=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианство и антисемитизм

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

В этом выпуске 2 текста об отношении христианства к антисемитизму (который живет, оказывается,   среди читателей этой рассылки!).

 

Часть I

Автор: Aндрей Бессмертный-Анзимиров
Опубликовано: газета "Новое Русское слово", Нью-Йорк, 15 сентября 1998.
www.krotov.info/lib_sec/02_b/bes/smertniy.htm

 

> ПРОКЛЯТИЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

> Как христианин считаю своим долгом вмешаться в дискуссию на тему о "проклятии евреев", на деле заведомо несуществующем. И. Аксельрод точно пишет, что в XX веке никто уже не считает причиной антисемитизма распятие Иисуса. Добавлю, что последнее событие на деле никогда и не было причиной антисемитизма. Антисемиты всех времён и народов его использовали, как предлог, а это совсем не то же самое. Название статьи Арзуняна "За что прокляты евреи?" - не просто некорректное <...>, но само по себе уже является антисемитским, хотел того её автор или нет. <...> это название заведомо принимает "проклятие евреев" как факт, тогда как это чистой воды фикция. Ответ на вопрос Арзуняна может быть только один: ни за что, потому что они не прокляты вовсе.

> Второй Ватиканский собор Католической церкви, изучив проблему, недвусмысленно постановил, что "христианского проклятия" евреев не существует и попросил у евреев прощения за зло, причинённое им христианами в истории. По моему убеждению, Ватиканский собор в этом своём постановлении выразил точку зрения любого сознательного христианина независимо от его деноминационной принадлежности. Однако следует помнить, что православные и протестанты формально не обязаны принимать постановления католического собора, хотя не могут и игнорировать оные ни нравственно, ни богословски. Нравственная личность, к какой бы христианской конфессии она ни принадлежала, не может продолжать жить так, как если бы определения Второго Ватиканского собора о евреях не существовало. Это значит, что для каждого протестанта и православного принятие решения Второго Ватикана становится личным делом его совести. Неприятие оного, по моему убеждению, автоматически делает христианство такого человека крайне сомнительным. К сожалению, если протестанты в своём большинстве решают упомянутый вопрос в смысле поддержки точки зрения Ватикана, огромные массы православных относятся к католикам не лучше, чем к евреям. Ватикан для них не просто не авторитет, но нечто вроде филиала "еврейского заговора" (ещё одна выдумка антисемитской паранойи). Закрывать глаза на церковный антисемитизм в современной России было бы опасно. Оправдать его невозможно.

> В Новом Завете ничего не говорится о проклятии евреев. На протяжении церковной истории некоторые места Евангелия (например, Мф 27.25) использовались для подведения "теоретической базы" под антисемитизм, однако, <...> библейская критика давно уже не оставила от этих теорий камня на камне. Как специалист, много лет преподававший историю церкви по лучшим учебникам и книгам на русском, английском и французском языках, свидетельствую: христианский антисемитизм, оправдывающий самого себя на основе библейских текстов и сочинений Отцов Церкви, существовал и существует. Однако все эти самооправдания суть плоды нездорового сознания и пережитки средневековья. В реальной истории Церкви церковный антисемитизм любого толка давно осуждён как ересь маркионизма. Честно говоря, я вообще полагаю, что, несмотря на печальные эксцессы прошлого, правильнее было бы говорить не о "христианском антисемитизме", а об антисемитизме, прикрывающемся христианством.

<...>

> Давайте не будем ничего обобщать: если иудаистов справедливо оскорбляет антисемитизм, то и мы, христиане, чувствуем себя оскорблёнными, когда нас всех скопом записывают в антисемиты. <.....>

> Арзунян пишет, что, считая Иисуса преступником, иудаизм оскорбляет религиозные чувства двух миллиардов христиан, тем более, что евреи "оклеветали и отправили на казнь христианского Бога". В этом тезисе ошибочно буквально всё. Иисус Христос говорил о том, что Он - сын Бога и Мессия. По иудаистским понятиям первое было богохульством и реальным оскорблением всех религиозных чувств религии Ветхого Завета, а второе могло восприниматься в духе времени, как появление ещё одного в ряду лже-мессий. И в те времена и сегодня благочестивый иудаист и не может думать иначе. Здесь нет оскорбления христианского религиозного чувства. Иисус Христос либо Сын Божий, либо самозванец. На этом и стоит разница между двумя старейшими авраамическими религиями. И если бы я был иудаистом, я бы мог признать Иисуса в лучшем случае нетрадиционным учителем, кем-то вроде еретика от иудаизма. Третья, самая молодая из авраамических религий, ислам, нашла нечто среднее: мусульмане признают Христа одним из великих пророков.

> Евреи и не оклеветали и не отправили Иисуса на казнь. Да, кто-то из Синедриона сказал, что Иисус - политический преступник, противник кесаря. Формально это было лжесвидетельством. Но кто бы это не сказал, это было сказано какими-то конкретными людьми, которые, кстати говоря, вполне могли быть в этом искренне убеждены, в каковом случае исчезает даже обвинение в лжесвидетельстве. Конкретные люди суть конкретные люди и не более того. Их национально-религиозная принадлежность не причём. "Распни Его!" кричали не евреи, а толпа. А толпа - она и есть толпа и кто только в неё ни входит... О какой бы то ни было коллективной вине здесь не может быть и речи, тем более, что мы знаем, что у Иисуса были сторонники и в самом Синедрионе, так что невозможно обвинять даже и Синедрион. В любом случае с христианской точки зрения богословски было бы корректнее говорить лишь о конкретной вине некоторых членов Синедриона такого-то созыва. Еврейство оных не имеет здесь абсолютно никакого значения.

> О том, что евреи, якобы "отправили на казнь" Иисуса и говорить смешно. Такого права не имел в те времена никто кроме имперской администрации. А если вспомнить о Понтии Пилате, то в Евангелии постоянно повторяется, что он знал о невиновности Иисуса, что он "не нашёл человека сего виновным ни в чём", что он "искал отпустить Его" и т.д. Отправление невинного на казнь представителем изощрённой правовой системы Рима - это и есть высшее беззаконие и тягчайший грех. Личный грех и трагедия Пилата. Его красивый жест с умыванием рук не снимает с него ответственности за казнь невинного. Недаром имя прокуратора входит в состав христианского Символа Веры; евреи же в нём не упомянуты вовсе. Противники смертной казни сказали бы, что всё в этой истории оказались не на высоте. И, быть может, были бы правы. Но никакой "национальной вины" здесь нет и быть не может с любой точки зрения, богословской, культурно-исторической, правовой, наконец, просто логической. Её придумали люди той же породы, что и авторы кровавого навета, "Протоколов сионских мудрецов" и прочей параноидальной лжи. Лично я считаю антисемитизм, тем более ищущий идеологического обоснования в религиозных учениях, уголовным преступлением и метафизическим грехом, как вообще, так и лично направленным против Иисуса, Марии, апостолов и первомучеников, которые все были евреями. Что до статьи Арзуняна, то её автору следовало бы знать: прежде чем писать на такую сомнительную тему, невредно было бы прочитать книг сорок-пятьдесят по библеистике и ещё столько же по еврейскому вопросу.


 

Часть II

Автор: Мартин Лютер Кинг
Опубликовано: gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/King_SlovoMudr.php; krotov.info/library/k/king.html#3

> Слова Мудрости

> ... Ты утверждаешь, друг мой, что ты не ненавидишь евреев, что ты лишь "антисионист". А я говорю, дай правде вознестись над вершинами высоких гор, дай ей разнестись по зеленым долинам Земли Господней: когда люди критикуют Сионизм, они имеют в виду евреев.

> Антисемитизм, ненависть к еврейскому народу, был и остается пятном на душе человечества. В этом мы полностью согласны друг с другом. Так знай так же: антисионист с необходимостью является антисемитом, и так будет всегда. Почему это так? Ты знаешь, что сионизм ничто иное, как мечта и идеал еврейского народа о возвращении к жизни на своей собственной земле. Еврейский народ, говорит нам Святое Писание, однажды наслаждался процветающим государством в Святой Земле.

> Отсюда они были изгнаны Римским тираном, теми же Римлянами, которые жестоко убили Господа Нашего. Покинувший свою Родину, свою страну обращенной в пепел, принужденный странствовать по миру, еврейский народ то и дело терпел притеснения всех тиранов, которым случалось править над ними. Черный народ, мой друг, знает, что значит испытывать притеснения тирании будучи под правителями не нами выбранными.

> Наши братья в Африке просят, умоляют, ТРЕБУЮТ признания и реализации нашего врожденного права жить в мире при нашей собственной власти в нашей собственной стране.

> Как просто должно быть для каждого, кому дорого это неотъемлемое право всех людей, понять и поддержать право еврейского народа жить на их древней земле Израиля. Все люди доброй воли будут радоваться исполнению обещания Господа, что его народу следует вернуться в радости, чтобы восстановить его разграбленную страну. Это и есть сионизм, не более и не менее.

> А что есть антисионизм? Это отказ еврейскому народу в основополагающем праве, которое мы справедливо требуем для народа Африки и щедро предоставляем всем остальным народам Земли. Это дискриминация евреев, друг мой, за то, что они евреи. Короче, это антисемитизм.

> Антисемит радуется каждой возможности излить свою злобу. Время делает непопулярным на Западе открытое изъявление ненависти к евреям. По этой причине антисемит должен постоянно искать новые формы и новые форумы для своего яда. Как должен он наслаждаться, скрываясь под новой маской! Он не ненавидит евреев, он просто антисионист. Мой друг, я не обвиняю тебя в преднамеренном антисемитизме.

> Я знаю, ты испытываешь, как и я, глубокую любовь к истине и справедливости и отвращение к расизму, предубеждениям и дискриминации. Но я знаю, что ты, как и многие другие, введен в заблуждение, что ты можешь быть антисионистом и всё же оставаться верным тем душевным принципам, которые мы с тобой разделяем. Дай моим словам отразиться в глубине твоей души: когда люди критикуют Сионизм, они имеют в виду евреев - не ошибайся в этом.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?     1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/163.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск о Церкви в совр. мире
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»