=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Духовность как ответственность (3)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

reshma.nov.ru/book/duh.zip; krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.

Предыдущие части:
Предисловие. Воля Божия и человеческая ответственность *
Что означает "ответственность"? (Острота проблемы. Перед кем и за что человек несет ответственность?)


> Что означает "ответственность"?

<.....>

> Человек — автор книги собственной жизни

> Слово "ответственность" в своем значении имеет очень много оттенков. Надежного, заслуживающего уважения и сотрудничества человека называют "ответственным". Под ответственностью также подразумевают подотчетность юридическую, финансовую, моральную, совестливую.

> Ответственность означает авторство. Впервые право авторства проявилось в том, что по сотворении Господь доверил человеку наречение имен животным. Ведь ему, человеку, жить в мире, созданном для него Богом.

> Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом, а также своих страданий, если они имеют место. Реальное освобождение человека от власти своей греховности невозможно, если он не принимает ответственности за всё, происходящее с ним и упорно обвиняет других людей и обстоятельства в причинах своих бед, поражений, грехопадений.

> Ответственный человек — это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, "неоспоримым автором события или вещи". Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.

> В области душепопечения под ответственностью понимают способность духовного чада к осмысленному отношению к послушанию, а также нравственную ответственность духовника за правильное ведение духовного чада.

> Нередко можно встретиться с путаницей и смешением понятий личной ответственности и Промысла Божия. Как часто люди любят сваливать ответственность за свои поступки и за свою жизнь на Бога: "Бог попустил", "Бог не благословил". В определенных контекстах использование человеком в качестве оправдания этих прекрасных выражений означает нежелание принять ответственность за свою судьбу и свои действия. Пастырю нужно набраться мужества для того, чтобы научить своих духовных чад говорить о проблемах честно, не спекулируя высокими словами.

> — Если ты не потрудился, не приложил достаточно усилий, у тебя не получилось, к примеру, сдать экзамен (вовремя расплатиться с долгами или сохранить собственную семью от развала), неужели Бог в этом виноват?

> Воля Божия и Промысл Божий, безусловно действуют в жизни каждого человека, каждого из нас. Но если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было бессмысленным и пассивным плаванием по течению, то <...> не строились бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольская проповедь. Христианство бы иссякло и не дошло до нашего времени, если бы предыдущие поколения собственную пассивность и безответственность прикрывали подобным высоким слогом.

> Многообразие ответственности

> Ответственность — это ответ человека на призывающую благодать Божию. И только в совокупности действия Промысла Божьего, воли Божией, благодати Божией и искреннего, горячего ответа-согласия со стороны человека следовать за этой призывающей благодатью и состоит подлинное движение и полнота промыслительного бытия человека в этом мире.

> Подлинно, творящий подобен Богу.

> Человек, как высшее создание Божие, не только сотворен свободным, не только реально свободен, но и обречен на свободу. Он ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность или нежелание действовать. В эти минуты, когда кто-то читает эти строки, существует огромное количество людей, которые находятся на грани отчаяния, нуждаются в нашей помощи, хотя бы в теплом слове или, возможно, в телефонном звонке, который поддержит душевные силы, выведет из состояния уныния и ощущения полной обреченности и отчаяния. Возможно, многим из тех, кто держит эту книгу в руках, предпочтительней насыщать себя, свой ум, свой интеллект какой-то информацией, работать над собой. Вероятно, сейчас это лучший для них выбор, лучшее, что они могут "здесь и сейчас". Может быть, у них сейчас нет душевных сил, чтобы помочь другим. Но ведь чаще всего все мы предпочитаем оставаться в неведении относительно боли и проблем наших ближних и дальних.

> Человек несет ответственность за то, что он делает и за то, что предпочитает игнорировать. Осознание значимости ответственности за свою жизнь и за свое поведение имеет огромное значение для духовной жизни.

> Осознание того, что жизнь свою (даже в религиозных вопросах) мы чаще всего строим для себя и под себя, осознание ответственности за мир, в котором мы живем, многих серьезно пугает. Святые отцы утверждают, что каждый человек является со-творцом Богу в этом мире. Каждый человек наделен творческими способностями. Эти творческие способности проявляются как в повседневности, так и во всём жизненном пути человека.

> Человек вправе принять и не принять Христа, — в этом его творчество и его свобода. Человек вправе, приняв христианство, жить по заповедям Божиим, или не жить, — и в этом его творчество и его свобода. Человек вправе, приняв как жизненную ценность определенные христианские принципы, или следовать им фрагментарно, или полностью отдать себя на служение Богу. В этом его творчество и его свобода. Как сказал блаженный Августин, "Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом". Уподобиться Богу  — значит обрести творческое отношение к жизни и ответственность за себя и за этот мир...

