=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(письмо 50)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.


 

> "ЖИВЕТ ВО МНЕ ХРИСТОС"

> Христианская молитва — это не просто человеческая активность, но таинственная, божественная реальность: молитва Самого Сына Божия, привитая к человеческому сердцу.

> Знаем мы это или нет, мы присутствуем при молитве Христовой. Творить молитву значит занять наше место в сердце Христа молящегося (1. "Я молился о тебе").В часы уныния, расслабленности или растерянности, когда пересыхают источники молитвы, возможность молиться остается, тем не менее, всегда: молиться о том, чтобы Христос обратился от нашего имени к Отцу (2. Он непрестанно ходатайствует за нас).  — Но Христос желает еще большего. Не довольствуясь тем, что молится за нас, Он стремится соединить нас с Собою в любви, чтобы мы жили Его жизнью и молились Его молитвой (3. "Если бы ты знала дар Божий").Итак, молитва состоит в том, чтобы полностью предать себя освящающей энергии Христа прославленного, действующего непрестанно, создающего из всего творения безмерное и единое Тело, трепещущее целиком сыновней молитвой (4. "И просветит тебя Христос").Так, что в молитве каждого христианина, какой бы убогой она ни казалась, Отец распознает молитву Самого Сына Своего Возлюбленного (5. Уже не я молюсь...).  — Эта молитва Христа в нас есть семя среди терний. Наше дело — непрестанно способствовать его возрастанию, прореживая разрастающиеся обильно мысли и желания, грозящие его задушить (6. Семя среди терний).Мало-помалу и по мере того, как мы будем соглашаться на это всем нашим разумением и всем сердцем, молитва Христа усилится в нас и овладеет всем нашим существом (7. ...Но Христос молится во мне).Творить молитву, тем самым, означает не столько молиться самому, сколько внутренне присоединяться к совершенной молитве, к живой молитве Христа (8. Его молитва есть моя молитва).Вот она здесь, вся проникнутая трепетом сыновней любви Сына к Своему Отцу; она дает нам возможность обращаться к Отцу с невообразимым дерзновением: "Авва, Отец возлюбленный!" (9. Отец возлюбленный...).  — Отождествиться с Христом нам надлежит в Духе Святом так, чтобы мы могли сказать поистине: я живу, я молюсь, но это уже не я, это Христос живет и молится во мне (10. Приди).


 

> 50. Приди

> Нужно ли молиться Святому Духу? — спрашиваете Вы у меня. Перелистайте Ваш молитвенник, он Вам ответит, предлагая дивные молитвы третьему Лицу Пресвятой Троицы. И среди прочих, в молитвах на Пятидесятницу, гимн на литургию "Veni Sancte Spiritus (Приди, Святой Дух)", и на вечерню  — "Veni Creator <Spiritus> (Приди, < Дух-Творец>)", тот <"Creator Spiritus", Которого> Церковь призывает нас воспевать и в самых торжественных случаях, например, при открытии великих церковных собраний...

> Вы, конечно, помните, как пели "Veni Sancte Spiritus" перед занятиями в школе; как я упрекаю себя сейчас за то, что столько раз механически отчитывал этот гимн в коллеже перед уроками английского, где мы бузили, или же математики, где мы помирали со скуки, отчитывал, даже не подозревая о богатстве слов, которые произношу.

Veni, прииди. Так начинаются эти молитвы. Начинаются словами, которые обращаются к Тому, Чьего присутствия желают. И такова действительно воля Божия, чтобы Дух Святой был нашим гостем, чтобы мы были Его жилищем, Его храмом (ср. Рим 8.9; 1Кор 3.16; 6.19).

> Молитвы к Самому Лицу Святого Духа в нашей латинской литургии встречаются реже, чем на Востоке. Но чего испрашивают главным образом наши молитвы к Отцу и Сыну, как не дарования Духа Святого, обещанного Богом на всем протяжении истории народа Божия? Всякая молитва не предназначена ли для нашего освящения? Но ведь именно Дух Святой делает нас сынами Божиими, усыновляет наши души, из которых вырывается призыв любви и упования: "Авва, Отче!" (ср. Рим 8.14).

> Молясь Святому духу, мы говорим Ему: "Veni", обращаясь ко Христу или к Отцу, мы просим Их: "Emitte" — пошлите Духа Святого, пошлите нам, пошлите в нас Духа, Который один может глубоко и полностью преобразить нас, восстановить, согласно дивному пророчеству Иезекииля: "Я дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих" (Иез 36.26—27).

> И не только каждая отдельная личность, но и вся вселенная должна быть обновлена через Его пришествие. Краткий стих псалма прекрасно выражает это: "Пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли" (Пс 103.30).

> Нужно ли мне еще убеждать вас молиться Святому Духу?

> Затруднения же, которые Вы испытываете, обращаясь к нему, не вызваны ли они тем, что Вы ищете Его как кого-то, находящегося вне Вас, тогда как Он внутри. Не собеседник, который разговаривает с вами извне, но порыв, который изнутри возбуждает, поддерживает, ведет Вашу молитву, Вашу живую веру, Вашу любовь к Богу и к Вашим братьям. Очень хорошо поняла это одна маленькая девочка, которая перед тем, как принять таинство миропомазания*, пока ее мать прикрепляла к ее головке белую вуаль, сказала: "Мама, я думаю, что я Его уже получила.  — Кого доченька? — Святого Духа!  — Почему же ты так думаешь? — Я всё время чувствую желание поступать хорошо".

> Дух есть Учитель, Который наставляет нас из Своего тайного обиталища в нас, в глубине нашей души, где Он обитает, и наставляет не посредством слов, но вливая в нас Свое учение. Именно так следует понимать обетование Христово: "Он научит вас всему, Он напомнит вам всё" (Ин 14.26).

> Он наш Учитель молитвы, не предлагающий нам механические формулы, но исторгающий из нас молитву как вопль к Богу.

> Наш друг, он поддерживает нас, но не так, как друзья земные: помощь Его приходит изнутри; Он есть та сила, которая укрепляет нас и утверждает нашу волю, тот огонь, который делает пламенным наше сердце. "Любовию Твоей воспламени нас".

> И самое меньшее, чего мы можем ожидать от Него, есть полное наше обновление. Литания прошений гимна, праздник Пятидесятницы исключительно выразительна: "Омой... исправь... исцели... умягчи... воспламени... восставь". Поистине в средоточии нашего существа Он есть Дух Создатель, Вос-Создатель.

> Почему же мы столь мало преображены им? Потому что, бесконечно почитая нашу свободу, Он ни в коем случае не хочет проникнуть в нас со взломом, помочь нам без нашего на то согласия. Он всемогущ лишь в том существе, которое желает быть нищим, внимательным, послушным, восприимчивым, мягким, податливым, управляемым... С таковым Он совершает великое. Но даже и этих свойств следует ожидать от Него же Самого: "Сотвори меня послушным, и наставляй меня; покорным, и веди меня".

> Апостолы получили Духа Святого лишь потому, что в ожидании Его прихода, "пребывали единодушно в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса" (Деян 1.14). От Вас зависит, чтобы каждая Ваша молитва стала новой Пятидесятницей.

 


* Таинство миропомазания совершается в Западной Церкви в возрасте 12-14 лет. — Прим. пер.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/225a.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.