=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Реакции на требование или просьбу

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Рут Кох, Кеннет Хок
Опубликовано: ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ. Христианство и уверенность в себе (гл. 11)
(Перевод: Е.Канищева) // М.: Триада, 2003; стр. 125-140.

 
серия "внутренний мир"
    

Предыдущие части:
* I. Что такое уверенность в себе?
(1) (2) (3) (4) (5)
* Уверенность в себе — библейская ценность (1) (2) (3)
* Уверенность в себе: приемы и методы:
(Когда и где проявлять уверенность?)
(Что говорить, когда хочешь вести себя уверенно?)
(Что делать, когда хочешь вести себя уверенно?)
Возможности для проявления уверенности
(как предъявлять требования)

 (3580 слов)

 

> IV. Возможности для проявления уверенности

<.....>

> 11. Реакции на требование или просьбу:
согласие, отказ,
продолжение переговоров

> Мне довелось услышать замечательную еврейскую историю о том, как один раввин и его помощник пришли домой к некоему богачу. Они собирали деньги для человека, у которого случился инфаркт.

> Хозяин тепло приветствовал раввина и его спутника и весь обратился в слух. Раввин вкратце описал отчаянное положение больного.

>  — Мы просим о щедром пожертвовании, — заключил он.

>  — А кто этот человек? — спросил хозяин.

> Раввин покачал головой. 

>  — Мы обычно не называем имена тех, за кого просим. А этому человеку трудней всего признаться, что он нуждается в помощи.

>  — Если вы хотите, чтобы я помог, то я должен знать, кому помогаю. Я настаиваю! Я сохраню это в строжайшей тайне. Я собирался дать вам пятьсот долларов, но если вы назовете мне имя, я увеличу благотворительный взнос до тысячи долларов!

>  — Мы не можем открыть его имя, — снова покачал головой раввин.

>  — Две тысячи долларов! Уж от такой-то суммы вы не откажетесь?

>  — Я не злоупотреблю его доверием, — решительно произнес раввин.

> Помощник смотрел на него в полном изумлении. Богач глубоко вздохнул и сказал:

>  — Хорошо. Три тысячи.

> Не успел раввин раскрыть рта, как помощник бросился к нему и взмолился:

>  — Равви, трех тысяч долларов хватит на то, чтобы полностью заплатить за больницу! Это благородный человек, он сохранит тайну!

> Раввин направился к выходу:

>  — Зря я не ушел сразу. Честь человека — не предмет для сделки, какая бы сумма ни предлагалась. Мне нужно обойти еще много домов.

> Но не успел он взяться за ручку двери, как богач-хозяин подбежал к нему и с мольбой в голосе попросил поговорить с ним в соседней комнате с глазу на глаз. Как только они остались вдвоем, из глаз богача брызнули слезы:

>  — Равви, я разорен. Я потерял всё, что у меня было, до последнего цента. Я не могу уплатить даже символический взнос в счет долга! Я давно хотел обратиться за помощью, но мне невыносима мысль о том, что весь город узнает о моем позоре!

>  — Теперь я понимаю, — ласково сказал раввин. — Ты испытывал меня, желая понять, умею ли я хранить секрет. Я буду просить о пожертвованиях не только для больного, но и для тебя. То, что ты доверил мне, останется в тайне.

> Мы часто склоняемся к выполнению чьей-то просьбы независимо от того, насколько эта просьба разумна. Причины тому бывают разные: иногда, например, с просьбой обращается человек, который нас любит; иногда нам кажется, что отказ может тяжело ранить просящего, а порой — и так бывает чаще всего — нам легче уступить, чем отказать.

> Однако, как ясно показывает история о раввине, бывают ситуации, когда один человек обязан отказать другому в его просьбе. В нашем примере раввин заботился о том, чтобы сохранить в тайне имя больного. Подобным образом вам, вероятно, не захочется разглашать сведения о разводе вашей сестры, о стоимости вашей новой машины или о подробностях перенесенной вами операции. Бывают моменты, когда здравый смысл или просто ваше желание подсказывает, что нужно сказать "нет".

> В Евангелии от Матфея 5:37 Иисус учит нас быть честными в ситуациях, когда от нас требуется простой ответ: "Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а чтб сверх этого, то от лукавого". Если вы точно знаете, что именно хотите ответить, то говорите свое "да" или "нет" прямо и открыто. В этом стихе Иисус предупреждает, что уклончивый ответ — первый шаг на пути к соблазну. Например, человек может поддаться искушению и солгать, чтобы сохранить чье-то дружеское отношение; может погрешить против совести, чтобы "произвести нужное впечатление"; может повредить ближнему или помешать свершиться Господнему делу, если будет долго тянуть с ответом; может нарушить чьи-то планы или испортить отношения между людьми, если будет говорить то "да", то "нет". Вот она, мудрость Господня — "Да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"!

> Ответ на просьбу основан на двух правах: на праве другого человека обратиться к вам с просьбой и на вашем праве выполнить эту просьбу, отказать или вступить в дальнейшие переговоры. Но наряду с этими основными правами существует еще одно право: вы вправе знать всю необходимую информацию относительно просьбы. Если вы не очень понимаете, в чём состоит суть просьбы, то вполне возможно, что вам придется пожалеть о своем решении — как в случае согласия, так и в случае отказа.

> Если вы хотите подумать, прежде чем дать окончательный ответ, то у вас есть и такое право. Но не пользуйтесь им, чтобы откладывать решение до бесконечности. Ведь, медля с ответом, вы в определенной степени манипулируете человеком, а уверенное поведение не допускает манипуляций!

> В период, когда решение еще не принято, руководствуйтесь следующим правилом, неразрывно связанным с уверенным поведением: уважайте ближнего, но уважайте и себя — свои потребности, предпочтения и возможности. Это означает, что вы должны быть максимально чуткими по отношению к человеку, который обратился к вам с просьбой, но не позволять ему принудить вас к определенному решению. Рассмотрим следующий пример:

> Джо: "Знаешь, у нас в воскресной школе ЧП. Преподаватель второго класса прямо после уроков, в воскресенье, внезапно поставила нас в известность, что уходит с работы. Нам нужен новый учитель — прямо сейчас. Ты не смогла бы взять этот класс хотя бы на шесть месяцев, до конца учебного года?"

> Ким: "Я понимаю, Джо, что ты оказался в трудном положении и что тебе нужно срочно, до воскресенья, найти преподавателя. Но для меня твое предложение прозвучало, скажем прямо, неожиданно. Я не могу ответить сразу — мне надо подумать. Кроме того, я хотела бы увидеть учебный план второго класса".

> Джо: "Я уверен, что ты справишься. Понимаешь, мне и впрямь придется совсем туго — ведь во втором классе у нас учеников больше, чем в любом другом. Если ты откажешься, я просто не представляю, к кому еще обратиться".

> Ким: "Мне нравится учить детей, и я уже преподавала в воскресной школе. Но мне нужно подумать, хватит ли у меня времени каждую неделю готовиться к урокам. И еще я хожу на занятия для взрослых, мне предстоит решить, готова ли я от них отказаться. Ты можешь принести мне программу обучения? Я хочу посмотреть, что дети уже прошли, и прикинуть план уроков до конца года. Давай встретимся во вторник вечером и окончательно обсудим твое предложение. К тому времени я соберусь с мыслями и подготовлю вопросы, которые меня интересуют. Скорее всего к концу нашей встречи во вторник я уже дам тебе ответ. Так что, если я скажу "нет", у тебя будет достаточно времени, чтобы подыскать другого преподавателя".

> Джо: "Ну что ж, это справедливо. Встретимся во вторник, в половине восьмого, в аудитории для второго класса. Идет?"

> Обратим внимание на следующие особенности этой беседы:

> 1. Ким сочувственно отнеслась к затруднениям Джо.

> 2. Обе стороны искренне выражали свои чувства, используя высказывания типа "Я" и "Я хочу".

> 3. Несмотря на сложность ситуации, Ким сдержалась и не дала поспешного согласия на просьбу Джо.

> 4. Стороны договорились о следующей встрече, во время которой будет принято окончательное решение.

> 5. Стороны выдвинули друг другу конкретные требования.

> Это типичный пример уверенного общения. Участники диалога с уважением относятся к потребностям и желаниям друг друга. Такое отношение — неотъемлемая часть процесса принятия решений.

> Согласие

> Если вам нелегко сказать "нет", то, возможно, сказать "да" вам тоже трудно, даже если очень хочется. Если вы почти всегда выполняете просьбы только потому, что вас к этому вынуждают, то вам редко удается сказать "да" по собственному желанию. Ваши решения зависят не от вас, а от других, — вот почему ваше "да" почти никогда не бывает искренним и добровольным. Ваше согласие — проявление пассивности, а не уверенности; и скорее всего, выполнив просьбу, вы не испытываете удовлетворенности.

> Уверенно сказать "да" не менее важно, чем уверенно сказать "нет". Уверенное "да" — не пассивное, вынужденное согласие; оно включает в себя вашу добрую волю, сигнализирует о готовности приложить усилия. Ваше уверенное "да" означает для других помощь и поддержку, а для вас — радость от принятого решения. Чтобы оставаться верным себе и уважать желания других, вы должны уметь не только отказываться, но и соглашаться.

> Иногда мы выполняем просьбы с воодушевлением...

> Уверенно и с удовольствием выполняя просьбу, вы можете упрочить отношения с просящим. Для этого нужно тщательно подбирать слова, пользоваться высказываниями, которые начинаются с "Я" и "Я хочу", а главное — проявлять искреннее внимание и уважение к собеседнику. Например, ваше согласие может послужить подтверждением дружеских чувств:

Просьба: "У тебя не найдется времени съездить в субботу со мной за покупками? Я знаю, что ты очень занята, но мне нужно выбрать костюм для торжества, и я очень рассчитываю на твой совет".

Ответ: "С удовольствием! У меня сейчас действительно масса работы, но обиднее всего, что из-за этого я не могу проводить с тобой столько времени, сколько мне бы хотелось. Я по тебе скучаю. Так что жду — не дождусь субботы!"

> В этом примере просьба стала поводом лишний раз сказать человеку, как вы дорожите его дружбой.

> Отвечая на просьбу согласием, вы с помощью высказываний, содержащих слово "я", можете подчеркнуть, что идея вам нравится. Конечно, довольно будет и простого "да", но порой хочется добавить что-то ободряющее. Например:

> Просьба: "Наконец-то после восьми месяцев обсуждения мы приняли решение устроить в парке новую детскую площадку. Работы будут проводиться в две ближайшие субботы. Как ты смотришь на то, чтобы принять участие в них? Приходи в субботу в восемь утра в парк со своими инструментами!"

> Ответ: "Я всё это время следил за тем, как продвигаются дела с детской площадкой. Помогу с радостью! Я считаю, что нашим детям давно нужна новая площадка для игр. Вы молодцы, что добились своего!"

> ... а иногда сдержанно

> Порой, собираясь ответить на просьбу согласием, вы в то же время хотите сообщить, что это решение далось вам не без труда. Если, несмотря на колебания, вы всё же готовы ответить "да", стоит при этом честно и уверенно рассказать о своих сомнениях:

Просьба: "Мне сегодня нужно съездить по делам, а машина в ремонте. Ты не мог бы одолжить мне свою?"

Ответ: "Знаешь, мне бы не очень хотелось это делать. Оба раза, когда я разрешал тебе взять машину, ты возвращал ее с опозданием, чем причинял мне неудобства. Но я дам тебе машину и в этот раз с условием, что ты вернешь ее вовремя. Только давай договоримся: если ты нарушишь условие, то я больше не позволю тебе пользоваться моей машиной".


> Отказ

> Многим из нас очень трудно ответить на просьбу отказом. На то есть разные причины. Кто-то думает, что не имеет права отказать в просьбе, особенно другу; кто-то боится разозлить человека отказом; кто-то считает, что отказ может ранить чувства просителя.

> Люди, не умеющие говорить "нет", часто совершают поступки, о которых потом приходится жалеть. Они понимают, что их обманом или "выкручиванием рук" вынудили сделать нечто такое, чего они делать не собирались. В результате они начинают подозревать своих знакомых в том, что те пытаются их использовать, и любые просьбы вызывают у них чувство протеста.

> Вот несколько советов по поводу того, как уверенно и решительно ответить отказом.

> Если есть возможность, заранее предупредите человека о том, что вы скорее всего откажете ему

> Такое предупреждение подготовит просителя к мысли о вероятном отказе, а вам даст возможность подготовиться к предстоящему разговору так, чтобы обе стороны не испытали излишнего дискомфорта. Кроме того, заблаговременно предупредив просителя о возможном отказе, вы не вселяете в него напрасных надежд, и он скорее всего будет вести себя менее настойчиво.

> Говорите "нет" просто и вежливо

> Избегайте пространных речей. Прямой и уверенный отказ дает понять, что вы говорите именно то, что думаете. Не нужно смягчать отказ многословными извинениями и объяснениями. Вот пример просьбы и вариантов отказа на нее:

> Просьба: "Эй, Дженни, мы сегодня идем на бейсбол. Как ты насчет того, чтобы прогуляться с нами?"

> Ответ (пассивный): "Ох... Я бы с удовольствием, честное слово, да дел по горло. Вчера шеф вручил мне доклад на шестнадцать страниц и велел закончить ко вторнику; к тому же у детей сегодня футбольный матч, а потом ролевые игры. А Боб уехал! Если бы он был дома, я бы поручила ему отвезти Тимми на футбол... но всё равно, доклад-то я никуда не дену.. Так что у меня, пожалуй, не выйдет. Только вы уж не сердитесь, ладно?"

> Ответ (агрессивный): "Слушайте, ну хоть кто-то же из нас должен делом заниматься? Вот у вас, похоже, всегда полно времени. Кто на прошлой неделе ходил на бейсбол — случайно, не вы? Вам вообще знакомо понятие "работа"?"

> Ответ (уверенный): "Спасибо, что позвали, но на этой неделе я очень занята. Надеюсь, в следующий раз получится".

> Объясняйте причину отказа только в том случае, если сами этого хотите

> Вы не обязаны никому объяснять причину, по которой решили сказать "нет". Это ваш выбор, ваше личное дело.

> Например, вам совершенно незачем объяснять причину отказа человеку, который вряд ли сочтет ее уважительной и примется спорить с вами, уговаривая вас изменить решение.

> Но если друг или близкий человек обращается к вам с просьбой, а вы намерены ему отказать, то, по всей вероятности, вы захотите объяснить ему причины отказа — но не из чувства вины, не из страха быть отвергнутым и не из боязни, что он рассердится на вас. Просто такое объяснение будет проявлением вашего доверия к другу. Возможно, отказ и последующее объяснение причин помогут вам узнать друг о друге что-то новое, углубят взаимопонимание и в конечном итоге послужат укреплению дружеских отношений.

> Не начинайте с извинений

> У вас есть полное право отказать человеку в его просьбе, и незачем извиняться за такое решение. Но если вам искренне жаль, что вы вынуждены ответить отказом, и если вы хотите, чтобы человек знал об этом, то, конечно же, нужно ему об этом сказать. Однако в таких случаях не стоит извиняться слишком пространно и пылко. Во-первых, это наверняка ослабит вашу решимость, а во-вторых, собеседнику будет трудно понять вас: если вам так не хочется говорить "нет", так почему бы не сказать "да" и не избавить себя от терзаний?

> Повторяйте свой отказ твердо, но доброжелательно до тех пор, пока он не будет услышан

> Помните, что уверенный отказ предполагает уважение к обеим сторонам — и к той, которая обращается с просьбой, и к той, которая имеет право в этой просьбе отказать. Например, на дне рождения у друга вы познакомились с человеком, который торгует комплектами для исследования почвы. Он рассказывает вам, какая неблагоприятная сейчас экологическая обстановка, и настойчиво предлагает купить у него несколько таких комплектов и время от времени проверять состав почвы в вашем дворе. Вы не намерены совершать эту покупку, о чём информируете собеседника. Но он не отступает:

> Просьба: "Вы совершаете ошибку, поверьте! Ну, а как вы смотрите на то, чтобы приобрести не шесть комплектов, а три?"

> Ответ: "Нет, спасибо. Я не собираюсь их покупать".

> Просьба: "Но вы должны время от времени брать пробы почвы! Это ваша обязанность перед семьей! Вы что, хотите, чтобы ваши дети подхватили какую-нибудь инфекцию?"

> Ответ: "Я не собираюсь ничего покупать".

> Просьба: "Тогда у меня вот какое предложение: если вы купите три комплекта, четвертый вы получите бесплатно. Идет?"

> Ответ: "Спасибо, но я не собираюсь их покупать".

> Просьба: "Ну что ж. Похоже, сегодня я вам ничего не продам. На случай, если вы передумаете, вот моя визитная карточка".

> Следите за своим невербальным поведением

> Ваш голос, жесты, позы, положение в пространстве, способы поддержания визуального контакта — всё это должно соответствовать тому, что вы говорите (отказу), иначе ваш собеседник придет в замешательство. Уверенно отказывая в просьбе, вы должны стоять прямо и говорить отчетливо, глядя человеку в глаза. Такое невербальное поведение свидетельствует о том, что вы говорите правду.

> Учтите, что отказ в просьбе не означает, что вы отталкиваете человека от себя или разрываете отношения с ним

> Вот как выражает свою точку зрения на этот вопрос Генри Клоуз (Henry Close) в пастырском послании "О том, как говорить "нет":{}

> "Говоря человеку "НЕТ", я говорю "НЕТ" лишь одной стороне отношений, а не отношениям в целом. Но многие этого не понимают. Люди воспринимают любое "НЕТ" так, как будто вы отвергаете не их просьбу, а их самих, и чувствуют себя глубоко задетыми и уязвленными. Многие используют это чувство как средство своеобразного подкупа или вымогательства: "Если ты не сделаешь для меня это, то, боюсь, нам незачем жить вместе", или: "Если ты не пойдешь, то и мы все никуда не пойдем". Для того чтобы устоять перед подобным давлением (шантажом), я должен сам отчетливо уяснить, что мое "НЕТ" распространяется всего лишь на один аспект отношений, а отнюдь не на отношения как таковые, каким бы обиженным ни чувствовал себя тот, кому я отказываю".

> Не пытайтесь отговорить человека от его просьбы

> Иногда бывает так трудно сказать "нет", что люди пытаются любыми способами избежать ситуации, в которой к ним обратятся с просьбой. Один из "путей к отступлению" — попытка отговорить человека от его идеи. "Надеюсь, ты это не всерьез?", "Как тебе такое пришло в голову?", "Ты не шутишь?" — подобные фразы имеют своей целью предотвратить просьбу.

> Но уважение к ближнему предполагает серьезное отношение к его идеям и веру в искренность просьб. Пренебрежение к просьбе — одно из проявлений агрессии.

> Учитесь благожелательно и уверенно принимать отказы

> Право сказать "нет" — это неотъемлемая привилегия каждого человека. Уверенное общение предполагает взаимное уважение. Поэтому учитесь воспринимать отказы без гнева, разочарования и споров. Не вынуждайте собеседника изменить решение. Разумеется, вы можете выразить чувства, которые вызвал у вас его отказ, но не пытайтесь манипулировать человеком, грубить ему или вызывать у него чувство вины. Всё это — типичные проявления агрессивной реакции. Например, у вас есть два билета на спектакль "Наш городок" в любительском театре. Вы знаете, что ваша лучшая подруга Марджи, как и вы, очень любит эту пьесу, и приглашаете ее составить вам компанию. Однако она отказывается, потому что еще месяц назад пообещала внукам, что в этот вечер будет учить их печь соленые крендельки, и теперь они ждут — не дождутся этого.

> Ответ (пассивный): "Нет, конечно, не хочешь идти со мной — и не надо. Просто я терпеть не могу ходить в театр одна".

> Ответ (агрессивный): "Да ну, Марджи, ты что? Ты же так любишь "Наш городок"! Давай пойдем, а крендельки испечете в другой раз. Кто знает, когда еще мы увидим эту пьесу?"

> Ответ (уверенный): "Мне очень жаль, что ты не можешь со мной пойти. Но я представляю, как тебе хочется провести вечер с внуками. Ничего, мы еще сходим куда-нибудь вместе".

> Дальнейшие переговоры

> Бывают обстоятельства, в которых трудно сразу ответить человеку "да" или "нет". В таких случаях вы можете предложить ему внести в его просьбу какие-то изменения, в результате которых вам будет проще решить, выполнить ее или отказать в ней.

> Переговоры предполагают обсуждение и, следовательно, происходят в форме диалога. Тот, кто обращается с просьбой, и тот, кто предлагает начать переговоры, вступают в диалог, внимательно слушают друг друга и ищут приемлемое решение для обоих. Например, вы запланировали провести день дома в одиночестве, почитать, поработать и сделать кое-какие дела, которые давно откладывали "на потом". Но тут раздается звонок — соседка просит вас два-три часа посидеть с ее трехлетним сынишкой, пока не подъедет свекровь. Она объясняет, что ее срочно вызвали к двум часам на работу и ей просто не к кому больше обратиться. Вы ничего не имеете против того, чтобы провести с малышом два часа — но не больше; поэтому вы начинаете переговоры:

Вы: "Я с радостью побуду с Шоном два часа, но не больше. У меня сегодня много важных дел. У тебя есть соображения по поводу того, кто мог бы присмотреть за ним, начиная с четырех часов дня?"

Она: "Знаешь, мама Билла доберется до нас часа через три-четыре, не раньше. Но вообще-то сосед справа говорил, что он готов ближе к вечеру посидеть с Шоном. Я сейчас позвоню ему и спрошу, сможет ли он забрать его у тебя в четыре".

Вы: "Прекрасно. Тогда с двух до четырех я побуду с Шоном, а в четыре провожу его к твоему соседу справа. Перезвони мне, пожалуйста, и сообщи, согласен ли он взять Шона в четыре часа".

> Подобные переговоры позволяют обеим сторонам выразить свои желания и обсудить способы их удовлетворения. Переговоры в духе уверенности предполагают взаимное уважение и служат свидетельством вашей заботы о ближнем, хотя при этом вы не забываете и о своих потребностях и возможностях.

> В примере, приведенном выше, соседка обратилась к вам с просьбой, и вы выразили готовность пойти ей навстречу, но предупредили, что время у вас ограничено. Она предложила вариант решения, вы нашли его вполне приемлемым и попросили позвонить с подтверждением, что ваша договоренность остается в силе. Обе стороны честно выразили свои желания и возможности, заинтересованность в помощи друг другу.

> Вот несколько советов по поводу того, как вести переговоры в связи с чьей-то просьбой:

> Уточните, какую именно часть просьбы вы хотите обсудить

> Чего вы хотите на самом деле? Сообщите об этом внятно и по существу. Если вы намерены обсудить более одного пункта, говорите о них по очереди.

> Не извиняйтесь за то, что у вас есть определенные ограничения или предпочтения

> Вы имеете право выдвигать условия, и извиняться тут не за что. Помните, что и тот, кто обращается к вам с просьбой, не обязан принимать ваши условия.

> Внимательно выслушайте просьбу и возможные предложения

> Чего человек хочет на самом деле? У вас могут быть свои соображения и догадки на этот счет, но необходимо выслушать просящего, а затем уточнить, правильно ли вы его поняли. Например, вы можете сказать: "Вы хотите, чтобы я парковал машину у себя во дворе, а не на улице перед домом, потому что боитесь задеть ее, когда выезжаете. Я правильно понимаю вас?" Собеседник может подтвердить ваши слова или внести какие-то поправки в ваше представление о ситуации.

> Продолжайте переговоры до тех пор, пока не придете к приемлемому решению, или прекратите их, но тоже по обоюдному согласию

> Выражайте свою готовность выслушивать и обсуждать предложения, пока не придете к решению, которое устраивало бы обе стороны. Например:

Не нужно говорить: "Значит, так. Я вижу только один вариант. Хотите — соглашайтесь, не хотите — не надо".

Нужно сказать: "Я уверен, что мы найдем решение, подходящее нам обоим. Я готов искать его вместе с вами. Думаю, нам надо продолжить обсуждение, и мы непременно договоримся!"

> Если вы оба уверены, что цель переговоров — найти приемлемое решение, то ни один из вас не ощутит желания прервать диалог и не будет бояться, что это сделает собеседник. Подтвердите, что вы готовы продолжать поиски компромисса, — и вы убедитесь, что страхи и опасения развеются, а сама атмосфера переговоров станет куда более плодотворной.

> Однако бывает и иначе. Обе стороны могут понять, что взаимовыгодное решение не представляется возможным, и прийти к выводу о прекращении переговоров.

> Но каково бы ни было ваше намерение — ответить на просьбу согласием, отказать или вступить в переговоры — навыки уверенного поведения сослужат хорошую службу и вам, и тому, кто обращается к вам с просьбой. Разумеется, сам факт просьбы вовсе не гарантирует, что она будет выполнена. Но уверенное, уважительное общение существенно повышает вероятность согласия и укрепляет отношения.

www.messia.ru/r2/3/v16_116.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»