=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианство в XVI-XVII веках, Русь (1)

В конце этого выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Последние выпуски по теме:

 

По книге:
• Дм. Поспеловский. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР.
// М., 1996; стр.68-92(гл. 3,4).


 

Появление ересей активизировало православное творчество. Так не очень образованный, но горячий архиеп. Геннадий собрал вокруг себя переводчиков, которые сделали первый полный перевод всей Библии на славянский язык. Такого полного перевода не было еще ни на Востоке, ни на Западе. Из-за отсутствия книгопечатания на Руси издание этой Библии задержалось на 80 с лишним лет, когда она с исправлениями и дополнениями выйдет в типографии князей Острожских в 1580—1582 гг., опередив весь православный Восток.

Нельзя не упомянуть первых русских попыток создания национальной идеологии. Это, во-первых, "Сказание о белом клобуке", в котором излагается легенда о чудесном путешествии архипастырского клобука сначала из Рима в Новый Рим — Константинополь в связи с предстоявшим отпадением старого Рима в папскую ересь; а затем, по грехам греческим, клобук является в Новгороде.

Разработка доктрины Москва — Третий Рим принадлежит монаху одного из псковских монастырей — Филофею, и направление ее нравственно-поучительное, а не имперско-триумфаторское. Филофей рассуждает о том, что после падения всех православных государств только Русь сохраняет независимость, и это возлагает на ее государей особую моральную ответственность: как наследница последней православной империи — Второго Рима, Москва становится Третьим Римом и должна быть защитницей всех православных народов и обязана сохранять чистоту веры, так как если и она впадет в ересь, то тогда уж наступит конец света, ибо четвертому Риму не бывать. Прямой политической нагрузки в учении Филофея не было. Он скорее увещевал князя: ты последний христианский православный государь, так веди себя как добрый христианин на троне, а не как варвар-захватчик. Внешнеполитического применения эта доктрина в политике московских государей не имела.

 

К сожалению, в XVI веке линия Иосифа Волоцкого одержала верх, оставаясь с тех пор идеологией правящих кругов Православной Церкви и значительной части епископата и духовенства сегодняшнего дня, если не совсем в реальности, то, во всяком случае, в мечтах и во внутренних иерархических отношениях. В то же время исихастско-ниловское учение сохранилось в отдаленных монастырях, скитах и в учении нового русского богословия — от славянофилов до религиозно-богословского возрождения XX века. С внедрением и распространением иосифлянства в официальном православии связан и великий раскол XVII века и, в конце концов, порабощение Церкви секулярной империей Петра Великого.

 

После победы иосифлян многие еретики бежали от преследований в заволжские скиты, к ученикам Нила Сорского.

В XVI веке восторжествовавшие иосифляне обвиняли нестяжателей — учеников Нила — в ереси. Обвинение было не совсем беспочвенным: самый блестящий и творчески плодовитый из учеников Нила, Вассиан Патрикеев (троюродный брат великого князя Василия III и друг греческого ученого нестяжателя преподобного Максима Грека), по-видимому, подпал под влияние ереси; на своем судебном процессе в 1531 г. он проявил себя монофизитом, утверждая божественность тела Христова от рождения, отрицая фактически полноту человеческой природы Христа наряду с божественной.

В политических идеях стяжателей наблюдается некая двойственность: с одной стороны, Иосиф в истории русской политической мысли является автором "теории о теократическом характере царской власти" с формулой: цари и князья — наместники Бога на земле. С другой стороны, понимая, что централизованное самодержавие может привести к ликвидации монастырских вотчин, он на практике поддерживает удельных князей. Иосиф же сформулировал учение о неподчинении тиранам: "Если царь... предается гадким страстям и грехам, жадности и ярости, лукавству и лжи, гордости и неистовству или, что хуже всего, неверию и злоязычию, такой царь не Божий слуга, но диаволов и не царь он, а тиран... Да не будь ты в послушании у такого царя или князя... даже если он истязает тебя или казнит смертью". (Хотя русский человек знал разницу между благочестивыми царями и тиранами из писаний отцов Церкви, учение о долге христианина не подчиняться тиранам выдвигалось в России впервые.) Это учение получило развитие в писаниях ученика Иосифа — митрополита Московского Даниила, который подчеркивал, что цари и князья властны только над телом, но не над душой человека. Поэтому нельзя подчиняться правителю, если он приказывает убивать или делать что-либо вредное для души. "Бог, — пишет Даниил, — сотворил душу свободной и независимой", способной различать добро и зло. К сожалению, деятельность самого Даниила на посту митрополита совершенно не соответствовала его писаниям.

Казалось бы, учение о свободе совести должно было исходить от нестяжателей. На самом деле высказывания нестяжателей по этим вопросам неоднозначны. Так, в анонимном трактате "Беседа валаамских чудотворцев" отрицается автономия личности в гражданственно-политическом смысле и утверждается, что "если бы Бог создал человека независимым, Он бы не дал ему царей, князей и прочих начальников...". Одновременно нестяжатели страстно отстаивают независимость Церкви от гражданских властей.

Но в обоих лагерях существовали значительные различия по этим вопросам между разными авторами. Самый "политизированный", плодовитый и острый из нестяжательских писателей — Вассиан — явный сторонник сильного самодержавия: только при помощи такой власти можно было надеяться на лишение монастырей вотчин. В этом вопросе Вассиан шел дальше своего учителя, требуя лишать земельных наделов и приходские церкви. Исключение он допускал только для соборных храмов, которым-де нужны имения для содержания клира, служб и просветительской деятельности. Согласно же публицистическому произведению начала XVI века "Слово иное", Иван III хотел ликвидировать монастырские вотчины и заменить их государственным жалованием для монастырей и епископата (что в XVI веке будет сделано в протестантских странах после Реформации).

В отличие от Вассиана, который непосредственно политического устройства не касается, политическим идеалом его младшего друга Максима Грека была монархия, возглавляемая царем, обладающим всей полнотой власти. Но царь не мог править по своему произволу, он должен был руководствоваться "правдою и благозаконием". Он подчеркивает обязанность царя выслушивать мудрые советы. В соответствии с теорией гармонии светской и духовной властей право совета царю Максим Грек отводит прежде всего духовенству, но... "давать советы может всякий человек".

Первоначально Иосиф находился под влиянием круга архиепископа Новгородского Геннадия, где была распространена папистская теория, по которой власть царя — только вторичное отражение власти патриарха, как лунный свет — лишь отражение солнечного. Впоследствии иосифляне утверждали первенство царской власти над церковной в административных вопросах и твердили об обязанности царей наказывать еретиков и о долге Церкви активно участвовать в государственном строительстве и политике — явно в качестве младшего партнера, если приоритет отдавался царю не только в гражданской области, но, в конце концов, в решении богословских вопросов о ересях и наказаниях за них.

Казалось бы, из синтеза учений преподобных Нила и Иосифа могла бы возрасти именно та Церковь, о которой сказано, с одной стороны, что "вера без дел мертва", а с другой, что человек спасается только верою и что никакие добрые дела человека не спасут, если у него нет всепрощающей любви. Иосифлянская струя вела к социальному и деятельному христианству, Нилова — к глубокой вере, духовной и нравственной чистоте, самоусовершенствованию. Но, как часто бывает в нашем падшем мире, видимая, институционная и идеологическая победа досталась иосифлянам. Поскольку же иосифлянство проповедовало активное вмешательство Церкви в государственную политику, а партнерство между мечом духовным и материальным ведет на земле неизбежно к победе материального, то на практике восторжествовали в основном не лучшие, а худшие стороны иосифлянства. Церковь, подчиненная государству, оказалась скованной им и в гражданско-социальном плане, и в области чисто церковной деятельности. Учение же о неподчинении еретическим государям дало основу старообрядцам объявить царство царя Алексея Михайловича царством сатаны и не подчиниться ему. К тому же обе стороны боролись не только за право на свое существование, но и за положение государственной религии, за прямое участие в государственной политике. Отсюда и такая ожесточенность борьбы, и такое множество жертв. Но это впереди.

В начале XVI века даже фактически прямое назначение митрополитов великим князем еще не гарантировало механическое подчинение митрополитов государю. Так, нестяжатель митрополит Варлаам смело критиковал различные действия Василия III и решительно отказал ему в праве заточить в монастырь его жену Соломонию Сабурову по причине бесплодия и жениться на другой. Сопротивление Варлаама продолжалось до тех пор, пока князь не заставил его уйти на покой. На его место под давлением князя был избран Даниил, ученик Иосифа и его преемник в качестве игумена Волоколамского монастыря, который утверждал свободу совести и неподчинение правителям-еретикам. Но в качестве администратора Церкви он ставил превыше всего так называемую "реальную политику" государства. Он оправдывал все действия государя, даже заманивание последних удельных князей в Москву (которым митрополит давал лживую письменную гарантию безопасности), где их затем убивали. Даниил разрешил Василию постричь Соломонию насильно в монахини и жениться на другой. И это несмотря на то, что ранее князю решительно отказывали патриарх Константинопольский, афонское монашество и все русские епископы до Даниила, ибо православие не ограничивает понятие о браке только деторождением и, следовательно, в отличие от католичества не считает бездетность достаточной причиной для развода.

Во второй раз, после Зосимы, престиж Церкви как института, из-за беспринципности ее руководства падал беспрецедентно низко. Но после смерти Василия придворная камарилья, действуя от имени девятилетнего наследника Ивана, согласилась поставить митрополитом строгого нестяжателя Иоасафа. К сожалению, уже через три года, в 1542 г., он был свергнут (чуть не убит) той же камарильей за то, что отказывался кривить совестью и прислуживать тем, кто его поставил митрополитом.

 

 

Дополнительные материалы по теме:
• Хронология и разл. материалы (не только по Руси):     XVI в.; XVII в.
Антон Карташев. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/266.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Купить опоры идпсго тс 04 01 01.