Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Автор:
свящ. Анри Каффарель > "СОБРАННЫЕ ВОЕДИНО" > Христианин во Христе, Который объял его, соединен со всеми своими братьями: с теми, что на земле, и с теми, что на небе. Их духовные богатства принадлежат ему, а его им. Вместе с ними он сознает себя ответственным за все человеческие существа, которые еще не знают Отца Небесного. > Только в Церкви, в молитвенном собрании всех детей Господних, можем мы встретить Бога и молиться Ему. В ней каждый молится от имени всех, и все от имени каждого (1. Локоть к локтю). Таким образом, в молитве мы располагаем гораздо большим, чем наши личные возможности, а именно, теми неисчерпаемыми возможностями, каковы суть любовь и молитвы всех членов семьи Божией (2. Маленькая дочка органиста). Но в час молитвы нужно соединяться не только с Церковью земной, но и с Церковью небесной, присоединяться к великой небесной литургии, литургии ангелов и святых (3. Лествица Иаковля). В центре же великого собрания всех детей Божиих Мария, Матерь, и наша молитва соединяется с Ее молитвой! (4. и 5. Присутствие Марии). Соединяться с Церковью для молитвы не означает отстраняться от множества людей, не знающих Бога или Его отрицающих. Как было бы возможно созерцать сияние, всемогущество, отечество Божие, и не испытывать при этом непреодолимого стремления сделать их известными другим? (6. Атеизм и молитва). Одним только своим молчаливым присутствием человек молитвы трудится над делом Божиим, которое заключается в том, чтобы "рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Ин 11.52) (7. Черная Мимуна). Но кроме того, он предстательствует за мир, чтобы тот был сохранен от кары, какую призывают великими воплями бесчисленные грехи людей (8. "В проломе"). Предстательствовать значит намного больше, чем защищать дело своих братьев, это означает дать пройти через себя всемогущей любви Бога, горящего желанием установить Царствие Свое (9. С простертыми руками). Так через молитву человек содействует осуществлению дела Божия и не только в себе, но также и во всём мире (10. Молиться значит действовать совместно). > 66. Атеизм и молитва > "Господин Аббат, в католических кругах, в которых я вращаюсь, много говорят об атеизме с тех пор, как отцы Собора затронули эту тему так, словно бы все только сейчас внезапно осознали этот новый и опасный феномен. Краткое высказывание монсиньора Хнилицы, словацкого епископа, вышедшего из концентрационного лагеря, произвело шок: "Треть мира находится под влиянием атеизма, который не скрывает своего намерения захватить и весь мир". > Реакция на это, которую я наблюдаю вокруг себя, не менее разнообразна, чем реакция отцов во время 136-й Генеральной Сессии II Ватиканского собора. Столь же разнятся и причины, которые приписывают этому печальному феномену. > Но меня удивляет, что почти не упоминается то, что, по-моему, является одной из главнейших причин успеха атеизма, по крайней мере, в странах Запада: молчание о Боге. Я не единственный, кто это заметил. Горькому высказыванию, что я сейчас вам приведу, более двадцати лет: "Уже давно религия не имеет никакого отношения к Богу". В течение последних лет я имел возможность разбирать анкеты опросов, проводимых среди верующих о доминиканских проповедях: та же констатация. Один писатель, о котором я, впрочем, не знаю, является ли он практикующим католиком, замечает тот же пробел. В его последнем романе можно прочитать нижеследующий пассаж, который еще бы! возбудил негодование благомыслящей прессы: "Поистине, дело в том, что о Боге больше не говорят. Никто не говорит больше о Боге, и церковники в первую очередь, как и их издания... В эпоху, когда эта тема важна, как никогда, не пророки ли нужны прежде всего? Люди, которые "вовремя и не вовремя" говорили бы о Боге, Творце и Вседержителе мира и всего живого?.. О, мы бы охотно позволили священникам сбросить сутану, и пусть бы даже они одевались, как танцовщицы, только бы один лишь Бог был у них на устах!" (Р. Безюс). > Как могут христиане надеяться, что распространение атеизма будет остановлено, что Царство Божие установится на земле, если они прежде не сделают Бога известным миру, если Бог в их речах остается всегда "вечным подразумеваемым"?" > Дорогой Отец! Не беспокойтесь, Ваше письмо нимало меня не смутило. Мне самому очень часто приходится отмечать подобное. Я скажу Вам, что встречаясь со священниками на досуге а мне не раз это случалось я не часто слышал, чтобы разговор хоть сколько-нибудь долго или серьезно касался Бога, Его внутренней жизни и Его совершенств. > Но почему же о Нём говорят так редко? Вот важный вопрос. Ответ на него, по-моему, не вызывает сомнения: они Бога не знают. Не знают Его в смысле, который Писание придает этому слову: действительно, "знать" для библейского человека означает пережить конкретный опыт общения с каким-либо существом; знать кого-то значит быть с ним в личных отношениях. "Вкусите, и увидите, как благ Господь!" восклицал псалмопевец: он знал Бога. Св. Иоанн писал позднее: "Сия же есть жизнь вечная (открывшаяся на земле), да знают Тебя, единого истинного Бога" (Ин 17.3). И мы знаем, что для него подобное познание было "общением". > Только тот хорошо говорит о Боге, кто знает Бога, кто знаком с Ним по опыту (будь то священник со своей паствой, отец или мать со своими детьми, или же профессор богословия...). Только слово такого человека достигает внутреннего "я" слушателя, "сердца" в библейском смысле, "центра души", как говорят мистики. Такое слово способно пробудить, стимулировать развитие понятия о Боге в том, к кому оно обращено. > Но тогда встает второй вопрос, почему же так мало этих "знающих Бога", способных говорить о Нём, жаждущих сделать Его известным? я не колеблюсь ответить: потому что молитва находится в пренебрежении, особенно та форма молитвы, которую на протяжении веков великие учители и духовные авторы называли "созерцанием". > Сегодня это слово вызывает критику у многих. Я допускаю, что оно способно вызвать недоумение. Действительно, Бога нельзя созерцать, как картину. Не существует расстояния меж созерцателем и Богом, Которого он созерцает; Бога он находит в себе самом, он переживает в самой глубине души Его присутствие, Его любовь, Его свет. Но какое значение имеет слово! Факт налицо, грубый факт; молитва находится в пренебрежении, созерцание обесценено. Человека, избравшего молитвенную жизнь, и даже такого, кто просто посвящает некоторое время молитве, обвиняют в дезертирстве, в забвении интересов человечества, в оставлении великих и срочных апостольских нужд. Настолько, что можно видеть даже траппистов, испытывающих "угрызения совести" и спрашивающих себя, не следует ли им отправиться работать на завод? > Как же мы далеки от убеждений великих учителей Церкви, от Августина, Григория, Фомы Аквинского..., которые отважно утверждали примат созерцания: созерцания, как избранного способа жизни, т.е. в монашестве, но также и, прежде всего, созерцания индивидуального, которое есть познание Бога, проникновенное и сладостное. Сколько раз комментировали они слова Христа о Марии, сестре Марфы: "Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк 10.42)! Св. Августин сделал это в знаменитой краткой формуле: "Martha turbabatur, Maria epulabatur" фраза, трудно передаваемая на французском, по-русски означающая: "Марфа хлопочет, Мария пиршествует". > Нужно совершенно не знать истории Церкви, чтобы утверждать, что созерцатели относились к числу бесполезных людей. Разрушители созерцательной жизни скоро переменили бы мнение, если бы прочитали жития св. Бернара, св. Екатерины Сиенской, св. Марии от Воплощения и многих и многих других. Именно во время созерцания все самые мужественные и пламенные апостолы Церкви всегда исполнялись новой миссионерской энергией. > И один только Бог знает, сколь многим обязано Царствие Его тому множеству скрытых и безвестных созерцателей, которые, кстати, вовсе не все живут в затворе; мне известны многие мужчины и женщины в самой гуще мирской жизни, являющиеся куда более подлинными созерцателями, чем иные монахи. > Итак, я твердо убежден: когда в Церкви слабеет созерцательная жизнь, возрастают всевозможные формы заблуждений, такие, как воинствующий атеизм, о котором один из Отцов Собора сказал, что это есть "самое серьезное заблуждение, смертельная болезнь нашего времени". > Эти бушующие волны, угрожающие затопить всю землю, будут остановлены лишь в том случае, если Церковь предпримет огромное усилие, чтобы созерцательная жизнь вновь расцвела в ее лоне, чтобы во всех слоях общества появились подлинные созерцатели. Тогда не придется жаловаться на недостаток проповедников Слова Божьего, тогда умножатся пророки Бога Живого. |
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие. Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.) |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/289.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск о молитве | ||||
|
![]() |