=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Как создавался Новый Завет

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

По книге:
Валерио Маннуччи
.
"Библия — Слово Божие. Общее введение в Священное Писание"
(главы 4,5),

agnuz.info/library/books/mannuchi_bibliya_slovo/index.htm

К сожалению, не могу порекомендовать эту книгу широкому кругу читателей, поскольку ее существующее издание (М., 1996) содержит огромное число опечаток...

Цитаты из Нового Завете, помеченные буквами "РВ" даются здесь по переводу В.Н.Кузнецовой.

 
серия "Библия" 
 (3240 слова)
 

 

Предание у истоков христианства

Иисус предъявляет строгие обвинения тем, кто злоупотребляет чисто человеческими заповедями, пусть даже и называются они — "предания старцев": "Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого... И сказал им: 'Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?'" (Мк 7,8-9). И доказывает фарисеям и книжникам на конкретном примере (Мк 7,10-13), на примере обычая 'Корван', что они предали завет Господа о любви к родителям и к ближнему.

Иисус не является противником ни древних преданий Израилевых, ни "законов пророков" (Мф 5,17-19). Не осуждает Он и истолкований Писания фарисеями (ср. Мк 1,44), а осуждает нарушение ими этих законов: "Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают" (Мф 23,3).

а. Предание Иисуса

Благодаря своим словам и поступкам, Иисус положил начало новой традиции (новому Преданию). Радикально новым является Христово толкование Священного Писания. "Законы и традиции, которые раньше мыслились в узком, абсолютизированном смысле — осуществление религиозной жизни как таковой — видоизменяются: их узкие, не соответствующие времени рамки расширяются в двух направлениях: в плане первородной, истинной и абсолютной воли Всевышнего, так, как это было вначале (Мк 10,6), и в плане проникновения в человеческое сердце, которое чутко по природе своей к истинным смыслам, к содержанию законов этих и заветов (Мк 7,14-23)".

Однако, новизна всего того, что дал человечеству Сын Божий, не только в этом: Его проповеди и Его поступки составляют начало Нового Предания. Иисус сознает, что Он несет — последнее и окончательное Откровение во Спасение. А "Я говорю вам..." звучит в устах Иисуса как антитеза всем законам (Мф 5,21): она используется повелительно при исцелениях (Мк 2,11; 9,25), в обращении к Апостолам как призыв к действию (Мф 10,16), в словах утешения (Лк 22,52); эта формула, объединенная с сознанием своего права говорить в качестве выразителя воли Отца (Мк 1,22), подготавливает к революционным требованиям Иисуса, по которым решение о спасении и осуждении людей зависит от того, как они относятся к Нему (Мк 9,40; Мф 10,32).

Эта богатая своей полифоничностью и строгая своей однозначностью миссия Христа не была бы обрисована в достаточной мере, если бы мы не добавили еще некоторые факты из истории Иисуса. Сюда можно отнести и слова Иисуса, неизменные в своем значении, а поэтому легко запоминающиеся, те слова, которые обращены к Его ученикам, взывающие к Апостолам и к христианам вообще; и непреложный авторитет миссии Христа на земле, признанный еще до Его Воскресения, и Его призыв к распространению Его учения в народе. Из этих дополнительных фактов вытекает очень важный вывод: Иисус — основоположник принципиально Нового Предания в религиозном наследии.

б. Апостольское Предание об Иисусе

Вслед за Воскресением Христа и Пятидесятницей возникает новая традиция послепасхальных проповедей, заложившая основы апостольского Предания Евангелия об Иисусе Христе.

Если раньше существовало лишь Евангелие Христа, то теперь Апостольские проповеди, сначала в устной форме, а затем на письме увековечили Евангелие о Христе. Эти собрания повествований о Христе явили, в свою очередь, преемственность традиции самого Христа.

Преемственность между преданиеми самого Иисуса и преданием апостолов об Иисусе основано на том, что "Апостолы после Вознесения Его передали своим слушателям с тем более полным разумением, которому они были научены славными событиями жизни Христовой и наставлены светом Духа Истины" (Ин 14,26; 16,13).

Несмотря на двойную форму передачи (устную и письменную), по содержанию, в плане качественном, эти две традиции очень близки. Устная форма отличается от Писания тем, что она не зафиксирована на письме. Что касается Писания и Устного Предания, различие их чисто формальное, а не сущностное, т.к. это только формально различные формы Откровения.

в. Предание Апостольской Церкви

Евангелие "Иисуса" и "об Иисусе" неотделимо от авторитетной традиции, формирующейся в Апостольской церкви, его содержанием является доктрина, жизнь и культ самой Церкви. Апостолы были облечены самим Иисусом авторитетной миссией, поддержанной воздействием Духа воскресшего Иисуса: свидетельствовать о paradosis (предании) Иисуса Христа, хранить его, пояснять, применять в новых ситуациях.

Апостол Иоанн говорит о преемственности двух Преданий, их взаимообусловленности и о продолжении этих Преданий, о связи "традиции Христа" и "апостольской Церкви" следующим образом: "Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; ...то и вы пребудете в Сыне и в Отце" (1Ин 2,24; 3,11).

Апостол Павел взывает к Преданиям, полученным от Христа и завещанным грядущим поколениям: "Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял" (1Кор 11,23; 15,3). Более того, апостол Павел знает, что то, что он возвещает и заповедует, он принял непосредственно от Иисуса Христа (Гал 1,11-12). Поэтому он пишет христианам Коринфа: "Вы требуете доказательств, что моими устами говорит Христос. Христос для вас не слаб, Он среди вас являет Свою силу" (2Кор 13,3/РВ), а в послании фессалоникийцам воздает похвалу их вере: "приняв Божье слово, которое услышали от нас, приняли его не просто как человеческое слово, а воистину как Слово Бога, как силу, действующую в вас, потому что вы верите" (1Фес 2,13/РВ).

В Апостольских Посланиях термин paradosis заменяется на термин paratheke (что в переводе обозначает "переданное учение"). Это не случайно: уже возникла необходимость борьбы с извращениями книжников и фарисеев, с их фальшивыми, искаженными учениями, необходимость борьбы за "образец здравого учения" (2Тим 1,13). Поэтому Апостол призывает "хранить всё доброе, что было доверено тебе, силой Святого Духа, который поселился в нас" (2Тим 1,14/РВ); "хранить всё, что тебе доверено" (1Тим 6,20/РВ). В этом заключается Апостольское Предание.

Церковь "вобрала в себя уже всё то новое, что ей надлежало: нового больше не будет. Развитие ее пойдет по руслу Церкви: перед ней стоит задача иного порядка — постоянно осмыслять и раскрывать ценности, таящиеся в апостольских учениях, унаследованных нашей Церковью". Только Апостолы — прямые и непосредственные свидетели Воскресения Иисуса Христа — они одни "хозяева" (в узком смысле) всех Преданий. Последователи их и ученики находятся на службе Апостольского Предания.

4. Предание Ветхого и Нового Завета в сопоставлении

Сравнивая две традиции — Ветхо- и Новозаветную, — отметим две особенности: с одной стороны есть факторы, несомненно, их объединяющие. Это живая, двойная традиция (существующая в устной и письменной формах), главными чертами которой являются стабильность и развитие. С другой стороны, существуют немаловажные расхождения в этих традициях. Рассмотрим некоторые из них.

а. Основу и суть Ветхозаветного Предания составляет ожидание исполнения обещания Господа, данное в пророках, о Его Пришествии. А в Новозаветном Предании этот этап Божественного Откровения уже пройден: Мессия сошел на землю, Христос воскрес, и от Отца нашего мы ожидаем последнего славного прихода.

б. Итак из первого различия вытекает следующее: окончательный характер Новозаветного Предания. Господь открылся нам в Сыне, т.е. в своей самой полной совершенной и окончательной форме. Таким образом, любая последующая весть может быть интерпретирована однозначно: исключительно в плане Божественно-Апостольского Предания, и должна быть ей созвучна и гармонична. Лишь тогда она истинна.

в. В то время как иудейско-раввинистическая традиция характеризуется отходом от Духа и заменой пророков законниками, Предание Иисуса Христа даже после смерти Апостолов продолжает существовать и поддерживаться присутствием Святого Духа в Церкви Иисуса Христа. Ответственность за преемственность и чистоту Предания не в руках человеческих, но в руках Господа Воскресшего и Духа Святого (Ин 14,16), в котором и через которого реализуется в будущем любое истинное предание.

 

Как создавался Новый Завет

...постепенно затихали пророческие голоса. Последний из пророков — Второ-Захария, писавший в конце IV века до Р.Х., уже предвосхищал пресекновение мощной волны пророчеств, к тому времени успевших себя дискредитировать в народе из-за сопутствующей пророчествам волны лжепророков (см. Зах 13,2-3). Амос еще в VIII веке до Р.Х. уже предвидел те мрачные времена, которые неминуемо наступят в истории Израиля: "И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ищя Слова Господня, и не найдут Его" (Ам 8,12).

Наконец, после длительного перерыва, "был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лк 3,2). Иоанн Креститель — последний из пророков В.З., избранник Божий, был послан с миссией "подготовить путь Господу, прямыми сделать стязи Ему..." (Лк 3,3-6), засвидетельствовать Слово Божие, как "Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины", и мы видели воплощение Его в Иисусе из Назарета (см. Ин 1,6-8; 15,19-34).

1. Иисус из Назарета

Были 28-30 гг. после Рождества Христова. Новый Раввин (учитель) из Назарета, явился посланником Бога на земле, Мессией, Спасителем. Он творит и проповедует Слова Его, благие творения и чудеса волнуют и народные массы, и правителей Иудеи. Сотворял Он чудеса и проповедовал с таким сознанием своей власти, какого не было ни у одного из пророков. (Мк 1,22.27; 2,12). Он отпускает грехи людям. Он ставит перед людьми, внимающими Его проповедям, самые острые, самые жгучие вопросы о том, какими в их понимании должны быть взаимоотношения с Господом и с их братьями по вере.

Начало проповеди Иисуса Христа есть Евангелие Царствия Божия: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк 1,15); Царство Божие — это две вещи одновременно: это и присутствие Божие на земле во спасение и избавление человечества (абсолютное превосходство Бога), но это и то начало, имеющее финальный эсхатологический характер, которое избавит человечество от бремени земных грехов. Оно положит начало новому миру, всеобщему Воскресению, небесному царству Божию. Абсолютное превосходство Бога связано с нашим настоящим, оно через веру освобождает от зла во имя добра. Очевидно, что в двоякости этой есть внутренняя связь: то, что будет очевидно в будущем, скрыто в настоящем, рождаясь в настоящем, вырастает в будущем.

Иисус из Назарета не ограничивает Свою возвещение одними притчами и аллегориями о Царствии". Его жизнь и Его личность сами по себе раскрывают сущность Царства Божия: "...Царство Божие внутри вас" (Лк 17,22). Удивительным, потрясающим образом сочетаются два начала в Иисусе: Его божественность, свидетельство о небесном — и человеческая земная жизнь и простота. Жизнь Его отмечена недоверием и подозрением, часто людским неприятием и преодолением этого неприятия. Например, в Евангелии от Марка (2,1-3,6) пять весьма волнующих эпизодов сами по себе предвосхищают итог этого недоверия: прощение грехов и исцеление паралитика, ряд других исцелений; обед со сборщиками налогов и грешниками, защита учеников, срывающих колосья в субботу, исцеление в субботний день. А в итоге — "фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его" (Мк 3,6). Это был Главный Пророк, "кого весь мир не был достоин" (ср. Евр 11,38). Христианская вера пробивала себе признание в народе, которому часто казались чуждыми, а порой и скандальными те средства, которые Избранник Божий предпочитал во имя провозглашения Царствия Божия на земле.

