=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Автор: прот. Александр Шмеман
Опубликовано: "Православие и жизнь". Сборник статей под ред. проф. С.Верховского. // Фонд "Христианская жизнь", Клин, 2002.
kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1412/

 
серия "Церковь"
        Предыдущие части:
1-2   3-4
 (1670 слов)

 

> <> как только мы без лукавства и упрощения принимаем основное утверждение Евангелия о том, что "Слово стало плотью", соглашаемся в Богочеловечестве Христа искать ответа на все наши недоумения, а не ими мерить Христа, нам открывается, в чём спасительное, жизненное значение Его для каждого человека. Бог есть источник и содержание всякой жизни: "в Нём была жизнь, и жизнь была свет <для людей>" <(Ин 1:4)>. Мы имеем жизнь извне, как дар – за который мы не можем дать никакого выкупа. Один Бог имеет "жизнь в Самом Себе" (Ин 5:26), Один Он есть сама Жизнь, ни от кого и ни от чего не зависящая. И если человек Иисус – Бог, то Он живет этой Божественной Жизнью, имеет ее как Свою жизнь. "Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе". Он один может сказать и говорит о Себе: "Я есмь Жизнь". Но тогда Жизнь Христова уже не единичная жизнь, не одна из человеческих жизней, а явление в мире, воплощение в одном Человеке той самой Жизни, от которой рождается и питается жизнь каждого человека и жизнь всего мира. В Нём одном Жизнь Самого Бога стала жизнью человека. И Человек этот, потому что Он имел в Себе Самую Жизнь, имел в Себе жизнь всего живущего и каждого человека. В том грех, что человек полученную от Бога жизнь захотел сделать только своей, отдельной жизнью, иметь ее только для себя; тем самым он остался один и покорился распаду, ибо, не имея "жизни в себе", он не может жить один. Но во Христе явилась Божественная Жизнь – жизнь самой жизни; и взяв на Себя, сделав Своей одну человеческую жизнь – Он принял их все. Будучи Сам Жизнью всех нас, Он всех и каждого имел в Себе, всех возлюбил и каждому отдал Себя.

> 5

> Отдал Себя... Но не означает ли это, что наше соединение со Христом совершилось помимо нас, что явление в человеке Божественной Жизни "включило" нашу жизнь в нее – возродило, спасло, исцелило, – и всё это без нашего участия?

> Если мы думаем так, то мы всё еще не поняли, что открывает нам Евангелие о человечестве Христовом, а в Нём – о каждом человеке. Открывает не "абстрактно", а в самом человеческом образе Спасителя. Это образ Иисуса Назарея, про Которого слышавшие и видевшие Его могли сказать: "не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, <среди нас>, Его сестры?" (Мк 6:3). Это образ Учителя, Пророка, друга Лазаря и сестер его, образ, наконец, Страдальца, испытавшего всю тоску смертного часа, просившего Отца, чтобы Его миновала чаша. И даже если бы мы не имели Ветхого Завета и никакого другого источника знаний о человеке, кроме Евангелия, то из него одного мы уже с несомненностью узнали бы, что нет человека без или вне Личности, без того таинственного, перерастающего всякое определение, но всё собою освещающего центра самосознания, который мы называем или, вернее, выражаем словом "я". Я – это то, что, несмотря на единство природы, несмотря на общую зависимость от той же пищи, от тех же условий жизни, несмотря на последнее единство всего существующего, делает меня всегда другим по отношению ко всем и к каждому, единственным и неповторимым, то, что жизнь делает моей жизнью. Только в определенной и конкретной личности существует и живет человек, и только в ней он свободен. Получая жизнь извне, завися в ней от внешнего, он сам и свободно располагает ею, принимает или отвергает дар, волен спасти или погубить себя. Если в жизни всё связано, всё "зависит" – от Бога, от природы, от мира, то в личности дар жизни становится даром свободы. Если в творении Бог из небытия создал материю и даровал ей жизнь, то в неистребимом "я", которое в Писании называется духом человеческим, Он создал нового духа и ему эту жизнь подарил в полную собственность и обладание. В своем духе, то есть в личности человек "похож" на Бога, <является Его "образом и подобием">, потому что в личности он свободен даже от Бога. Он может призвать Бога или же забыть, полюбить или отвергнуть, он встречается с Ним, как уже с Другим, он живет – и его жизнь есть уже не только Божие, но и его творение. Захотев Личности, создав человека духом, Бог ограничил Сам Себя, действительно "подарил" жизнь другому как другу – с которым отныне может встретиться только в свободе.

Нет "человека вообще"; и потому, когда Сам Сын Божий становится Сыном Человеческим, Он приходит как Один из людей, как Одна из человеческих личностей. Мы знаем Его имя, мы могли бы видеть Его как одного из многих, во всей неповторимости Его личной жизни, Его "биографии". Его Имя – не мое имя, Его семья – не моя семья, Он – Другой, Брат, Друг, Учитель – но не я, и только потому я могу полюбить Его личной любовью, увидеть, признать или же пройти мимо Него.

> Вот откровение Евангелия: жизнь Христа есть Сама Божественная Жизнь, Сам Бог, но ею живет, ее имеет как Свою личную жизнь Человек Иисус. И если Божественная Жизнь, источник и содержание всякой жизни, делает Его всечеловеком, то, данная Человеку Иисусу, она каждой человеческой личности сохраняет всю ее свободу, позволяет свободно принять или отвергнуть всечеловечество Христово. Христос принимает наше человечество, вся Его личная Жизнь есть жизнь для нас, но мы остаемся свободны отказаться от Его жизни, даже если это означает для нас опустошение, распад и смерть.

> 6

> Это значит, что принятие Христа, соединение с Ним могут быть следствием только нашего свободного выбора. Этот выбор, то есть последнее согласие признать в Иисусе Того, Кем Он Сам Себя провозглашает, увидеть Божественную истину Его жизни и в Ней познать свою жизнь, Евангелие называет верой. Вера – вот настоящая тайна личности и ее духовной свободы. Это не просто принятие или осознание той основоположной зависимости нашей жизни от Бога и мира, о которой мы говорили выше, не капитуляция перед объективным и неизбежным, но, прежде всего и превыше всего, духовное преодоление этой зависимости как только зависимости. Если бы вера была просто "капитуляция", то свобода личности, на которую мы указывали как на "образ Божий" в человеке, была бы псевдосвободой, происходила бы лишь от незнания человеком своего рабства. Но в том чудо веры, что ею постигает и принимает человек не объективность и неизбежность, а истину зависимости, и тем самым она немедленно перестает быть зависимостью. Вера есть зрение человеческим духом самой Истины и свободное ее приятие. Она освобождает меня от рабства потому, что ею я узнал истину о самом себе, о Боге и о мире – узнал как истину, а не как зависимость, произвол и ограничение. "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32).

> "Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему" (Мк 9:23) – "И не совершил там многих чудес по неверию их" (Мф 13:58). В этих двух стихах раскрывается вся сила веры: само "объективное" спасение мира. Истину Христа она как бы ставит в зависимость от духовной свободы человека. Только я сам, только мой человеческий дух может Спасителя мира и всех людей сделать моим Спасителем. А спасти – не значит ли это восстановить и сохранить ту полную и свободную личность, какой создан человек? И нет спасения, а есть порабощение и искажение там, где хоть сколько-нибудь умален человек и свобода его личного духа. Поэтому только вера есть такое взаимоотношение человека с Богом, духа с Духом, в котором их связывает не зависимость одного от другого, не еще один "закон необходимости", но Истина: ее свободно познает, принимает и делает своею свободный человеческий дух.

> Только верою узнаем и принимаем мы в Человеке Иисусе Божественную Жизнь, верою встречаем в Нём совершенного Человека, свой образ – но в нас умаленный и искаженный, свою жизнь – но нами растленную и отданную в рабство. И вот, любим Его и в любви жаждем соединения. Поверив в Него, полюбив Его, мы не нуждаемся уже больше в рассуждениях о старой и новой жизни. В этом Свете, перед лицом этого Человека, этой Жизни, мы истинно и непреложно узнаем, что наша жизнь – ветхая, злая, ущербленная, греховная. И уже не о свободе просим мы, а о прощении, помиловании, о даре жизни. Так совершается общение человека: всем своим духом, сознанием и свободой он хочет примирения и воссоединения с Тем, Кого оскорбил и Чей дар растлил. Вера во Христа приводит нас к желанию новой жизни.

> 7

> Мы снова пришли к таинственному рождению от воды и Духа, но может быть теперь нам станет яснее, почему именно в нём открыт нам путь к соединению со Христом, к исполнению Евангелия. Оно открыло нам, что означает спасение во Христе: не осуждение и не гибель "старого", но его возрождение и обновление. Христос пришел не для того, чтобы уничтожить человека, слив его с Божественною Жизнью, но чтобы эту Жизнь сделать жизнью человека, а это значит – сохранить "всего человека", всю его личность, свободу, господство над миром, весь замысел Божий о нём как о друге. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы каждого из нас сделать сыном Божиим. Но если Сын Человеческий спас нас, потому что Он Сын Божий, то я спасен, только если, становясь в Нём сыном Божиим, я остаюсь человеком. Новая жизнь, которая явилась в Нём и которой хотим мы, поверив в Него и полюбив Его, не "заменяет" моей жизни и не уничтожает ее, но, напротив, я потому и хочу ее, что в ней познал источник обновления моей жизни.

> А это значит, что "новое рождение" должно по самой своей сущности быть отличным от "старого". "Рожденное от плоти плоть есть" <(Ин 3:6)>: но без этого рождения от плоти нет человека и некого спасать. В нём рождается "весь человек", так что оно – условие духовного бытия того, что мы называли его личностью. От плоти был создан первый человек, и потому Спасающий его Сам становится плотью. Но Евангелие же открыло нам, что человек покорился плоти, свою духовную власть над ней извратил в зависимость от нее. Вместо того, чтобы "животворить" ее духом, он сделал ее источником своей смерти. И потому всё "рожденное от плоти" неизбывно подчинено греху, распаду, смерти. Человек рождается в смертную жизнь и живет от отравленной смертью пищи.

> Если же этой "старой жизни", если "рождения по плоти" нельзя уничтожить, не уничтожив самого человека, если, с другой стороны "весь человек" немыслим вне тела, если, наконец, Христос пришел спасти, а не погубить, то спасение не может начаться иначе, как с обновления и очищения той самой материи, в которой призван человек воплощать свою жизнь. Да, он не может "в другой раз войти в утробу матери своей и родиться" (Ин 3:4) – не может, потому что и не должен – ведь именно того, уже родившегося, уже живущего любит и спасает Бог. Но он может узнать, что жизнь, полученная им в первом рождении, больна и отравлена, он может захотеть очистить ее.

> Омыть, очистить, возродить... Но откуда и как знали бы мы, что значат эти слова, какую нужду выражаем мы ими, если бы этой нужды и возможности удовлетворить ее мы не имели бы уже в жизни и мире? Но мы знали о нечистоте, о болезнях, о жажде. И мы уже находили в мире источник чистоты и здоровья, уже утоляли свою жажду и возрождали себя водой. Но, очищая тело, вода не смывала грех, утоляя жажду, усиливала ее, поддерживая жизнь – не спасала нас ни от зла, ни от рабства, ни от смерти. Она была необходимее всего, но и она была отравлена. И тогда ее – естественный и Богом сотворенный источник чистоты, силу жизни и утоление жажды – обещает Христос снова сделать тем, чем Он сотворил ее. Для новой жизни обещает Он новую воду. Но как в новой жизни возрождается старая, так и новая вода – есть та самая вода, что омывала нас и утоляла нашу жажду, которая служила нам в этой старой жизни. Ее Спаситель сделает водой живой. "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную" <(Ин 4:13-14)>.

> Что же делает эту воду живой и как Христос дает ее нам? Евангелие отвечает: сошествием на нее Святого Духа – ее "освящением". "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого <предстояло принять верующим> в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин 7:37-39).

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Я уже раньше читал этот текст:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно,
но если вы хотите получить ответ на ваш отзыв или вопрос, имейл и имя, конечно, надо указать!)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/e04_160.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»