=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Библия: Деяния апостолов; Апокалипсис

А. Подготовлено по материалу статьи:
Андрей Филозов. Вместо предисловия. в кн.:
Евангелист Лука. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ. // М., 1998

B. Валентина Николаевна Кузнецова. из статьи: Вместо предисловия. в кн.:
Евангелист Иоанн. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ. ПИСЬМА. ОТКРОВЕНИЕ. // М., 1999

 
серия "Библия" 
 (1935 слов)
 

 

A.

Евангелие от Луки и Деяния апостолов — две части одной книги, их открывает общий пролог. Видимо, Лука был для Феофила кем-то вроде духовного наставника, учителя веры. Цель этой книги — укрепление в вере, но вере не слепой, а разумной и осознанной. В Прологе и говорится об осознании. Это не означает, что мы найдем здесь какие-то формулы веры, так сказать, богословскую алгебру. В конечном счете, выбор между верой и неверием, Богом и ничем остается делом совести каждого. И это не путь фанатика. Каждый из нас не однажды испытывал соблазн "броситься" в веру (или неверие), как в огонь или в омут — с закрытыми глазами, сразу и навсегда. В такие минуты евангелист Лука очень кстати, чтобы помочь нам устоять на ногах. Можно сказать, что его книга предназначается любому из нас, поэтому мы и находим ее в Библии.

О самом авторе мы почти ничего не знаем. Нам даже неизвестно, точно ли его так звали — Лука. И все остальные Евангелия — анонимны. Тем не менее традиция приписывает эту книгу в двух частях Луке — евангелисту и миссионеру, спутнику апостола Павла. Имя его встречается в Павловых письмах, где он назван "любимым врачом". Предание сообщает, что родом он был из Антиохии Сирийской — восточного центра раннего христианства. Учителем Луки был, вероятно, Павел. Лука следовал за ним в его путешествиях, был с ним и в Малой Азии, и в Иерусалиме, и в Риме. Он был с ним вместе и в римской тюрьме — так читаем мы во 2 Письме Тимофею, самом последнем и самом горьком из писем Павла. Когда мы открываем Радостную Весть в изложении Луки и читаем там о милости, о любви и преданности, мы знаем, что в его устах это не просто слова. В Риме след Луки теряется. По одному преданию, он погиб вместе со своим учителем — был казнен, как и Павел, где-то между 64 и 67 годами. Но, может быть, он остался жив и после смерти Павла покинул Рим и ушел в Ахайю, или Далматию, или Македонию.

Лука — первый историк зарождающейся Церкви. Во время миссионерских путешествий он пишет дневник — в Деяниях апостолов вдруг появляются так называемые "мы-отрывки" (фрагменты, где автор ведет повествование от первого лица множественного числа), это дневниковые записи. Именно поэтому свидетельства Луки очень ценны для историков. Это именно дневник, а не воспоминания о пережитом; некоторые отрывки выглядят совсем как зарисовки с натуры, так они ярки и живы. И всё же это не только путевые заметки, но и что-то еще, какое-то иное свидетельство. Прослеживается ясная логическая линия; автор что-то выпускает, что-то подчеркивает, о чём-то просто не рассказывает. Церковь в описании Луки предстает как одна большая и дружная семья, мир и единение царят в ней. Из писем же Павла явствует другая картина, куда менее утешительная. Уже тогда были споры, противоречия, откровенные распри, иногда церковь раздирала прямая вражда. И всё же образ, созданный Лукой, — тоже часть истины. Не стремление приукрасить печальную правду водит рукой автора, но жажда мира, покоя, гармонии. Единство в понимании Луки — это такая вещь, во имя которой можно многое претерпеть, просто заставить себя не обращать внимания на разногласия. Предположим, идет война, мир разделился, и человек, который говорит, думает, даже выглядит по-иному, чем ты, — в одном окопе с тобой. Различия между вами очень велики, споры очень серьезны. Всё это страшно важно для вас. В другое время вы просто-таки не вправе проходить мимо этого. Но сейчас есть нечто такое, что еще важней и серьезней ваших взглядов на жизнь, может быть — важнее самой жизни. Герои Луки носятся из города в город — так командир перебегает из окопа в окоп, — трясут за плечо, кричат в самое ухо, заставляя людей разогнуться, опомниться, успокоиться, не позволяя забыть, во имя Кого они здесь.

Евангелист Лука повествует о высоких материях очень просто, даже весело. Евангелие — Радостная Весть — радостна сама по себе, но у Луки она еще и веселая, самая легкая и светлая из всех четырех. Чувство юмора для Луки — одно из важнейших, наравне с чувством долга, чувством меры и даже с чувством собственного достоинства. Деяния апостолов величественны, как величественны их герои, но и смешны, как смешна сама жизнь. Безумная прорицательница, одержимая бесом, бегает за Павлом и провозглашает его пророком и слугой Бога; Божий человек не знает, как от нее отделаться, а тем временем хозяева пророчицы зарабатывают на злом духе неплохие деньги. В Эфесе толпа, угрожающая апостолам, приходит в такое воодушевление, что забывает, зачем собралась, и на старый, как мир, вопрос стража порядка: "Почему нарушаем?" — отвечает только: "Да здравствует великая Артемида Эфесская!", что само по себе не ново. Семь сыновей еврейского первосвященника Скевы (такой первосвященник никогда не существовал — всё это "дети лейтенанта Шмидта") пытаются заклясть злого духа именем "Иисуса, которого проповедует Павел". Бес отвечает: "Иисуса я знаю, Павел мне тоже известен. А вот вы кто такие?" Перед читателем разворачивается самый настоящий античный роман с приключениями, то драматическими, то смешными и странными. Если в каких-то педагогических целях собрать маленькую антологию подобных сценок по тексту Луки, получится живая и веселая книжка с картинками, своего рода комикс. Здесь нет и следа натужного и возвышенного благолепия. Церковь жива и весела несмотря ни на что; она странствует. Господь жив и подвижен; Он только что был здесь — и вот Он уже там, где Он нужен. Таковы и Его дети, они всегда в пути. hодос (путь) — одно из любимых слов Луки в Деяниях.

В Евангелии описано как Господь приходит к избранному народу. Он движется "от окраины к центру" — из полуязыческой Галилеи в Иерусалим — сердце еврейской вселенной, центр поклонения Единому Богу; собственно говоря, приходит домой. Это — настоящее возвращение Государя, с пальмовыми ветвями и приветственными криками толпы. Победоносный, на первый взгляд, путь, в конце которого Идущего ожидают страдания, одиночество и смерть. Иной путь разворачивается перед нами в Деяниях: путь Церкви из Иерусалима в Рим — центр "большой" вселенной, сердце цивилизации. Путь с Христом, под водительством Святого Духа, через видимые страдания, но победоносный.

Несколько слов следует сказать о языке книги. Когда вчитываешься в Новый Завет, приходит мысль, что Лука — писатель, может быть, единственный писатель в привычном для нас смысле. Есть удивительные, сильнейшие в литературном отношении отрывки и у Матфея, Иоанн поражает внутренней силой, Марк увлекает — и ему веришь. Но один лишь Лука по-настоящему, осознанно владеет стилем и языком. С одной стороны, это греческий язык — блестящий, живой (пролог — мастерски выстроенный период классической прозы), и тут же: "Во времена Ирода, царя Иудеи..." — сознательная безыскусность и простота. Песнь Марии, песнь Захарии — совершенные поэтические произведения, созданные по образцу псалмов Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета). И рядом, среди всего этого великолепия — очаровательные "неправильности" (или блестящая стилизация?) — и так и оставлены, для местного колорита. Просвещенный, высокообразованный, просто интеллигентный человек, медик отправляется странствовать, в очень сложное время провозглашать истину и мир, воспевать любовь к ближнему; при этом он еще и ведет дневник, что нас особенно в нём привлекает. Только, в отличие от большинства своих коллег по профессии, собратьев по перу и товарищей по несчастью, автор оказывается апостолом и потому проходит свой путь до конца.

 

B.

> <Откровение, или по-гречески Апокалипсис завершает собрание творений апостола и евангелиста Иоанна.> Первый вопрос, который возникает при чтении: мог ли его написать тот же человек, которому принадлежат Евангелие и письма? Дело в том, что Евангелие написано на достаточно правильном греческом языке, язык же Апокалипсиса представляет собой уникальное явление. Один ученый сказал о нём, что он не более чем тончайший слой греческой почвы, под поверхностью которого залегает мощный пласт подпочвы семитической. Автор мыслит грамматическими и стилистическими конструкциями семитских языков — еврейского или арамейского, и его греческий язык звучит странно, неестественно, очень по-восточному. Есть там и большое количество грамматических неправильностей. Если же эти книги написаны одним человеком, то между их написанием должен быть очень большой интервал, за время которого автор изучил язык, поменял словарь, стиль и даже во многом образ мыслей, что маловероятно. Быть может, у Иоанна был соавтор или редактор? Ведь при всех различиях есть и поразительное сходство между Евангелием, письмами и Апокалипсисом. Например, только в этих книгах Христос называется Словом и Ягненком <(Агнцем)> Божьим, так что эти тексты несомненно вышли из одного круга. Но тем не менее уже во II веке были люди, сомневавшиеся в апостольском происхождении Апокалипсиса. И дело здесь не только в различии лексики и стиля. Наибольшее смущение вызывали некоторые идеи Апокалипсиса, главным образом тысячелетнее царство Христа на земле, о котором говорится в 20 главе. Многие христиане считали, что это будет время какого-то невиданного изобилия и самых разнообразных плотских наслаждений и утех. Это не могло не вызвать отторжения и резкой критики. Например, пресвитер Гай даже считал Апокалипсис творением некоего еретика Керинфа. Не были уверены в принадлежности его апостолу Дионисий Александрийский, Евсевий Кесарийский, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Феодорит и другие. В то время как на Западе уже к началу III века Апокалипсис был принят в канон и признан книгой боговдохновенной и апостольской, Восточная Церковь продолжала относиться к нему с осторожностью: в список канонических книг он был внесен в 397 году, но окончательно приобрел статус Священного Писания лишь на Третьем Константинопольском Соборе 680 года.

> Апокалипсис издавна считался самой таинственной и загадочной книгой в Новом Завете. Его часто называли книгой за семью печатями, содержание которой закрыто для простых читателей плотной завесой тайны и открывается лишь немногим избранным. Вероятно, его непонятность и таинственность во многом объясняется тем, что большинству людей он кажется уникальным явлением, не имеющим никаких аналогий. А между тем жанр апокалиптической литературы был очень распространен в древности: в Ветхом Завете есть много похожих текстов в пророческих книгах Исайи, Иезекииля, Иоиля и прежде всего Даниила. Особую популярность она приобрела в межзаветный период, когда создавалось огромное количество подобных книг, многие из которых дошли до наших времен, а некоторые были безвозвратно утеряны. Это книги Еноха, Ездры, Юбилеев, Вознесение Моисея и другие. Существует много и христианских апокалипсисов, например, 13 глава в Евангелии Марка или Откровение Петра, которое чуть было не включено в канон <Библии>. Люди того времени прекрасно понимали апокалиптический язык с его довольно стандартным набором образов, метафор и условных знаков и символов, потому что были начитаны в подобного рода литературе и хорошо знали такой язык.

> Апокалиптика сродни пророческим писаниям, но всё же сильно отличается от них. Пророки не были бесстрастными наблюдателями, взирающими на историю со стороны, они были активными деятелями, борцами со злом. Бог устами пророка чаще всего наставлял людей, предостерегал их, требовал одуматься и измениться. Иногда Он открывал перед ними картины будущего, но в пророчестве предсказания отнюдь не самое главное. Апокалиптик же более всего заинтересован в конечных судьбах мира. Если пророк — это деятель, то апокалиптик — писатель. Часто говорят, что у него больше пессимизма, чем у пророка. В чём-то это верно. У апокалиптика уже нет надежды на то, что какие-то улучшения могут быть достигнуты посредством исторических процессов, ход которых незаметно направляет Бог. Зло слишком сильно, и обычным путем с ним уже не справиться. Историю можно исправить только ее уничтожением. Победить зло может только Бог — Своим непосредственным, прямым вмешательством, вторжением в ход истории. И тогда истории придет конец. Состоится последняя, космическая битва между светом и тьмой, между добром и злом, и зло будет побеждено, наказано и полностью уничтожено, а добро — вознаграждено. По ту сторону истории наступает вечность, где больше не будет ни боли, ни страданий, ни болезней, ни смерти и где Бог утрет каждую слезинку. Пессимизм здесь только кажущийся, а на самом деле апокалиптика преисполнена оптимизма. Так что Апокалипсис Иоанна — книга отнюдь не мрачная и не пугающая, хотя многие воспринимают ее именно так, и само слово "апокалипсис" понимается ими как синоним "конца света", мировой катастрофы и всеобщей гибели. Это книга, исполненная надежды, ведь в ней говорится о конце зла. И поскольку это зло пронизывает мир до самых основ, то и преображение и очищение мира должно совершиться с невиданной доселе полнотой, должно затронуть каждый его атом. Это преображение коснется и каждого человека, в котором есть хотя бы частица зла. И это страшит нас настолько, насколько много места занимает в нас зло. Ведь может случиться так, что после выжигания зла от нас ничего не останется. Вот это и может вызвать страх — у тех, кто живет одним только злом. Но если мы на стороне добра, на стороне Бога, Апокалипсис становится для нас книгой утешения и надежды.

www.prosv21.narod.ru/r2/3/b29_291.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.prosv21.narod.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»