> Халтура — любимая дочь безответственности

> Вирус безответственности, распространяющийся среди людей, породил главный кошмар современности — халтуру. Огромное количество современных людей, включая тех, кто так или иначе причастны к труду в церковных организациях, храмах, монастырях, поражены нежеланием прилагать разум и сердце к собственному труду. Поэтому большинство людей даже за большие деньги не способны уйти от вялого и халтурного отношения, от <того, чтобы делать> всё "спустя рукава", от как бы отсутствования на рабочем месте, вместо ответственного, радостного, творческого отношения к своим обязанностям и к своему месту в этой жизни.

> Халтура — это безответственная и низкокачественная работа, которая приводит у человека в прикладном труде — к порче материалов; у педагога — к детям, которые ничем абсолютно не интересуются, у которых совершенно не развит эстетический вкус и чувство меры; у священника  — к разочаровавшимся в Боге и вере прихожанам, которые или уходят из Церкви или становятся фарисеями, презирающими тех, кто нарушает букву закона. Холодность, безучастность, равнодушие, поспешность священника могут родить такое жуткое фарисейское надмение "правильных" и "праведных" прихожан.

> Халтура в повседневной жизни, в семейной жизни ведет к пустой растрате времени, к распылению сил, и, в конце концов, к развалу семьи. Халтурное воспитание — это прежде всего воспитание не только безучастное, но и гиперконтролирующее, холодной и прагматичной постоянной проверкой убивающее всякую любовь (ведь легче постоянно контролировать ребенка и "пилить" его, и очень трудно его воспитывать, вкладывая силы любви), приводящее к потере душевной близости между ребенком и взрослым. Мудрые родители объяснят ребенку в той мере, в которой он способен понять на каждом этапе своего возраста, что некачественная работа, безответственный труд, невольная халтура — это то, чего человеку всегда стоит стыдиться.

> Многое можно простить людям, совершающим те или иные поступки по слабости душевной, по влиянию страстей, или в тумане неразумия. Но гораздо труднее простить откровенную, сознательную халтуру. Ребенка следует избавлять от этого как от страшной заразы, последовательно, неуклонно разрушающей все — и в уме, и в делах, и в сердце.

> Халтура — это синоним безответственности и равнодушия. И порождается она в наших детях нашей же собственной педагогической, воспитательной халтурой, халтурным отношением к нашим христианским обязанностям. Ребенку свойственно стремиться к радостному труду, его душе свойственно исполнять порученное, ликуя о лучшем и исправляя худшее. Лишь равнодушие родителя, невнимание педагога и насмешки сверстников, уже пораженных заразой безответственности, могут отвратить юное существо от стремления к созданию великого, торжественного, глубокого и подлинного.

> Переосмыслить...

> Если переосмыслить свою жизнь с точки зрения ответственности за себя и за всё, что нас окружает, если вдохнуть такое ощущение жизни, возникнет совершенно новое ее восприятие, совершенно новое осознание. Возможно, прежнее восприятие жизни как чего-то устойчивого, уютного, имеющего почву под ногами, куда-то исчезнет, пропадет. Но взамен обретется иное.

> Человек осознает, что сам отвечает за то, попадет ли он в Царство Божие или в ад; будет ли он в этой жизни и в вечности со Христом или вне Христа. Наряду с более глубоким осознанием своей полной свободы, в жизни человека, решившегося быть ответственным, возникнут такие живые и пронзительные переживания, как осознание собственной смерти и переживание чувства полного одиночества в этом мире, глубинное осознание того, что и грань рождения, и грань смерти человек проходит в полном одиночестве...

> Ответственность за себя в совокупности с памятью смертной и осознанием своего бытийного одиночества может настолько встревожить, взволновать человека, застрявшего на внешней религиозности, что подтолкнет его к очень глубокому поиску Единственного Другого, Бога.

> Вспышки глубинного осознания бывают в нашей жизни нечасто. В моменты, когда переживание пронзительности бытия происходит очень ярко и очень глубоко, мы ищем во что бы спрятаться, где бы забыться, в чём бы утонуть, душевно или интеллектуально, чтобы уйти от этой остроты осознания. В этом состоянии одиночества, отчаяния, груза ответственности и памяти смерти, Христос становится единственным Источником сил, единственным утешением и помощью, протягивающим одинокому человеку Свои пронзенные гвоздями руки для того, чтобы упокоить, дать силы и отправить дальше в этот мир для несения своего креста с осознанием, что мы  — Христовы, мы — с Ним, и нам должно до конца донести крест нашей ответственности и нашей свободы.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/188.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме