=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Ответственность и болезнь

Этот выпуск тройной, и чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

reshma.nov.ru/book/duh.zip; krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.

Предыдущие части:
Предисловие. Воля Божия и человеческая ответственность *
Что означает "ответственность"? (Острота проблемы. Перед кем и за что человек несет ответственность?)
(Человек — автор книги собственной жизни. Многообразие ответственности. Халтура. Переосмыслить...)
(Быть ответственным намного легче. Дерзновение. Предательство)
Ответственности в семейной жизни
Безответственность детей формируют родители
Как привить ребенку чувство ответственности
Ответственность и современное церковное общество:  (1)   (2)
Ответственность в любви, за любовь и пред любовью
Пастырь и безответственный прихожанин:  (1)   (2)
Выбор духовника
В чём должна состоять пастырская помощь? (1)   (2)   (3)   (4)


> Ответственность и болезнь

> Депрессия

> Принятие ответственности ведет человека к душевной цельности, к внутреннему росту и к личностной глубине.

> Медиками и психологами замечено, что избегание ответственности способствует душевному и психическому нездоровью человека. Формирование депрессии связано с развившейся в человеке в детском возрасте, уже упоминавшейся нами, наученной беспомощностью. Различные компоненты депрессии являются последствиями рано усвоенного представления о том, что результаты, т.е. награды и наказания, которые представляет жизнь или люди близкого окружения, находятся вне собственного контроля. Человек, пришедший к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между его поведением и результатами, не только перестает эффективно взаимодействовать с другими людьми, но начинает переживать состояние депрессии.

> Душевными проявлениями, сопутствующими депрессии, как правило, бывают недовольство жизнью, отчуждение от реальности, замкнутость, уныние, нередко — мысли о самоубийстве.

> Человек, пораженный депрессией, убивает в себе радость жизни. Теряется упование на Бога, любовь и открытость на ближних. Приходят мысли о собственной никчемности, возникает ступор доверия Богу, страх сделать следующий шаг из боязни промахнуться. Находящийся в депрессии человек склонен перекладывать ответственность за происходящее с ним на жизненные обстоятельства или на "объективные причины", что дает возможность ощущать себя жертвой, спрятаться от осознания причастности к случившемуся.

> Люди, убежденные в отсутствии своей ответственности за происходящее с ними, несут по жизни тяжелый груз душевных страданий. Ввиду избегания переживаний, тревоги, сопутствующих осознанию ответственности, у них развивается фатализм, уныние, тревожность, отсутствие всякого интереса к Богом дарованной жизни. Расстройства пищеварения, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, головные боли — самые распространенные органические проявления депрессии.

> Принятие ответственности за свою жизнь, за действия, поступки и порождаемое внутреннее настроение, может избавить человека от депрессивного состояния. Особая значимость придается осознанию того, что я сам несу конечную ответственность за то, как проживаю свою жизнь, независимо от того, сколько поддержки и помощи получаю от других. Осознание того, что бы Вы хотели получить от жизни, в чем бы хотели реализовать себя, как всё это соотносится с волей Божией, изложенной в Евангелии, вынесения полезного опыта из пережитой в депрессии душевной боли поможет преодолеть препятствия на пути к свободе и радости Богом дарованной жизни.

> Алкоголизм

> Тема христианского осмысления алкогольной зависимости настолько обширна и серьезна, что ей стоит посвятить отдельную книгу. Однако, в контексте осмысления ответственности, стоит упомянуть о следующем. Как и любая форма зависимости, алкоголизм — результат слишком легкого выхода из жизненных затруднений и поисков. То, что не удается обрести в быту, компенсируется потреблением алкоголя. Спасаясь от реальности, человек пытается найти средство переносить боль жизни. Это помогает на время забыться, но проблемы так и остаются нерешенными. Нежелание брать на себя ответственность за собственную жизнь и судьбу тех, кто рядом, подталкивает человека к уходу из мира реальности в мир иллюзий.

> Первым шагом к выходу из подобной ситуации является осознание того, что неразрешимых проблем не существует. Божественный Промысл посылает нам ровно столько испытаний и трудностей, сколько мы способны вынести. Немаловажно также осознать, от чего убегает человек. Это позволит выделить подлинную проблему. После этого необходимо возложить упование на Бога и в Его руки вверить собственное бессилие. Довольно успешно с этой проблемой справляются христианские группы, работающие по Двенадцатишаговой Программе. К литературе 12 Шагов мне бы хотелось направить читателей, которые хотели бы более углубленно изучить формы и методы преодоления алкогольной зависимости с упованием на помощь Божию.[1]

> Психосоматика[2]

> Имеется значительное количество медицинских свидетельств о том, как психологическое состояние человека влияет не только на протекание, но даже на возникновение физических болезней. Речь идет о так называемых психосоматических заболеваниях. Сфера зависимости здоровья тела от душевного здоровья человека настолько велика, что, с позиции современных научных данных, можно смело утверждать: человек вполне ответственен за свои болезни, включая самые серьезные.

> Психоаналитики первыми выдвинули гипотезу о том, что склонность некоторых людей к так называемым повторяющимся случайным травмам вызвана мощным внутриличностным конфликтом. Сегодня существует научно обоснованный причинно-следственный ряд зависимости соматических заболеваний от тех или иных душевных состояний человека.

> В современной медицине все большую популярность приобретает тот холистический подход, целостное воззрение на человека, известное церковному сознанию давно.

> Человек — существо целостное. Сознание и тело являются неделимыми частями единой системы. Нельзя лечить только симптомы болезни, нужно лечить всего человека. Необходимо посмотреть, какие нарушения на духовном, душевном и телесном уровне привели к возникновению заболевания.

> Общеизвестно, что игнорирование глубинных стремлений человеческого духа порождают то самое искажение человеческой природы, которое традиционно называется грехом — источником болезней. Поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление растоптанных или утраченных проявлений человеческого духа.

> Вторым этапом выздоровления является обретение душевной цельности, душевного равновесия, мира с самим собой, осознания ответственности за свою болезнь. Современная психотерапия отследила и проанализировала связь между соматическими заболеваниями и определенными душевными состояниями человека. Работа над последними, как правило, приводит к частичному или полному выздоровлению.

> И третий этап — чисто соматическая, материальная составляющая лечения.


> Любая боль, душевная или телесная, сигнализирует о необходимости изменений. Боль — благой сигнал о том, что назрела необходимость каких-то перемен. Однако большинство людей предпочитают глушить или игнорировать боль. Возможно, под действием тех или иных обезболивающих препаратов боль утихнет, но ведь причина боли тем самым не устранится. Принятие боли означает принятие того, что человек отвергал, в чем не хотел признаться самому себе. В момент принятия и осознания боли, если сигнал понят и принят правильно на все трех уровнях: духовном, душевном и телесном, ее позитивная роль выполнена, теперь ее можно устранить.

> Душевное устроение человека самым непосредственным образом влияет на состояние его физического здоровья. Итак, рассмотрим взаимосвязи между душевными состояниями человека и их соматическими проявлениями.[3]

> Болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви и безопасности, а также от эмоциональной замкнутости. В традиционных культурах сердце рассматривалось как символ любви, центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу... Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий себя недостойным любви, не верящий в возможность любви, или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Научение контакту со своими истинными чувствами, с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем приводя к частичному или полному выздоровлению.

Гипертония нередко возникает по причине самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, трудиться без отдыха, потребностью оправдать ожидания окружающих людей, остаться значимым и уважаемым в их лице, и в связи с этим вытеснением своих глубинных чувств и потребностей. Всё это создает соответствующее внутреннее напряжение. Гипертонику желательно оставить погоню за мнением окружающих людей и научиться жить и любить людей прежде всего в соответствии с глубинными потребностями собственного сердца.

> Проблемы с почками бывают вызваны осуждением, разочарованием, неудачей в жизни.

> Сбой иммунной системы и, как следствие — простуда, являются для человека сигналом со стороны организма: "Хозяин, остановись, не спеши, сделай небольшую передышку, слишком многое пытаешься успеть!".

Астма, проблемы с легкими бывают вызваны неумением (или нежеланием) жить самостоятельно, а также недостатком жизненного пространства. Астма, судорожно сдерживая входящие из внешнего мира воздушные потоки, свидетельствует о страхе перед откровенностью, искренностью, перед необходимостью принимать то новое, что несет каждый Божий день. Навык принятия Промысла Божия в скорбных и радостных обстоятельствах жизни, доверие Богу и, как следствие, обретение доверия людям, является важной психологической составляющей, способствующей выздоровлению.

> Желудочные проблемы: язвенный колит, запоры, по мнению психотерапевтов, следствие застревания в прошлом, нежелания раскрепостить старые идеи и взять ответственность за настоящее. Желудок чутко реагирует на наши проблемы, страхи, ненависть, агрессивность и заботы. Подавление этих чувств, нежелание признаться себе в них, попытка проигнорировать и "забыть" их вместо осмысления, осознания и разрешения могут стать причиной различных желудочных расстройств. Длительное раздражение, имеющее место в состоянии стресса, ведет к гастриту. Запоры свидетельствуют об избытке накопленных чувств и переживаний, с которыми человек не может или не желает расстаться. Изжога, избыток желудочного сока свидетельствует о вытесненной агрессивности. Решением проблемы на психосоматическом уровне видится преображение сил подавляемой агрессии в действие активного отношения к жизни и обстоятельствам.

> Проблемы с глазами (на психосоматической основе)  — нежелание что-то видеть, неприятие окружающего мира таким, каков он есть.

Нервозность, состояние внутреннего беспокойства  — позывы и порывы к деятельности при безадресности возникающих жизненных сил. Нервничающий человек постоянно ощущает внутреннее давление в связи с тем, что действительность не такова, как ему бы хотелось. Он постоянно мечется в поисках решения проблем или мучительно приспосабливает свои запросы к действительности.

Астения, ощущение бессилия сегодня свойственно многим людям, окружающим нас. Тот, кто не признает в себе достаточного количества сил для возможности действовать, на самом деле просто уходит от ответственности за свою жизнь. За всем этим скрывается недоверие Богу, страх ошибиться, недостаток дерзновения. Началом избавления от астенических проявлений является осознание того, что это состояние не является чем-то независящим от человеческой воли, а порождается в недрах безответственности самим человеком.

Инфекционные заболевания, — здесь пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.

Диабет бывает вызван потребностью контролировать, печалью, а также неспособностью принимать и усваивать любовь. Диабетик не выносит привязанности и любви, хотя жаждет их. Он бессознательно отвергает любовь, несмотря на то, что на глубинном уровне испытывает сильнейшую потребность в ней. Находясь в конфликте с самим собой, в неприятии себя, он не в состоянии принимать любовь от других. Обретение внутренней душевной умиротворенности, открытости на принятие любви и способности любить — начало выхода из болезни.

Ожирение — проявление тенденции защищаться от чего-то. Чувство внутренней пустоты часто пробуждает аппетит. Поедание обеспечивает многим людям ощущение "приобретения". Но душевный дефицит не заполнишь едой. Недостаток доверия Богу и страх перед жизненными обстоятельствами ввергают человека в попытку заполнить душевную пустоту внешними средствами.

> Проблемы с зубами чаще всего бывают вызваны нерешительностью, неумением принимать самостоятельные решения. Кариес отнимает у зубов твердость. Именно таким образом иммунная система человека реагирует на внутреннюю нестойкость желаний, неуверенность в достижении избранной цели, осознание "непреодолимости" жизненных трудностей.

> Проблемы со спиной могут быть следствием переживаемого недостатка поддержки, внутреннего перенапряжения, излишней требовательности к себе.

Бессонница, — человек ответственен и за нее. Снотворное не решит проблем, ведь бессонница   — бегство от жизни, нежелание признавать ее теневые стороны. Найти истинную причину беспокойства, научиться подводить итоги дня, вернуть себе нормальный ритм, разрешить себе вечером уход в сон — всё это поможет разрешению проблемы.

> Осознание личной ответственности активно используется в практике современной психотерапии. Рассмотрим как это практически осуществляется на примере такого серьезного заболевания, как рак. Согласно психосоматической теории, рак порождается непрощенными обидами, чрезмерной фиксацией на какой-то утрате, ненавистью, потерей смысла жизни.

Рак долгое время считался находящимся за пределами индивидуального контроля. Это заболевание рассматривалось как прототип внешне необратимой болезни. Рак поражает без предупреждения и кажется, что больной мало что может сделать, чтобы повлиять на течение или исход болезни. Последнее время в научных кругах предпринято несколько широко освещавшихся попыток сменить эту позицию по отношению к раку на противоположную. Согласно современной теории этого заболевания, в каждом организме постоянно производятся раковые клетки. Иммунная система успешно сопротивляется, вымывая их из организма до тех пор, пока тот или иной фактор не снижает сопротивляемость организма, вызывая восприимчивость к раку. Значительная часть данных свидетельствует о том, что стресс снижает сопротивляемость болезни, влияя на иммунную систему и на гормональный баланс.

> Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что душевные силы человека, изменение его убеждений о собственной болезни, осознание собственной ответственности за возникновение болезни могут быть использованы в преодолении, активном противостоянии и полном выздоровлении не только от рака, но и от многих других заболеваний.

> Рак, возможно в большей мере, чем всякая другая болезнь вызывает чувство беспомощности. Пациенты ощущают себя неспособными как-либо управлять своим состоянием. Любая другая болезнь, например, сердечное заболевание или диабет, позволяет человеку множеством способов участвовать в своем лечении. Он может соблюдать диету, следовать медицинским предписаниям, отдыхать по графику, выполнять физические упражнения. Но больной раком чувствует, что ему остается только ждать, пока очередная раковая клетка пустит где-то в теле корни. Это переживание беспомощности зачастую усугубляется позицией врачей, имеющих обыкновение не допускать пациентов к принятию решения относительно хода их терапии. Многие доктора не склонны делиться с пациентами информацией и нередко, когда нужно принять важное решение о будущей терапии, в обход больных консультируются с их родственниками.

> Некоторые психотерапевты всё более склонны считать, что концепция принятия ответственности терапевтически должна быть предписываема любому раковому больному даже при далеко продвинувшемся заболевании.

> Следует заметить, что независимо от внешне неблагоприятных обстоятельств, мы всегда ответственны за нашу позицию по отношению к собственной жизненной ноше. Один врач рассказывал, что в его работе с метастатическим раком, распространявшимся на другие части тела, уже недоступным ни хирургическому, ни терапевтическому лечению, особое впечатление на него производят глобальные индивидуальные различия в позиции по отношению к болезни. Некоторые поддаются отчаянию и преждевременно умирают психологической, а также, судя по данным некоторых исследований, и преждевременной физической смертью. Другие используют надвигающуюся смерть в качестве стимула для примирения пред Богом, углубления переживания оставшихся дней жизни.

> Помощь пастыря в преодолении чувства безнадежности и беспомощности может быть полезна раковому пациенту. Существует несколько подходов, направленных на укрепление ощущения контроля над болезнью. Например, больные раком в отношениях со своими врачами часто чувствуют себя бессильными и инфантильными. Доктор представляется им всемогущим и всесильным властелином их жизни и смерти. Пастырь может помочь своим духовным чадам, находящимся на излечении в больнице или дома, принять ответственность за их отношения с доктором. Доктор — это такой же человек, как и больной. Доктора сами лечатся у других врачей. Медицинские диагнозы нередко бывают ошибочными. Больной должен научиться требовать от доктора полноту информации о ходе протекания своей болезни. Он может показать себя как человек ответственный за ход болезни и, ввиду такого активного сотрудничества с доктором, а не пассивного переживания заболевания, может измениться как отношение к болезни, так и само ее течение.

> Пастырь обязан помочь своим духовным чадам обрести ощущение силы и жизненности, побуждая принять ответственность за ход протекания болезни.

> Возможно, с научения ответственности в одной конкретной области может начаться обучение ответственности в других сферах человеческой жизни.

> Не случайно наиболее яркой иллюстрацией на эту тему, мы рассматриваем в качестве примера такое страшное и, казалось бы на первый взгляд, неизлечимое заболевание как рак. Случаи исцеления от рака посредством изменения взгляда на болезнь и взятие ответственности известны современной медицине. Чтобы не быть голословным, приведу обширную цитату, которая, надеюсь, станет мощным импульсом для осознания читателем необходимости взятия ответственности не только за свое здоровье, но и за многие иные области жизни. Этот же глубоко потрясающий, исполненный искренности, заботы и любви отрывок пусть послужит веским аргументом для пастырей, размышляющих над вопросом допустимости (или недопустимости) использования в душепопечении знаний психологии и психотерапии.


