=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Молитва: признать свое банкротство

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(главка 28)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.


> "БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ"

> Предстать пред милосердным Богом, сознавая свою греховность и крайнюю нищету, и в то же время уповая на Божию милость, неколебимую и великодушную,  — таким должно быть наше устремление, когда мы приступаем к молитве.

> Молитва — самый благоприятный момент для осознания нашей нищеты и предания себя милосердию Божию (1. Молитва грешника). — Порой молитва  — это крик отчаяния свободного существа, которое больше не в силах сопротивляться осаждающему его злу (2. Молитва доньи Пруэсе).  — Но даже и тогда, когда оно впадает в искушение, когда ему недостает отваги противостоять греху, у чада Божия всегда есть право обратиться к своему Отцу и призвать его на помощь (3. Шерстяная нить).  — Познанный, исповеданный, отвергнутый грех уже более не грех, но нищета, предстоящая пред сладостной милостью Божией (4. "Грех мой всегда предо мною"). — И Отцовское прощение дает забить ключом во тьме и нечистоте души источнику новой жизни (5. Тому, кто считает себя недостойным молиться).  — В то время как грех, в котором исповедуются, не может служить препятствием для встречи с Богом, грех неисповеданный и особенно недостаток любви к ближнему делают бесплодной нашу молитву (6. С ног до головы).  — Но ощущение полного бессилия в молитве не обязательно следствие греха. Оно может быть допущено Господом для того, чтобы внушить нам, что в области духа мы коренным образом являемся нищими. Представлять свою нищету очам Божиим — и есть молиться (7. Молитва нищего).  — Тому, кто привык познавать, желать и мочь, тяжело видеть себя недостойным и беспомощным. Но для него это может быть столь же плодотворно, сколь и тяжело: он учится переходу от "я желаю" к "я прошу" (8. Признать себя банкротом).  — Грех, бессилие, нищета приводят нас к осознанию нашей зависимости от Бога. Но тот, кто любит, воспринимает зависимость не как рабство, но скорее как потребность своей любви (9. Зависимость).  — Эта зависимость от Господа не есть нечто случайное, она врожденная, радикальная, всеобъемлющая. Признать ее, всецело согласиться с ней — вот что значит отдать себя Богу; тогда и отношение зависимости превращается в отношение любви (10. На просвет).


> 28. Признать свое банкротство

> Знаете, о чём я думал, читая Ваше последнее письмо? Что даже в Вашей молитвенной жизни Вы действуете как глава предприятия. У меня нет, поверьте, никакого предубеждения против деловых людей, одним из которых Вы являетесь, наоборот, я втайне восхищаюсь теми человеческими качествами, которые определяют Вашу силу и Ваш успех: инициатива, ясность взгляда, умение доводить дело до конца, организаторские способности, деловитость. Но молитва не есть человеческое дело, и умонастроение делового человека здесь неприменимо. Однако, как мне кажется, я различаю признаки такого умонастроения в ваших реакциях. Во время нашей последней встречи вы меня расспрашивали о предмете молитвы и были разочарованы, когда я Вам сказал, что ничего лучше Евангелия мне для этого неизвестно. "Чтение Евангелия мало помогает мне в молитве", — отвечали вы мне. Ваше письмо содержит жалобу, что в наших "Записках" невозможно найти точного метода молитвы. Всё это выдает, по-моему, Ваше умонастроение главы предприятия, озабоченного его эффективностью, продуктивностью, прибыльностью. Я далек от того, чтобы подумать или сказать что-либо дурное об этом древнем инстинкте успеха, глубоко укорененном в нашем существе; человечество обязано ему своим развитием и многими своими достижениями, и если он одновременно причиняет много зла, то в этом следует винить не его, а эгоизм, тщеславие, властолюбие, которые используют его для своих целей. Однако, в молитве этот инстинкт успеха есть худшее из препятствий. Молитва не человеческое дело, в котором следует добиться успеха; это самоотречение, которое следует принять. И, возможно, как раз поэтому вам так трудно ей предаться. Отречение Вам кажется худшим видом малодушия: не для того ли существует всякая трудность, чтобы быть преодоленной; не для того ли всякое сопротивление, чтобы быть побежденным? И Вы, несомненно, правы в деловой сфере. Но не так в молитве.

