=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Критика и реакция на нее

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Рут Кох, Кеннет Хок
Опубликовано: ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ. Христианство и уверенность в себе (гл. 12)
(Перевод: Е.Канищева) // М.: Триада, 2003; стр. 141-152.

 
серия "внутренний мир"
       

Предыдущие части:
* I. Что такое уверенность в себе?
(1) (2) (3) (4) (5)
* Уверенность в себе — библейская ценность (1) (2) (3)
* Уверенность в себе: приемы и методы:
(Когда и где проявлять уверенность?)
(Что говорить, когда хочешь вести себя уверенно?)
(Что делать, когда хочешь вести себя уверенно?)
Возможности для проявления уверенности:
(как предъявлять требования)
(Реакции на требование или просьбу)

 (2495 слов)

 

> IV. Возможности для проявления уверенности

<.....>

> 12. Критика и реакция на нее

Всем известна старая история о дедушке, внуке и ослике. Мальчик ехал на ослике, а дедушка шел рядом. Встречные говорили: "Нет, вы только поглядите! Бедный старик плетется пешком, а этот — молодой, здоровый — бесстыдно едет верхом!"

Тогда на ослика сел старик, а внук пошел рядом. Но прохожие сказали: "Нет, вы только поглядите! Взрослый, здоровый человек едет на осле, а бедный ребенок топает пешком!"

Тогда на ослика сели оба — и дедушка, и внук. Но люди возмутились: "Нет, вы только поглядите! Уселись вдвоем на бедного ослика! Какое бессердечие!"

Тогда оба слезли с осла и пошли пешком. Но услышали от окружающих: "Нет, вы только поглядите! Какая глупость — самим идти пешком, а молодого, крепкого осла пустить налегке!"

Как вы помните, история кончается тем, что мальчик идет пешком, дедушка тащит осла на себе, а все кругом потешаются: "Нет, вы только поглядите! Старый осел везет на себе молодого!"

Мораль сей басни такова: всем угодить невозможно. Что бы вы ни делали, всегда найдется кто-то недовольный.

Критика — это нормально, этого следует ожидать. Люди в большинстве своем склонны составлять мнение об окружающих: об их образе жизни, поступках, планах, пристрастиях, убеждениях, о покупках, наконец. Роду человеческому вообще свойственно всё сравнивать. Мы привыкли иметь собственное мнение по любому вопросу: от государственной политики и общественной морали — до поведения соседей и решений, принимаемых членами семьи. Мы сравниваем свои мысли и поступки с мыслями и поступками других людей в сходных ситуациях. И, как в истории с дедушкой, внуком и осликом, критические высказывания каждого человека основаны на том, что лично он считает правильным в данных обстоятельствах.

В каждом из нас глубоко коренится желание быть правым. Люди вступают в долгие споры, стремясь доказать свою правоту, а тех, кто мыслит иначе, объявляют неправыми. Потребность оправдать собственную точку зрения нередко втягивает людей в нелепые дискуссии или подталкивает к уничтожающей критике. Такая "правота" порой оказывается губительной для отношений.

Но Бог уже оправдал нас — гибелью Иисуса на кресте. В этом и состоит Благая весть! Поэтому в отношениях с другими людьми нам незачем руководствоваться стремлением "добиться справедливости" или "доказать свою правоту". Мы можем высказать свое мнение, внести предложение, изложить идеи, выразить предпочтения — но совершенно необязательно всегда быть правым!

Иногда мы правы, иногда — нет. Иногда чужая правота ничем не хуже нашей. Здоровая критика и здоровая реакция на критику предполагают, что вы знаете, насколько важно для человека ощущение собственной правоты, и признаете, что во многих вопросах речь вообще идет не о правоте, а о различии вкусов и предпочтений и о свободе выбора.

В Десяти заповедях Бог ясно объяснил нам, какие поступки правильны, а какие — нет. Священное Писание четко определяет правила христианского поведения в семье, на работе, в личной жизни. Разные тексты Библии дают нам единый свод правил, объясняющих, какое поведение угодно Богу.

Но в Слове Божьем не перечисляются все до единого обстоятельства, в каких может оказаться христианин. Бог наделил человека способностью принимать решения, дав ему разум и свободу воли. И во многих житейских ситуациях человек с Божьей помощью сам делает свой выбор.

Какой бы выбор вы ни сделали — сесть на осла, идти с ним рядом или, в конце концов, нести осла на себе — у людей непременно найдутся самые искренние и самые противоречивые соображения по поводу того, как именно вам следовало поступить. Но критика ваших поступков далеко не всегда означает их отрицание или порицание. Изначальный смысл слова "критика" — оценка, выявляющая как положительные, так и отрицательные стороны. И хотя в последние годы мы все чаще слышим это слово в его негативном смысле, в мире литературы и искусства оно сохраняет и оригинальное значение. Выражение "пьеса получила благоприятный критический отзыв" означает, что критики расхвалили пьесу! Или другой пример: критическая статья о ресторане может превозносить его достоинства, оставаясь по определению критической статьей.

Таким образом, слово "критиковать" в строгом смысле означает "высказывать оценку". В этой главе мы поговорим о том, как высказывать и принимать критику, требующую от вас перемен к лучшему. А из главы 14 вы узнаете, как делать и как воспринимать критические замечания иного рода — похвалы и комплименты.

> Как высказывать критику

Уверенное высказывание критических замечаний подразумевает, что вы уважаете право ближнего на собственный выбор, равно как и свое право на собственное мнение и оценку ситуации. Вот несколько советов:

Четко определите цель критики

Чего вы хотите добиться, высказывая критическое замечание? Чтобы человек, которого вы критикуете, изменил какую-то особенность поведения? Чтобы он поменял свое мнение о чём-то, отношение к чему-то или, может быть, то и другое? Чтобы он то-то и то-то делал реже, а то-то и то-то — чаще?

Критика скорее достигнет цели, если вы заранее определите главную цель и не будете отвлекаться на второстепенные. Рассмотрим, например, такую ситуацию: вы позволили сыну взять вашу машину и недовольны тем, р каком состоянии он ее вернул.

Не нужно говорить: "Машина жутко выглядит! Если еще раз вернешь ее в таком виде, больше никогда не получишь!"

Нужно сказать: "Я хочу, чтобы ты, вернувшись, вытряхивал из салона все фантики от конфет, стаканчики из-под "колы" и прочий хлам и возвращал мне машину такой же чистой, какой ты ее брал. А еще лучше — сразу бери с собой пакет для мусора".

Обратите внимание: второй вариант позволяет не только выразить недовольство состоянием машины, но и внести предложения по улучшению ситуации.

Честно признайтесь себе, какие мотивы вами движут

Что побудило вас к критике? Только честно! Лучший вид критики — это так называемая "лояльная критика", когда вы критикуете человека, потому что любите его и искренне желаете ему добра. "Лояльная критика" — дело благое. Но спросите себя: не движут ли вами отчасти и иные, неблаговидные мотивы — например, желание причинить человеку боль, поквитаться с ним или поставить его в неловкое положение? Не возвели ли вы свои личные пристрастия в ранг "святого дела" и не пытаетесь ли навязать человеку свою точку зрения, выдавая ее за религиозную истину? Нередко бывает так, что люди довольно смутно представляют себе собственные мотивы. Очень полезно поразмыслить в тишине над тем, что именно побудило вас к критике.

"Мне это не нравится!" не значит "Это неправильно!"

В большинстве ситуаций существует широкий спектр приемлемых форм поведения. Одну и ту же проблему можно решить разными путями, и все они будут равно угодны Богу. Нельзя излагать свои личные вкусы и предпочтения в терминах "хорошо — плохо", "правильно — неправильно".

Критика, как правило, вызывает сопротивление

Большинству здравомыслящих людей не нравится, когда от них требуют измениться, и они противятся переменам, поскольку перемены неизбежно влекут за собой всевозможные неудобства. Следовательно, не стоит удивляться, что такие люди будут защищать свою позицию и сопротивляться критике.

Прислушивайтесь к доводам, объяснениям и даже оправданиям

Ключевое слово здесь — "прислушивайтесь". Попробуйте увидеть ситуацию глазами другого человека. Вы не обязаны одобрять его или соглашаться с ним, но вы можете выслушать и понять его. Кроме того, хороший слушатель способен направить разговор в нужное русло. Умело заданные вопросы помогут человеку позитивно отреагировать на ваши замечания и предложения. Вам нужно спросить, например: "Ты думаешь, у тебя не получится? А почему?" Или: "Ты не хотел бы попробовать изменить то-то и то-то?" Или: "Как ты думаешь, что произойдет, если ты поступишь так, как я советую?"

Четыре правила конструктивной критики:

1. Опишите ситуацию. Будьте кратки. Говорите по существу. По возможности, приводите конкретные примеры.

2. Выражая свое отношение к ситуации, используйте высказывания, которые начинаются с "я". Говорите только от своего имени.

3. Предлагайте свои способы исправить положение дел. Говорите не только о том, что, по вашему мнению, плохо, но и о том, что нужно сделать, чтобы стало лучше.

4. Искренне заверьте человека, что будете оказывать ему помощь и поддержку до, во время и после предлагаемых перемен.

Дайте человеку время прийти в себя и подумать

Впервые услышав критику в свой адрес, люди, как правило, возмущаются и протестуют. Только через какое-то время, иногда довольно продолжительное, человек начинает понимать ценность высказанных в его адрес критических замечаний и предложений. Этому часто способствует возможность спокойно обдумать их наедине с собой.

Будьте участливы и тактичны. Дайте человеку время поразмыслить над сказанным — особенно если критика касается глубоко личных моментов.

Ваша критика не гарантирует, что человек изменится или начнет смотреть на мир вашими глазами

Вы не можете управлять поведением другого человека и потому должны сосредоточиться на иной задаче: высказывать критические замечания уверенно, конструктивно и доброжелательно. Остальное — дело выбора того, кого вы критикуете.


> Как воспринимать критику

Уверенно и конструктивно воспринять критику — значит внимательно выслушать человека, который вас критикует, и тем самым выразить уважение к нему; попробовать разобраться в своих проблемах и тем самым выразить уважение к себе; и, наконец, с Божьей помощью обдумать и воплотить в жизнь предлагаемые перемены. Вот несколько советов по конструктивному восприятию критики.

Внимательно слушайте критику в свой адрес

Иногда вам кажется, что вы понимаете, о чем идет речь, а на самом деле человек имеет в виду что-то совсем другое. Вот почему есть смысл время от времени уточнять, правильно ли вы поняли сказанное. Например:

"Мне кажется, вы имеете в виду, что... (повторите услышанное). Это верно?"

Или:

"Давайте еще раз уточним. Вы говорите, что... (повторите услышанное). Я правильно вас понял?"

Подождите, пока собеседник подтвердит или опровергнет ваши слова.

Сопротивление — нормальная реакция

Критикуя вас, человек неизбежно оценивает ваше поведение или отношение к чему-либо. Негативная оценка означает, что он требует или ждет от вас определенных перемен. Порой, особенно в тех случаях, когда критические замечания неконструктивны или недоброжелательны или когда дело касается глубоко личных вопросов, вы можете почувствовать себя уязвленным, униженным. В этом случае вашей естественной реакцией на критику будет протест. Но, сопротивляясь, отдавайте себе отчет в своих действиях и мотивах. Возможно, причина протеста заключается еще и в том, что вам просто не хочется перемен.

Наконец, если вы до конца честны с собой, вы, возможно, признаете, что вами движет глубинная потребность быть правым, жажда праведности, которую Бог уже утолил во Христе. Нежелание признать свою оборонительную позицию, отказ меняться и потребность быть правым — всё это самым серьезным образом вредит способности конструктивно воспринимать критику. Не уверяйте себя, что вы вовсе не защищаетесь, потому что защита — нормальная, естественная реакция.

Исходите из того, что критик действует из лучших побуждений

Возможно, человек, критикующий вас, допускает неточности, клонит не в ту сторону, неверно информирован или попросту неправ. Но он решился заговорить о том, в чем увидел проблему, а это требует от человека смелости. Да, его критика не идеальна, но тот факт, что он решился на нее, свидетельствует о том, что ему дороги ваши отношения и вы сами. Поэтому, если вы найдете в себе силы искренне поблагодарить человека за участие и прямоту, непременно сделайте это.

Не позволяйте оскорблять себя

Разумеется, далеко не все критики руководствуются благими намерениями. Критика бывает злой и несправедливой и часто причиняет боль. Такого рода критика обычно принимает оскорбительные формы. Вы можете и должны противостоять оскорблениям! В подобных случаях допускается, например, сказать:

"Брань и оскорбления совершенно ни к чему. Если вы хотите, чтобы я что-то делал иначе, чем сейчас, то скажите, что именно".

Или:

"Каких перемен вы ждете от меня в результате этого разговора?"

Или:

"Если вы хотите предложить мне вести себя по-иному, я готов рассмотреть ваши предложения. Но оскорблять себя я не позволю".

Каждый из этих ответов представляет собой отказ от перехода на личности и переводит критику в конструктивное русло.

Когда книжники обвиняли Иисуса в том, что Он одержим бесом, Он не стал ни защищаться, ни нападать в ответ. Он попытался изменить ход их мыслей. Вот Его здравый и мудрый ответ на нелепые обвинения:

"А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его" (Марка 3:22–26).

Поведение человека уверенного — это поведение человека любящего. Вот почему истинный христианин не только не оскорбит и не унизит ближнего, но и не позволит ближнему оскорбить и унизить себя. Позволять другим обижать себя — это не доброта, а попустительство греху.

Сосредоточивайте внимание на словах критика, а не на его персоне

Распространенный прием защиты — переключить внимание со слов человека на его личность. Остерегайтесь этого искушения! Не говорите: "Да кем она себя возомнила?", "Молод еще учить меня!" или "Ты на себя-то посмотри!". Это не в ваших интересах, особенно если критика действительно конструктивна.

Даже самый, казалось бы, никчемный человек может сказать что-то полезное. Вы оказываете плохую услугу себе и окружающим, произвольно решая, кого вам слушать, а кого — нет. Основа уверенности в себе — взаимное уважение, которое предполагает необходимость выслушать человека. Конечно, в отдельных случаях имеет смысл "сделать поправку на источник информации", но с ходу отвергать совет и критику — по меньшей мере неразумно.

Учитесь у своих критиков

Критик может стать для вас учителем. Продуманная, взвешенная, тактичная критика — это и бесценный дар, и подтверждение вашей важности в глазах критикующего. Без критики никто из нас не сможет стать лучше. Доброжелательная критика — попытка помочь человеку проявить свои лучшие качества. "Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда" (Притчи 12:1).

Имейте в виду: обдумать критику и не согласиться с ней — вполне нормально

Поразмыслив над критикой в свой адрес, вы можете и не согласиться с ней. Например, друг укоряет вас за то, что вы уделяете мало внимания школьному оркестру. Ваш ответ может звучать так:

"Знаешь, я хорошенько подумал над твоим предложением — посвящать школьному оркестру больше внимания и времени. Я вижу, что ты разочарован, потому что ожидал от меня большего. Но я уделяю оркестру столько времени, сколько хочу и могу, и меня такое положение дел вполне устраивает. Твоя преданность оркестру меня очень трогает, и я благодарен тебе за участие".

Вы вполне можете оставаться в добрых отношениях с людьми, чью критику по той или иной причине отвергли. Отказываясь воспринять критику, вы не обязаны отказываться от отношений.

Признавайте свои грехи и ошибки

Никто из нас не идеален. Ни один человек не соответствует Божьему мерилу совершенства (см. Римлянам 3:23). Следовательно, вас не должно удивлять, что критика в ваш адрес может оказаться справедливой. Если это так, нужно извиниться, признать свои недостатки и попросить прощения.

Бог часто указывает нам на наши грехи и ошибки устами других людей. Мудрый христианин, услышав справедливый упрек, задумается: "А если это Бог говорит сейчас со мною?"

Однако буркнуть "Извините" или "Я был неправ", чтобы успокоить или утихомирить того, кто вас критикует, — совсем не то же, что признать свои ошибки по-настоящему. Дайте себе время на раздумья и борьбу с собой. Пусть ваши извинения будут искренними. Пусть они приведут к реальным переменам.

"Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр". Этому учит нас книга Притчей Соломоновых (12:15).

И, наконец, с Божьей помощью имейте собственное мнение о критике в свой адрес

У Джона Кеннеди было любимое стихотворение, напоминавшее ему о том, что человеку нередко приходится выдерживать натиск критики в одиночестве:

Вот коррида в разгаре, трибуны битком, Море критиков, каждый слывет знатоком, Только что они знают, о чем и о ком? Знает только один — вот он, перед быком!

Справедлива ли критика в мой адрес? Действительно ли я должен измениться? Что хочет сказать мне Бог устами тех, кто меня критикует? Вот они, главные вопросы! Возможно, друзья и коллеги отчасти помогут вам разобраться в них, но дать окончательные ответы и выбрать верный курс действий можете с Божьей помощью только вы — и никто другой.

Христиане, крепкие Словом Божьим и молитвой, скорее воспримут критику и обратят ее во благо. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с критикой, когда нам предстоит принять ее, пережить и осмыслить, необходимо приложить все усилия и найти такой ответ, который будет угоден Богу и укрепит наши отношения с Ним.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/v18_133.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»