Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Автор:
свящ. Яков Кротов > ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕВЕРИЯ > Время от времени какой-нибудь учёный объявляет, что обнаружил, наконец, какую-то материальную причину веры. Газеты подхватывают такие сообщения охотно: людям, далёким одинаково и от науки, и от религии, кажется, что тем самым доказана иллюзорность веры. Наука, правда, таким учёным мешает: она требует такой точности в рассуждениях и экспериментах, что все подобные открытия живут недолго. Вот в ноябре 2004 г. американский онколог Дин Хамер объявил, что ген VMAT2 отвечает за способность верить в "божественное присутствие". Он даже стал уверять, что именно этот ген был у Христа, Мухаммеда, Будды и позволял им убедительно проповедовать людям. Ясно, что Хамер, самое меньшее, плохо изучал религиоведение, иначе бы он знал, что Будда вовсе не был "верующим", а Иисус "повёл за собой" народу меньше, чем продавец пылесосов. > В XIX веке веру сводили к влиянию общества на психику, в ХХ веке стали искать "ген веры". Мода на определённую науку социологию или генетику оборачивалась против самого духа научной строгости. Но вновь и вновь, стоит кому-то заявить, что верующий это человек с определённым геном, с определённым гормоном, с определенной трагедией в жизни, как тут же объявляется верующий но без этого гена, гормона, а иногда даже без какой-либо трагедии. И это ещё полбеды (для неверующих). > Никто не отрицает, что вера принципиально не может быть связана с телом и психикой человека. Напротив, связь есть, только она настолько очевидна, настолько давно известна, что делать её предметом научного исследования означает нарываться на банальный результат <...>. А уж отрицать веру из-за её зависимости от психики всё равно, что отрицать существование вина из-за того, что вино в основном состоит из воды. Религиозная жизнь использует эту зависимость, регулирует её и не даёт зависимости превратиться в рабство. > Именно верующий человек отлично знает все опасности, связанные с психологизацией веры. Так именно винодел лучше всех знает и то, как разбавить вино водой, и то, как это безнравственно, подло и противоречит сущности вина. Самое страшное для верующего впасть в ханжество. Но ханжество это и есть попытка укрепить веру, делая акцент на её психологических аспектах: умилении, набожности, кротости, доброте. Это периферия веры, плоды веры, причём они могут существовать и без веры и даже вопреки вере. > Однако, даже ханжество эта раковая опухоль на вере не так страшна, как отсутствие веры. Лучше жить с раковой опухолью, чем вообще не родиться на свет. Люди, которые бегут от веры из-за желания сохранить свою "интимность", прибегут не в интимность, а в бездушие они рискуют больше, чем те, кто просто не верует, не подкрепляя это никакими аргументами. Так и верующие, укрепляющие свою веру аргументами, рискуют впасть в ханжество, лицемерие, а то и безверие. > Вера рождается и существует благодаря разнообразным психологическим (и физиологическим) механизмам, но не сводится к ним, и рождение веры в этом отношении подобно рождению человека. Но вера, развиваясь, всё более отходит от этих механизмов. К вере приходят от чувств (интересуясь иконописью), от ума (интересуясь смыслом жизни), от воли (желая спасения), но зрелой становится вера, когда не она зависит от чувств, ума и воли, а они от неё. Это возможно. Вот тогда, действительно, вера становится "интимной". > Такой верующий не обвешивает себя значками и крестами, не щеголяет постным выражением лица, не поминает Евангелие через каждые два слова. Он действительно "анонимный христианин", посылающий свою жизнь вполне христианскую без подписи "христианин". Он словно играет с Богом в "колечко, колечко, выйди на крылечко", когда ведущий кладёт в сомкнутые ладони ребят колечко, но каждый старается скрыть, что колечко у него. Вот вызовет Господь тогда, действительно, надо вскакивать и к Нему бежать. Но бежать от Богу и сидеть в местечке поинтимнее это нечто прямо противоположное. |
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие. Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.) |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/201b.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск по теме | ||||