=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианское воспитание детей в современном мире (5)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: cвященник Михаил Шполянский  (его ЖЖ)
Опубликовано:
Поприще, дарованное нам Богом. // М.: Образ, 2005.
www.golubinski.ru/katehizis/vospitanie.htm
krotov.info/libr_min/25_sh/shpo/lyansky.htm
 
серия "Церковь и дети" 
  Предыдущие части:
 
1. Крест и спасение...
  2. Родители как наместники Бога
  3. Церковное воспитание
  4. Светское образование. Неполная семья. Детская Литургия. Приемные дети
 (1090 слов)

 

>Заключение. Стяжи дух мирен

> Итак, подведем итог всему вышесказанному. Внимательный читатель, надо думать, заметил, что в нашей небольшой статье мы постоянно возвращаемся к мысли: главное в воспитании ребенка — спокойствие. Таковое состояние — плод веры, нашего доверия ко Господу. И это есть необходимое условие христианского воздействия на душу ребенка. Вновь напомним знаменитые слова преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Главное для верующего человека — творить свое дело на дарованном Господом поприще христианского воспитания ребенка с упованием на то, что все происходящее в руках Божиих и всё, что будет в дальнейшем, — в Его благой воле.

> Стяжание мирного устроения души естественно предполагает в первую очередь гармонизацию своего внутреннего мира.. Созидание подлинно христианской атмосферы в семье начинается с каждого из нас — и зависит от каждого из нас. И не следует оглядываться на то, как при этом ведут себя другие члены семьи, — пред Богом мы только за себя в ответе: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает" (Рим.14,4).

> Что мы можем сделать, дабы утвердить мир о Господе в своей душе? Конечно, это не вопрос данной книги; это, по сути дела, тема всей церковной душеспасительной литературы — аскетики, агиографии и пр. Но особо обратить внимание на те аспекты духовной жизни, которые значимы именно в деле христианского воспитания ребенка, — возможно и необходимо. Подытоживая нашу небольшую работу, вновь кратко повторим основные мысли, изложенные выше.

> Первое — правильная иерархия ценностей в душе родителей (воспитателей). В той или иной мере этого не хватает всем нам. Однако осознать значимость именно этого фактора в нашем труде воспитания и сделать соответствующие выводы — наша возможность и обязанность. Должно серьезно вглядеться в свой внутренний мир, трезво осознать его состояние, покаяться в наших немощах и неисправностях духовного устроения, наконец, приложить сознательные волевые и молитвенные усилия для гармонизации внутреннего человека — с этого начнется и воспитание.

> Второе — следует приложить усилия к правильной организации порядка жизни: начиная от режима дня и гигиены и кончая воцерковлением быта. В распорядке дня жизни семьи, как нечто само собой разумеющееся, должны присутствовать утренние и вечерние молитвенные правила, молитвы перед и после еды, утром употребление святынь (частиц освященной просфоры, глотка святой воды), ежедневное чтение Священного Писания и душеполезной литературы, соответствующие беседы с детьми и т.п.

> Третье — регулярное посещение богослужений и максимально возможное участие в Таинствах. Привить ребенку ощущение естественности и необходимости этой стороны жизни желательно как можно раньше. При этом мы с некоторым скептицизмом относимся к представлению о посещении ребенком воскресной школы или участии в детском хоре как к панацее в этом деле. Часто таким образом ребенку прививается не столько вкус к церковной духовности, сколько этакое панибратство с тайной Церкви. Впрочем, это никак не общая рекомендация — только совет внимательно наблюдать в ребенке за плодами таковой учебы.

> Четвертое — нужно не только учить молиться наших воспитанников, но в первую очередь — учить молиться самих себя, учиться искренне и внимательно предстоять пред Господом в молитве общей и в молитве сокровенной. Учиться самим быть примером молитвы, учиться быть первыми ходатаями за наших детей пред Небесным Отцом. Молитва — универсальное и всемощное средство воздействия на душу и судьбу наших чад, и действенность ее простирается в вечность.

> Пятое — следует мудро подойти к проблеме отношений ребенка с внешним миром. В определенных вопросах (особенно связанных более не с сутью веры, но с традициями) можно идти на уступки ребенку, дабы не выработать в нем комплексов запретного плода или неполноценности, тем паче отторжения от навязываемой строгой системы жизни. Вновь повторим, что, по нашему убеждению, очень важно привить ребенку основы подлинной культуры: знание истории, литературы, поэтики, музыкальное и художественное образование и пр. Созидая в душе ребенка вектор движения от плотского к душевному, мы тем самым ориентируем его и на возрастание к духовному.

> Далее. В деле воспитания крайне необходима христианская добродетель рассудительности. "Будьте мудры, как змии..." (Мф.10,16) — чтобы суметь определить меру строгости и попущения, меру благочестивой упорядоченности и свободы, меру контроля и доверия. Никогда не следует пытаться навязать ребенку то, что принять от нас он категорически не желает (точнее сказать, учитывая бессознательные мотивы поведения, не может). В такой ситуации следует искать обходные пути (убедительного для ребенка авторитета, иные условия жизни); естественно, должно усиленно молиться, возлагая на Господа то, что мы не можем совершить своими силами. И в любом случае, не отчаиваясь при видимом неуспехе нашего труда, смиренно примем происходящее как Божие попущение. Смирение нужно во всякой добродетели. Несмиренное состояние духа становится стеной между нами и благодатью Божией; без смирения ни храмины своей души не создать, ни детскую душу к Богу не привести. Смирение необходимо для того, чтобы осознать труд воспитателя не как обузу, или, напротив, источник земных благ, но как поприще, дарованное нам Господом, как нашу задачу и наш подвиг. Только при таком устроении можно иметь трезвенное рассуждение в отношении любой, связанной с вопросами воспитания ситуации.

> И наконец. Повторим вслед за апостолом: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1Кор.13,13). Однако признаемся: нам, к великому сожалению, далеко не всегда хватает подлинной христианской жертвенной любви в отношениях с ребенком. Родительская любовь, конечно, одно из самых сильных чувств. Но всегда ли она свободна от эгоизма, самоволия? Печальные плоды "любви для себя" очевидны. Ребенок растет или подавленный, или бурно протестующий против "семейного тоталитаризма". Что в такой ситуации делать? Ведь человек любит как может; как говорится, сердцу не прикажешь. Но нет, приказать можно. Именно этому учит нас опыт святых отцов: очищать сердце от низменных состояний и возносить его горе, к высотам духа. Есть святоотеческий опыт и в деле стяжания духа любви. Видишь в себе страстные или эгоистичные состояния? — кайся в этом. Тебе недостает именно христианского духа в любви? — но святые отцы учат: "Не имея любви, делай дела любви, и Господь ниспошлет в твое сердце любовь". И, конечно же, молитва — о нашем чаде и о ниспослании нашему сердцу подлинной христианской любви. Тогда вселит Господь в наше сердце любовь самоотверженную и смиренную, и только тогда обретем мы совершенную радость родительского труда и подвига.

> Эта радость придет — как бы ни тяжело было в иные моменты жизни. Будем верить в это непоколебимо и спокойно, смиренно созидая то, что дает нам совершить Господь, и благодарно принимая попущенные Им результаты нашего труда. Даже если вы будете сеять, а собирать будут другие (См.: Ин.4,37) — труд ваш не бесполезен. А жатва в руках Господних, и времена, пути и сроки ведомы только Ему. Возможно, плоды нашего сеяния мы увидим только в вечности, но то, что они не пропадут всуе, — в этом вера наша, наша надежда, наша любовь.

> Будем самоотверженно, но при этом спокойно, терпеливо и смиренно совершать наш труд, труд сотворчества с Творцом в созидании христианской души, труд, дарованный нам Господом ради нашего же спасения. В этом труде и обретем мы "дух мирен", дух жизни во Христе на земле и в вечности.

www.messia.ru/r2/3/c19_270.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»