сообразно возрасту каждого из них.

655 г., 26 марта. Мартина отправляют в Херсонес. 16 сентября - смерть папы Мартина.

662 г., начало - второй суд над Максимом, отсечение руки, бичевание.
13 августа - Смерть Максима Исповедника.

663 г. Король Испании Рекисвинт публикует закон, которым он присуждает нераскаявшихся еретиков к лишению почестей, должностей и имущества, если они священники, и даже к изгнанию, если они миряне.

664 г. Собор в Уитби (Англия) - поражение сторонников кельтского обряда в католической церкви. За проблемой стояла вражда англо-саксов и бритов. На Синоде ирландскую традицию защищал св. Кольман Линдисфарнский, римскую - Уилфрид, аббат Рипонский, англо-сакс, который сослался на слова Христа ап. Петру и тем решил спор. Цитата была принята всеми в качестве высшего аргумента.

668 г. Началось правление византийского императора Константина IV. Отразил нападение арабов на Константинополь (673-678), однако уступил часть территории империи болгарам.

673-677 гг. Осада К-поля арабами.

678 г. Император Константин VI обращается к папе с примирительным письмом, прося прислать представителей для переговоров о воссоединении церквей.

679 г., 1 ноября. На место монофелитствующего патриарха Феодора назначается Георгий, тоже не вполне православный, но примирительно настроенный к Риму.

680 г., 7 ноября - 681 г., 16 сентября - VI Вселенский собор. Собор осуждает монофилитов, включая папу Гонория, но не осуждает главных инициаторов монофелитства, басилевсов Ираклия и Констанса, не оправдывает Мартина Исповедника и Максима Исповедника.

681 г. XI Толедский собор призывает к "уничтожению еврейской чумы" (ср. 633).

691-692 гг. - Юстианином II созван II-й трулльский собор, "Пято-шестый", поскольку он дополнил решения V и VI Вселенских соборов. Принял 102 канона. Православная церковь считает их частью решений VI-го собора, Запад - лишь местными канонами Востока, среди них есть антикатолич. выпады. 1-й канон осуждал папу Гонория, 13-й - целибат, 55-й - посты по субботам в пост, 67-й - нечистую пищу. Папа Сергий выступил против разрешения духовенству жениться, Юстиниан II послал его арестовать, гарнизоны Равенны и Рима выступили за Папу, а вскоре Юстиниан был лишён престола.


Источники: www.krotov.info/spravki/help/chron/06.htm; www.krotov.info/spravki/help/chron/07.htm; www.hrono.ru/0500.html; www.hrono.ru/0600.html

Поправка для подписчиков, получающих рассылку через content.mail.ru.
В выпуске N 1.186,187 вместо "Пуль***ия" следует читать "Пульхерия" (ошибка по вине службы рассылки, обещали исправить).

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы