=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Евхаристия — таинство причастия (3)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 12.

(Выделение подчеркиванием сделано составителем рассылки. Курсив - текст из перевода книги, приводимый без изменений.)

Предыдущие части:
• (1) Евхаристия: таинство собрания
(а, б, в, г)
(2a) Евхаристия: Символизм (а, б, в)
(2b) Евхаристия – таинство Царства (а, б)
(3) Евхаристия: вхождение в Царство Божие (а, б, в)
(4) Евхаристия: таинство Слова (а, б, в, г)
(5) Евхаристия: таинство верных (а, б, в)
(6) Евхаристия: таинство приношения (a, б, в, г, д, е, ж)
(7) Евхаристия: таинство единства (a, б, в, г, д, е)
(8) Евхаристия: таинство возношения (a, б, в, г, д)
(9) Евхаристия: таинство благодарения (a, б, в, г, д, е)
(10) Евхаристия: таинство воспоминания (a, б, в, г, д, е, ж, з)
• (11) Евхаристия: таинство Святого Духа (a, б, в)
• (12) Евхаристия: таинство причастия (a, б)


12. ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

Исполнися и совершися елико по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство: имеем бо смерти Твоея память, видехом воскресения Твоего образ, исполнихомся бесконечныя Твоея жизни, насладихомся неистощаемыя Твоея пищи, еяже и в будущем веце всем нам сподобитися благоволи, благодатию безначальнаго Твоего Отца, и святаго и благаго и животворящаго Твоего Духа...

Молитва на потребление Св. Даров, Литургия св. Василия Великого

IV

Напомним, прежде всего, чин или порядок приготовления, каким он дошел до нас в византийском литургическом предании. Я не буду говорить о проскомидии, о которой мы уже говорили выше. Ограничимся Литургией верных.

Непосредственно после эпиклезы предстоятель начинает чтение молитвы ходатайства. Точнее, эту молитву можно было бы определить как молитву собирания Церкви — Тела Христова, явления ее во всей полноте:

Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся,
соедини друг ко другу во единого Духа причастие,
и ни единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святаго Тела и Крови Христа Твоего.
Но да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими, —
праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми,
и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся.
Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии,
о святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестителе,
о святых и всехвальных апостолех
и о всех святых Твоих,
ихже молитвами посети нас Боже.

И помяни всех прежде усопших о надежди воскресения жизни вечныя, и упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего.
Еще молим ти ся, помяни, Господи,
Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь,
юже от конец даже до конец вселенныя,
и умири ю, юже наздал еси честною Кровию Христа Твоего,
и святый храм сей утверди даже до скончания века.
Помяни, Господи,
иже дары сия Тебе принесших,
и о нихже, и имиже, и за нихже сия принесоша.
Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия:
воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании,
даруй им вместо земных небесная,
вместо временных вечная,
вместо тленных нетленная.
Помяни, Господи, иже в пустынях
и горах, и вертепех, и пропастех земных.
Помяни, Господи, иже в девстве, и благоговении,
и постничестве, и в чистем жительстве пребывающих.

А нас всех, от одного хлеба и одной чаши причащающихся,
соедини друг со другом в общении единого Духа Святого,
и сделай, чтобы никто из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение,
но чтобы нам обрести милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими:
праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, благовестниками, мучениками, исповедниками, учителями и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся.
Особенно же со пресвятой, пречистой, преблагословенной славной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией,
Со святым Иоанном, пророком, Предтечей и Крестителем,
святыми славными и всехвальными апостолами,
и со всеми святыми Твоими,
по молитвам которых посети нас, Боже.

И вспомни всех, прежде усопших в надежде на воскресение и жизнь вечную,
и упокой их там, где надо всем сияет Свет лица Твоего.
Еще молим Тебя: вспомни, Господи,
святую Твою соборную и апостольскую Церковь, существующую от концов до концов вселенной,
и умиротвори её, которую Ты приобрел драгоценной кровью Христа Твоего,
и святой храм сей утверди до кончины века.
Вспомни, Господи,
принесших Тебе эти дары
и тех, о ком, и через кого, и за кого они принесли их.
Вспомни, Господи, приносящих пожертвования и творящих доброе во святых Твоих церквах, и помнящих о бедных:
воздай им Твоими богатыми и небесными дарами,
даруй им вместо земного небесное,
вместо временного — вечное,
вместо тленного — нетленное.
Вспомни, Господи, находящихся в пустынях,
и горах, и пещерах, и ущельях земли.
Вспомни, Господи, пребывающих в девстве, и благоговении,
и подвижничестве, и святой жизни.

/Молитвы о властях/

Помяни, Господи, предстоящия люди,
и ради благословных вин оставльшихся,
и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея:
сокровища их исполни всякаго блага,
супружества их в мире и единомыслии соблюди,
младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи,
малодушныя утеши, расточенныя собери,
прелыценныя обрати, и совокупи святей Твоей Соборной и Апостольской Церкви,
стужаемыя от духов нечистых свободи,
плавающим сплавай, путешествующим сшествуй,
вдовицам предстани, сирых защити,
плененныя избави, недугующия исцели.
На судищи, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих
помяни, Боже.
И всех, требующих великаго Твоего благоутробия,
и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших
нам недостойным молитися о них, и вся люди Твоя
помяни, Господи Боже наш, и на вся излей
богатую Твою милость,
всем подая яже ко спасению прошения.
И ихже мы не помянухом неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже,
ведый коегождо возраст и именование,
ведый коегождо от утробы матере его:
ты бо еси, Господи, помощь беспомощным,
надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель,
плавающим пристанище, недугующим врач:
Сам всем вся буди,
ведый коегождо, и прошение его,
дом, и потребу его.
Избави, Господи, град сей, и всякий град и страну
от глада, губительства, труса,
потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных
и междоусобныя брани.

В первых помяни, Господи, (имярек),
егоже даруй Святей Твоей Церкви,
в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа,
право правяща слово Твоея истины.
/.../
Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих,
и мое недостоинство,
прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное:
и да не моих ради грехов возбраниши
благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров.
Помяни, Господи, пресвитерство, еже во Христе диаконство,
и весь священнический чин,
и ни единаго же нас посрамиши,
окрест стоящих Святаго Твоего жертвенника.
Посети нас благостию Твоею, Господи,
явися нам богатыми Твоими щедротами:
благорастворены и полезны воздухи нам даруй,
дожди мирны земли ко плодоносию даруй:
благослови венец лета благости Твоея:
утоли раздоры церквей,
угаси шатания языческая,
еретическая востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа:
всех нас приими в Царство Твое,
сыны света и сыны дне показавый,
Твой мир и Твою любовь даруй нам,
Господи Боже наш,
вся бо воздал еси нам.

И даждь нам единеми усты и единем сердцем
славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое,
Отца и Сына и Святаго Духа,
и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.
И со духом твоим.

Вспомни, Господи, предстоящий народ
и по важным причинам отсутствующих,
и помилуй их и нас по множеству милости Твоей;
кладовые их наполни всяким добром,
браки их в мире и единомыслии сохрани,
младенцев воспитай, юных наставь, пожилых поддержи,
малодушных утешь, рассеянных собери,
заблудших обрати и соедини со святою Твоей соборной и апостольской Церковью,
мучимых духами нечистыми освободи,
плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй,
вдовам покровительствуй, сирот защити,
пленных избавь, больных исцели.
Находящихся под судом, и в рудниках, и в изгнании,
и на тяжких работах и во всякой скорби, и нужде, и беде
вспомни, Боже,
как и всех, нуждающихся в великом Твоем милосердии:
и любящих нас, и ненавидящих,
и поручивших нам, недостойным, молиться за них.
И весь народ Твой вспомни, Господи Боже наш,
и на всех излей обильную Твою милость,
подавая всем просимое ко спасению;
и тех, кого мы не вспомнили
по неведению, или забвению, или из-за множества имен,
Сам вспомни, Боже,
знающий возраст и именование каждого,
знающий каждого от чрева матери его.
Ибо Ты, Господи, помощь беспомощных,
надежда безнадежных, обуреваемых спаситель,
пристань плавающих, врач больных;
Сам будь всем для всех,
ибо Ты знаешь каждого и прошение его, дом и нужду его.
Избавь, Господи, этот город и всякий город и страну
от голода, мора, землетрясения,
наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников
и междоусобной войны.

И среди первых вспомни, Господи, епископа нашего (имя),
которого даруй святым Твоим церквам
в мире, невредимым, почитаемым, здравым, долгоденствующим
и правильно преподающим слово Твоей истины.
/.../
Вспомни, Господи, по множеству милосердия Твоего,
и моё недостоинство,
прости мне всякое согрешение как вольное, так и невольное,
и за мои грехи не отведи
благодати Святого Твоего Духа от предлежащих Даров.
Вспомни, Господи, пресвитеров, во Христе диаконов
и весь иной священный чин
и не посрами никого из нас,
окружающих святой Твой жертвенник.
Посети нас в благости Твоей, Господи,
явись нам в обильных милостях Твоих;
благоприятную и полезную погоду нам подай;
дожди тихие земле для плодородия даруй,
благослови венец года благости Твоей;
прекрати разделения церквей,
угаси ярость язычников,
восстания ересей скоро разрушь силою Святого Твоего Духа;
всех нас прими в Царствие Твое,
сынами света и сынами дня явив.
Твой мир и Твою любовь даруй нам,
Господи Боже наш:
ибо Ты все воздал нам.

И дай нам едиными устами и единым сердцем
славить и воспевать всесвященное и величественное имя Твое,
Отца, и Сына, и Святого Духа
ныне, и всегда, и во веки веков.
Аминь.
И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа совсеми вами.
И со духом твоим.
*

(Литургия св. Василия Великого)

 

V

Я привел текст этой молитвы целиком, потому что она яснее и лучше всего раскрывает смысл того "приготовления к причастию", которое с нее и начинается в строе евхаристического священнодействия. Молитва эта собирает и соединяет воедино всё космическое, экклезиологическое и эсхатологическое содержание Евхаристии, и тем самым являет, дарует нам саму сущность причастия, сущность Тела Христова и новой во Христе жизни. Но не случайно, не из любви к повторениям, мы не сразу призываемся приступить к Чаше, а предваряем причащение этой изумительной молитвой, словно замедляя ритм евхаристии. Ибо не в том причина этого замедления, чтобы мы лишний раз покаялись и приготовили себя к вкушению святыни, а в том, чтобы во всей полноте исполнила себя Церковь как Таинство Царства, как реальности нового времени и новой жизни.

Я назвал молитву ходатайства космической:

Посети нас благостию Твоею, Господи, явися нам богатыми Твоими щедротами, благорастворены и полезны воздухи нам даруй, дожди мирны земли к плодоносию даруй, благослови венец лета Твоего...

Я назвал ее экклезиологической:

утоли раздоры церквей, угаси шатания языческая, еретическия востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа.

И, наконец, я назвал ее эсхатологической:

всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам.

Итак — мир, Церковь, Царство. Всё творение Божие, всё спасение, всё исполнение. Небо на земле. Единые уста и единое сердце, единое прославление и воспевание пречестного имени — Отца, Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Вот сущность этой великой, завершительной молитвы, вот последняя мольба Евхаристии, соединяющая вокруг Агнца Божьего, во Христе — весь духовный мир, начиная с Богоматери и святых и кончая всем — сам всем вся буди.

Вот что, каждый раз совершая Евхаристию, мы призываемся узреть, осознать, воспринять, во что должны погрузить всё наше сознание, всю любовь, всё желание, прежде чем подойти "к бессмертному Царю и Богу нашему..."

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/318.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»