=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: свящ. Яков Кротов
Опубликовано:
krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/01_vera.html.


> ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕВЕРИЯ

> Время от времени какой-нибудь учёный объявляет, что обнаружил, наконец, какую-то материальную причину веры. Газеты подхватывают такие сообщения охотно: людям, далёким одинаково и от науки, и от религии, кажется, что тем самым доказана иллюзорность веры. Наука, правда, таким учёным мешает: она требует такой точности в рассуждениях и экспериментах, что все подобные открытия живут недолго. Вот в ноябре 2004 г. американский онколог Дин Хамер объявил, что ген VMAT2 отвечает за способность верить в "божественное присутствие". Он даже стал уверять, что именно этот ген был у Христа, Мухаммеда, Будды и позволял им убедительно проповедовать людям. Ясно, что Хамер, самое меньшее, плохо изучал религиоведение,  — иначе бы он знал, что Будда вовсе не был "верующим", а Иисус "повёл за собой" народу меньше, чем продавец пылесосов.

> В XIX веке веру сводили к влиянию общества на психику, в ХХ веке стали искать "ген веры". Мода на определённую науку  — социологию или генетику — оборачивалась против самого духа научной строгости. Но вновь и вновь, стоит кому-то заявить, что верующий — это человек с определённым геном, с определённым гормоном, с определенной трагедией в жизни, как тут же объявляется верующий  — но без этого гена, гормона, а иногда даже без какой-либо трагедии. И это ещё полбеды (для неверующих).

> Никто не отрицает, что вера принципиально не может быть связана с телом и психикой человека. Напротив, связь есть, только она настолько очевидна, настолько давно известна, что делать её предметом научного исследования означает нарываться на банальный результат <...>. А уж отрицать веру из-за её зависимости от психики  — всё равно, что отрицать существование вина из-за того, что вино в основном состоит из воды. Религиозная жизнь использует эту зависимость, регулирует её и не даёт зависимости превратиться в рабство.

> Именно верующий человек отлично знает все опасности, связанные с психологизацией веры. Так именно винодел лучше всех знает и то, как разбавить вино водой, и то, как это безнравственно, подло и противоречит сущности вина. Самое страшное для верующего  — впасть в ханжество. Но ханжество это и есть попытка укрепить веру, делая акцент на её психологических аспектах: умилении, набожности, кротости, доброте. Это периферия веры, плоды веры, причём они могут существовать и без веры и даже вопреки вере.

> Однако, даже ханжество  — эта раковая опухоль на вере — не так страшна, как отсутствие веры. Лучше жить с раковой опухолью, чем вообще не родиться на свет. Люди, которые бегут от веры из-за желания сохранить свою "интимность", прибегут не в интимность, а в бездушие  — они рискуют больше, чем те, кто просто не верует, не подкрепляя это никакими аргументами. Так и верующие, укрепляющие свою веру аргументами, рискуют впасть в ханжество, лицемерие, а то и безверие.

> Вера рождается и существует благодаря разнообразным психологическим (и физиологическим) механизмам, но не сводится к ним, — и рождение веры в этом отношении подобно рождению человека. Но вера, развиваясь, всё более отходит от этих механизмов. К вере приходят от чувств (интересуясь иконописью), от ума (интересуясь смыслом жизни), от воли (желая спасения), но зрелой становится вера, когда не она зависит от чувств, ума и воли, а они — от неё. Это возможно. Вот тогда, действительно, вера становится "интимной".

> Такой верующий не обвешивает себя значками и крестами, не щеголяет постным выражением лица, не поминает Евангелие через каждые два слова. Он — действительно "анонимный христианин", посылающий свою жизнь  — вполне христианскую  — без подписи "христианин". Он словно играет с Богом в "колечко, колечко, выйди на крылечко", когда ведущий кладёт в сомкнутые ладони ребят колечко, но каждый старается скрыть, что колечко у него. Вот вызовет Господь — тогда, действительно, надо вскакивать и к Нему бежать. Но бежать от Богу и сидеть в местечке поинтимнее  — это нечто прямо противоположное.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/201b.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»