=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Общение христиан: служение Словом

По книге: Дитрих Бонхоффер. Жизнь в христианском общении (гл. 4) messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho4.htm#0;
Другой перевод: Жить вместе // Рашн Ресорсес Пресс + Триада, 2000

Предыдущий выпуск.


Проповедование слова Божьего

Здесь мы хотим поговорить не об "официальном" проповедовании, связанным с определенным учреждением, местом и временем, а о свободной передаче Слова друг другу. Мы имеем в виду ту особую ситуацию, когда человек своими словами свидетельствует о Боге другому человеку, рассказывая ему о Божьем утешении, наставлении, доброте и строгости.

Свидетельствование о Слове Божьем сопряжено с большим риском. Если проповедование Слова Божьего не сопровождается внимательным слушанием, то как оно может быть тем самым словом, которое нужно человеку? Если при этом у того, кто проповедует Слово, отсутствует активное желание помочь другому человеку, то как оно может быть искренним и убедительным?

Если слово исходит не от духа снисходительности и участия, а от нетерпения и желания навязывать его, то как оно может быть избавляющим и целительным?

Более того, человек, который действительно умеет выслушивать других и служить им, помогая им нести свое бремя, скорее всего не склонен что-либо говорить сам. Глубокое недоверие ко всему, что является просто словесной формой, заставляет его подавить в себе те личные слова, которые он мог бы сказать своему брату. Что могут сделать для человека малоубедительные человеческие слова? Зачем этот пустой разговор? Должны ли мы, подобно священнослужителям, обсуждать с человеком его проблемы? Есть ли что-либо более опасное, чем злоупотребление Божьим Словом, когда мы говорим о нём слишком много? Но, с другой стороны, кто захочет, чтобы его укоряли в том, что он молчал, когда он должен был говорить? Насколько легче произнести заранее подготовленную речь с кафедры проповедника, чем сказать что-то от себя, разрываясь между ответственностью за свое молчание и ответственностью за сказанное!

Боязнь ответственности за сказанное усугубляется боязнью другого человека. Как трудно бывает произнести имя Иисуса Христа в присутствии даже своего брата! Здесь также необходимо делать различие между тем, что правильно (или уместно) и неправильно (или неуместно). Кто осмелится навязать себя своему ближнему? Кто имеет право подойти к своему ближнему и заговорить с ним о столь важных для него вещах? Мы не проявим большого христианского понимания, если скажем, что это право имеет любой, а точнее, что это - обязанность каждого христианина. Это может стать тем моментом, когда желание возвыситься над другим человеком может снова заявить о себе самым коварным образом. Но другой человек тоже имеет свое право, свою ответственность и даже свою обязанность защитить себя от непрошеного вмешательства. У него есть свой секрет, который не может стать достоянием другого человека, не причинив ему большого вреда; и поэтому он не может сдаться, не уничтожив себя. Этот секрет не связан с его знаниями или чувствами; он связан с его свободой, его спасением, его существом. И тем не менее, это правильное рассуждение находится в опасном соседстве с убийственным изречением Каина: "Разве я сторож брату моему?" Ложное понимание свободы другого человека может подвергнуться Божьему проклятию: "Я взыщу кровь его от рук твоих" (Езек.3:18).

В христианской среде неизбежно наступает время, когда в минуты кризиса человеку приходится рассказывать о Божьем Слове и о Божьей воле другому человеку. Трудно себе представить, чтобы христиане не говорили между собой о вещах, представляющих для них первостепенную важность. Сознательно воздерживаться от оказания решительной помощи - это не по-христиански. Если мы не можем заставить себя сделать это, мы должны спросить себя, не смотрим ли мы на своего брата, как на человека, облеченного в свое достоинство, которое мы боимся затронуть, забывая при этом самое главное, а именно - то, что он, несмотря на свой почтенный возраст, высокое положение или особую незаурядность, является таким же человеком, как и мы, т.е. грешником, нуждающимся в Божьей милости. Так же, как мы, он нуждается во многом - в помощи, ободрении и прощении.

Христиане могут говорить друг с другом, исходя из того, что каждый знает, что другой человек - тоже грешник, который при всем своем человеческом достоинстве одинок и потерян, если не оказать ему помощь. Но оказать помощь другому человеку не значит как-то умалить или принизить его. Наоборот, это значит вернуть ему егонастоящее достоинство, т.е. понимание того, что хотя он и грешник, он может, иметь Божью благодать и быть чадом Божьим. Такое понимание придает нашему братскому разговору необходимую свободу и искренность. Мы говорим друг с другом, потому что нам обоим нужна помощь. Мы наставляем друг друга, чтобы мы могли идти тем путем, каким нас призывает Христос. Мы предостерегаем друг друга о непослушании, которое ведет всех нас к гибели. Мы обращаемся друг с другом мягко и строго, т.к. мы знаем иБожью доброту и Божью строгость. Почему мы должны бояться друг друга, если мы все должны бояться только Бога? Почему мы должны думать, что наш брат не поймет нас, если мы сами очень хорошо знаем, что для нас значит, когда кто-то говорит нам о Божьем утешении и наставлении, даже возможно запинаясь при этом и неумело подбирая слова? Или мы думаем, что есть такие люди на земле, которые не нуждаются в ободрении и наставлении? Тогда почему Бог даровал нам христианское братство? Чем больше мы будем позволять другим рассказывать нам о Слове Божьем, чем более смиренно и благодарно мы будем принимать даже суровые упреки и замечания, тем свободнее и объективнее мы будем вести себя, когда мы сами будем говорить другим о Слове Божьем. Человек, чья обидчивость и тщеславие заставляют его презрительно отвергать серьезное критическое замечание брата, не может говорить другим об истине в смирении; он боится получить отпор и испытать чувство оскорбления. Обидчивый человек всегда становится льстецом; он очень быстро начинает презирать и злословить своего брата. Но смиренный человек придерживается и истины и любви. Он придерживается Слова Божьего, позволяя Ему вести его к брату. Поскольку такой человек не ищет ничего для себя и не страшится ничего, он может помочь своему брату через Слово.

Но порицание неизбежно. Слово Божие предписывает порицание, когда наш брат впадает в явный грех. Соблюдение дисциплины в христианской общине начинается с соблюдения дисциплины в небольших группах. Когда отступничество от Слова Божьего в христианском учении или в жизни угрожает христианскому общению в семье и в общине, следует прибегнуть к увещеванию и порицанию. Ничто не является более жестоким, чем проявление мягкости, позволяющее человеку пребывать в своем грехе. Ничто не является более сострадательным, суровое порицание, призывающее брата оставить путь греха. Это есть христианское служение милосердия, высшее проявление подлинного братства, когда мы позволяем только Слову Божьему встать между нами, осуждая и помогая. В этом случае осуждаем не мы, а судит один лишь Бог, и Его суд помогает и исцеляет. В конце концов, у нас нет другого поручения, как только служить своему брату, никогда не позволяя себе возноситься над ним. Мы служим своему брату, даже когда мы вынуждены произнести осуждающее и разделяющее Слово Божие, и даже тогда, когда, повинуясь Богу, мы должны разорвать наше общение с ним. Мы должны знать, что не наша человеческая любовь делает нас преданными другому человеку, а любовь Бога, которая достигает его только через осуждение. Именно потому, что Божье Слово осуждает, оно служит человеку. Тот, кто принимает Божье осуждение, высказанное его братом - христианином, почувствует помощь. Именно здесь проявляются все ограничения, присущие человеческим действиям в отношении нашего ближнего. "Человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек" (Пс.48:8-9).

Признание нашей неспособности - это и условие искупляющей помощи, которую только Слово Божие может дать брату, и согласие на нее. Пути нашего брата не в наших руках; мы не можем склеить то, что разбилось; мы не можем поддерживать жизнь в том, чему суждено умереть. Но Бог соединяет то, что разбилось, воссоединяет людей в общении, дарует милость через суд. Он вложил Свое Слово в наши уста. Он хочет говорить Его через нас. Если мы воздерживаемся от произнесения Его Слова, кровь нашего брата-грешника будет на нас. Если мы исполняем Его Слово, Бог спасет нашего брата через нас. "Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак.5:20).

Духовный авторитет

"Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою" (Мк.10:43). Иисус поставил духовный авторитет в зависимость от братского служения. Настоящий духовный авторитет существует только там, где есть христианское служение, т.е. где выслушивают, оказывают помощь, несут чужое бремя, проповедуют Слово Божье. Любой культ личности, особо подчеркивающий выдающиеся качества, добродетели и таланты другого человека, даже если они носят вполне духовный характер, является сугубо мирским, и ему не место в христианской общине, т.к. он отравляет ее. В наши дни довольно часто приходится слышать, как люди высказывают желание иметь "выдающихся священнослужителей", "помазанных лидеров", "авторитетных личностей". Это желание обусловлено болезненной потребностью восхищаться людьми, создавать видимый человеческий авторитет, потому что настоящий авторитет, связанный со служением, не производит большого впечатления.

Ничто так резко не опровергает подобное желание, как сам Новый Завет, в котором говорится, каким должен быть епископ (см. 1Тим.3:1). В этом описании мы не найдем ничего, что было бы похоже на мирское обаяние и блестящие качества духовной личности. Епископ  - это скромный, преданный, твердый в вере и жизни человек, исправно исполняющий свое служение в церкви. Его авторитет зависит от исполнения им служения. В нём нет ничего такого, чтобы он мог восхищать нас как человек.

В конечном счете, в основе страстного стремления к мнимому авторитету лежит желание возродить более близкие отношения внутри Церкви, т.е. зависимость одних людей от других. Человек, обладающий настоящим авторитетом знает, что очень близкие отношения играют пагубную роль в вопросах авторитета. Такой человек понимает, что его авторитет может существовать только в служении Ему, - Тому, кто один имеет авторитет и власть. Человек, обладающий настоящим авторитетом, знает, что авторитет связан в строгом смысле этого слова со словами Иисуса: "Один у вас Учитель, все же вы  - братья" (Мф.23:8). Церкви не нужны блестящие личности, ей нужны преданные служители Христа и братьев. Церковь доверяет только смиренным служителям Слова Иисуса Христа, т.к. она знает, что только в этом случае она будет управляться не человеческой "мудростью" и тщеславием, а Словом доброго Пастыря.

Вопрос доверия, который так тесно связан с вопросом авторитета, определяется верностью, с которой человек служит Иисусу Христу, а не необыкновенным талантам, которые человек может иметь. Пастырский авторитет может приобрести только тот служитель Иисуса, который не ищет власти для себя, кто сам является братом среди братьев, подчиняющихся авторитету Слова Божьего.

www.messia.info/r2/1/318.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»