=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Библия: Книги Паралипоменон, Ездры и Неемии

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Из книги: "Брюссельская" Библия
bible-center.ru/commentgroup?comm=brs89&id=ch_ezr_ne
& bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=1ch

& bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=ezr

& bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=2ezr

& bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=3ezr

 

 
серия "Библия" 
     
 (1700 слов)

 

> <Ветхий Завет> содержит также вторую группу исторических книг, которые в значительной части дублируют и затем продолжают историческое повествование, простирающееся от кн. Иисуса Навина до конца кн. Царств: две кн. Паралипоменон, кн. Ездры и Неемии. Первоначально две книги Паралипоменон составляли одну, а кн. Ездры и Неемии входили в состав того же цикла, принадлежащего перу одного автора, что подтверждается как наличием одних и тех же основных идей и единством стиля, так и повторением в начале Езд 1 стихов, заканчивающих 2Пар 36.

 

> Книги Паралипоменон

> Книги Паралипоменон (евр. — дибре гайамим, т.е. "Слова дней", летописи, отсюда Вульг. — книги Хроник, а по-греч. Παραλειπομένων "пропущенное", "содержащее добавление") представляют собой летописи иудейства послепленной эпохи, когда народ, лишившись своей политической независимости, пользовался, однако, своего рода автономией, признанной владыками Востока: он жил под руководством своих священников, по правилам закона Моисеева. Храм с его культом был центром его национальной жизни. Законодательство и обрядовые установления оживлялись проявлениями личного благочестия и воспоминаниями о прежних подвигах и падениях; члены общины черпали вдохновение в учении мудрых и пророческих обетованиях.

> Составитель книг Паралипоменон — по всей вероятности иерусалимский левит, тесно связанный со своей средой.

> Он пишет, очевидно, незадолго до 300 г. до Р.Х., значительно позже Ездры и Неемии. 1Пар 2-9; 12; 15 и 23:3-27:34 рассматриваются как более поздние добавления к его книгам, однако родственные им по духу. В его произведении большое место отводится храму и духовенству, не только священникам и левитам, но и его низшим классам: привратникам и певцам, отныне приравненным к левитам. Освящающее действие культа распространяется не только на духовенство, но и на мирян, участвующих в "мирных жертвах" (Лев 3), которые для автора кн. Пар. имеют столь же большое значение, как и в древности. Эта святая община не ограничена коленом Иудиным: затрагивая период, предшествовавший отступничеству Израильского царства, о котором он почти не упоминает, свящ. писатель говорит о Двенадцати Коленах, объединенных под скипетром Давида и, провидя далее хода событий своего времени, ожидает воссоединения всех сынов Израилевых. Даже язычники не отстраняются от храмовой молитвы. "Израиль" же — это, в его представлении, весь верный народ, с которым Бог некогда установил Союз-Завет, возобновленный затем с Давидом. Именно при Давиде идеал теократии был ближе всего к осуществлению. В духе Давида община и должна жить, постоянно возвращаясь к традициям, чтобы Бог сохранил к ней Свое благоволение и исполнил Свои обетования.

> Таким образом, центральной темой этого пространного повествования является Иерусалимский храм и совершающийся в нём культ, начиная с проекта его строительства, возникшего у Давида, и до его восстановления вернувшейся из плена общиной.

> Эти главные мысли автора Пар. объясняют построение его книги. В ее первых главах (1Пар 1-9) приводятся родословные, охватывающие гл. обр. колено Иудино и потомство Давида, левитов и жителей Иерусалима. Они служат введением в историю Давида, которая занимает весь конец первой книги (10-29). Автор обходит молчанием столкновение Давида с Саулом и его грех с Вирсавией, семейные драмы и мятежи, но подчеркивает пророчество Нафана (17) и уделяет значительное место религиозным установлениям: перенесению Ковчега, организации культа в Иерусалиме (13; 15-16) и подготовке к построению Храма (21-29). Давид разработал план, собрал материалы, определил до мельчайших подробностей функции духовенства и поручил сыну осуществить свой замысел. В описании истории царствования Соломона наибольшее место уделяется (2Пар 1-9) построению Храма, молитве царя при его освящении и данным Богом ответным обетованиям.

> Начиная с разделения царств, автор кн. Пар интересуется только царством Иуды и династией Давида. О царях он судит по их верности или неверности Завету и сходству с идеальным царем, т.е. Давидом (2Пар 10-36). За беспорядками следуют реформы: самые значительные из них проводятся Езекией и Иосией. Нечестивые преемники Иосии ускоряют катастрофу; однако в конце книги намечается перспектива восстановления храма, благодаря разрешению, данному царем Киром.

> Источниками этих книг явились прежде всего кн. Царств, а для родословных — Бытие и Числа. Кроме того автор ссылается на неизвестные нам источники, напр., книги царей Израиля или царей Израиля и Иуды (напр. 3Цар 11:41; 14:19; 2Пар 16:11; 20:34; ср. 32:32), Мидраш книги царей, Слова или Видения некоторых пророков.

> Автор пишет для своих современников, напоминает им о том, что жизнь нации зависит от ее верности Богу, а эта верность должна выражаться в послушании Закону и в регулярном совершении культа, проникнутом истинным благочестием. Он хочет, чтобы его народ был святой общиной, для которой осуществились бы обетования, данные Давиду. И во время Христа благочестивые представители иудаизма продолжают жить этим духом. Учение свящ. писателя о примате духовного начала в жизни, о том, что все события в мире направляются Божественным Провидением, содержит в себе непреходящую ценность.

 

> Кн. Ездры и Неемии

> Кн. Ездры и Неемии в евр. Библии и <в Септуагинте (создателей этого перевода здесь обозначаем символами LXX)> составляли одну книгу — книгу Ездры; LXX считают ее 2 Езд, ибо они отводят первое место греч. апокрифической <("неканонической/второканонической")> кн. Езд. В христианскую эпоху 2 Езд была разделена на две книги. Это деление перешло и в <Вульгату>. В ней 1 кн. Ездры названа кн. Ездры, а 2 кн. Ездры — кн. Неемии, тогда как греч. апокрифическая кн. Ездры называется в Вульг., как и в славяно-русской Библии, 3 кн. Ездры.

> Кн. Ездры и Неемии представляют собой продолжение кн. Пар. Обойдя молчанием пятидесятилетний плен, автор начинает повествование с 538 г. до Р.Х., когда, согласно указу Кира, иудеи получили возможность вернуться в Иерусалим и восстановить Храм. Часть из них возвратилась сразу же, но работы по восстановлению Храма были прерваны вследствие противодействия Самарян и возобновились только при Дарии; Храм был достроен в 515 г. В течение следующей половины столетия самаряне снова препятствуют восстановлению укреплений Иерусалима (Езд 1-6). При Артаксерксе в Иерусалим с новым караваном прибывает Ездра, книжник, которому было поручено вести иудейские дела при персидском дворе. Он получил грамоту, дающую ему право подчинить общину Закону Моисееву, признанному уже Киром в качестве государственного закона для иудеев. Ездра принимает суровые меры против тех иудеев, которые вступили в брак с чужеземками (Езд 7-10). Затем Неемия, виночерпий Артаксеркса, добивается от царя поручения отправиться в Иерусалим для восстановления городских укреплений. Эти работы быстро заканчиваются, несмотря на противодействие врагов, и город снова заселяется (Неем 1:1-7:72), а Неемия назначается правителем края. Ездра совершает торжественное чтение Закона, празднуется праздник Кущей, народ исповедует свои грехи и обязуется соблюдать Закон (Неем 7:73-10:39).

> В следующих главах даются списки жителей Иерусалима и сведения о дополнительных мероприятиях и освящении укреплений (Неем 11:1-13:3). Вернувшийся в Персию Неемия вскоре снова прибывает в Иерусалим со вторым поручением, исполняя которое он карает виновников непорядков, появившихся в общине (Неем 13:4-31).

> Этот краткий перечень показывает, насколько эти книги важны для истории восстановления иудейства после плена. В первых главах Езд. содержатся дополнения к сведениям, данным в книгах пророков Аггея, Захарии и Малахии. Обе книги представляют единственный имеющийся у нас источник о деятельности Ездры и Неемии. Написаны они были раньше книг Пар. В них приводятся современные событиям документы: списки вернувшихся из плена и населения Иерусалима, акты персидских царей, переписка с персидским двором и, что важнее всего, доклад Ездры, дающий отчет об его миссии, и оправдательный меморандум Неемии.

> Итак, благодаря либеральной религиозной политике Ахменидов, иудеи возвращаются в Обетованную Землю, восстанавливают культ, отстраивают Храм, снова возводят стены Иерусалима и живут общиной, управляемой их соплеменниками, согласно Закону Моисееву. За это они платят только лойяльностью, которую легко соблюдать по отношению к центральной власти, уважающей их обычаи. Такое значительное событие, как рождение иудаизма, было подготовлено долгими размышлениями над судьбами Израиля во время плена, совершилось оно с помощью людей, посланных Провидением Божиим.

> Ездра — поистине отец иудаизма, три опорные точки которого — избранное племя, Храм и Закон. Его горячей верой и убеждением в необходимости охранять возрождающуюся общину объясняется чрезвычайная строгость его реформ. Он, можно сказать, является прототипом книжника, и авторитет его в иудейском предании все время возрастает. Неемия вдохновлялся теми же идеями, но действовал на другом поприще: в Иерусалиме, им восстановленном и вновь заселенном, он помогает своему народу возродить национальную жизнь. Его меморандум носит более личный характер, чем доклад Ездры, и показывает его человеком отзывчивым, не щадящим своих сил, и в то же время осторожным и рассудительным — благочестивым и уповающим на Бога. Он оставил по себе славную память, и сын Сирахов воспевает хвалу тому, "который воздвиг нам павшие стены" (Мих 49:15).

> Не удивительно, что в объединении общины вокруг Храма под эгидой Закона свящ. писатель увидел осуществление того идеала теократии, который он проповедовал в кн. Пар. Он пишет в середине плохо нам известного периода (IV-III вв до Р.Х.), когда Иерусалимская община ведет сосредоточенную жизнь и углубляется духовно.

 

> Вторая книга Ездры

> Из трех книг Ездры канонической считается только первая. Вторая сохранилась лишь в греческом тексте, третья — в латинском. Вторая книга Ездры носит иногда другие названия: "Псевдо-Ездра", "Апокриф-Ездра", чаще "греческая книга Ездры". За исключением эпизода спора трех телохранителей царя Дария, она представляет в основном переложение канонических книг 2 Пар, Ездры и Неемии:

2Езд 1:2-5 пересказывает 2Пар 35-36

2Езд 2:1-14 пересказывает Езд 1:1-11

2Езд 2:16-31 пересказывает Езд 4:6-24

2Езд 5:7-70 пересказывает Езд 2:1-4:5

2Езд 6:1-7:15 пересказывает Езд 5-6

2Езд 8:1-9:36 пересказывает Езд 7-10

2Езд 9:37-55 пересказывает Неем 8:1-13

> Книга написана, по всей вероятности, в I в. по Р.Х. Соглашаясь с точкой зрения блаж. Иеронима, Тридентский собор <Католич. Церкви> не внес ее в канон, и в официальных изданиях Вульг. ее или нет совсем или она помещена в виде приложения.

 

> Третья книга Ездры

> Последняя ВЗ-ная книга слав. Библии и некоторых изданий Вулгаты носит имя великого священника Ездры, но написана не им, а палестинским иудеем — быть может знакомым с зарождавшимся христианством — по-еврейски или арамейски в конце I в.по Р.Х. (несомненно после 70 г). В этой апокрифической книге с большой силой проявляются скорбь и недоумение автора при виде разрушенного Иерусалима и храма. Заметно его стремление отвлечь читателей от удовольствий земной жизни и сосредоточить их внимание на будущем суде и загробном воздаянии.

> Книга полностью проникнута библейским духом, чем и объясняется, что Климент Александрийский называл автора кн 3Езд "пророком" и некоторые отцы Церкви придавали значение содержащимся в ней данным. В прошлом веке митр. Филарет Московский свидетельствовал, что она "привлекает своим содержанием взоры любящих испытывать сокровенное". Сохранилась она в переводах: греческом, латинском (II в. н.э.), сирийском, эфиопском, арабском и армянском. В славянском и русском издании Библии воспроизводится текст Вульгаты.

> В прологе (3Езд 1-2) Бог повелевает Ездре указать евреям на их грехи, из-за которых они подвергаются испытаниям, и утешить их предсказанием будущих радостей. В основной части (13-14) передаются семь видений Ездры — диалогов с Богом о явлении Мессии, Его смерти, воскресении, 400-летнем царстве, всеобщем суде, политических и космических катастрофах.

> Седьмое видение содержит сказание о чудесном восстановлении Ездрой утраченных книг В.З. (1:41-48).

> В последних двух главах (3Езд 15-16 — эпилог) возвещается о будущем страдании грешников и о гибели, грозящей Египту, Вавилону, Асии и Сирии; евр народ призывается мужественно хранить истину среди предстоящих испытаний.

> Ни одна из иудейских апокрифических книг не вызывала в христианском мире такого интереса.

www.messia.ru/r2/3/b08_085.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»