=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Молитва: Бог ждет нас...

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве

// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992. стр. 5-9.


 

Одно из основных представлений христианской веры — убеждение в том, что Бог хочет, чтобы человек знал Его волю, что Бог говорит с человеком, обращается к нему. "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которою и веки сотворил" (Евр I.1-2). Самое главное из того, что Бог сказал людям, заключено в тексте Св. Писания, Библии. В свою очередь, для верующего человека естественно вступать в общение с Богом, говорить с Ним. Это и есть молитва. Молитва — это и вопль о помощи, вырывающийся в минуту крайней опасности даже из уст того, кто никогда всерьёз не задумывался о Боге. Это и те одна-две фразы, которые в начале дня произносит — иногда и не совсем осознанно — человек, едва знакомый с Церковью и Евангелием. Это и утреннее и вечернее правила, аккуратно прочитываемые человеком церковным. Это и созерцательная "умная" молитва великих святых подвижников. Словом, молитва — это наш разговор с Богом. Чем он искреннее, доверительнее, тем лучше мы слышим Бога, познаём Его волю, о которой молимся: "да будет воля Твоя и на земле, как на небе".

 Как и всякому действию, молитве можно и нужно учиться. Чем лучше говорит ребёнок, подрастая, тем лучше он и его родители понимают друг друга. Один из апостолов просил Иисуса: "Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих" (Лк 10.1). В ответ Иисус дал нам замечательную молитву "Отче наш". Но Он учил Своих учеников молитве и тогда, когда поднимался рано утром в юры, чтобы молиться, и когда молился всю ночь, и когда в Гефсимании молился до кровавого пота, и когда на Голгофском Кресте взывал к Отцу словами псалма: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?" (Мф 27.46). Молитва Иисуса была общением Сына и Отца в любви. Такой молитве учит нас Сын Божий.

/Предисловие, авторство которого неизвестно, взятое из публикации данной книги в интернете./

 

> ВВЕДЕНИЕ

> II Ватиканский Собор настойчиво напоминает мирянам евангельское требование участвовать в жизни мира, "присутствовать в мире", но также — и это нередко упускают из виду — он с не меньшей энергией увещевает их и "присутствовать пред Богом", пребывать в присутствии Бога, предстоять перед Ним. Действительно, чего бы стоило "присутствие в мире" свидетелей, которые бы не искали встречи с Тем, о Ком они свидетельствуют? Вестников, которые бы не слушали Того, Чье поручение они посланы передать? Работников, которые бы не принимали указаний Того, Кто их призвал на труд?

> Предстояние пред Богом наиболее полно осуществляется в молитве — я говорю о такой молитве, которая в первую очередь является поклонением и отдачей себя Богу. Вот почему ввести христиан в молитву и помочь им молиться никогда не было столь необходимо как сейчас, когда они проникаются всё более ясным сознанием своего апостольского призвания и своих земных задач.

> Такова причина, вызвавшая к жизни настоящий труд, в котором собраны сто писем о молитве, большинство из которых сначала появилось в "Cahiers sur l'oraison" ("Заметки о молитве"). Они сгруппированы в десять глав вокруг десяти основных тем.

> Пусть читатель не принимает эту книгу за трактат о молитве — он будет разочарован. Здесь нет претензии на полное раскрытие темы, и <отсутствует строгая логика> учебника, но это скорее нечто вроде упорядоченного обмена мнений. На спонтанно возникающие разнообразные вопросы даются ответы в тоне дружеской беседы. Тем не менее, на этих страницах изложена целая теология молитвы, равно как и опыт мужей молитвы, которым христианская традиция обогащалась на протяжении веков.

> Не следует также читать эти тексты все подряд — они тогда не принесут большой пользы. Автор советует не читать более одного письма в день. И пусть оно будет прочитано так же, как оно писалось  — с молитвой. Пусть оно станет предметом размышления, приглашением вступить в дружеский контакт с Богом.

> Порядок предлагаемых писем не обязателен. Каждый может менять его в соответствии со своими потребностями, пользуясь введением к каждой главе, где представлено каждое из десяти входящих в нее писем.

> И самое главное, пусть читатель прервет свое чтение, когда он ощутит призыв ко внутреннему безмолвию. Единый истинный Учитель молитвы есть Дух Святой. Когда Он призывает нас из глубины нашего существа, следует оставить всё и обратиться в слух.

 

> "ГОСПОДЬ ЗДЕСЬ И ЗОВЕТ ТЕБЯ"

> Определяя любовь или дружбу, нередко ограничиваются описанием чувств и поступков только одного из двух участников. Эта ошибка повторяется и во многих произведениях, посвященных молитве: они ограничиваются деятельностью человека, в то время, как молитва есть встреча и диалог любви между Богом и человеком, она есть действие их обоих.

> Мы должны приступать к молитве с убеждением, что Бог нас уже ожидает (1. Вас ожидают). — Несомненно, Бог есть всюду. Но именно в сердцевине нашего существа Он приглашает нас встретиться с Ним для диалога любви, каковым является молитва (2. В доме Господнем). — Нам нужно свободно и просто поверять свои чувства Тому, Кто нас встречает (3. Говори с Ним). — Еще больше, чем наши слова, имеет значение наше внутреннее расположение. И прежде всего, тот первый ответ человеческой любви на любовь Божию, который состоит в том, чтобы отказаться от владения самим собой, всецело предоставить себя в распоряжение Господне (4. Совет старого кюре). — Такая самоотдача не истинна, если она не ведет к действию: к напряженному вниманию, к предстоянию пред Богом всего нашего существа, к напряжению всех наших способностей (5. В присутствии Бога). — Но чтобы наши слова и наше внутреннее расположение были угодны Богу, необходимо прежде всего спросить Его, что Он хочет нам сказать и какого ответа ожидает Он от нас (6. "Говори, Господи, ибо слушает раб Твой"). — Таким образом, как и всякая встреча любви, каждая наша молитва, каждый день, будет чем-то новым, необычайным, если только мы привнесем в нее внимание и изобретательность сердца (7. Изобретательность любви). — Несмотря на нашу добрую волю, часто наша молитва не такова, как мы бы желали: ведь мы хотим, чтобы все наши способности были устремлены к Богу, захвачены Им. Но если наше глубинное существо обращено к Богу, наша молитва уже истинна; возможно даже, что мы в ней уже весьма преуспели (8. Самое главное). — Следует ли нам прибегать к различным приемам, когда молитва дается нам с трудом? — Молитва в некотором смысле отвращается от приемов, точно так же, как любовь. Но это не значит, что не существует определенных законов диалога. В наших взаимоотношениях с Богом еще больше, чем в наших взаимоотношениях с людьми, обязательно знать эти законы (9. Как молиться?). — Но, в конечном счете, не следует забывать, что молитва в гораздо большей степени дар Божий, чем результат человеческой инициативы и человеческих усилий (10. Молитва  — дар Божий).

 

> 1. Вас ожидают

> Тоскливое чувство охватывает нас, когда мы приезжаем в незнакомый город (в порт, на вокзал, в аэропорт), где нас никто не встречает. Зато, если вдруг мы видим радостное лицо, если к нам протягиваются дружеские руки, то мы в одно мгновение бываем чудесным образом утешены, избавлены от горького ощущения потерянности, заброшенности. Какое теперь имеют значение все эти непривычные порядки, чужой язык, весь этот огромный, приводящий в замешательство незнакомый город: нам очень легко переносить то, что мы чужие для всех, с того момента, как нашелся кто-то, для кого мы - друзья.

> Утешены мы также, увидев, что нам рады в доме наших гостеприимных хозяев. Ни взрослым, ни детям нет нужды говорить нам что-нибудь особенное, чтобы мы об этом догадались: достаточно оказанного нам приема, выражения радушия. Несколько цветков в нашей комнате и книга по искусству (ибо здесь знают наши вкусы завершают впечатление).

> Я хотел бы, мой друг, чтобы, приступая к молитве, вы всегда имели твердую убежденность, что вас ожидают. Вас ожидает Отец, ожидает Сын, ожидает Дух Святой. Они вас ожидают в троическом Своем семейном союзе. Место для вас там уже приготовлено: в самом деле, вспомните, что сказал Христос: "Иду приготовить вам место" (Ин 14.2). Вы мне, возможно, возразите, что Он говорил о небе? - Это правда. Но молитва поистине есть небо; по меньшей мере, то в ней, что составляет основную ее реальность: присутствие Божие, любовь Божия, принятие Богом Своего дитяти.

> Господь всегда нас ожидает.
> Больше того: стоит нам сделать несколько шагов, как Он уже выходит нам навстречу. Помните притчу?  - "И когда он был еще далеко, увидел его отец, и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его" (Лк 15. 20) А ведь этот сын тяжко оскорбил своего отца! Но это не помешало тому, что отец его ждал, ждал с нетерпением.

www.messia.info/r2/2/019.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»