=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Библия и апокрифы

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

В апреле этого года один из подписчиков меня спрашивал:

S> Правда ли то, что Новый Завет был собран (отобран) людьми из писаний
S> того времени, по какому принципу делали отсеивание писаний?

Тогда я ответил коротко в личном письме, дав ссылки (см. в конце этого выпуска), а здесь ответ развернутый, расширенный  — для всех.

 

Подготовлено по материалам лекции свящ. Александра Меня "Библия и апокрифы древности и средневековья" alexandrmen.ru/books/mdc/mdc3_01.html.

 

Слово апокриф означает книгу "спрятанную", "потаенную". Апокрифы очень рано стали восприниматься как неортодоксальные, неугодные тем или иным церковным направлениям; поэтому их уничтожали, а те, кому они нравились, их прятали, и получалась "потаенная" литература.

Есть и другая причина этому названию. Значительная часть апокрифов была создана людьми, которые верили, что в Библии, которую мы читаем, запечатлено общедоступное учение, а эзотерическое — тайное, глубинное учение  — спрятано в книгах, которые они называли апокрифами.

Поразительна живучесть этой литературы. Апокрифы, созданные за десятилетия и даже столетия до нашей эры на древнееврейском, арамейском и греческом языках, были потом переведены на армянский, грузинский, эфиопский, древнеславянский!

Апокрифы появлялись и в более позднее время. Чтобы не заблудиться в этом море литературы, разделим всё это на рубрики.

Первые ветхозаветные апокрифы появляются в 190—170 гг. до Р.Х. Многие апокрифы погибли, многие сохранились только во фрагментах, некоторые уцелели лишь в переводах, но всё-таки это довольно богатая литература. Это книги, которые пытаются дополнить библейское сказание, развернуть то, о чём умолчано в Библии. Тут работает и человеческое воображение, и глубокая любознательность, и какие-то новые доктрины, которые пытались себя присоединить к потоку библейского учения. Важнейшие из этих произведений  — апокрифы Еноха (несколько книг), "Книга юбилеев", "Завещание двенадцати патриархов", "Псалмы Соломона", "Кумранские псалмы".

Апокрифы Еноха. Автор библейской Книги Бытия хотел показать людям связь между поколениями и народами с помощью традиционного метода генеалогии (родословия). Он взял одну из древнейших генеалогий, которая имелась в Месопотамии, и построил на ней связь поколений допотопного мира. Среди этих предков седьмым назван Енох. О нём сказаны загадочные слова: Бог "взял его от земли". В легендах Месопотамии один из царей (так же седьмой царь генеалогии) был вознесен в чертог бога Солнца и ему было показано строение Вселенной. Вот этот древний образ путешественника в космос и отразился в образе библейского Еноха. Но библейский автор не вдается в эти подробности, а лишь упоминает, что такой-то человек имел удивительную судьбу. Всё! Иное дело  — автор апокрифа.

Есть несколько Книг Еноха. Наиболее древняя называется "эфиопской", потому что сохранилась в эфиопском переводе. Есть краткий славянский апокриф Еноха, который сохранился в древнерусской версии.

Славянская версия говорит именно о том, о чём повествует древняя вавилонская легенда: праведный Енох поднимается Богом куда-то на седьмое небо (весь мир построен как бы в виде ступеней или концентрических кругов; заметим, что это напоминает нам вавилонские башни с их семью ярусами). И там он видит структуру Вселенной.

Библия не хочет давать человеку научное, рациональное познание, потому что для этого познания человеку достаточно иметь разум и опыт. Для этого не нужно Откровение, для этого не нужно Священное Писание. Для этого нужны естествознание и другие отрасли науки. А автор "Книги Еноха" хочет превратить это восхождение древнего человека на небо в своего рода небесную космическую географию. Он описывает устройство небесных сфер. Енох созерцает и ангелов, и звезды, видит, где праведники, где грешники.

Эта любознательность идет вразрез со Священным Писанием. И поэтому не случайно, что книга, которая выдавалась за произведение древнего Еноха (а кто тогда мог отличить древнее от нового — и сейчас-то историки не всегда могут разобраться, а тогда люди обладали значительно меньшим критическим чутьем), была отвергнута.

К тому времени канон Священного Писания был почти полностью сформирован. Первые пять книг Библии — Тора, или Закон (Пятикнижие), — уже были зафиксированы. Книги пророков тоже были канонизированы. Но третья часть — Агиографы, или Писания Мудрецов, куда входит и Псалтирь, и другие книги (мы их называем "Учительными книгами"),  — этот сборник еще формировался, и апокрифы претендовали туда войти. Но они не были туда допущены, и это вовсе не придирка слишком щепетильных книжников, а некое таинственное чутье, которое точно определило, чему не надлежит быть в Священном Писании.

А вот еще одна тема из Книги Еноха, но уже другой, так называемой "эфиопской". Это тоже примерно II—I вв. до Р.Х. Там дается беллетристическое толкование одного странного места: в 6-й главе Книги Бытия, когда говорится о катастрофе человечества, о его нравственном падении, сказано, что ангелы, "сыны Божии", полюбили дочерей человеческих. И от брачного союза между ними родились гиганты, исполины. Эти исполины создали цивилизацию, которая оказалась настолько гнусной, что в конце концов потоп ее разрушил. Кратко сказано, всего несколько строк. И людей волновало, что же это за таинственные "сыны Божии", которые пришли к дочерям человеческим?

Книга Еноха пытается дать свой ответ на извечный вопрос о первопричине зла: кто первый захотел стать спиной к Богу? Ведь зло  — это не какая-то стихия; зло — это когда существо, имеющее волю, поворачивается от жизни к смерти, от бытия к небытию, от добра к противлению. Где начало? Библия говорит об этом всегда очень коротко, очень скупо... И, наверное, это не случайно. А вот автор Книги Еноха (эфиопской) рассказывает нам эпическую историю о том, как ангелы, небесные существа, стали спускаться на землю, учить людей магии, учить их выплавлять железо, открывать естественнонаучные секреты. Они полюбили женщин, вошли в контакт с людьми. Что-то подобное Прометею есть в этих "сынах Божиих", которые как бы похитили с неба огонь, принесли на землю, чтобы облагодетельствовать людей, но вместо этого научили их злу  — потому что сама их воля была направлена на нарушение божественной заповеди. Начало магии и есть источник зла, грехопадения человечества.

В апокрифических книгах Ветхого Завета колоссальное напряжение эсхатологии, ожидание конца света! Это было время, когда мир ждал мировой катастрофы, думал, что история заканчивает свои круги. И возникают целые поэмы: "Вознесение Моисея", "Апокалипсис Варуха", "Книга Адама и Евы",  — все они говорят о том, что человек оказался совершенно непригодным творением Божиим и скоро всё закончится, разрушится и восторжествует правда Божия.

В этой апокалиптической поэзии есть много подлинного предчувствия того, что скоро наступит новая эра. И ведь, действительно, приближалось явление Христа! Они представляли себе это в виде каких-то грозных катаклизмов.

Но произошло совсем иное: явился Господь, не потрясая небо и землю, а пришел, как предсказывали пророки, "не имея ни вида, ни величия", не действуя насилием, не привлекая ложными или просто эффектными чудесами. Наступает эпоха Радостной Вести  — Благой Вести евангельской.

Подобно ветхозаветным книгам, новозаветные книги написаны с такой же лаконичностью, с таким же целомудрием, такой же осторожностью. И мы не найдем в описаниях смерти Христа возгласов народного поэта, который бы сказал: "О Ты, умирающий на древе..." Сухо, строго, почти протокольно описывается распятие, смерть Христа. Никаких украшений, никаких преувеличений, никаких попыток проникнуть за завесу непостижимой тайны.

Войдя сегодня в любой храм, вы увидите за престолом в алтаре икону Воскресения. Эти иконы появились с ренессансного времени, когда художники стали изображать воскресшего Христа. А ведь в древности Его не изображали. Потому что это была тайна! И она остается тайной. Ни один из евангелистов не изобразил Христа воскресшего. Древние иконописцы всегда дают нам символическую картину сошествия во ад, но не воскресение, не выход Христа из могилы — так, как мы находим это в западном искусстве, а потом в русском искусстве нового времени: разверзся гроб, Христос выходит из гробницы. Это натуралистическое изображение далеко отстоит от бережности евангельского отношения к тайне.

Но не такими были апокрифы.

Нередко в антихристианской литературе (и вообще в исторической), можно найти следующее замечание: Церковь сурово расправлялась с апокрифами, уничтожая их и отбирая только те, которые соответствовали ее взглядам. В какой-то степени это верно. Да, отбирали. И отбирали то, что соответствовало. Давайте посмотрим, что же получилось в результате этого отбора.


