=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

По книге:
Карл Барт. Очерк догматики.
// СПб.: Алетейя, 1997;
(Лекция 13)
.

 
серия "основы христианской веры" 
    

Предыдущие выпуски о Символе веры:
• (1) Символ веры  
• (2) Вера как доверие
• (3) Вера как познание
• (4) Веровать означает исповедовать
• (5) Верую в единственного Бога
• (6) Бог — Отец
• (7) Бог всемогущий
• (8) Бог-Творец. Грехопадение
• (9) Творение: "небо и земля". Завет
• (10) Смысл Ветхого Завета
• (11) Иисус Христос
• (12) Иисус Христос — Спаситель и Слуга Божий. Христос и Израиль
• (13) Иисус Христос — Единственный Сын Бога

 (1854 слова)

 

Мартин Лютер так объяснял второго положения Символа веры: "Верую в то, что Иисус Христос истинный Бог, рожденный Отцом в вечности, а также истинный Человек, рожденный Девой Марией, есть мой Господь…" В этих словах Лютер выразил всё содержание второго положения.

С экзегетической точки зрения это, возможно, акт произвола, но, несомненно, гениальный акт произвола. Ведь в конечном счете Лютер не сделал ничего иного, как обратился к самому изначальному и простому значению слов символа: "Kyrios Jesus Christos" — Господь Иисус Христос. Он обобщил и привел к такому знаменателю всё, что сказано во втором положении. Всё деяние Христа есть деяние Господа. Всё, что требует от нас Господь, — это чтобы мы стали Его: "чтобы я в Его царстве пребывал под Его властью и служил Ему, причем именно потому, что Он мой Господь, который меня, блудного и обреченного человека, спас, привлек, отвоевал от всех грехов, от смерти и от власти дьявола". И всё христианское благовестие сводится к тому, "чтобы я служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве: соответственно Его величию".

Теперь мы попытаемся с помощью своей собственной мысли приблизиться к предмету, о котором идет речь.

Что означает утверждение: Иисус Христос есть наш Господь? Бытие Иисуса Христа есть суверенное решение о бытии всякого человека. Относительно нас, людей, принято решение. Знаем ли мы о нём и соответствуем ли ему — это вторичный вопрос. Мы должны его слушать: оно принято. Это решение не имеет ничего общего с судьбой, объективным определением человека, которое можно было бы прочесть в природе или истории человека. Такое суверенное решение о бытии каждого человека заключено в бытии человека Иисуса Христа. Поскольку Он есть, был и будет, такое суверенное решение принято относительно всех людей.

Когда мы занимались интерпретацией понятия веры, мы установили, что христианскую веру следует, безусловно, понимать как человеческое решение, принимаемое в соотнесении с божественным решением. Здесь мы видим конкретное воплощение такого божественного решения. Когда мы говорим, что Бог есть наш Господь и наставник, то не мыслим при этом Христа, как это делает всякая мистика, как неопределимое и в конечном счете неизвестное божественное нечто, которое как власть стоит над нами и нами распоряжается. Мы думаем об этом конкретном образе, о человеке Иисусе Христе. Он наш Господь.

Всякому человеческому бытию предшествует бытие Иисуса Христа. Об этом говорит Символ. Что это означает "предшествует"? Пусть представление о временном предшествовании отойдет на задний план. Временное предшествование приобретает такую значимость потому, что бытие этого Человека предшествует нашему бытию благодаря своему авторитету по отношению к нашему бытию, в силу своего несравненного достоинства. Оно предшествует нашему бытию в силу своей божественности.

Оглянемся на сказанное в предыдущей лекции. Сейчас становится понятным значение утверждения, что бытие этого Человека есть просто бытие самого Бога. Оно составляет достоинство этого Человека, это содержание Его жизни, в этом Его власть над нами. Поскольку Иисус Христос есть единородный Сын Бога, "единосущный с Отцом", то и его человеческая природа, Его человеческое бытие есть событие, в котором реализуется суверенное решение Бога. Его человечность, как таковая, — совокупность всей человечности. Не как идеи или понятия, а как решения, как истории. Иисус Христос есть человек как таковой, и потому есть мера, определение и ограничение всякого человеческого бытия. Он есть решение, в котором представлены намерение Бога и цель Бога не только относительно Него, но и каждого человека. В этом смысле христианский Символ называет Иисуса Христа "нашим Господом".

Такое суверенное царственное решение, воплощенное в Иисусе Христе, обосновано тем, что этот Один предстоит за всех. Это суверенное решение Бога — господство Иисуса Христа, по отношению к нам и само по себе не является каким-то слепым фактом власти. Вспомните, каким образом мы говорили о всемогуществе Бога, и как я подчеркивал значение положения о том, что власть сама по себе, власть ради власти есть зло. И когда христианская Община исповедует: "Верую, что Иисус Христос есть мой Господь", то при этом имеется в виду не слепой и угрожающе возвышающийся над нами закон, не какая-то историческая сила, не судьба или рок, по отношению к которому человек бессилен и который в конце концов можно только признать. Община-Церковь думает при этом о правомерном господстве своего Господа.

Его господство есть не только potentia [лат. — сила, возможность], но и potestas [лат. — власть]. Мы познаём ее не как порядок, устанавливаемый какой-то непроницаемой волей, а как порядок мудрости. Бог обладает правом, и Он знает, почему Он есть наш Господь и почему Ему угодно, чтобы мы Его узнали и признавали как такового. Конечно, такое основание господства Христа ведет нас к тайне. Речь здесь идет о чём-то объективном, о порядке, который высится над нами и который установлен без нас, о порядке, которому надлежит подчиняться, который надлежит признавать, которому можно внимать лишь для того, чтобы затем являть ему послушание. И разве может дело обстоять иначе, если господство Христа установлено и существует в силу Его божественности. Там, где правит Бог, человек может лишь пасть ниц и поклоняться. Поклоняться именно мудрости Бога, Его справедливости и святости, поклоняться тайне Его милосердия. Таково христианское Благоговение и христианская хвала Богу, христианское служение и послушание. Послушание покоится на слушании, а слушать — значит воспринимать Слово.

Суверенное решение Бога о господстве Иисуса Христа основывается на том, что Этот один по установлению Бога предстоит за всех. В том-то и состоит тайна Бога, а тем самым и тайна Иисуса Христа, что Он, этот один, этот Человек, поскольку Он есть один, — не какая-либо идея, а Один, сущий совершенно конкретно тогда и там Человек, имеющий имя и происходящий из определенного места, имеющий, как мы все, жизненную историю во времени, — этот Один есть не только для себя, а для всех и за всех. Стоит попытаться когда-нибудь прочитать Новый Завет с точки зрения этого "для всех". Ведь всё существование Его, Того, кто пребывает в сердцевине, определяется тем, что это человеческое существование, реализуемое и свершаемое не только в своих собственных рамках и не только со своим собственным смыслом, но и для всех других.

В этом одном Человеке Бог как через увеличительное стекло видит каждого, видит всех нас. Через эту среду, через этого посредника знает и видит нас Бог. И каждый из нас может и должен понимать себя как того, кого в этом Человеке, видит и знает Бог. В Нём, в этом Одном, люди, каждый человек, находятся перед взором Бога, и не только находятся перед взором, но и любимы, и избраны, и призваны, и стали Его достоянием. В Нём Бог с каждым, со всеми заключил от века союз. Это проявляется по всей линии его судьбы: от тварности человека, через нищету человека, до возвещенного человеку величия. В Нём, в этом одном Человеке всё решено относительно нас. По образу этого Одного, по Божьему образу сотворен человек как человек. Этот Один в своем унижении несет грех, зло и глупость, а также убожество и смерть всех. И величие этого Одного — это величие, которое замыслено относительно всех нас. Относительно нас задумано, что мы имеем возможность служить Ему в вечной праведности, невинности и блаженстве, подобно тому как Он воскрес из мертвых, живет и правит в вечности. Это мудрое установление Бога — такая связь каждого человека, всех людей с этим одним. И это, если взглянуть, так сказать, сверху, основа господства Иисуса Христа.

Всё это также верно, и если посмотреть с точки зрения человека. Поскольку есть такое установление Бога, поскольку мы пребываем в такой связи, поскольку Иисус Христос есть этот один Человек и предстоит Богу за всех нас, а Бог в Нём нас любит, сохраняет, направляет и несет, то мы суть владение Иисуса Христа, связаны с этим Владетелем и имеем обязанности по отношению к Нему. Обратите внимание, констатация того, что мы суть Его владение, наше отношение к Нему не имеет в первую очередь морального или религиозного характера, они покоятся на определенном обстоятельстве, на объективном порядке. Прежде всего мы просто принадлежим Ему, а моральный и религиозный аспекты неизбежно следуют.

Согласно Божьему установлению, человек не вопреки, а в своей свободе есть владение Христа. Ведь то, что человек познаёт Христа как свою свободу и живет в Нём как в своей свободе, это он делает в свободе, которая ему дается и которая созидается для него благодаря тому, что Христос предстоит за него перед Богом. Таким образом, это великое благодеяние, что Иисус Христос есть Господь. Божественность этого благодеяния, божественность вечного милосердия взыскала нас и нашла еще до того, как мы были, и до того, как мы об этом помыслили.

Это божественное милосердие устанавливает и для нас господство Христа и освобождает от всех прочих видов господства. Это божественное милосердие исключает для всех прочих господ право притязать на равное господство и делает невозможным существование на равных какой-либо другой инстанции наряду с этой, и делает невозможным послушание какому-либо господину на равных с послушанием Господу. Это вечное божественное милосердие Бога, определяющее такое установление относительно нас, делает невозможным обращение к какому-либо господину, минуя Господа Иисуса Христа, а также делает невозможным рассмотрение судьбы, истории или природы как того, что подлинно господствует над нами.

Как только человек увидит, что власть Христа коренится в милосердии, благости и любви Бога, он откажется от всяких отговорок и отпадет разделение на религиозную сферу и на другие сферы. И не будет больше отрывать друг от друга тело и душу, а также не будут разрывать богослужение и политику. Все эти разделения отпадут, поскольку человек один и как таковой подвластен господству Христа.

То, что Иисус Христос есть наш Господь, — это знает Община, это знает человек в Церкви. В то же время истина "наш Господь" не зависит от того, знаем ли и признаём ли мы ее. Только потому, что Иисус Христос есть наш Господь, это можно узнать и возвещать. Однако то обстоятельство, что все люди имеют в Нём своего Господа, не является ни для кого самоочевидным. Это знание есть дело нашей избранности и призвания (ср. 2Пет.1:10), дело собранной посредством Его слова Общины-Церкви.

Никейский символ содержит также утверждение о единственности Господа. Выразить и засвидетельствовать его — задача Церкви. Христиане и Община должны рассматривать то, что называется "миром", прежде всего как сферу обитания, как тех людей, которым надлежит услышать — услышать от нас! — именно об этом. Всё прочее, что мы знаем о мире, всякие заявления о его безбожности являются вторичными и в принципе нас не затрагивают. Нас, христиан, не интересует и не затрагивает то обстоятельство, что мир не там, где мы, что он закрывает свое сердце и свой разум для веры, нас интересует и затрагивает только то, что эти слова о Нём люди должны услышать от нас, что мы должны свидетельствовать перед ними о Господе.

> Мне часто задавали вопрос: "Знаете ли вы о том, что многие из присутствующих здесь не являются христианами?" В ответ на это я всегда смеялся и говорил: "Мне это безразлично". Было бы ужасно, если бы христианская вера отделяла и изолировала одного человека от другого. Ведь она может служить мощнейшим средством объединения и соединения людей. А исполнение задачи Общины распространить свою Весть — это и есть то, что соединяет людей.

А если мы еще раз посмотрим на дело с позиций Общины, то есть с позиций тех, кто желает быть христианином всерьез, — "Верую, Господи, помоги моему неверию!" — то должны уяснить, что всё зависит от того, удастся ли христианам словом и делом, с помощью своих человеческих слов и представлений указать на самого Христа, а не просто представить образ Господа, идею Христа. Ведь подлинный Господь засвидетельствован в слове апостола, а не в представлении о Нём, не в догме о Христе. Это говорится для тех, кто причисляет себя к верующим: да будет нам дано не выставлять никакого образа, когда говорим о Христе, никакого образа христианского божка, а при всей нашей слабости указать на того, кто есть Господь и кто в силе Своей божественности воплощает суверенное решение Бога относительно бытия каждого человека.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/a16_159.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»