> Роберт Дилтс, ведущий специалист одного из наиболее перспективных направлений современной психотерапии, повествует о случае исцеления своей матери от этого заболевания:

> "Восемнадцать лет назад, в январе 1978 года, моей матери, Патриции Дилтс, впервые был поставлен диагноз рак груди. Ее оперировали, используя радикальную мастектомию, при которой ряд лимфоузлов и других тканей были удалены из тела. И, хотя операция сильно изменила ее, доктора сказали, что это — наилучший способ лечения, дающий им уверенность в ликвидации болезни. Спустя четыре года опухоль снова появилась в оставшейся груди и на яичниках. Костная пункция показала огромное количество метастаз практически в каждой кости. Доктора признали свою ошибку, когда говорили о ликвидации болезни, а также пришли к выводу, что на данной стадии они бессильны. Жить ей оставалось недолго.

> Благодаря ее мужеству, готовности к самоисследованиям, любви к жизни и своей семье, моя мать сама взяла на себя ответственность за свое собственное здоровье [4] и произошло драматическое исцеление. Более двенадцати лет она продолжала поддерживать свое здоровье, не обращая внимания на симптомы и проявляя замечательные способности в борьбе с физическим недугом. Истории процесса этого выздоровления были посвящены мои семинары, лекции и книги... Ее пример вдохновлял многих больных людей во всем мире, помогая им найти свой путь к целостности.

> Третьего декабря 1995 года моя мать умерла, прожив здоровую и хорошую жизнь. Из-за сложностей со здоровьем, на протяжении несколько месяцев она согласилась пройти рекомендованный доктором курс химической терапии и радиации. К сожалению, лечение мало помогло ей и к тому же было весьма болезненным. Это еще больше подорвало здоровье и практически привело к ее кончине. Уже приняв решение умереть, она перестала реагировать на внушения и вмешательства, бывшие ранее такими эффективными. Скорбя о смерти матери, я все-таки принял ее собственные пояснения, что она сделала все возможное в жизни, и готова к воссоединению с моим отцом (ушедшим от нас десять лет назад).

> Несмотря на физические страдания, моя мать сохранила мужество и достоинство до самого конца и умерла, окруженная своей семьей и светом глубокой любви. И хотя последние дни были очень болезненными, было также много моментов необычайной красоты, счастья и вдохновения...

> Люди говорят о физических симптомах, таких как рак или СПИД, будто они "обладают" ими, врачи же говорят о них так, будто они имеют разум и собственную волю. Говорят, что рак "вторгся" в тело и о том, как вирус СПИДа "дурачит" иммунную систему, используя тело человека. Я слышал, как онкологи говорили, что рак груди у разных людей имеет "свое лицо". У кого-то "более агрессивное", у кого-то "менее". Они говорят об этом так, будто это характерные признаки симптома. В рассматриваемом нами случае длительного истощения от метастаз рака груди, например, один из онкологов заметил моей матери: "Ваш рак вел себя в очень дружественной манере". Правильнее осознавать, что личность человека или способность исцеления воздействует на симптом, чем думать, что тело человека совершенно пассивно и "одержимо" симптомом. Как объяснил онколог, причина, по которой химиотерапия не помогла, была в том, что рак нашел способ "уклоняться" от лекарств. Моя мать пошутила по этому поводу: "Они говорят о клетке, как о чем-то особенном, что хитрее лабораторной крысы."

> Эти типы убеждений определяют то, как мы достигаем исцеления. При ощущении умышленного вторжения внешнего и негативного намерения, например, мы чувствуем себя больными и разбитыми. Когда моя мать впервые обнаружила у себя метастазы рака груди и начала исследовать, что же она может сделать, чтобы реально помочь своему собственному исцелению, ее хирург сказал ей: "Все рассуждения о сознательно исцеляющей части — чепуха и от этого можно лишиться рассудка". Этот тип убеждений, может стать, как я называю это, "мыслительным вирусом". "Мыслительный вирус" — основа ограничивающего убеждения, которое мешает своим собственным или другим усилиям, направленным на исцеление или улучшение.

> Такие "мыслительные вирусы" могут заразить мозг и нервную систему, так же как физический вирус заражает тело, или же компьютерный — компьютерную систему, приводя к беспорядку и хаосу. Для меня "мыслительные вирусы" отождествляются именно с такими вирусами. Это не законченная, связанная и органично поддерживающая огромные персональные системы и убеждения на пути к исцелению, идея. Это особая мысль или убеждение, которое может создать неразбериху или конфликт. Индивидуальные мысли и убеждения не имеют своей собственной "силы". Они оживают только в случае чьего-либо активного воздействия на них. Если человек пришёл к убеждению и направил свои действия в соответствии с особой мыслью — это означает, что он "оживил" убеждение; оно может теперь стать "самоосуществимо".

> Чтобы было понятно, что я имею в виду, поясню. Моя мать прожила на двенадцать лет больше того срока, который отпустил ей доктор, потому что она не принимала некоторые его убеждения близко к сердцу. Доктор, у которого она работала, обещал при удачном положении дел примерно ещё два года жизни. Когда же он говорил со мной — речь шла о месяце или даже о неделе. Она перестала работать с доктором и прожила ещё много лет, совершенно свободной от каких-либо раковых симптомов. Через несколько лет, после того как моя мать бросила работать с доктором, он серьёзно заболел (хотя его болезнь нельзя сравнить с болезнью матери). Теперь он был ответственен за свою собственную жизнь. Позднее он убеждал жену покончить жизнь самоубийством вместе с ним или, возможно, хотел взять её с собой без согласия (ситуация трудноразрешимая). Почему? Потому что он верил, что его смерть реальна и неизбежна и не хотел "уходить неподготовленным".

> Дело в том, что "мыслительный вирус" может привести к смерти так же легко, как и вирус СПИДа. Он может убить "хозяина" так же просто, как и причинить вред тем, кого этот "хозяин" заразил.

> Хочу разъяснить, что говоря о докторе своей матери, я не имею в виду, что он какой-то плохой человек. Я думаю, он был хорошим врачом и честным человеком. Проблема не в нём. Проблема в "убеждении" и в "вирусе".

> "Мыслительный вирус" невозможно убить, его можно только опознать и нейтрализовать от остальной системы. "Ограничивающие убеждения" и "вирусы мыслей" общаются между собой так же, как, например, тело — с физическим вирусом, компьютер — с компьютерным, т.е. путём распознавания вируса, не воспринимая его и не оставляя ему места в системе.

> Я бы хотел закончить статью словами моей матери о её опыте исцеления. Далее я приведу несколько выдержек из монографий матери на пути к исцелению.

> "Меня спрашивали, что я делаю, когда уже нет сил бороться. Это было в то время, когда я чувствовала себя хуже. В такие моменты я пыталась найти более лёгкий путь. Это что-то вроде старого "пучка моркови", заставляющего осла двигаться вперёд. Я думаю, это эпизоды физической слабости, но люди с серьёзными заболеваниями могут найти неисчерпаемые силы в себе, чтобы стать здоровыми. Если и есть какое-то совершенное средство — это поощрение.

> Часто общество и даже наша физиология могут посеять негативные идеи в нашем мозгу. Роберт называет это "мыслительными вирусами". Эти мысли могут иметь хорошие намерения, но и могут оказать очень нежелательное влияние на уязвимые места больного. Однако я обнаружила, что "мыслительный вирус" может быть обращён и на моё выздоровление. Например, в начале моего процесса выздоровления один из врачей сказал, что мои усилия помогают моему исцелению как "мёртвому припарка", и что я просто могу сойти с ума. Вместо того, чтобы ответить доктору на его комментарий, который мог бы стать своего рода "вирусом", я искала "позитивные намерения" в его словах. Я верю, что его намерение было честным и открытым (в его понимании), и он не хотел, чтобы я обманулась. Я тоже этого не хотела и решила, что в самом деле будет глупо не утверждать жизнь и не использовать все доступные мне выборы. Я продолжала идти своим курсом, несмотря на его слова, веря в его глубокие и искренние намерения. Интересно, что после того, как он увидел улучшение, он изменил свои убеждения, стал для меня крепкой опорой и даже посоветовал "держаться подальше от врачей". В противовес "мыслительному вирусу" мы можем научиться ожидать определённые изменения позитивного поведения и запрограммировать себя на их достижение.

> Попытка найти что-либо забавное в каждом случае — также эффективный путь в поддержке позитивного отношения и изменения "мыслительного вируса ". Моя семья и я обнаружили, что даже в наиболее неприятные моменты нашей жизни есть место для радости. Очень важно научиться смеяться над собой. Мне не помогало серьёзное восприятие. Если я смогу смеяться над страхом и над собой — жизнь обогащается новой и приятной перспективой. Моя выдержка и терпение укрепляются, если я могу найти что-нибудь забавное в неприятностях, с которыми все мы сталкиваемся ежедневно.

> Я не боюсь мечтать о лучшем. Свежий воздух всегда оказывал на меня хорошее влияние, как и на других. От родителей я унаследовала связь с землёй и тем, что на ней растёт. Я всегда чувствую гармонию и удовольствие в родстве с природой моего сада. Столько можно познать, наблюдая за круговоротом жизни и природными соответствиями. Моя жизнь — мой сад, а цветы, которые я собираю для своего букета — мой опыт. С каждым днём я добавляю в него новые цветы.

> Любознательность — другая важная часть моего желания жить. Я люблю учиться новому, и меня очаровывают как старые, так и новые открытия. Так много знаний, которые я должна исследовать и понять, что даже для поверхностного изучения надо много-много лет.

> Один мой друг, доктор, сказал, что некоторые люди, только будучи серьёзно больными, научились заботиться о себе и, в конечном итоге, стали жить лучше. С моей точки зрения, он очень наблюдателен. Много больных неизлечимыми болезнями людей говорят о ценности каждого прожитого дня и даже о новой любви к ближним. Я думаю, что с каждым днём, который я выбрала для жизни, я становилась мудрее. Я использую слово "выбор", так как чувствую, что именно он имеет самое прямое отношение к продлению жизни. Мне нравится делать каждый следующий день лучше прежнего. Иногда просто достаточно посмотреть на небо и деревья, иногда помочь кому-то. Быть "нужным"  — тоже повод. Даже обмен улыбками очень важен.

> Не у каждого есть такая поддержка и удача, как у меня. Но мало-помалу, шаг за шагом... И однажды, оглянувшись, можно увидеть улучшение. Каждый шаг делает жизнь более ценной и каждое достижение делает её более привилегированной. Жизнь становится более осмысленной, когда мы принимаем в ней активное участие. Мы собираем наши сокровища на дороге под названием "опыт". А неприятности и проблемы могут стать полезными уроками, нашими собственными драгоценностями".[5]

 



[1] Работа по преодолению алкогольной зависимости — труд многолетний, требующий определенных усилий как со стороны врачей, так и со стороны выздоравливающих людей, желающих освободиться от зависимости. На труд по каждому из Шагов требуется по несколько месяцев, а то и лет... Отрадно наблюдать, что именно Двенадцатишаговая Программа, ориентированная на духовный рост и духовные ценности, приобретает сегодня все больший охват. Приведем здесь эти Шаги:
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.
2. Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу.
4. Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего поведения.
5. Признались перед Богом, перед собой и перед другим человеком в сущности своих ошибок.
6. Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших отрицательных черт характера.
7. Смиренно попросили Его устранить все наши изъяны.
8. Составили список тех, кому мы причинили зло, и приготовились возместить им всем нанесенный нами ущерб.
9. Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было возможно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.
10. Продолжали критически наблюдать за своим поведением, и когда ошибались, то своевременно признавали это.
11. Старались путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь о знании Его воли для нас и о силе для исполнения этой воли.
12. Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались делиться таким опытом с другими алкоголиками и применять эти принципы во всех наших делах.
[2] Сведения о взаимосвязи заболеваний и их психической составляющей, упомянутые в этой главе, взяты из книг известных специалистов в области психосоматики С. Ковалева, К. Тепепервайна, О'Коннера.
[3] Приведенные здесь взаимосвязи верны в случае, если болезнь носит психосоматический характер (а это 80% от общего числа заболеваний).
[4] Подчеркнуто мной — и.Е.
[5] Роберт Дилтс. Ментальные карты, мыслительные вирусы и здоровье.
Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

messia.info/r2/2/298.htm
Архив рассылки, формы подписки —> messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»