Вот перед нами апокрифические Евангелия. Они всё-таки сохранились. Весь цивилизованный мир Старого света читал эти апокрифы на своих языках! Их любили и сохраняли. Это была древняя художественная литература.

Самое раннее из них — Евангелие Иакова. Оно написано в Египте, по-видимому, в начале или середине II в.

Оно повествует о том, о чём молчат евангелисты: о юности Девы Марии, о Ее родителях  — Иоакиме и Анне (Евангелия не называют имен Ее родителей). Рассказывает о том, что Иоаким и Анна были бездетными, а это считалось тогда знаком Божьего гнева. И вот однажды Иоаким пошел в Храм приносить жертву вместе со всеми, а его оттолкнули и сказали: "Ты последний грешник, у тебя и детей нет". И он настолько огорчился этим, что не вернулся домой, а пошел в пустыню, сидел и плакал там. И тогда ему явился ангел и сказал: "Не плачь, потому что у тебя родится дивная Дочь". Слух об этом событии в Храме дошел до Анны, она была дома. Убитая горем, она вышла в сад, и тут (а была весна), как назло, перед ней дерево, а на дереве гнездо, а в гнезде  — птенцы, и птицы их кормят. И она сказала: "Господи! Даже птица имеет своих детей, а я — бездетна!" И вот, когда она плакала, явился ангел и сказал: "Анна, не плачь! Ваша молитва услышана, терпение ваше вознаграждено: у вас родится Дочь, вы назовете Ее Марией. Она будет самой великой и прекрасной из всех! Вы должны посвятить Ее Богу".

У них рождается девочка. Называют Ее Марией. Ее отдают в Храм. (Согласно апокрифу, при Храме тогда существовало что-то вроде монастырей для девочек. Этого не было в истории.) Причем, когда родители подвели Ее к ступеням, ведущим к зданию Храма (Ей было 3 года), оттуда вышел священник Захария. И девочка, вместо того чтобы побежать от чужого человека, поднялась по ступенькам к нему навстречу. Он Ее взял и, по велению Божию, повел внутрь святилища, куда никто, кроме священнослужителя, никогда не входил. А потом ввел Ее в Святая Святых, где обитал невидимо Дух Божий, где некогда стоял Ковчег Завета, — за завесу. Конечно, простой священник не мог туда войти: первосвященник входил туда только раз в год; и, конечно, он не мог туда никого ввести. Но для нас это неважно. А важен смысл легенды. Потому что Дева Мария является как новый Божественный храм! И Она уже Сама становится Святая Святых! Она входит туда, потому что Она имеет право, ибо Она  — будущая Мать Избавителя.

Ее оставляют при Храме, где Она расшивает драгоценные завесы. И однажды Ей является ангел, и совершается тайна Благовещения: ангел возвещает Ей, что у Нее должен родиться Сын по имени Иисус, Который принесет спасение миру. Но Она должна выйти за кого-то замуж, чтобы не быть в глазах людей униженной. Кто-то должен стать нарицаемым отцом Ее будущего Ребенка. И вот священник собирает народ, чтобы решить, кто же это будет. Люди ставят свои посохи. И, как в сказании о Моисее и Аароне, посох плотника Иосифа, старца из Назарета, расцвел. Из сухого дерева появились живые побеги. Он-то и стал мужем Марии, хотя у него были взрослые дети, и среди них — Иаков, от лица которого ведется это повествование.

Эта история насытила любопытство и желание заглянуть, в ту тайну, куда евангелисты нас не пустили. Это литература, которая потом отразилась на другой огромной литературе — на древней православной поэзии и потом на всей христианской поэзии Средних веков. И на изобразительном искусстве. Более того, наш праздник Введение Богородицы во Храм построен на этом апокрифе, хотя и не принятом Церковью как произведение богодухновенное и достойное доверия. Эта книга стала частью христианской культуры в широком смысле слова.

 

Перейдем к другому апокрифу, называемому "Евангелие Фомы Израильтянина" или "Евангелие Фомы — израильского философа". Оно тоже было написано в Египте около II в. после Р.Х. И тоже стремилось заглянуть туда, куда евангелисты нас не особенно пускали,  — в детство Иисуса.

Но, увы, писатель, создавший книгу Евангелие Фомы-философа, обладал, по-видимому, воображением не возвышенным. Перед нами появляется отрок очень жестокий, превозносящийся перед своими сверстниками. На каждом шагу он творит чудеса, иногда совершенно нелепые. Например, в субботний день, который считался днем покоя, отрок Иисус лепит на берегу ручья из глины птичек. И когда ему старшие говорят, что это безобразие, что он нарушает Закон, Иисус хлопает в ладоши и эти глиняные птички улетают. Неоднократно он очень сурово наказывает своих обидчиков или тех, кто, как ему показалось, его обидел: один засох, у другого засохла рука, третий упал мертвым на месте. Все в Назарете были терроризированы этим отроком. Автору этого, надо сказать, весьма популярного, к сожалению, произведения не приходило в голову: почему же жители Назарета были так потрясены, когда Господь Иисус вышел на проповедь! Почему они сочли Его безумным и хотели скрутить Ему руки и увести Его? Почему они не хотели верить Ему, если Он с детства поражал всех Своими чудесами? Очевидно, автор книги над этим не задумывался. Ему хотелось видеть, что Христос всегда умел за Себя постоять и, когда Его обижали сверстники, Он мог им так ответить, что от них пыль оставалась. Всё это говорит не о Христе, не о Евангелии, а о характере этого писателя  — как каждое произведение, естественно, связано с душевным миром его автора. Но, по-видимому, такого типа душевный мир — не редкость, иначе эта книга осталась бы незамеченной и не дожила бы до нашего времени. А ее переписывали, переводили, распространяли по всему миру, она дошла и до Кавказа, и до Руси, и до нашего времени. Более того, с нее писалась масса всевозможных подражаний. Было много Евангелий детства, но все они доверчиво повторяли сказки этого первого Евангелия Фомы.

Под таким же названием  — "Евангелие Фомы" — была другая книга, в которой содержались древние изречения Христа. Это произведение совсем иного типа. Появляются и другие книги, в которых мы находим сборники изречений Христа. Но это не совсем беллетристика. Это уже серьезные притязания дополнить Евангелия. И дополнить не воображением, не художественными, в кавычках, подробностями, а какими-то серьезными, этическими, доктринальными моментами. Так появляются "Евангелие Фомы", "Евангелие Филиппа", "Евангелие истины" и множество других Евангелий.

Когда ученые стали сравнивать изречения Христа в Евангелии с теми, что находятся в этих сборниках изречений, то оказалось, что в них нет ничего качественно нового: в большинстве случаев это явно вторичная литература, перепевы того, что уже есть в Евангелиях. Встречаются только отдельные яркие изречения. Например, Христос в одном из таких Евангелий говорит: "Мир  — это мост", то есть через него надо пройти. Или Он говорит: "Кто близ Меня — близ огня, но кто далек от Меня, — далек и от Царства". Слова хорошие. В истории с богатым юношей апокриф дополняет евангельский текст. Когда богатый юноша говорит: "я соблюдал все правила закона", Иисус ему отвечает: "ты в своем дворце живешь, а бедные люди, дети Авраама, живут в нищете, и ты считаешь, что соблюдаешь все заповеди? Иди, раздай все нищим и следуй за Мной как праведник". Это поворот, действительно, может быть, взятый из древнего устного предания. Эти Евангелия изречений важны именно потому, что в них мы можем найти отголоски древних преданий (эти тексты всё-таки очень древние).

Конечно, многое создавалось не просто от графоманского зуда или от желания беллетризировать ситуацию, как-то представить ее более конкретно. Были и глубокие идейные мотивы. В то время, в конце I — начале II вв., в христианстве и вокруг христианства появились многочисленные гностические теософские учения. Их обобщала, соединяла, при всей их разнообразности, одна идея: что материя, плоть, природа, мир — это всё от дьявола. От Бога только Дух. И вот гностики (они называли себя гностиками, "знающими") и начали перекраивать и переписывать Евангелия заново, на свой лад. В древнейших апокрифических Евангелиях Страстей мы читаем, что Христос страдал на кресте, но это только казалось — потому что Он не страдал. У Него не было плоти, это только казалось! И вообще, говорил один из гностиков II в., Маркион, Он не рождался, как рождаются все дети: Он просто сошел с неба в город Капернаум в 15-й год правления Тиберия. И чтобы это доказать, Маркион просто отрезал первые две главы Евангелия от Луки и начал с третьей, с таких слов: "В пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря вышел Иисус..." Значит, не надо плоти, не надо жизни, не надо истории, не надо предыстории, не надо Ветхого Завета, а только проповедь Духа  — Духа, Который себя потерял, блуждая в материи, и надо вернуть его обратно. И вот этот гностический Христос с призрачной плотью, с призрачным страданием, который пришел в мир только для того чтобы открыть людям, что в этом мире вообще не стоит жить, а лучше как можно скорее его покинуть через духовное созерцание, — Он-то и является главным героем большинства апокрифических Евангелий.

Некоторые из них звучат красиво. Некоторые очень напоминают наши канонические Евангелия. Но апокрифы — не соперники им, потому что гностические Евангелия всё главное берут из канонических, но легким поворотом пера настраивают эти изречения на другую волну. Вместо Богочеловеческого Святого явления в этом обычном мире  — призыв к бегству, призыв к развоплощению! Христианство, утверждающее боговоплощение, здесь подменяется развоплощением, уходом. И то, что эта тенденция продолжала играть огромную роль в истории Церкви, в истории европейской цивилизации, объясняет нам, почему эта литература не только сохранилась, а была столь популярна. Ибо, когда гностики исчезли как организованные группы, им на смену пришли организации другого типа  — альбигойцы в Европе, манихеи в Персии, павликиане в Болгарии, волхвы в Древней Руси. Христианство на Руси очень многое заимствовало из Болгарии. Но оттуда же пришло и дуалистическое миросозерцание, отрицающее плоть и мир. И вместе с этим отрицанием шли вот эти тексты  — шли, находили своих переводчиков, внимательных трудолюбивых переписчиков и многочисленных читателей.

Апокрифическая литература является ярким и интересным, волнующим эпизодом в истории духа. От тех древних битв, когда за 170 лет до Р.Х. люди Ветхого Завета стремились сохранить свою святыню перед лицом наступающей цивилизации эллинизма, до того периода, когда соблазны дуализма, спиритуализма пытались проникнуть в недра христианства и увести его со столбовой дороги,  — все эти духовные столкновения, духовные поиски, духовные проблемы так или иначе были отображены в апокрифической литературе.

Древние апокрифы отражают только сознание, поиски, фантазию людей. И когда мы ставим их рядом с каноническими Евангелиями, мы видим, что в этих апокрифических Евангелиях есть и история, и авторские особенности, и элементы авторского воображения, и язык. Но они несравнимы. Ибо в отличие от апокрифов, которые отразили историю человечества, настоящие четыре Евангелия отразили Христа, отразили Богочеловека, отразили тот свет, который идет от Него. И поэтому они оказались настолько непохожими, настолько превосходили всю ту литературу, которая как бы копошилась вокруг них. Они подлинны! Гёте говорил, что для него Евангелие подлинно потому, что в нём, как солнце, светит образ Христа. В апокрифах он так не светит, или свет этот очень приглушенный, очень затемненный.

Вот почему когда мы из любопытства или в поисках каких-то сокровенных знаний, "тайного христианства" начинаем обращаться к этой литературе, мы должны помнить, что эта литература  — только памятник, только свидетельство о человеческих поисках. Она содержит в себе блуждания и заблуждения, вопрошания и ошибки человека. А Евангелие содержит ясный ответ, предназначенный не для узкой аудитории избранных; ответ, который предполагает избранным каждого человека, у которого есть искреннее желание постичь истину, у которого сердце открыто к ней.

Естественно, человек может быть более продвинутым или менее продвинутым. Но нет людей, для которых истина была бы закрыта полностью. Поэтому всё то, что в Евангелии кажется нам тайной, рано или поздно, если мы будем двигаться по его пути, станет ясным. Здесь нет никаких секретов, а есть только бесконечное приближение к прекрасному, священному, божественному, воплощенному в нашем земном, человеческом  — в подлинной евангельской литературе, в душах евангелистов, в том, как мы встречаемся с ними, а через них  — с Тем, Кто изображен в Евангелии.

 


Другие материалы по теме:
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня: АПОКРИФЫ
Там же : КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Очень подробно о том же: Брюс М. Мецгер
А.В.Лакирев: Канон Нового Завета:
часть 1; часть 2.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/221.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме "основы"
<= предш. выпуск с ответами читателям

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»