=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(главка 27)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.


> "БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ"

> Предстать пред милосердным Богом, сознавая свою греховность и крайнюю нищету, и в то же время уповая на Божию милость, неколебимую и великодушную,  — таким должно быть наше устремление, когда мы приступаем к молитве.

> Молитва — самый благоприятный момент для осознания нашей нищеты и предания себя милосердию Божию (1. Молитва грешника). — Порой молитва  — это крик отчаяния свободного существа, которое больше не в силах сопротивляться осаждающему его злу (2. Молитва доньи Пруэсе).  — Но даже и тогда, когда оно впадает в искушение, когда ему недостает отваги противостоять греху, у чада Божия всегда есть право обратиться к своему Отцу и призвать его на помощь (3. Шерстяная нить).  — Познанный, исповеданный, отвергнутый грех уже более не грех, но нищета, предстоящая пред сладостной милостью Божией (4. "Грех мой всегда предо мною"). — И Отцовское прощение дает забить ключом во тьме и нечистоте души источнику новой жизни (5. Тому, кто считает себя недостойным молиться).  — В то время как грех, в котором исповедуются, не может служить препятствием для встречи с Богом, грех неисповеданный и особенно недостаток любви к ближнему делают бесплодной нашу молитву (6. С ног до головы).  — Но ощущение полного бессилия в молитве не обязательно следствие греха. Оно может быть допущено Господом для того, чтобы внушить нам, что в области духа мы коренным образом являемся нищими. Представлять свою нищету очам Божиим — и есть молиться (7. Молитва нищего).  — Тому, кто привык познавать, желать и мочь, тяжело видеть себя недостойным и беспомощным. Но для него это может быть столь же плодотворно, сколь и тяжело: он учится переходу от "я желаю" к "я прошу" (8. Признать себя банкротом).  — Грех, бессилие, нищета приводят нас к осознанию нашей зависимости от Бога. Но тот, кто любит, воспринимает зависимость не как рабство, но скорее как потребность своей любви (9. Зависимость).  — Эта зависимость от Господа не есть нечто случайное, она врожденная, радикальная, всеобъемлющая. Признать ее, всецело согласиться с ней — вот что значит отдать себя Богу; тогда и отношение зависимости превращается в отношение любви (10. На просвет).


> 27. Молитва нищего

> Осмелюсь ли признаться, что меня радует чувство полного бессилия и неудачи, какое вы испытываете в молитве? Это не жестокосердие, поверьте, но убежденность, что такое суровое испытание готовит для вас великие блага.

> Вы располагаете большими интеллектуальными способностями и материальными возможностями; Вы находитесь на руководящем посту; вами восхищаются и Вас боятся, Вас любят и Вам повинуются; множество людей и дел зависит от Вас; но вот в одной сфере, в сфере молитвы, Вы терпите провал... Вы горячо стараетесь добиться успеха, но усилия Ваши тщетны. И Ваше письмо извещает меня, что "молитва не для Вас", что Вы "выходите из игры".

> Прошу вас, поразмыслите еще немного, прежде чем решать окончательно. Уделять время на каждодневную молитву кажется вам невозможным: но не результат ли это тайного несогласия признать себя недостойным, бессильным, убогим, хотя бы только на полчаса в день? Едва начав молиться, Вы уже испытываете нетерпеливое желание вернуться к профессиональной деятельности, но не потому ли, что вы торопитесь доказать другим, и прежде всего самому себе, что Вы человек "способный", человек творческий, дельный? Вы заблуждаетесь. Боюсь, как бы Вы не впали в коварное, опасное искушение  — оказаться в числе тех людей, которых проклинает наш Господь: в числе богатых. Ибо, действительно, богатый — это господин, который может, который имеет, который есть.

> Сколь же необходима для Вас молитва! В той жизни, какую Вы теперь ведете, в жизни под знаком успеха, она вам предоставит шанс установить пределы ваших возможностей, убедиться в вашей нищете, самой истинной и самой благотворной — в нищете души. Воспользуйтесь же ею, чтобы вновь обрести ваше детство, то время, когда вы многого не могли, когда вы многим не владели, где вы зависели от других, были маленьким и слабым. В Царстве Божием можно быть только ребенком, беспомощным и бедным.

> Вы должны больше читать Библию, чтобы открыть в ней Блаженство нищих и размышлять о нём. Я говорю не только о нескольких строках Евангелия, называемых этим термином: "Блаженства". Ибо Библия вся целиком есть Блаженство нищих. С первой страницы до последней она их хвалит.

> Важно, однако, хорошо понять, что значат эти слова: "нищета", "нищий"; значение их тщетно искать в словаре Лярусса, но лишь в священном тексте. В самых древних из этих текстов еврейское слово, которое означает "нищий", представляло собой конкретное понятие: "попрошайка", "тщедушный", "согбенный"; оно выражало физическое состояние бедняка, нищету. С течением веков эти слова стали понемногу принимать религиозное значение; они стали выражать скорее состояние души, чем физическую или социальную реальность. Нищим стали называть того, кто смиренно ищет Бога, прибегает к Нему, боится Его, служит Ему. Не трудно усмотреть, впрочем, как произошел переход от одного смысла к другому: совершенно естественно, иудей, у которого не было денег, не было работы, который не ел досыта, которого притесняли власть имущие, не находя защиты у людей, обращался к Богу.

> В конце концов, в последние века перед пришествием Христа, нищие, "анавим" — это просто благочестивые иудеи, были ли они лишены материальных благ или нет. Но это понятие "нищий" хорошо им подходило: они также испытывали нужду, духовные голод и жажду — они алкали и жаждали "утешения Израилева", алкали и жаждали Бога. Это к ним обратился Христос на горе: "Блаженны нищие духом, блаженны страждущие, блаженны плачущие..." И самая блаженная из всех, ибо самая нищая — это Мария.

> Понимаете ли вы теперь, почему молитва для Вас необходима? Она делает из Вас, на полчаса в день, нищего. Будьте же блаженны! Осознали ли Вы, почему я назвал благодетельным Ваше бессилие в молитве? Оно приведет Вас к тому, что Вы примиритесь не только с Вашей неспособностью молиться, но и до конца познаете и примете Вашу неспособность спастись собственными силами. Она обяжет вас примириться с состоянием просящего с протянутой рукой, который надеется получить всё даром от нескончаемой любви Божией. Будьте упорны, прошу Вас: понемногу покой заменит в вас раздражение, и вы сумеете пребывать у ног Божиих, будучи счастливы собственной нищетой. Вы поймете, наконец, что молитва означает открывать свою нищету Богу.

> Во всякой нужде прибегайте к молитве "нищих" (часто называемых также "малыми", "смиренными", "угнетенными", "убогими"), которую сохранили для нас псалмы.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/170b.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме