* * *
> Премудрость поднявшаяся на этот уровень уже готова
услышать предельные откровения Слова. Около того же самого времени,
когда размышления мудрецов дошли до этого признания тайны как
ключа к единственной подлинной мудрости, тайну действительно
возвестил тот пророк, с которым, по нашему представлению,
Ветхий Завет начинает переходить в Новый. Мы, конечно, имеем
в виду цикл тех пророчеств об Отроке Ягве, которые
составляют средоточие второй части книги Исайи19.
> Трудно допустить, чтобы автор книги Иова и автор этих пророчеств
не знали друг друга.20 Но определить,
кто из них был раньше, не представляется возможным. Положение,
с предельной остротой представленное Иовом в качестве предмета
самой неразрешимой проблемы, становится в Песнопениях о Рабе
Ягве содержанием глубочайшего пророческого откровения, притом того
именно, которое в дальнейшем более всего проливает света на личность
и на дело Иисуса Христа. {}
> В основе этих песнопений лежит, по-видимому, опыт
скорбной верности, патетическое переживание непонятости, напоминающее
Иеремию. Но предлагаемый здесь образ страждущего праведника появляется
впервые как прямое обетование очищения Израиля и спасения
народов. Страдание безвинного, "святого Отрока Божия" по позднейшему
новозаветному выражению, обнаруживает свою плодотворную силу,
невообразимо плодотворную и вполне сверхъественную, по отношению
к грешникам, с которыми он связан солидарностью, точная
природа которой пока еще остается неясной.
> Этот раб Израиль, но это еще и кто-то, отличающийся
от Израиля. Это уже Израиль не противопоставляемый
народам, но примиряющий их с Богом в то самое время, как примиряется
и он сам. И это единственный пример такой верности,
которую Израиль нарушил и которая искупляет эгоистическое непослушание
других силою своей жертвы это слово здесь произносится
впервые, в смысле добровольной самоотдачи.
"И сказал мне: Ты раб Мой, Израиль,
в тебе Я прославлюсь...
И Он сказал:
Мало того, что ты будешь рабом Моим
для восстановления колен Иаковлевых
и для возвращения остатков Израилевых;
но Я сделан тебя светом народов,
чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.22
.... Он взял на Себя наши немощи
и понес наши болезни;
а мы думали, что Он был поражаем,
наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши
и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего было на Нём
и ранами Его мы исцелились...
Господу угодно было поразить Его,
и Он предал Его мучению;
когда же душа Его принесет жертву умилостивления,
Он узрит потомство долговечное,
и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его".23
> Все толкования этих поразительных текстов, пытающиеся
не выходить из рамок Ветхого Завета, хромают. Ни представление
об Израиле страдающем для того, чтобы свидетельствовать
перед народами, ни сознание спасительного для самого
Израиля значения его праведников и пророков, как Иеремия,
не отвечают всем сторонам этих текстов. Их охватывает
целиком только то толкование, которое в дальнейшем дает
им Христос, разъясняя тем самым и загадочность своей собственной
судьбы. И именно это толкование апостолы делают ключом к "Евангелию",
к "благой вести" о спасении.
"Сын человеческий не для того пришел, чтобы
Ему служили, но чтобы послужить
и отдать душу Свою для искупления многих".24
"Христос, единожды принеся Себя в жертву,
чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится
не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение".25
> Мы уже не раз назвали таинственной совокупность этих мыслей,
о которых можно сказать, что израильская душа уже к
ним готова с Иовом и что она их уже принимает с Песнопениями
о Рабе Ягве. Надо сказать еще более решительно, что
в учении ап. Павла все эти представления, кристаллизированные
в живом образе Христа и озаренные его присутствием,
составляют ТАЙНУ.
> В первом послании к Коринфянам, тайна появляется сразу
же, в качестве великой загадки Премудрости Божией, перед которой
теряется всякая мудрость человеческая и даже мудрость "архонтов",
т. е. падших духовных сил, державших грешный мир в рабстве.
Эта великая тайна замысла Божия, открытая для спасения мира,
и есть то, что ап. Павел там же называет "безумием
Креста", добавляя, что это безумие с точки зрения
мира, но Премудрость Божия для нас, уверовавших.26 В послании к Колоссянам он уточняет:
эта тайна, от вечности сокрытая в Боге, заключается
в том, что всемирное примирение совершается кровью Креста,
причем силы, враждебные Богу, уничтожаются Христом.27 Послание к Ефесянам, раскрывая широчайшие перспективы,
проливает свет на всё это: история человека и мира, согласно
этой "тайне воли Божией" открытой во Христе, "соединена"
в Нём через Его Крест и как бы заново повторена;28
так что с упразднением греха и порождаемой им "тайны
беззакония", о которой говорится во втором послании к Фессалоникийцам29 Бог, наконец, воцарится над всем, что есть.
> Во всех этих текстах, проявляется одна и та же связь
между "тайной", понимаемой ап. Павлом как личность
и дело Христа, истолкованные на основе Песнопений о Рабе
Ягве, и Премудростью Божией, противопоставленной всем разновидностям
человеческой мудрости. Всё это непосредственно отсылает нас к тем
высшим плодам, которые тема Премудрости принесла у древнего Израиля.
> Очень скоро после ее проникновения в Израиль, книжникам,
восприявшим влияние пророков и Второзакония, стало ясно, что подлинная
Премудрость есть дар Божий.
"Господь дает мудрость"
говорит уже книга Притчей,30 а в книге
Премудрости Соломоновой великий царь молится об этом настойчиво, ибо,
говорит он,
"Я знал, что не мог
бы получить <Премудрость>, если бы Бог не дал ее мне".31
> Иов говорит еще определеннее: для него, в сущности,
нет мудрецов кроме Бога:
"Но где Премудрость обретается?
и где место разума?
Не знает человек цены ее,
и она не обретается на земле
живых.
Бездна говорит: "не во мне она",
и море говорит: "не у меня".
Не дается она за золото,
и не приобретается она за вес серебра.
Не оценивается она золотом Офирским,
ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
Не равняется с нею золото и кристалл,
и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
и приобретение премудрости выше рубинов.
Не равняется с нею топаз ефиопский;
чистым золотом не оценивается она.
Откуда же исходит Премудрость?
И где место разума?
Сокрыта она от очей всего живущего,
и от птиц небесных утаена.
Аваддон и смерть говорят:
"Ушами нашими мы слышали слух о ней".
Бог знает путь ее,
и Он ведает место ее.
Ибо Он презирает до концов земли,
и видят под всем небом.
Когда Он ветру полагал вес
и располагал воду по мере,
когда назначал устав дождю
и путь для молнии громоносной:
тогда Он видел ее и явил ее,
приготовил ее и еще испытал ее".32
> Таинственный характер Премудрости широко признавался уже
и царскими мудрецами. Ей свойственно быть принадлежностью
царя и его советников, которые тем выше стоят на иерархической
лестнице, чем больше они посвящены в намерения своего государя.33 В этом смысле, обучение Премудрости всегда означает,
в большей или меньшей степени, сообщение некоего секрета,
некой тайны:
"Что есть Премудрость и как
она произошла, я возвещу,
и не скрою от вас тайн".34
> Но уже книга Премудрости Иисуса сына Сирахова высказывает
ту мысль, что не мудрецам, провозглашающим себя таковыми,
дано знать тайны Премудрости, а смиренным, которым эти тайны
открывает Бог:
"Много высоких и славных;
но тайны открываются смиренным".35
> Однако, только в книге Даниила составляющей
связующее звено между Премудростью и апокалипсисами, которыми
нам предстоит заняться вскоре, мы встречаем всю совокупность
выражений и идей, в которую впоследствии укладывается учение
ап. Павла о "Тайне". Обращаясь к земному царю,
Даниил говорит, что "у Господа мудрость", "Он
дает мудрость мудрым", "Он открывает глубокое и сокровенное".36 Однако, "откровение" (иначе говоря
"апокалипсис") ап. Павла представляет собою раскрытие
не безразлично какого ряда тайн, а одной-единственной ТАЙНЫ:
"тайны,... которая есть Христос в вас, упование славы".37 Это единство и эта единственность Тайны связаны
с тем, что в ней открывается не та или другая подробность
Божиего замысла, а самое основное в нём и вся его полнота.
Связаны они также и с тем, что великая тайна не есть нечто, а Некто:
Иисус, "святой Отрок Божий", как уже ап. Петр называл
его согласно Деян.38 К этой последней
черте и подводят нас наиболее поздние развития Премудрости. Эта Премудрость,
которой, как говорил Иов, владеет Бог, Премудрость, в которой
Он единым взором охватывает всё сущее, она не только
первообраз творения, но и его деятель, совершенно так же, как Христос
в тех посланиях ап. Павла, которые были им написаны во время
его заключения. И тем самым, Премудрость вырисовывается
перед нами как личное присутствие, как непосредственно близкая
советница Бога Вседержителя в том именно, что относится к Его
верховной державности.
> В книге Притчей есть одно место, совершенно исключительное
во всём Ветхом Завете, где в уста Премудрости вкладываются
следующие слова:
"Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони.
От века я помазана,
от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы,
прежде холмов,
когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей,
ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда давал морю устав,
чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли:
тогда я была при нём художницею,
и была радостию всякий день,
веселясь пред лицом Его во всё время,
веселясь на земном кругу Его,
и радость моя была с сынами человеческими".39
> Без сомнения, была возможность возразить, что сила этого изумительного
текста несколько уменьшается наличием, в других местах Притчей, олицетворений,
примененных в качестве простого литературного приема, притом
для описаний не только мудрости, но и безумия.40 Однако, в данном тексте это едва ли могло быть,
поскольку личный (или подобный личному) характер Премудрости тут связан
с ее вечным предсуществованием. В еще большей степени, этот
довод применим к тексту Иисуса сына Сирахова, который мы приведем
теперь. В нём очевидно стремление отождествить Премудрость с Присутствием
Божиим в Израиле, с Шекиной. Особого внимания заслуживают
в нём отдельные, чрезвычайно характерные выражения, которые мы подчеркиваем:
"Я вышла из уст
Всевышнего
и подобно облаку покрыла землю.
Я поставила скинию на высоте
и престол мой был на столпе облачном.
Я одна обошла круг небесный,
и ходила во глубине бездны.
В волнах моря и по всей земле
и во всяком народе и племени имела я владение.
Между всеми ими я искала успокоения,
и в чьем наследии водвориться мне.
Тогда Создатель всех повелел мне,
и Произведший меня указал мне покойное жилище,
и сказал:
Поселись41 во Иакове,
и прими наследие в Израиле.
Прежде века от начала Он произвел меня,
и я не скончаюсь во веки.
Я служила пред Ним во святой скинии,
и так утвердилась в Сионе.
Он дал мне также покой в возлюбленном городе,
и в Иерусалиме власть моя.
И укоренилась я в прославленном народе,
в наследственном уделе Господа.
Я возвысилась, как кедр на Ливане
и как кипарис на горах Ермонских.
Я возвысилась как пальма в Енгадди
и как розовые кусты в Иерихоне.
Я, как красивая маслина в долине
и как платан, возвысилась.
Как корица и аспалаф, я издала ароматный запах,
и, как отличная смирна, распространила благоухание,
как халвани, оникс и стакти,
и как благоухание ладана в скинии.
Я распростерла свои ветви, как теревинф,
и ветви мои ветви славы и благодати.
Я как виноградная лоза, произращающая благодать;
и цветы мои плод славы и богатства.
(Я мать чистой любви, боязни,
познания и святой надежды:
во мне всякая благодать пути и истины,
во мне всякая надежда жизни и добродетели).42
Приступите ко мне, желающие меня,
и насыщайтесь плодами моими.
Ибо воспоминание обо мне слаще меда,
и обладание мною приятнее медового сота.
Ядущие меня еще будут алкать,
и пьющие меня еще будут жаждать.
Слушающий меня не постыдится,
и трудящиеся со мною не погрешат".43
> Достаточно ясно указывая на Шекину, этот текст,
как и предыдущий, впрочем, наводит мысль также на отожествление
Премудрости и Слова (связь между Словом и Присутствием
мы уже отметили в священнических записях). Премудрость "вышла
из уст Всевышнего" и мы видим ее действующей при начале
творения, совсем как Слово в первой главе Бытия. Так называемая
книга Премудрости Соломоновой завершает это отожествление:
"Боже отцов и Господи милости,
сотворивший всё словом Твоим
и премудростию Твоею устроивший".44
> Еще раз, весь этот цикл смыкается с Новым Заветом,
когда в той же книге мы читаем о Премудрости то самое, что
в дальнейшем говорится в Послании к Евреям о Христе:
"Она есть дыхание силы Божией
и чистое излияние славы Вседержителя:
посему ничто оскверненное не войдет в нее.
Она есть отблеск вечного света
и чистое зеркало действия Божия
и образ благости Его".45