=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Ответы на вопросы по Библии (В.З)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Этот выпукс посвящен ответам на вопросы по Ветхому Завету.

Часть I.

Подписчик по имени Евгений мне написал:

Е> Меня с детства этот вопрос неймёт:

Е> В раю библейский бог Адаму завещал - "от дерева познания добра и зла не ешь,
Е> ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17).
Е> Во-первых, зачем бог обманул Адама? Адам нисколько не умер в день,
Е> когда он съел плод с этого дерева,
Е> а прожил после этого 930 лет (если верить Библии).

<Евгений цитирует одну антихристианскую книжку некоего неоязычника, которая его смутила. Ее можно отыскать в Сети.>

Приведу в качестве объяснения комментарий из "Толковой Библии Лопухина":

++> *17  В день... смертью умрешь.  Слово "день" здесь, как и раньше
++> (Быт 2:1), должно понимать в смысл неопределенного указания
++> времени и переводить словами: "в то время, когда..." "Смертью
++> умрешь" – один из употребительных в евр. языке способов усиливать
++> мысль, равный нашему выражению "непременно умрешь". Этой угрозы
++> смертью (за нарушение заповеди) нельзя понимать в смысле (виде)
++> мгновенного поражения, имевшего наступить тотчас же
++> за грехопадением, а должно понимать ее в смысле начавшегося
++> вследствие грехопадения медленного процесса умирания: Бог послал
++> смерть (точнее, лишил бессмертия) в тот самый момент, когда
++> человек пал; но эта смерть лишь постепенно подтачивала его силы,
++> ощутительно выражаясь в скорбях духа и болезнях тела. Но кроме
++> этой физической смерти Св. Писание и отцы Церкви видят здесь
++> указание и на духовную смерть, состоявшую в том, что актом своего
++> падения человек нарушил свой первый завет с Богом, порвав свою
++> связь с величайшим источником жизни и тем самым с этого момента
++> обрек себя на духовную смерть (Рим 5:12,17,21; Еф 4:18).

<Продолжение цитаты из той же книжки:>

Е> Лгать - это очень плохо и не достойно, тем более для бога. Если библейский бог
Е> лжет - то он не абсолютное добро, он просто лжец. Вспомним, что дьявол - это
Е> лжец и отец лжи. Значит библейский бог - это дьявол?

Ужасно смешно слышать из уст язычника, человека, не оставляющего от Библии камня на камне (как он думает), ссылки на Библию (когда ему это кажется уместным. "Дьявол" – слово библейское! С какой стати многобожникам всерьез говорить о 'дьяволе'?)

<Продолжение цитаты:>

Е> Во-вторых, зачем бог что-то хотел скрывать от человека, тем более
Е> от образа и подобия своего? Нечестно и недостойно. Казалось бы,
Е> бог, если бы он желал людям добра, должен был делать прямо
Е> противоположное, не скрывать знания от людей, а учить им свое
Е> подобие. Ну а скрывать, что есть добро и что есть зло - это просто
Е> нелепо.

Приведу цитату из другой книги:
Свящ. Александр Мень. Исагогика (bible-center.ru/book/isagogika/001/002/001)

++> 4. Древо Жизни и Древо Познания. Образ священного мирового Древа –
++> распространенный символ (см. статью Топорова В. Древо мировое. –
++> В кн.: Мифы народов мира. т. 1, с.398-406). Изображения его
++> во множестве встречаются в искусстве Древнего Востока. Смысл образа –
++> двоякий. С одной стороны, он символизирует связь неба и земли,
++> а с другой – всё мироздание. Библия использует оба эти символа, говоря
++> о двух таинственных древах – Древе Жизни и Древе Познания. Древо
++> Жизни – символ единения человека с Богом, которое дарует ему
++> вечную жизнь. Древо Познания добра и зла – символ мироздания, ибо
++> "добро и зло" (евр. тов вэ ра, хорошее и худое) есть
++> идиома, которую можно перевести как "всё на свете" (см. §11 #9).
++> Запрет есть плоды с Древа Познания предостерегает человека
++> от покушения на своевольную, независимую от Бога власть над миром
++> (тенденция, которая впоследствии нашла свое выражение в магии).
++> "Если бы, – говорит прп. Ефрем Сирин, – наши прародители
++> повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра

++> и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое
++> заключается в Древе Жизни, которое есть Бог" (Толкование на Быт 3).

<Продолжение цитаты:>

Е> В-третьих, почему естественная сексуальность людей - стыдна,
Е> греховна и ее надо скрывать?

Автор ничем не подтверждает эту идею... Где он ее взял? Конечно, не сам придумал. Но и не из Библии. Распространенное заблуждение, иногда и среди людей, имеющих отношение к Церкви...

Проблема в том, что люди часто воспринимают рассказ начальных глав книги Бытия  как репортаж с места события, в то время как это миф - в научном смысле, т.е. "особая художеств. форма выражения того, что не может быть передано на языке абстрактного мышления" (Мень, "Библиологический словарь", krotov.info/spravki/temy/m/mif.html)

Комментарий из кн. о. Александра Меня (bible-center.ru/book/isagogika/001/002/002):

++>  3. Последствия Грехопадения  (Быт 3:7-24). Поведение людей после
++> проступка, их встреча с Богом и попытки оправдаться описаны
++> в Бытии с тем же драматизмом, как и вся глава. Задача св. писателя –
++> показать близость Бога к людям, Его желание привести их
++> к раскаянию. Поясняя Быт 2-3, Ориген писал: "Кто настолько глуп,
++> чтобы подумать, будто Бог, по подобию земледельца, насадил рай
++> в Эдеме на востоке... И если говорится, что Бог вечером ходил
++> по раю, Адам же спрятался под деревом, то я думаю, никто
++> не сомневается, что этот рассказ образно указывает на некоторые
++> тайны" (О началах, 4,16). Среди этих "тайн" – последствия
++> Грехопадения:

++> * Пробуждение полового стыда (3,7) у первых людей, которое
++> не следует понимать в том смысле, что грех их состоял в плотском
++> соединении. Оно было благословлено Богом при создании человека
++> (Быт 1:28; Быт 2:24; ср. Мф 19:5). Речь здесь может идти
++> об осознании человеком своего нового состояния, когда плоть выходит
++> из-под его контроля. По мнению современных экзегетов, тема пола
++> (полового стыда) возникает здесь и как намек на постоянный
++> греховный соблазн Израиля – языческий культ плодородия, эмблемой
++> которого был Змей и который отличался грубой чувственностью.

<Продолжение цитаты из книги, приведенной в письме:>

Е> Адам и Ева родили двух сыновей - Каина и Авеля, никаких дочерей
Е> у них не было, никаких женщин и вообще каких-либо других людей на земле,
Е> якобы, не было. Потом Каин убил Авеля, на земле осталось всего 3 человека
Е> (Адам, Ева и Каин) и бог сослал Каина "в землю Нод, на восток от Едема. И познал
Е> Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха." (Бытие 4: 16,17)
Е> Откуда жена у Каина появилась? На ком это он женился, на козе что ли?
Е> И весь последующий род Каина такой же, в папочку. У Еноха родился Ирад;
Е> Ирад родил Мехиаеля и т. д. От кого они все рожают?
Е> Сами от себя что ли? Полный абсурд.

Толковая Библия (bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=ge+4):

++> *17  И познал Каин жену свою.  Невольно рождается вопрос: кто же
++> была жена Каина? Очевидно одна из сестер, разъясняют Иоанн
++> Златоуст и блаж. Феодорит, +"так как это было вначале, и между
++> тем, роду человеческому надо было размножаться, то и позволено
++> было жениться на сестрах".+ Вероятно, она состояла с ним в браке
++> еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо
++> женщина рискнула соединить свою судьбу с заведомым братоубийцей.
++> Позднейшее раввинское предание приписывает Каину в качестве жены,
++> рожденную одновременно с ним сестру, называя ее то Азурой, то
++> Савой.

Мень:

++> В сказании о Каине есть ряд неясностей (разрыв в ст. 8) и мест,
++> вызывающих недоумение (где взял Каин жену? ст. 16-17). На этом
++> основании современные экзегеты выдвинули предположение, что
++> боговдохновенный писатель пользовался при составлении Быт 4
++> неизвестным нам источником.

Вообще, рекомендую эти 2 книги в качестве комментариев к Ветхому Завету  - "Исагогика" о. Александра Меня и "Толковую Библию".


Часть II.

Еще один ответ на один вопрос.

 На "Форуме у Кротова" некто Argent_smith спросил о "нестандартном толковании" отцом Яковом образа "Сатаны" в книге Иова в следущем фрагменте:

> ...того ангела, который противоречил Богу в оценке Иова. В русском переводе этот ангел назван сатаной, но в подлиннике он - не падший ангел, не бес, а один из служителей Божиих, вхожий к Богу (чего о сатане никоим образом сказать нельзя). Этот ангел - "противник", "обвинитель", но он противник не Богу, а человеку, и обвиняет Иова, а не Творца (в отличие от Иова). Это ангел противоречия... <отсюда>

 

"Толк. Библия" (bible-center.ru/biblecomment?txt=job+1&comm=lopukhin_ru) и даже комм. в "Брюссельской" Библии (bible-center.ru/biblecomment?txt=job+1&comm=brs89) не делают разлиция между "Сатаном" в "Иове" и Дьяволом.

В комм. к переводу А.Десницкого (biblia.ru/download/?job.pdf) читаем:

<• Враг – Евр. сатан ("недруг, противник, соперник, обвинитель"). Позднее это слово было понято как собственное имя злого духа – Сатана. Однако в книге Иова это еще имя нарицательное, а не собственное, поскольку употребляется с артиклем.
...среди них... – Неясно, имеется ли здесь в виду, что Враг был одним из Сынов Божьих, или же что он только пришел вместе с ними.>

О. А. Мень (alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_11.html или krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_11.html):

<Среди этих "сынов Божиих" выделяется один, названный "Сатаной", т. е. Противящимся. Это имя не должно вводить нас в заблуждение: Противник – отнюдь не дьявол, как его стали понимать впоследствии. Он лишь исполнитель суровых предначертаний Ягве, подобный грозным ангелам-губителям. Его задача – испытывать человека.>

alexandrmen.ru/books/tom2/2_pril08.html:

<До плена дух-противник (евр. Сатана) вообще не упоминается в Ветхом Завете. Но как только опасность многобожия была устранена, он появился в иудейских писаниях. Сначала о нём говорится очень осторожно, и можно принять его лишь за одного из ангелов, которому поручено испытывать человека (Иов 2,1 сл.; Зах 3,1 сл.; Пар 21,1). Но постепенно грандиозные исторические перевороты и трагические события в мире открывают иудеям наличие темных сил, властвующих в человечестве. Боги, которым поклоняются великие монархии, предстают в обличий демонов, а сами монархии – в виде сатанинских царств.>

См. тж. в ИСАГОГИКЕ krotov.info/library/13_m/myen/1_8_212.html#_Toc437928677

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/162.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по В.З.
<= предш. выпуск ответов о Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»