Иисус действительно должен был умереть, отвергнутый и распятый руководителями иудейского народа, о чем Он сам заранее предсказывал (ср. Мк 8,31-33; 9,30-32). Но Он предсказал еще и то, что "через три дня Он воскреснет из мертвых". Воскресение Иисуса Христа окончательно утвердило в глазах Его учеников и последователей, что Его, Посланника Отца небесного, слова и дела были истинны; и истина эта абсолютная, единственная и совершенная. И ученики, просветленные в Пятидесятницу Духом истины и явлением Воскресшего Христа, откровенно, во всеуслышание говорят о своей вере во Христа, который есть не только Мессия, но есть Господь и Спаситель наш, Сын Божий, ставший человеком.

Всё больше и больше иудеев примыкают к христианству. Но еще большее число иудеев отвергают Христа и его последователей.


2. Апостольские проповеди, послания Апостола Павла

Вначале проповеди Апостолов существовали исключительно в устном виде (см. гл. 4). Священным Писанием для Апостолов, для всех христиан, равно как и для Христа, была лишь священная книга — "Ветхий Завет". Передача христианской Вести осуществлялась Церковью, иерархически возведенной вокруг 12-ти апостолов.

Но вскоре начали появляться и письменные источники — свидетели живой устной традиции. Первые письменные памятники новой эпохи — это многочисленные послания апостола Павла первым христианским общинам. Между 50 и 60 гг. от Р.Х. появляются ранние и большие послания: 1-е и 2-е к Фессалоникийцам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Филиппийцам, к Галатам и к Римлянам. С 61 по 63 годы Павел томится пленником в Риме и пишет в эти годы так называемые "письма из тюрьмы: к Колоссянам, к Ефесянам, к Филимону. Последнюю книгу посланий апостол Павел посвящает отдельным лицам — пастырям общин, отсюда и их название: пастырские послания: одно — Титу и два — Тимофею. Это было в 63-67 году. Но действительно ли все эти послания принадлежат перу апостола? Исследователи обнаруживают в последних посланиях немалые расхождения в стиле письма, в использовании языковых средств выражения по сравнению с предыдущими произведениями Павла.

Однако следует добавить, что значительно изменилась и историческая, и эсхатологическая ситуация со времени написания первых и последних посланий. Не исключена возможность того, что последние посления, носящие имя апостола, написаны одним из преемников апостола Павла, который, воспользовавшись его материалом, переложил его по-своему.

Всё целиком эпистолярное собрание апостола дает нам самые конкретные и наглядные свидетельства несомненного влияния Благой Вести на умы и сердца людей.

Послание к Евреям написано одним из учеников апостола Павла незадолго до падения Иерусалима (70 год). В нём получает наивысшее развитие доктрина о Первосвященстве Христа, оно укрепляет в вере христиан, искушаемых совершить отступничество.

3. Синоптические Евангелия

С 65 по 80 годы от Р.Х. была окончательно завершена редакционная работа над тремя первыми Евангелиями (от Марка, от Матфея и от Луки), в эту эпоху сложился новый литературный жанр библейского повествования. Христианская Церковь утверждается и распространяется, охватывает всё большие пространства, сфера ее влияния ширится, но она неизбежно отдаляется от времен Иисуса из Назарета, Его Воскресения и Пятидесятницы, а память и живая устная традиция могут со временем изменить фактам истории, исказить образ, деятельность и Тайну Христа. Таким образом возникает необходимость письменного свидетельства. Так появляются Евангелия от Марка, Матфея и Луки, так называемые Синоптические Евангелия. Их принято называть синоптическими (от греч. synopsis — совместное обозрение), потому что они очень схожи как по содержанию так и по форме изложения.

Общего в трех Евангелиях действительно много. Это легко объяснимо как общностью устных традиций, структурно хорошо организованных и однородных, положенных в основу письменных Евангелий, так и общностью используемых источников, и несомненно определенной зависимостью Евангелий Матфея и Луки от текста Марка. Различия в этих трех произведениях объясняются, во-первых, яркой индивидуальностью и личностным началом каждого из авторов и, во-вторых, спецификой религиозно-культурной обстановки во время создания евангелистами своих произведений.

Евангелист Марк обращается к христианам языческого происхождения на языке истинно живом и народном: рассказ его столь нагляден и выразителен, что за ним часто слышится голос самого автора. Евангелист ставит перед собой задачу последовательного раскрытия Тайны Иисуса Христа, Сына Божия (Мк 1,1), достигающего кульминации в Страстях; и таким Он открывается языческому сотнику (Мк 15,39). Учитывая специфику Евангелия от Марка (написанного для новообращенных римлян) его часто называют Евангелием для неофитов: это в своем роде путеводитель для последовательного приобщения к "тайнам Царства Божиего" (ср. Мк 4,11), на нелегком пути веры, в подражание Двенадцати Апостолам.

Матфей писал свое Евангелие для палестинских евреев. Главная цель Евангелиста Матфея показать евреям, что Иисус Христос — подлинный Мессия, обещанный Богом, о котором говорится в еврейском Писании. Иисус — это Эммануил, что значит "с нами Бог" (Мф 1,23). С этих слов начинает Евангелист рассказ о Христе (Мф 1,23), этими же словами — "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,20) — он завершает свой рассказ. Убежденный в том, что истинный еврей лишь тот, кто исповедует христианство и входит в Церковь, Матфей единственный, кто вкладывает в уста Христовы слово Ekklesia — Церковь (ср. Мф 16,18; 18,17). Излагая проповеди Иисуса Христа, группируя их в пять основных тем, он сосредотачивает внимание читателя на роли и значении христианской общины. Это Евангелие по праву можно назвать книгой катехизиса, которая наставляет верующих на путь христианской общности, намечает для них нравственные основы единения и братства во Христе.

Евангелие от Луки — это первая часть "диптиха Луки", который состоит собственно из Евангелия (т.е. повествования о истории жизни Иисуса) и книги Деяний Святых Апостолов (относящихся уже к истории Церкви). Когда Лука писал свое произведение, понятие Церкви и ее миссии в истории cпасения, а также евангелизации и обращения, уже созрело и утвердилось. Евангелие от Луки призывает Церковь соотносить свою деятельность с "твердым основанием того учения", в которое она была наставлена (Лк 1,4) великими традициями Иисуса, ибо это есть то единственное, что навсегда обеспечит современность и актуальность Церкви во все времена. Христос выписан четким пером Луки как истинный Господь и Спаситель мира, как Милосердный Искупитель.

Но глубочайшее милосердие Христа не умаляет и не смягчает жестких требований Евангелия, которых, как подчеркивает Лука, каждый истинно верующий должен придерживаться постоянно, изо дня в день (Лк 9,23). После Евангелия для неофитов и катехизиса пришло время появиться и Евангелию для христианина — свидетеля Божественного присутствия на земле.

Деяния Святых Апостолов гармонично продолжают и развивают Евангелие от Луки. Благая весть об Иисусе, Спасителе всех людей становится здесь Благой вестью спасения, объявленного и засвидетельствованного Апостольской Церковью всем в ту пору известным народам. Это — открытая книга, у которой есть свое завершение, но нет конца: апостол Павел, узник в Риме, "ради Того, на кого уповает Израиль" (Деян 28,20/РВ), но продолжал жить, "возвещая Царство Бога и учя о Господе Иисусе Христе смело и беспрепятственно" (Деян 28,31/РВ).

4. Соборные Послания

Другие апостольские произведения: послания Иакова, Иуды, 1 Петра,  2 Петра, 1, 2, 3 Иоанна — были к самому концу IV века вошли в канон Нового Завете. Название "Соборные Послания" не случайно, оно определяется их универсальностью, их самым широким и всеобъемлющим назначением, всем христианам без исключения и вне зависимости от их принадлежности к той или иной религиозной группе. Эти Послания-письма Апостолов и их последователей должны всемерно изучаться всеми поколениями и во все времена неукоснительно: веру истинную доказать можно лишь на деле (Иаков); мы должны быть чистыми в христианской жизни и готовыми ответить, когда нас будут спрашивать том, почему мы верим (1Петр); жить в ожидании дня Господня (2Петр); обличать нечестие лжеучителей (Иуда); жить в любви и любить в истине (1, 2, 3 Иоанн).

5. Писания Иоанна

Писания Иоанна Богослова завершают новозаветный канон. Кроме упомянутых Посланий христианская традиция изначально приписывала перу Иоанна последнее, четвертое Евангелие — библейский трактат, впоследствии претерпевавший немалые редакционные изменения, но сохранивший самобытность и неповторимость оригинала. Эта самобытность, выделяющая Евангелие от Иоанна из корпуса канонических Евангелий, проявляется в оригинальности и неповторимости культурного и религиозного контекста, в котором разворачивается действие этого произведения, значительно более зрелого с точки зрения христологии. Эти положения подтверждают время его написания: не ранее конеца первого века нашей эры. По словам Климента Александрийского, евангелист Иоанн, исполняя желание своих учеников, в противовес сложившейся в предыдущих Евангелиях традиции изображать преимущественно человеческий облик Спасителя, написал "Духовное Евангелие". О нём можно было бы сказать, как о Евангелии созерцающего верующего, достигшего высшей христианской зрелости.

Столь глубоко человечное бытие Иисуса из Назарета (воплощенного Слова Божия), достигшее своей кульминации в страстях и смерти, когда час его пробил, делает более видимой и осязаемой Славу Господа, т.е. присутствие Истины и Жизни, исходящих от Бога через воплощенное Слово, которые есть Сам Бог. Иоанн обращается к неизвестному читателю, призывая его вступить в драматическое состязание, которое "мир" ведет против Иисуса.

"Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его". (Ин 20,30-31). Читая Евангелие от Иоанна, порой кажется, что ты приобщаешься к глубинному, поэтапному процессу Божественного Откровения, воплощенного в деяниях и словах Сына Божиего, в основе которого — драматическое столкновение двух взаимоисключающих начал — света и тьмы, веры и неверия иудеев. Божественное Откровение продолжается:, дуализм веры и неверия существует и поныне. Ни один из слышавших Слово Иисуса не остается таким, каким был раньше, оно обязывает его бескомпромиссно показать свое истинное лицо, судит о нём без промедления (Ин 3,19; 12, 31).

Наконец, Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Автор Откровения называет себя рабом Иисуса Христа, Иоанном (Откр 1,1.9; 22,8). Однако нельзя оставить без внимания очевидный факт: язык и стиль, сама манера изложения последнего произведения и всех остальных произведений, надписнных именем евангелиста Иоанна, резко отличаются, поэтому библеисты предполагают, что Иоанн Богослов в данном случае просто псевдоним — понятие весьма распространенное вжанре апокалиптической литературы. Стиль и жанровые особенности наводят на мысль, что автор Откровения — один из учеников и верных последователей апостола Иоанна.

Откровение — книга, единственная в своем роде: она написана на языке тайн и символов, ее цель — пробудить церковное сознание в трудные времена преследования при Домициане. Церковь призвана быть очищенной от лжи и ереси и обращенной в чистую, истинную веру (ср. 1,2-3), потому как лишь очищенная и обновленная Церковь в состоянии будет понять, "чему надлежит быть" (ср. 4,1). Эту книгу за семью печатями Агнец раскрывает и читает ее для Церкви: книга эта наставляет Ее на путь истины в Божьем замысле спасения человечества: Церковь — паломница, мученица и свидетельница пасхального пути, неуклонно идет к Новому Иерусалиму, Новому Граду, Божию и человеческому (см. 21-22).

 

В заключение хотелось бы отметить, что создание Библии и создание Древнего и Нового Израиля происходят одновременно и параллельно.


Некоторые ссылки по теме "Введение в Новый Завет":

• А. Даниель-Ропс.Библия: введение
• А.В.Лакирев о Каноне Нового Завета (A) (B)
• Библия: канон
• таблица "История формирования канона Нового завета"
• Олег Козырев. ЧТО МЫ ЗНАЕМ? (Формирование канона Нового Завета)
• архим.Ианнуарий (Ивлиев). Проблемы библейского перевода
• Андрей Десницкий. Перевод Библии как экзегетический диалог
• прот. Георгий Флоровский. О русских переводах Библии
• Андрей Десницкий. Библия и читатель ХХI века
• еп. Кассиан (Безобразов). Принципы православного толкования слова Божия
• еп. Каллист (Уэр). Как читать Библию

 

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/b19_239.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»