=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: священник Яков Кротов
Опубликовано: krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/1b_ray.htm


> РАЙ

> В мире сем очень четко различаются жизнь и прозябание, наполненное существование от пустого, изобилие от скудости. Мы надеемся, что вечная жизнь тоже будет изобилием — но здесь начинаем неудомевать, ибо ясно, что ничто из того, что составляет изобилие в нашей земной жизни, там просто не понадобится. Можно заполнить все небеса грудами взбитых облаков и сладкозвучных арф, — но это лишь подчеркнет пустоту наших мечтаний.

> Изобилие — не обязательно разнообразие. Во временной жизни — обязательно, а в вечной — нет. На земле не может быть мелодии, звучания которой нам было бы достаточно — так, чтобы мы никакой другой музыки не слушали. Не может быть такой еды, чтобы мы согласились всю жизнь есть ее одну. И если мы действительно окажемся на необитаемом острове с одной-единственной книгой — мы вскоре забросим её (Библия не в счёт, ибо Библия есть целая библиотека).

> Но в вечной жизни изобилие есть обретение того Единого, что и делает вечность — жизнью, а не бесчеловечным ледяным уродством. Бог — вот изобилие, которое не надоедает. На что нам будут миллиарды книг (даже Библия), на что нам будут миллионы картин, тысячи рецептов, когда у нас будет Бог! Только здесь и пролегает различие между Страшным Судом и вечной жизнью. Страшный Суд — это когда мы будем у Бога, будем все, желаем мы того или нет. Вечная жизнь — это когда Бог будет у нас, если мы желаем Его одного. Если же мы веруем в Единого Бога, но желаем и еще чего-то, — мы уже не в раю, а где-то в сторонке, которая и называется адом. Мы уже воскресаем к смерти — ибо жизнь в Боге и есть жизнь, а жизнь без Бога есть смерть.

> Будущее земное всегда заведомо не такое, как мы планируем, оно непонятно, оно вообще будет не нашим временем — хотя именно мы его строим — а временем следующего поколения. Поэтому земного будущего всегда стоит немного опасаться и быть готовым к неприятностям, разочарованиям самым худшим — когда мы просто будем не понимать, что происходит вокруг. Всё пойдет не вопреки нашим чаяниям, а просто совершенно иначе.

> Достаточно представить себе жизнь человека, который родился в России в 1900 году и дожил до 1996. Мог ли он в подростковом возрасте, строя планы, представить себе Россию сталинскую или горбачевскую, язык и мировоззрения поколений 1950-х или 1980-х годов? Конечно, нет. Рано или поздно способности понимания происходящих вокруг изменений оказываются исчерпанными, способности приспособления к ним — тоже, и смерть приходит как долгожданная избавительница от постылого существования в чужом мире, ради создания которого столько было потрачено вдохновения и пота.

> Царство Божие, вечная жизнь — не таковы. Они более отличны от наших планов, мечтаний, от окружающей нас действительности, чем любое земное будущее. Мы не знаем таких слов, какие могли бы описать вечную жизнь, и только притчами что-то можем выразить. Но при этом вечная жизнь не пугает нас и не должна пугать. Оказывается, не обязательно понимать, не обязательно самому планировать. Достаточно быть со Христом, быть причастным Ему в Духе Святом — и уже не страшно. Вера рождает доверие к неизвестности, ибо известно главное: вечная жизнь — жизнь с Иисусом, жизнь в том же Боге, Который привлек нас к Себе здесь и сейчас. Рай — место, к которому невозможно привыкнуть. Ад — место, к которому мы привыкли, еще не попав в него.

> * * *

> Вера в Единого Бога противоположна многобожию, и духовная жизнь падшего человечества начинается именно с многобожия. Воспоминание о Боге Отце существует, но где-то глубоко, оно сведено именно к воспоминанию, а живая религия оказывается поклонением многоразличным богам. В многобожии человек не только убегает от Бога, но и снимает с Бога обвинения в жестокости. Отдельный бог (боги) ответственны за добро, отдельный — за зло, — таков смысл идолопоклонства, и благодаря этой простоте идолопоклонство не перестает быть соблазном для всякой души, мучимой страданием или состраданием.

> Вся Библия есть движение от многобожия к Сыну Божию, от попытки противопоставить доброму Богу — злого, до принятия истины о том, что единство Божие открывается в Троице. Тайна Троицы уже потому не есть многобожие, что вера в Троицу не легка, не помогает понять проблему зла, а трудна. Кто верует в двух-трех богов — тому всё ясно, кто верует в Троицу — тот признает, что всё ясно одному Богу.

> Вера в Единого Бога начинается с отвержения многобожия, но заканчивается она — многобожием. Но вечная жизнь есть множественность богов не по наглости, не по измышлению человеческому, богов, не выдуманных людьми — а богов, которыми становятся люди. Вечная жизнь не есть просто продолжение земной жизни, воскресение мертвых не есть воскресение мира мертвости, распада, тления. Те воскресения мертвых, о которых рассказывает Библия, еще не причастны вечной жизни, они целиком остаются в этом веке, и потому ничего не могут доказать о Боге. Воскресение к вечной жизни есть воскресение к совершенно иному порядку существания всякой плоти, в том числе и человеческой личности во всей ее полноте.

> Жизнь вечная есть жизнь божественная, а воскресший к вечной жизни человек в самом прямом смысле слова может быть назван богом () — только если грехопадение совершилось, когда люди захотели быть богами через штурм и натиск, через напор на Бога, то обожение совершается, когда люди распахивают себя для Бога, для Его благодати. Мы получим в подарок то, что со смертельным для себя уроном пытались завоевать.

> Вечно жить невозможно только тем, кто тратит время на то, чтобы представить себе вечную жизнь, а не чтобы получить ее. В вечную жизнь верует большинство людей, но большинство из этого большинства впадает именно в эту ошибку и пытается представить непредставимое, вместо того, чтобы стать непредставимым. Представить — или объяснить — вечную жизнь нельзя по той же причине, по которой нельзя человеческому зародышу — даже накануне родов — объяснить, дать представление о жизни после родов. Дело даже не в слабости интеллекта — младенец едва родится, как мозг его превосходно справится с обилием качественно новой информации. Дело именно в новизне качества.

> Вообще-то плод в утробе матери не так уж отрезан от внешнего мира: он слышит звуки, он переживает, он испытывает разнообразные ощущение, он чувствует, любят его или нет, хотят его рождения или нет. Недооценивать внутриутробную жизнь нельзя — и всё-таки это не совсем то, что мы считаем жизнью, отчего вновь и вновь люди решаются на аборт.

> От ребенка в утробе требуется так мало — не сучить слишком ножками, не бить кулачками. От нас во временной жизни требуется тоже немного и, в сущности, примерно того же, чего мог бы потребовать врач от близнецов — не причинять вреда Тому, Кто тебя носит, и ближнему своему. Но всё же жизнь — она одна, и как раз потому христиане так резко и последовательно выступают против абортов, что чувствуют себя в мире сем как в утробе, в состоянии зачаточном. О, конечно, это жизнь — но насколько иной будет жизнь вечная, иной не столько даже изменением нас самих (ибо и младенец после родов и до смерти изменяется меньше, чем от зачатия до родов), сколько изменением среды, в которой мы будем жить — ибо это будет божественная среда, мы будем окружены Богом так, что исчезнет перепонка, ныне облегающая нас, словно зародыш.

> Исчезнут все те ограничения, которые наложены Богом на мир, в котором человек ест хлеб в поте лица, чтобы умереть в свое время. Исчезнут пространство и время в привычном для нас понимании — а может быть, и во всяком понимании — исчезнут как ограничение нашей способности любить — любить всех, везде, постоянно, без приливов и отливов, без разлук и встреч, любить так, как может лишь Бог дать любить.

> "Настоящая" и "будущая" жизнь обычно противопоставляются как существующее и не существующее, как горькое ощущение во рту и сладкая приманка на горизонте, как предбанник и баня. Такое противопоставление лучше жизни в предбаннике как в единственной реальности. Но если человек духовно растет, он постепенно начинает понимать, что "будущая жизнь" существует. Сперва она ощущается как некая подкладка видимой, настоящей жизни. Потом постепенно оказывается, что "настоящая жизнь" как раз не есть очень уж настоящая — что, пожалуй, будущая жизнь более устойчива, настоятельна, состоятельна, нежели настоящая.

> Так христианин обнаруживает, что Благая Весть более блага (и более нова — то есть, более весть) нежели он сперва решил. А ведь он и тогда радовался — как же хорошо теперь, когда обнаружилось, что "Христос посреди нас", что "Царство Божие приблизилось", что Небесный-то Иерусалим более иерусалимлен, нежели Иерусалим земной. Это вдвойне хорошо, потому что с самого начала человека сопровождает ощущение (хотя усердие быть благочестивым может это ощущение заглушить), что всё-таки наше пребывание на земле слишком хорошо, слишком поддерживаемо Богом, слишком проникнуто Христом, чтобы быть лишь "подготовкой" перед чем-то капитальным. Это верное ощущение: рай не за семью горами.

> Конечно, будущая жизнь качественно отлична от настоящей, но только вот "качество" в данном случае — не совокупность каких-то физических параметров (например, настоящая жизнь — это выцветшие обои, а вечная — обои яркие). Качество это — любовь. Кто любит, тот уже живет вечно, и не метафорически, а буквально. Сказать, что это — мало, может лишь человек, который забыл, какова любовь на вкус. Об этом полезно помнить и говорить себе (и другим) даже, если мало причастен вечной жизни — потому что жизнь в состоянии подготовки, отношение к настоящему как к предбаннику, примерно равновесно способно помочь, душевно подбодрить, подтянуть и — помешать, склонить к унынию ("э, всего-то лишь..."). Когда же мы поймем, насколько мы живем в будущем, когда живем с Богом, тогда уйдет шизофреническая раздвоенность между состоянием "до суда" и "после суда", тогда настоящим нашим станет настоящее Христа.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/302.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме