=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: Яков Кротов
опубликовано:
krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/04_unumdeus.html
.

 

> ЕДИНЫЙ БОГ

<.....>

*

> Единственность Бога, когда оно открывается, изумляет, восхищает, и тут человека подстерегает опасность. Единственность и единство хороши, потому что они Божии – и только. Всякое другое единство может быть явлением далеко не хорошим, а иногда – даже плохим.

> Отчасти об этом говорит образ Вавилонского столпотворения: люди объединяются, чтобы подняться до Бога и заменить Бога своим единством. Поэтому верующие люди более остальных склонны опасаться всяких глобальных проектов единения. К счастью, сегодня человечество объединяется для чего угодно, но не для свержения Бога; обычно просто, чтобы легче было ездить в отпуск, удобнее торговать и писать письма.

> Люди объединяются не так, как в империях – без насилия, оставляя вне объединения тех, кто сопротивляется (им же хуже, увы). Более того: объединяясь, люди жертвуют своей независимостью не для блага какого-нибудь властелина наверху, а для блага ближнего.

> В Вавилонской империи все замирали и падали ниц при приближении Навуходороносора, то современная глобализация требует несколько другого: просто вести себя вежливо в присутствии другого, не говорить громко, не сорить семечками, не тыкать пальцем в непривычно одетого человека.

> Многим, однако, легче пасть на колени, чем перестать лузгать семечки. Семечки-то лузгать и на коленях можно, а вот быть вежливым можно лишь стоя.

> Единство нарастает не за счет стирания различий, а за счет подчинения различий жестким правилам общения. Тем не менее, по мере нарастания единства в политике и экономике кажется логичным нарастить единство и в религии. Разве не одному Богу молимся, не одинаково молимся?

> На самом деле, и в современном мире верующие в единственного Бога составляют меньшинство. Достаточно одной Индии, а есть ведь еще и Африка, чтобы старое доброе многобожие оказалось в большинстве. Это большинство вовсе не склонно с кем-то объединяться и очень радо, что глобализация не требует такого самоотречения. А с другой стороны, почему-то именно вера в единственность Бога приводит к открытию многообразия типов веры. И если в конце XIX века философ Уильям Джемс почему-то назвал книгу, в которой описывал схожий психологический опыт у верующих разных религий, "Многообразие религиозного опыта", то сегодня ясно, что многообразие – не заголовок книги, а реальность. Религиозный опыт христианина и индуса различен, конечно, хотя психологические моменты могут быть похожи (психика-то одинаковая). Но религиозный опыт двух христиан из одного прихода как раз очень разнообразен. И если в полярных верованиях бросаются в глаза отдельные (и немногочисленные) совпадения, то в пределах одной религии все больше люди замечают расхождения. Раньше, когда на личную жизнь обращали внимания немного, этого не замечали. Предполагалось, что если Символ веры один, то и чувство веры одно. А на самом деле, у Папы Римского и его секретаря Бог один, слова одни, вера одна, а чувства вполне разные. И в этом смысле единство разно верующих людей уже вполне осуществлено.

> Мечтая соединить верующих по-разному людей в одну организацию, чтобы они вместе молились, не ссорились, делали добрые дела, мы заботимся об общении людей между собой. Но всё-таки смысл религии и веры – в общении с Богом. Можно отлично жить вместе людям разных рас, культур, возрастов словно в Раю (на самом деле, нельзя, но пофантазируем), - но даже в этом идеальном случае останется у каждого из этих людей проблема отношений с Богом. Это хорошо видно у людей, находящихся в крайних точках. Какое дело подростку до того, едино ли человечество, коли у него вопрос о смысле жизни решается здесь и сейчас? Какое дело умирающему старику, сошлись ли православные и католики в одну Церковь, когда он пытается сойтись с Богом.

> *

<.....>

> *

> Заповедь любить пришельца есть продолжение заповеди о любви к Творцу. Бог - первый иностранец. Бог - больше чужак, чем антипод. Бог - приходит к нам, преодолевая несравненно большее расстояние, чем любой турист. Бог непонятен как иностранец, и у людей с узким кругозором Создатель вызывает те же ассоциации, что иностранец: нетрудовой доход. Крестьянин либо боится чужака, либо видит в чужаке глупое животное с большим выменем, немое и слепое, не понимающее, что происходит. Но рано или поздно обнаруживается, что Создатель не только вымя, но еще и рог - рог Силы. Его нужно бояться, Его нужно просить, но всё это нечеловеческое. Человеческое же - любить Иного.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/271b.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме "основы веры"

Другие мои рассылки (ежедневные):

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.

"Мысли о вере и Церкви"

В каждом выпуске - небольшой отрывок из произведений известных и не очень известных авторов о Христе, вере и Церкви. Тематика отрывков чаще всего связана с евангельскими и апостольскими чтениями, которые положены в этот день по календарю Православной Церкви.
Среди авторов, чьи тексты регулярно публикуются в рассылке - митр. Антоний Блум и свящ. Александр Мень.

Подписаться можно здесь.