=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Человеческая любовь: смысл и достижения (3)

Автор: Альфонсо Лопес Кинтас
Из книги ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ. СМЫСЛ И ДОСТИЖЕНИЯ (глл. III,IV)
Опубликовано: Мадрид-М., 2001;
www.agnuz.info/book.php?id=246&url=/content.htm
При подготовке использована публикация "отрывков" в сб.:
"ЛЮБОВЬ И ИНТИМНОСТЬ: поиск духовного смысла"
// М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2003; стр.251-290
(фрагменты, которые опущены в указанном сборнике, ниже выделены цветом "navy")
За возможность ознакомиться с этим сборником  – благодарность
Владимиру Л. Камскому#.


 

> III. ЛЮБОВЬ И ВСТРЕЧА

> Сексуальность приобретает настоящий смысл в личной встрече

<....>

> <...> "Нет ничего более вульгарного,  — пишет Густав Тибон, — более пустого под покровом блеска видимости и ничего более хрупкого и уязвимого перед временем, чем любовь, порабощенная порывами чувств".

<...>

/В чём настоящая встреча?/

> <.....> Для глубокого понимания, что есть и что означает человеческая любовь, самым подходящим средством является проникновение в то, что означает встреча.

<.....>

> <...> Иногда мы говорим: "Шел по улице и встретил друга". Этим мы хотим сказать, что увидели его, поздоровались и немного поговорили. Но разве можно утверждать, что мы встретились с ним? Нет. Встреча не сводится к тому, чтобы увидеться, поздороваться и поговорить. Когда мы едем в тесном автобусе, мы находимся очень близко друг к другу, но не встречаемся. Не имело бы никакого смысла обращаться к тому, кто локтем уперся мне в бок: "Послушайте, я сейчас сделаю вам признание". Наверное, он сказал бы мне, чтобы я оставил свое признание при себе, так как мы не знакомы. Я мог бы добавить: "Но мы так близки...". Да, близки и даже слишком, но эта близость не предполагает интимности и не создает ее, скорее, наоборот, отталкивает.

> Все мы желаем, чтобы ушли те, кто нас обступил со всех сторон. Тесное соседство само по себе не является встречей. Еще менее является таковой столкновение ().

> Что из себя представляет встреча? Мы очень хотим это знать, ибо это событие создает нас как людей и ведет к полному развитию. Все мы своим существованием обязаны личной встрече и призваны создавать новые встречи. Нет ничего более важного в нашей жизни, чем встреча, однако почти никто не задумывается о том, чём в точном и строгом смысле является встреча.

> Встреча — это такое смешение двух реальностей, которое их взаимно обогащает. У меня есть одни возможности объяснения определенного вопроса, у тебя — другие. Я предлагаю тебе свои, ты мне  — свои. Мы оба активно воспринимаем их, и так возникает диалог. Этот диалог, и есть встреча. Ты и я объединяемся, чтобы возникло нечто новое: обмен мнениями, идеями, чувствами, выяснение какого-либо вопроса, а возможно, упрочение нашей дружбы. Этот диалог есть то новое, плодотворное, что возникает в результате сочетания разных полей{} нашей жизни. Я говорю поле, потому что мы оба не являемся простыми объектами, мы есть нечто большее: мы  — "поля", т.е. реальности, обладающие способностью инициативы. <...>

<.....>

> Условия встречи

<...>

> Если это любовная встреча, тот, кто любит, должен искренне предложить любимому человеку все возможности, составляющие его существо. Если я представляюсь тебе не таким, каким являюсь на самом деле, и ты это обнаруживаешь, то ты догадываешься, что я не хочу предлагать в дар свою личность и веду двойную игру, скрываю нечто из своего существа, оставляя это себе. Такое отсутствие искренности с моей стороны заставляет тебя не верить моим обещаниям любви. Это недоверие влияет на тебя и препятствует искренности с твоей стороны. Не принося в дар наше собственное существо, мы не можем соединить наши жизненные поля. Мы не встретимся. Мы можем чувствовать эротическое влечение друг ко другу благодаря, скорее всего, поверхностной симпатии. Это страстное желание, быть может, позволит поддерживать "интимные" отношения, то есть полные половые отношения. Но эта интимность чисто телесная, она не порождает настоящей дружбы, потому что не является встречей.

> Некоторые люди, состоящие в браке, признаются иногда, что живут вместе, имеют нормальные "интимные" отношения, но не являются "друзьями". Это значит, что интимность их отношений касается только телесной активности, которая не является живым выражением личной интимности, совпадением двух личных полей.

<.....>

> Важная дилемма: выбрать щедрость или эгоизм

/Любовь эротическая и любовь к личности/

> <.....> Эротизм основывается на эгоизме, любовь — на щедрости.

<.....>

> IV. СОСТОЯНИЕ ЭКСТАЗА СОЗДАЕТ ВСТРЕЧУ — СОСТОЯНИЕ ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ РАЗРУШАЕТ ЕЕ

> Если мы хотим глубоко понять разницу между простым эротизмом и личной любовью, мы должны внимательно рассмотреть два вида состояния, которые мы можем испытать в нашей жизни: состояние головокружения, или ослепления, и состояние экстаза, или творчества. Как возникает то и другое, куда они нас ведут и какие имеют последствия? Рассмотрим их более близко и таким образом добьемся большей ясности в понимании тысячи обстоятельств нашей жизни и их внутренних причин. Это даст нам необходимую силу для их распознавания, что является признаком зрелости.

<...>

> Процесс ослепления, или головокружения

> Начнем с процесса головокружения// увлеченности (ослепления). Если я займу в жизни позицию эгоизма, буду рассматривать всё, что меня окружает, как средство для осуществления своих целей, как объект моего интереса, то я буду считать себя центром вселенной, а всё остальное — моими спутниками. Одни реальности я буду считать более ценными, чем другие. Это привилегированные предметы, но всё же предметы. Когда я встречу реальность, выделяющуюся каким-либо качеством, я почувствую влечение к ней и захочу овладеть ею, чтобы поставить ее себе на службу. Мой идеал — господствовать, чтобы наслаждаться. Когда я обладаю чем-то, что притупляет мои инстинкты, я чувствую эйфорию, возбуждение. Я верю, что достигну быстрой и потрясающей полноты личности. Но это мираж. Скоро меня охватывает глубокое разочарование, потому что та привлекательная реальность, которой я овладел, не может соединиться со мной, т.к. я низвел ее до положения предмета. Не имея возможности встретиться с ней, я не развиваюсь как личность. Замечая это, я чувствую разочарование и печаль.

> Эта печаль, когда она повторяется раз за разом из-за того, что я не отказываюсь от эгоистической установки, становится обволакивающей, мучительной. Тоска — это чувство пустоты, отсутствия всего, что необходимо для полного развития личности. <.....>

> Всё сказанное относится не к тем, кто страдает психической депрессией, а к тем, кто при прекрасном физическом здоровье обольщается стремлением овладеть тем, что возбуждает его инстинкты.

> Процесс созидания, или экстаза

> Рассмотрим теперь другой процесс — процесс экстаза/воодушевления, который начинается, когда мы занимаем другую позицию. Если я не эгоист и способен быть щедрым, я не превращаю окружающих меня существ в средства для достижения своих целей, но уважаю их такими, какие они есть и какими призваны быть. Это уважение не ограничивается тем, что каждое качество другой реальности берется во всей его ценности: я участвую вместе с нею в развитии ее внутренних возможностей. Щедрый уважает другие реальности и сотрудничает с ними. Когда он вступает в определенную связь с реальностью, предлагающей ему выдающиеся и привлекательные для него качества, он не стремится установить над ней свое господство и заставить служить ему: он сближается с нею, чтобы общаться, сохраняя уважительное расстояние. Именно тогда, когда две реальности находятся близко, но на определенном расстоянии, между ними образуется игровое поле, поле обмена возможностями. Этот плодотворный обмен и есть встреча.

> <.....> Встречаясь же, обогащаю свою личность, двигаюсь к полному развитию своего существа. Когда я это осознаю, я чувствую радость: не наслаждение или возбуждение как при головокружении, а радость, ликование.

<.....>

> Головокружение и экстаз полярно противоположны

> Существует несколько типов головокружения/увлеченности: головокружение  — от жажды господства, власти и славы, головокружение  — от опьянения и от наркотиков, от эротизма и скорости... Все они разные, но все совпадают в том, что вначале ничего не требуют от человека и лишь приглашают дать себя увлечь инстинктивными желаниями, обещают всё и в конце всё отнимают.

> Точно так же существуют различные типы экстаза: спортивный, эстетический, этический, религиозный... Все они имеют общим, то, что требовательны вначале, обещают всё и дают всё в конце. <.....>

> <.....> Тот, кто поддается чарующему влиянию головокружения, впадает в эйфорию и путает ее с настоящим энтузиазмом. Он ищет счастья, идя легким путем овладения тем, что ослепляет и возбуждает инстинкты, но очень скоро видит себя погруженным в печаль. Унамуно в своем "Интимном дневнике" признается, что страдает болезнью эгоизма, и добавляет: "Я не буду более наслаждаться радостью, я это предчувствую". Это естественно, потому что эгоизм бросает человека на склон головокружения. Тот, кто отдается ему, хочет быстро выиграть всё, но оказывается в нищете.

> <.....>

> <...> добродетель  — это не послушная, мягкая и слабая позиция, как утверждают некоторые люди. Наоборот, добродетель — это "viptus", сила, вдохновляющая человека на выполнение требований творческой деятельности. Добродетельный человек  — это тот, кто приобрел навык позитивного ответа на призывы ценностей и взаимодействия с ними.

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»