Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: | |||||||
Автор:
К.С.Льюис Предыдущие части книги: а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м.
> Я не хочу сказать, что "яркое пятно" это всё мое понятие о Боге. Просто нечто подобное возникает, когда я начинаю молиться, и не исчезает, если я не прилагаю усилий. "Яркое пятно", конечно, не лучшее описание. Но такую расплывчатую вещь хорошо не опишешь. Хорошее описание будет и неверным. > Бетти советует: используй образы, как все прочие люди. Это мне мало помогает. Да и какие образы она имеет в виду? Образы во внешнем мире, вещи из дерева или гипса или мысленные образы? > Что касается первых, то она ошибается: впасть в идолопоклонство я не боюсь. Людям вроде нас оно вряд ли грозит. Мы не забудем, что перед нами лишь кусок материи. Но польза от них для меня очень ограниченная. Я думаю, что просто сосредоточить взгляд на чем-нибудь (годится почти всё) уже помогает концентрации. Зрительная концентрация символ и подмога умственной. Это один из способов, которыми тело действует на душу. Похожий эффект дают очертания хорошо, без излишеств построенной церкви, приковывая взгляд к алтарю. > Вот, наверное, и всё, что делает для меня образ. Попытайся я выжать из него побольше, он мог бы помешать. Прежде всего, у него есть художественные достоинства или, что вероятнее, недостатки. И те и другие отвлекают. Кроме того, достоверных изображений Отца и Духа нет. Значит, это обычно будет образ Христа. Постоянно молиться только Ему то, что называют "Христопоклонством". Такая религия по-своему ценна, но не Он ей учил. > С мысленными образами, помимо этой, возникает дополнительная трудность. Св. Игнатий Лойола, кажется, советовал ученикам начинать молитвенные размышления с compositio loci <{изобразительному ряду, воображению}>. Надо как можно детальнее представить себе любую евангельскую сцену, например Рождество или брак в Кане Галилейской. Один из его английских последователей даже советует почитать, "что написано у хороших авторов" про топографию, "высоту холмов и расположение городов". Такой метод по целым двум причинам не для меня. > Во-первых, я живу в век археологии. В отличие от св. Игнатия, нам нелегко мысленно перенести в древнюю Палестину одежду, мебель и утварь нашего времени. Я буду знать, что ошибаюсь, что моему северному воображению не представить даже небо и солнечный свет тех широт. Можно, правда, прикинуться, что я этого не знаю. Но тогда всё духовное упражнение будет отчасти притворством. > Вторая причина важнее. Св. Игнатий замечательный мастер, несомненно, знавший, что нужно его ученикам. Судя по всему, у них было слабое воображение, которое следовало стимулировать. У нас противоположная беда. Мы можем признаться в этом друг другу, ибо в наших устах это не хвастовство, а покаяние. Мы согласны, что сила воображения (точнее, насилие над ним) не Воображение в высоком смысле слова, отличающее гениальных писателей и чутких читателей. Держи мы такую "силу воображения" в строгой узде, она иной раз могла бы послужить подлинному Воображению. К сожалению, чаще всего она только мешает. > Начав с compositio loci, я бы не добрался до собственно богомыслия. Картинка становилась бы всё детальнее и детальнее, всё меньше отношения имея к духовности. > Есть, впрочем, один мысленный образ, который не соблазняет уходом в мелочи. Это Распятие, если забыть, каково оно на картинках, и представить его в кровоточащей исторической реальности. Но духовная ценность этого образа меньше, чем можно подумать. Раскаяние, сострадание, благодарность все полезные эмоции подавляются. Физический ужас просто не оставляет для них места. На этом образе следует иногда останавливаться, но жить с ним невозможно. Он был редким мотивом в христианском искусстве, пока люди видели настоящие распятия. Что касается многих гимнов и проповедей о Распятии все про кровь, словно это главное, их авторы, должно быть, настолько выше меня, что для меня недосягаемы, или начисто лишены воображения. (Иногда между нами лежат обе эти пропасти.) > С другой стороны, мысленные образы играют в моих молитвах важную роль. Думаю, без них не обходится ни одно проявление моей воли, ни одна мысль, ни одно чувство. Но, кажется, от них больше пользы, когда они мимолетны и обрывочны: поднимаются и лопаются, как пузырьки в бокале шампанского, или кружатся, как грачи в ветреном небе, противоречат (логически) друг другу, как метафоры пылкого поэта. Стоит остановиться на одном образе, он умирает. Как это у Блейка про радость? "На лету целуй ее". Образы дают мне многое, качественно походя больше на прилагательные (по-моему, так реальнее), чем на существительные. Вообще, мы слишком почитаем существительные и то, что они, по-нашему, обозначают. Мой самый глубокий и ранний опыт носит преимущественно качественный характер. Ужасное и прекрасное старше и солидней ужасных и прекрасных вещей. Если бы музыкальную фразу можно было перевести в слова, она бы стала прилагательным. Платон был мудрее, чем думают, когда возвышал абстрактные существительные (то есть прилагательные под видом существительных), полагая их высшими реальностями формами. > Я хорошо знаю, что в логике Бог есть сущность. Но и здесь оправдана моя жажда качества: "Благодарим Тебя за Твою великую славу". Он эта слава. То, что Он есть (качество), не абстракция по отношению к Нему. Бог, конечно, Личность, но Он и гораздо больше, чем личность. Говоря осторожнее, к Нему неприменимо наше различие между "вещами" и "качествами", "сущностями" и "отношениями". Возможно, и к созданному Им миру это применимо намного меньше, чем мы думаем. Возможно, это лишь часть декораций. > Волна образов, выплескивающихся из молитвы, мимолетных, исправляющих, очищающих, оживляющих друг друга чаще, я думаю, встречается при хвале, чем в молитвах просительных. О последних мы, пожалуй, поговорили достаточно. Но я не жалею: они верная отправная точка, они поднимают все проблемы. Попытайся кто-нибудь перейти к высшим ступеням (или обсуждать их), минуя турникет, я бы ему не поверил. "Высшее не стоит без низшего". Презрение к просительной молитве может быть знаком не особой святости, а просто маловерия и нежелания спросить: "Разве я делаю это только для себя?" | |||||||
www.messia.info/r2/1/334.htm |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник |
<= предш. вып. темы | ||||