=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Духовность как ответственность (4)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

reshma.nov.ru/book/duh.zip; krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.

Предыдущие части:
Предисловие. Воля Божия и человеческая ответственность *
Что означает "ответственность"? (Острота проблемы. Перед кем и за что человек несет ответственность?)
(Человек — автор книги собственной жизни. Многообразие ответственности. Халтура. Переосмыслить...)


> Что означает "ответственность"?

<.....>

> Быть ответственным намного легче

> Какими бы странными ни показались эти слова, но ответственным оставаться намного легче, чем быть разболтанным и безалаберным. Ответственность активизирует свободу личного выбора, раскрывает всю полноту творческого потенциала человека, указывает на то, что уже не перебросить на плечи другого и не переложить на рабочий стол сотрудника. Великое понимание ответственности дарует человеку осознание креста, который всякий несет по жизни сам и без которого жизнь умирает и растворяется в небытии.

> Ответственность — это Божественное поручение и поставленная Богом задача. Это фактически Его приглашение к деятельному со-трудничеству.

> Задумайтесь только, как величественно и прекрасно, торжественно и вдохновенно звучит призыв о несении ответственности за все творимое нами на жизненном пути!

> Дерзновение — движущая сила ответственности

> Большинству людей кажется, что окружающий мир независим от них самих, что все в нём происходит как бы самостоятельно и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить. Такова логика безответственности.

"Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе",[1] — говорит Апостол Павел. Дерзновение и мужество в изменении себя, изменении мира на христианских началах (если мы являемся не только теоретическими, но и сущностными носителями этого христианского начала) является одной из задач христианина, как человека ответственного. Это не значит, что нужно строить какие-то грандиозные проекты или устраивать государственный переворот. Эмоциональные дискуссии (с митингами "в поддержку"!) на темы переустройства России на православно-монархических началах (борьбы с экуменизмом и обновленчеством, "против растления", в поддержку и защиту тех или иных прописных истин) для многих из современных православных людей стали удобным полем деятельности, на которое можно периодически убегать от реальности ужаса утраты своих отношений с Богом, от осознания своей ответственности за эту утрату.

> Ответственность — мостик к обретению полноты жизни в Боге, бытию в этой полноте и с этой полнотой в окружающем нас мире. Задача пастыря — помочь своим пасомым освободиться от своей неискренности в отношениях с Богом и помочь им в принятии и осознании ответственности.

> Предательство — антоним ответственности

> В творениях святых отцов проблема ответственности не разработана глубоко и детально. В отдельную добродетель ответственность в святоотеческих писаниях не выделена. Но осознанием ответственности пронизаны многие святоотеческие и Богослужебные тексты.

> Известная фраза святителя Игнатия Брянчанинова "Произволяющий способен" тоже относится к принятию ответственности. Более естественно для современного литературного языка эта фраза звучит так: "Кто хочет, тот может". По-другому: "Или ты веришь в то, что, с Божьей помощью, сможешь, или ты не можешь ничего".

> Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только захочет этого всем своим существом. Все мы знаем ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: "Почему сейчас нет святых людей, нет подвижников?" "Потому что нет сейчас решимости". В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.

> Безответственностью можно считать то, что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста. Для всех людей еще сто лет назад было совершенно очевидно, что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом — ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Сбрасывание с себя креста, уход от своего креста есть предательство. Предательство, по всей видимости, это антоним ответственности.

> Итак, предательство есть безответственность, тогда как терпеливое крестоношение на святоотеческом языке означает ответственность.

> Церковные чинопоследования: чин монашеского пострига, чин крещения, чин венчания делают особый акцент на принятие личной ответственности. "Отрицаешься ли сатаны? — Отрицаюсь. Сочетаваешися ли Христу? — Сочетаюсь" — в чине крещения. "Имеешь ли твердое произволение взять себе в жену сию рабу Божию, которую здесь пред собой видишь?  — Имею, честный отче" — это в венчании. "Пребудешь ли в монастыре сем на послушании даже до смерти? — Ей, Богу содействующу, честный отче" — это в монашестве.

> Что же происходит сегодня?

> Покрестившиеся (даже в сознательном возрасте) и давшие  Богу обет верности, "без необходимости" (т.е. еще кого-нибудь покрестить, повенчать, отпеть) даже не показываются в храме Божием.

> В жизни, которая начинается сразу после Таинства венчания, люди нередко изменяют друг другу или по незначительной причине ("Я наконец-то нашла человека, который меня по-настоящему понимает, в отличие от этого..."), а то и вовсе без причин. Супружеская верность и полнота супружеской жизни сегодня является достоянием очень немногих семей.

> Если человеку, давшему монашеские обеты "разо­нравилось", и он принимает решение уйти из монастыря, то забирает себя самого, уже пожертвованного Богу, тем самым совершая предательство. Это безответственно по отношению к тем словам монашеских обетов, которые были произнесены им в день пострига перед святым алтарем. Но кто об этом вспоминает, когда вдруг "понял", что "это не то, что я искал"?..

> В Таинстве священства вступающему на стезю пастырства вручается Залог, который тот должен сохранить до последнего своего издыхания. Это тоже символ ответственности, которую священнику необходимо пронести через всю свою сознательную жизнь.

> Ни в браке, ни в крещении, ни в монашестве, ни в принятии священного сана хода назад, "канонического" оправдания сбрасывания ответственности, взятой пред Богом, не предусмотрено. Человека невозможно развенчать, раскрестить, или освободить от монашеских обетов.

 


[1] Фил. 4, 13.

 

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/195b.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.