ВВот Вы приступаете к молитве. Вы вопрошаете страницу из Евангелия, но она не отвечает; Вы стучите, но дверь остается запертой; ничего больше и не требуется, чтобы привести Вас в ярость. Не в ваших привычках смиряться с тем, чтобы люди и вещи Вам сопротивлялись. И потом, думаете Вы, для чего же тратить драгоценное время, которое можно было бы употребить с гораздо большей пользой, хотя бы на службе Божией? Или же, пусть Вам дадут эффективный метод молитвы! — Так вот нет же, необходимо, чтобы Вы смирились с сопротивлением этой страницы, которая не открывает Вам своего секрета. Дело не в том, чтобы найти другую, более красноречивую, или же чтобы взять духовную книгу, оказывающую на Вас большее воздействие, или открыть безошибочный метод медитации; дело в том, чтобы признать свою неспособность постичь мысли Божий, смириться перед этим немым текстом, простереться ниц перед безмолвной запредельностью Бога. В том, чтобы ждать в состоянии грешника, пока Господь соблаговолит смилостивиться над Вами и дарует Вам благодать молитвы, ту благодать, на которую у Вас нет ни малейшего права и которую Он даст Вам даром в свое время.

> Благодать дается даром, но не по капризу; если она запаздывает, то не потому, что Бог колеблется ее давать, но потому, что это Вы медлите приготовить в себе пути, следуя по которым, Господь желает вступить в обладание Вашим существом.

> Мне приходит на память одно воспоминание, которое лучше других будет способно помочь Вам уловить смысл сказанного. Жена одного моего друга, чей торговый дом был накануне краха, пришла ко мне однажды в полном замешательстве: она никак не могла понять реакцию своего мужа при этих обстоятельствах. "Нет слов, — сказала она мне, — чтобы передать то, что с ним происходит: страдание, упадок духа,  — ни одно из этих понятий не подходит; это гораздо больше, чем страдание, и это не упадок духа, поскольку он делает все, чего требует ситуация. Это, скорее, особый вид смерти, так, словно бы он был поражен в самом источнике своей жизни, в самом своем достоинстве человека. Несомненно, мы, женщины, не способны представить себе ту внутреннюю катастрофу, какой является для мужчины крах его предприятия, его творческих усилий. Разве только в сфере любви нам знакома подобная скорбь". Гораздо лучше моей посетительницы Вы можете представить себе смятение человека, доведенного до банкротства. Возмущение, которое Вы испытываете, не того же ли свойства? Всю жизнь Вы действовали успешно, а здесь терпите неудачу. Повсюду вы должны бороться, а здесь — сложить оружие, признать свое банкротство. Это противоречит всем Вашим привычкам и, более того, основным устремлениям вашего существа. Вы любите побеждать, и Вы правы, но поймите, что с Богом наша победа состоит в том, чтобы признать себя побежденным. Посмотрите на св. Павла на пути в Дамаск.

> В повседневной жизни вы говорите: "Я желаю". В молитве Вам следует сказать: "Я прошу". Здесь Вы уже не солидный человек, обладающий авторитетом, но ребенок, который просит, который клянчит, который протягивает руку, здесь Вы банкрот, согласный с унижением.

> Чтобы добиться жизненного успеха, нужно уметь, желать, мочь. Чтобы добиться успеха в молитве, Вам нужно согласиться ничего не уметь и не знать, ничего не желать, ничего не мочь для того, чтобы Бог дал Вам Свое знание, Свою волю, Свое могущество.

> "Это противно природе!" — сказали Вы мне как-то. Да, я хорошо знаю, что для Вас будет мучительно — и для Вас больше, чем для кого-либо другого, — оставаться бессильным перед Богом и что Вы предпочли бы любую активность, приняли бы любое другое страдание. Но как раз в молитве произойдет то превращение Вашей природы, то обращение, которое одно способно сообразовать Вас с воздействием Божиим.

> Не думайте, однако, что я Вас призываю к какой-то квиетистской* пассивности. Отказаться от борьбы, признавать свое банкротство во время молитвы — это очень содержательное действие, оно предполагает напряженную духовную активность: вы при этом верите в присутствие и действие Божие, Вы безжалостно умерщвляете в себе то, что требует жизни и успеха; Вы отдаете себя или, скорее, Вы спокойно и жертвенно ожидаете, что Бог придет взять Вас.

 


* Квиетизм — учение, доводившее принцип покорности воле Божией до полной пассивности, бездеятельности. Осуждено Церковью. — Прим. пер.
Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/171.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме