=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианство в XVI-XVII веках, Запад (1-2)

Этот выпуск двойной, и чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце этого выпуска – форма для выражения Вашей его оценки.

Последние выпуски по теме:

 

Подготовлено по материалам главы "Протестанская реформация и Католическая реформа" из книги:
• Романо Скальфи. "Я с вами до скончания века". Краткая история Католической Церкви, agnuz.info/library/books/romanoscalfi/page09.htm

Дополнено материалами из "Библиологического словаря" священника Александра Меня:
о М.Лютерео Ж.Кальвине.

 

История Реформации — тема обширная. Здесь будет дан довольно краткий очерк событий и персоналий этой эпохи. В будущем я планирую посвятить небольшой цикл выпусков развитию богословских идей Реформации.

(Редактор рассылки)


 

В начале ХVI столетия в Европе наблюдается социальный и экономический подъем. Увеличивается население, расширяется производство, торговля. Очень интенсивна и религиозная жизнь, но при этом она довольно часто носит поверхностный характер. В Церкви возникают серьезные проблемы. Епископы часто отсутствуют в собственных епархиях, а некоторые, будучи одновременно крупными собственниками, больше интересуются материальной, а не духовной стороной жизни. Нравы ухудшаются даже в монастырях, где некогда люди вели плодотворную и усердную жизнь. Тем не менее, как всегда в истории Церкви, находятся живые силы, которые подготавливают ее обновление: рождаются многочисленные братства, и появляются епископы, которые являют себя истинными пастырями.

Братства, состоящие из не очень большой группы христиан (священников и мирян, иногда епископов и кардиналов), посвящают себя духовному формированию своих братьев и благотворительной деятельности. В уставы всех братств входит прилежание в Таинствах, изучение Писания, общие собеседования. Наибольшее количество братств действует в Италии и Испании.

 

Особенно печальна ситуация в Германии. В империи, ослабленной сильными внутренними раздорами, Церковь, сросшаяся в верхах со светской властью, в некоторых ее кругах стремится к реформам, а в отдельных слоях населения господствуют суеверия.

Мартин Лютер (1483-1546) родился в семье рудокопа. В 1505 году он поступает в монастырь августинцев со строгим уставом. В 1507 году принимает священнический сан, и его направляют преподавать богословие. Аскетические подвиги и интеллектуальные занятия не избавили Лютера от назревшего в нём глубокого кризиса. Он ощущал себя недостойным спасения. По его собственному признанию, он порой испытывал "такие страшные адские муки, что никакой язык не может их выразить". Только в Писании Лютер обрел, наконец, свет надежды. Готовя лекцию по Посланию к римлянам, он внезапно осознал, что "праведность" Божья не есть обычная "справедливость", а спасающая милость, которая даруется по вере. "Вся Библия, — писал об этом перевороте Лютер,  — предстала для меня в ином виде". Он обрел Христа "как зеркало отеческой любви Божией". На этот внутренний источник его реформационной деятельности наложились смущения Лютера перед лицом упадка церк. жизни. Светский быт и злоупотребления иерархов, особенно в Риме, вызывали у него страстный протест. Но с требованием обновления Церкви он открыто выступил лишь в 1517. Его тезисы против индульгенций ознаменовали начало восстания против старых порядков, хотя Лютер еще не помышлял о расколе. Ни диспуты, ни давление кардинала Каэтана, ни угрозы не остановили Лютера.

1520 год — решающий для Лютера. Папа Лев X осуждает некоторые его тезисы и угрожает отлучением. С этого момента Лютер становится центральной фигурой широкого немецкого движения. В воззвании "К христианскому дворянству немецкой нации" он просит вмешательства светской власти для создания независимой Церкви. Так совершается наиболее пагубный разрыв Церкви. Лютер отрицает целибат (безбрачие) священников и позже сам женится; он считает, что достаточно крещения и назначения общины, чтобы быть пасторами и епископами, что число Святых Таинств должно быть сокращено.

Покровительство курфюста Фридриха Саксонского, недовольного поборами курии, спасло Лютера от преследований. Он повсюду выступал с речами о преимуществе Священного Писания перед церковным магистериумом. Несомненно, Лютер совершенно справедливо критикует различные злоупотребления, но они не могут служить предлогом для того, чтобы отрицать, что папство учреждено Христом и, чтобы сомневаться в непогрешимости Вселенских Соборов, и предлагать в качестве единственного критерия истины только Писание, толкуемое личным сознанием.

"Если вся истина исходит от иерархии, — говорил он, — то какая польза и нужда в Свящ. Писании? Давайте сожжем его и удовольствуемся невежественными господами из Рима". Многие немецкие князья поддерживали Лютера, что позволило ему окончательно порвать с Римом. В книге "К христианскому дворянству немецкой нации" он открыто обрушился на папство и предложил план нового церковного и гражданского порядка. По приказу курфюста Фридриха, Лютера, отлученного папой, тайно укрыли в Вартбургском замке, где он приступил к переводу Нового Завета и за несколько месяцев закончил его. Когда он снова появился на общественной арене, Реформация уже охватила широкие массы в Германии и соседних странах. Она питалась не только недовольством римскими порядками, но и стремлением североевропейских народов обрести культурную независимость от Рима. Протестантизм создал альтернативу католичеству. Против своего желания Лютер положил начало многовековому расколу западного христианства. Однако его дело имело и позитивные последствия. Сегодня с этим согласны даже католики. "Несмотря на различия во мнениях в отдельных вопросах, католические историки и богословы признают религиозную глубину и духовную силу молитв Лютера, подлинно христианские намерения его критики тогдашней Церкви" (кард. И.Хеффнер).*

Учение Лютера благодаря многочисленным проповедникам на глазах расходится почти по всем общественным кругам. В конце 1523 года эрцгерцог Фердинанд Габсбургский, католик, пишет своему брату, императору: "Учение Лютера пустило настолько глубокие корни, что вряд ли найдется хотя бы один из тысячи человек, который не был бы им затронут". Несомненно, успех этот объясняется не одними лишь высокими побуждениями. Многих властителей вдохновляет возможность отчуждения церковного имущества. Немецкие правители присоединяются к Реформации, чтобы освободиться из-под императорской власти.

Лютер ответственен за почти полное разрушение монашеских орденов в Германии. Иногда сами монахи слагают с себя монашеский сан. Случалось и так, что народ, науськиваемый проповедниками, нападает на монастыри, грабит их и силой выгоняет монахов.

Принцип индивидуализма, провозглашенный Лютером, оказывает разрушительное влияние даже на саму Реформацию. В Германии, наряду с различными протестантскими Церквами, образуется множество сект, в которых сливаются апокалиптические, социалистические и спиритуалистические тенденции. Их пагубное влияние проявляется в религиозно-социалистическом кровавом восстании крестьян. В 1524-1525 годах восстают крестьяне в области Констанцы, и за короткое время движение охватывает всю юго-западную Германию. Крестьяне стремятся освободиться из-под контроля феодалов и создать крестьянский парламент. При этом они руководствуются идеалом братства, который поддерживают лютеранские проповедники. Крестьян привлекают предложения Реформации, и они соглашаются с тем, чтобы иметь возможность свободно избирать своего приходского священника. Лютер мог бы стать предводителем повстанцев.

Лютер сначала поддерживает крестьян, но потом его отношение к ним изменяется, и он, по причине распространения анабаптистских течений, пишет против них сочинение. Крестьянское движение завершается морем крови. Скомпрометировав себя враждой к восставшим, Лютер лишается сочувствия народа. Отныне главную роль в поддержке Реформации начинают играть князья и феодалы.

 

Во время войны между Карлом V, королем Испании, и Франциском I, королем Франции, капитан Игнатий Лойола (1491-1556) героически защищает Памплонскую крепость. После тяжелого ранения его привозят в родной замок... Игнатий был страстным пожирателем романов и других вымышленных сочинений об удивительных приключениях знаменитых героев, то, почувствовав себя на пути к выздоровлению, он попросил принести ему что-нибудь подобное, чтобы скоротать время. Но в доме, где его выхаживали, не нашлось ничего в таком роде, и, вместо этого, ему дали две книги, озаглавленные "Жизнь Христа" и "Жития святых".

Он принялся их читать и перечитывать и мало-помалу, усваивая их содержимое, почувствовал, как в нём рождается интерес к тому, о чём в них говорилось. Но редко он возвращался душой к воображаемому миру, описанному в тех сочинениях, что он читал раньше. В эту сложную игру помыслов вмешалось действие Бога милосердного.

Читая жизнеописание Господа нашего Христа и святых, он задумывался и задавал себе такой вопрос: "А что, если и я сделаю то же, что сделал святой Франциск, или последую примеру святого Доминика?" И эти раздумья также длились достаточно долго, перемежаясь мыслями светского толка. В таком соединении разных душевных состояний он пребывал немалое время. Но одно состояние разнилось от другого. Когда он думал о мирских вещах, то это было ему весьма приятно; но потом, когда он, утомившись, внезапно оставлял их мыслью, его охватывали грусть и скука. Напротив, когда он воображал, что должен разделить суровые лишения, которым, как видно было из прочитанного, подвергали себя святые, тогда он испытывал удовольствие не только пока думал об этом, но и после радость не покидала его.

Однако он не замечал этой разницы и не придавал ей значения до тех пор, пока, наконец, очи души его не открылись, и он не начал сосредоточенно размышлять о том внутреннем опыте, который в одном случае приносил ему печаль, а в другом — радость.

Это было первое его размышление о вещах духовных. Впоследствии, уже предавшись духовным упражнениям, он признавал, что именно с тех пор начал понимать то, в чём наставлял своих учеников относительно различных состояний духа. (Из жизнеописания)

Он решает сменить одежду рыцаря на одеяние паломника. Игнатий учится в университете и собирает вокруг себя нескольких единомышленников. Так возникает первое объединение, которое называет себя "Обществом Иисуса". В 1539 году Игнатий перебирается в Рим и начинает служить римскому папе, получая благословение новому ордену. Цель Общества Иисуса — "сражаться за Бога, под знаменем креста служить только Господу и римскому первосвященнику — папе...

Наряду со старыми монашескими орденами рождаются и новые. Из Оратория Божественной Любви выходит орден театинцев, который учреждает св. Каэтан Тиенский. Это община священников, которые отдают себя проповеднической деятельности и делам милосердия. Св. Антонио Заккария учреждает орден барбанитов, который занимается воспитанием молодежи.

В Венеции св. Джероламо Эмилиани основывает орден для помощи сиротам и отверженным. В это время рождается одно из самых старинных благотворительных учреждений — Общество святой Урсулы под руководством Анжделы Меричи. Это свободное объединение женщин, давших обет целомудрия; оно занимается, главным образом, воспитанием девочек.

 

Карл V, родившийся в 1500 году, обладатель всех титулов, принадлежащих главным европейским династиям. 24 февраля 1530 года Папа Климент VII коронует его императором в Болонье. Карл побуждает папу созвать Собор, чтобы добиться единения разделенного христианства, папа колеблется и не может на это решиться. Тогда император по своей инициативе собирает в Аугсбурге императорский сейм для подготовки объединения (1530 год).

Под руководством Меланхтона протестанты составляют исповедание веры, известное как Аугсбургское. Без особых распрей проходят переговоры с папским легатом; этому помогает поведение Меланхтона, который ищет дорогу к единению. Но трещина между двумя партиями пока еще слишком глубока для того, чтобы можно было вновь объединиться, и поэтому не удается достичь даже предварительного соглашения.

 

В то время как Лютер проповедует в Саксонии, в Швейцарии этим же занимается Ульрих Цвингли — священник крестьянского происхождения, воспитанный в гуманистических традициях. Став настоятелем собора в Цюрихе, он выступает против почитания образов, соблюдения постов и церковного безбрачия. В 1522 году он снимает с себя сан и основывает независимую от Рима конфессию. Умер он в 1531 году, его реформа потом была продолжена кальвинистами.

С протестантской реформой связано также появление некоторых других "сект", представляющих Церковь как собрание немногих избранных. Наиболее известны анабаптисты, которые отказываются от крещения детей, от богослужения и объединяются в маленькие коммуны, живущие отдельно от остального мира. Они распространяются в Южной Германии и в Тироле, некоторые перебираются в Моравию и там основывают братские коммуны с общим имуществом.

Как всегда в истории Церкви, злаки и плевелы сосуществуют вместе, и недопустимо вырывать плевелы силой. В ожидании Суда нужно растить пшеницу.


Томас Мор (1478-1535) — великий гуманист и друг Эразма Роттердамского, блестящий писатель, тонкий и проницательный мыслитель (его сочинение "Утопия" навсегда останется в истории мировой мысли). После того, как он достигает самых высоких государственных должностей, у него возникают разногласия с королем Генрихом VIII. Король хочет, чтобы папа аннулировал его брак с Екатериной Арагонской и разрешил ему жениться на Анне Боллейн. Генрих собирает английское духовенство и вынуждает его объявить себя покровителем Церкви. В 1534 году парламент принимает закон  — Акт власти, в котором король объявляется "единственным верховным главой на земле Английской Церкви". Отказ в этом титуле Генриху VIII считается, согласно другому принятому закону, изменой родине. Многие епископы соглашается с таким положением дел, но есть и такие, кто предпочитает остаться верными единой Церкви. Кончают свою жизнь на виселице настоятели трех картезианских монастырей. Обезглавлен епископ рочестерский Иоанн Фишер. Та же участь уготовлена Томасу Мору.

Но правда не всегда на стороне большинства. Мученики, остающиеся верными своим идеалам, даже если они не оценены народом, указывает нам истинную и правильную дорогу.

Из письма Алисе Элингтон от Маргариты Роупер, дочери Томаса Мора, о той беседе, которую она имела с отцом в темнице: Любезная моя Маргарита, — сказал отец, — я знаю, что за свою скверну скорее всего заслужил, чтобы Бог меня покинул, и всё же твердо уповаю на Его милосердную доброту, так как до сей поры Он укреплял меня и дарил мне спокойствие духа и сердечную радость от того, что Он дал мне готовность скорее утратить имение, родину и саму жизнь, чем дать клятву против совести. Он внушил королю такую благосклонность, что тот до сих пор отобрал у меня одну лишь свободу. Скажу больше. Милость Божия сотворила мне такое благо и дала мне такую силу духовную, что позволила мне считать свое заточение первейшим из ниспосланных мне благодеяний.

Оттого я не могу сомневаться в милости Божией. Если Ему будет угодно, Он сможет склонить сердце короля ко мне, так, чтобы тот не причинил мне никакого зла. Но, если Он решит, что я должен пострадать за мои прегрешения, благодать Его, конечно, даст мне силы все принять с терпением, а может быть, даже с радостью. Его бесконечная благость ценой своих горчайших страстей сотворила так, что мои страдания послужат к избавлению моему от мук чистилища и к обретению желанной награды на небесах.

Сомневаться в Нём, малютка моя Маргарита, я не могу и не хочу, хотя и чувствую себя весьма немощным. Если же мне всё-таки доведется испытать страх настолько, что я паду духом, тогда я вспомню святого Петра, который по маловерию своему стал тонуть в озере при первом порыве ветра, и поступлю, как он, то есть призову Христа и буду молить Его помочь мне. Без сомнения, Он прострет тогда Свою святую десницу и не даст мне исчезнуть в бурных волнах. Если же затем Он попустит мне и в худшем подражать святому Петру и отступать, клясться и нарушать клятву, подобно ему (от чего да спасет и избавит меня Господь наш в Своих всеблагих страстях и скорее даст мне погибнуть, чем победить ценой такой низости), то и тогда я не перестану уповать на Его милость и буду уверен, что Он призрит меня Своим всемилосердным оком, как то было со святым Петром, и поможет мне подняться и снова исповедать истину, которую я чувствую своей совестью. Он даст мне испытать здесь, на земле, стыд и боль за мой грех.

В любом случае, моя Маргарита, я несомненно знаю, что без моей вины Он никогда не допустил бы моей гибели. И потому я полностью предаюсь Ему, исполненный самого твердого упования. И даже если предположить, что я обречен за мои грехи, и тогда я послужу ко славе Его божественного правосудия.

И всё же я твердо уверен, Маргарита, и питаю сильную надежду, что Господь по Своей любвеобильнейшей жалости спасет мою бедную душу и позволит мне возносить хвалы Его милосердию. И потому, милая дочь моя, не смущай свое сердце ничем, что может случиться со мной в этом мире. Против воли Божией ничего не случится, и я уверен — что бы ни произошло, сколь бы ни казалось это дурно, на самом деле всегда будет к лучшему.

 

Жан Кальвин (1509-1564) родился в Нуайоне, в Северной Франции. Еще юношей он пишет сочинение, которое приносит ему известность — "Наставление в христианской вере". Первоначально Жан готовился стать католическим священником, изучал богословие и право, но наблюдения над упадком церковной жизни и знакомство с идеями Лютера привели его к решительному разрыву с умеренно-реформистской традицией, а затем и с католицизмом вообще. Как человек прямолинейной мысли, твердой дисциплины и холодного организованного ума, всю свою жизнь он ведет строго упорядоченный образ жизни. Его отличительная особенность — мрачный и пламенный ригоризм, он доводит до крайности даже учение о предопределении: тот, кому предопределено, спасется, несмотря на свои грехи, а тот, кому не предопределено, ничего не может для этого сделать.

В отличие от Лютера, Кальвин придает большое значение христианской общине, он хочет видеть ее жесткой и совершенной. Инакомыслящие должны подвергаться наказанию, вплоть до смерти, во славу Божию. С 1541 по 1546 год к смерти приговорены 58 человек.

Кальвин умер в Женеве в 1564 году. На смертном одре он собирает вокруг себя своих учеников и уверяет их, что никогда ничего не делал с ненавистью и действовал только во славу Божию. Сурово честный, строгий к себе и остальным, Кальвин мог похвалиться многими добродетелями и благими намерениями, но зло раскола перетягивает любую добродетель, и все благие мирные намерения не помешали этому человеку впасть в безнадежный ригоризм.

 

Тридентский Собор. В 1543 году на папский престол восходит Павел III из семьи Фарнезе, гуманист, сын великолепной эпохи Ренессанса, необразцовой с точки зрения морали. Став папой, он всерьез принимает протестантский вызов обновить Церковь. Он договаривается с Карлом V о созыве Вселенского Собора, который открывается 13 декабря 1545 года в Триденте и длится, с различными перипетиями, в общей сложности 18 лет. Собор намерен обсудить два фундаментальных вопроса: вновь подтвердить ценности, отрицаемые протестантами, и указать направления католической реформы. В 1551 году на Собор прибывают даже некоторые протестанты, но условия, которые они ставят для своего участия, оказываются неприемлемыми: например, разрешить кардиналов от послушания папе.

После уточнения учения, против которого выступает протестантская реформа, были приняты особо важные для будущего Церкви постановления: о создании епархиальных семинарий для воспитания духовенства, о реформе монашеской жизни и об образовании. В 1564 году Пий IV подписывает и предает гласности все соборные постановления, а также назначает комиссию из восьми кардиналов для их толкования и исполнения.

 

Завоевание Америки и ее обращение в христианство с самого начала проходят одновременно, но с различными конечными целями. Конкистадоры (завоеватели) не препятствуют евангелизации, но это не мешает ни грабежам индейцев, ни введению принудительных работ. Некоторые служители Церкви сопротивляются этому варварству, и среди них Бартоломео де Лас Казас, сын спутника Христофора Колумба и сам конкистадор. Его потрясает проповедь одного миссионера, в которой говорится о том, что испанцы не имеют в своем сердце Христа, что они Его предали. Бартоломео де Лас Казас становится священником и отказывается от любого насилия. Окружающие делают всё, чтобы заставить его замолчать. Семь раз он пересекает океан, чтобы добиться у испанской короны благоприятных для туземцев законов. Наконец, при аудиенции у Карла V, ему удается достичь желаемого результата: отмены рабства, принудительных работ, крепостного права. Карл V предлагает Бартоломео епархию, но он предпочитает оставаться деревенским священником и помогать индейцам. Его называют "защитником и покровителем всех индейцев".

В то же самое время в Европе Карл V вынашивает планы нового объединения христиан. Отказ протестантов признать императорскую власть приводит к войне. Войска Карла V одерживают победу над протестантскими, но империя остается неспокойной и неуправляемой. В 1555 году, при заключении мира в Аугсбурге, достигается компромисс, но перспектива устранения разногласий между христианами исчезает. Разочарованный Карл V отрекается от престола и удаляется в монастырь, где умирает в 1578 году.

 

Первый послесоборный папа — доминиканец Пий V. Будучи папой, он продолжает жить так же скромно, как и раньше, молясь и выполняя свой долг. Он предпринимает реформу курии и духовенства; начинает пастырские визиты по приходам; строит семинарии; упраздняет бесполезные религиозные ордена и учреждает новые. В 1566 году Пий V публикует "Римский катехизис" — основу для воспитания веры. Он организует еще один крестовый поход против турок, которые к этому времени захватили Кипр и угрожают вторжением в Италию. Огромный союзный флот под командованием Хуана Австрийского побеждает турок в Лепанто 7 октября 1571 года. Кажется, что перед лицом общей опасности — турецкого вторжения — христиане должны вновь обрести единство. Но на самом деле становится очевидным, что связи, основанные на единстве политических и экономических интересов, слабее, чем истинно религиозная общность. Конфессиональные разделения всегда оказываются более сильными.

 


Дополнительные материалы по теме:

Хронологический указатель в Библиотеке свящ. Якова Кротова:
XVI век; XVII век
Яков Кротов: заметки о последней трети XVI века
• Йозеф Лортц: Реформация, католическая реформа, Контрреформация. Католическая реформа

Персоналии XVI века:

Макиавелли. Рейхлин. Леонардо да Винчи. Менно Симонс. Беза. Нокс. Микеланджело. Сервет. Рабле. Рубенс. Эль Греко.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/256.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»