Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||||
Тема выпуска: Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
||||||||||||
> IV. Возможности для проявления уверенности<.....> > 12. Критика и реакция на нее> Всем известна старая история о дедушке, внуке и ослике. Мальчик ехал на ослике, а дедушка шел рядом. Встречные говорили: "Нет, вы только поглядите! Бедный старик плетется пешком, а этот молодой, здоровый бесстыдно едет верхом!" > Тогда на ослика сел старик, а внук пошел рядом. Но прохожие сказали: "Нет, вы только поглядите! Взрослый, здоровый человек едет на осле, а бедный ребенок топает пешком!" > Тогда на ослика сели оба и дедушка, и внук. Но люди возмутились: "Нет, вы только поглядите! Уселись вдвоем на бедного ослика! Какое бессердечие!" > Тогда оба слезли с осла и пошли пешком. Но услышали от окружающих: "Нет, вы только поглядите! Какая глупость самим идти пешком, а молодого, крепкого осла пустить налегке!" > Как вы помните, история кончается тем, что мальчик идет пешком, дедушка тащит осла на себе, а все кругом потешаются: "Нет, вы только поглядите! Старый осел везет на себе молодого!" > Мораль сей басни такова: всем угодить невозможно. Что бы вы ни делали, всегда найдется кто-то недовольный. > Критика это нормально, этого следует ожидать. Люди в большинстве своем склонны составлять мнение об окружающих: об их образе жизни, поступках, планах, пристрастиях, убеждениях, о покупках, наконец. Роду человеческому вообще свойственно всё сравнивать. Мы привыкли иметь собственное мнение по любому вопросу: от государственной политики и общественной морали до поведения соседей и решений, принимаемых членами семьи. Мы сравниваем свои мысли и поступки с мыслями и поступками других людей в сходных ситуациях. И, как в истории с дедушкой, внуком и осликом, критические высказывания каждого человека основаны на том, что лично он считает правильным в данных обстоятельствах. > В каждом из нас глубоко коренится желание быть правым. Люди вступают в долгие споры, стремясь доказать свою правоту, а тех, кто мыслит иначе, объявляют неправыми. Потребность оправдать собственную точку зрения нередко втягивает людей в нелепые дискуссии или подталкивает к уничтожающей критике. Такая "правота" порой оказывается губительной для отношений. > Но Бог уже оправдал нас гибелью Иисуса на кресте. В этом и состоит Благая весть! Поэтому в отношениях с другими людьми нам незачем руководствоваться стремлением "добиться справедливости" или "доказать свою правоту". Мы можем высказать свое мнение, внести предложение, изложить идеи, выразить предпочтения но совершенно необязательно всегда быть правым! > Иногда мы правы, иногда нет. Иногда чужая правота ничем не хуже нашей. Здоровая критика и здоровая реакция на критику предполагают, что вы знаете, насколько важно для человека ощущение собственной правоты, и признаете, что во многих вопросах речь вообще идет не о правоте, а о различии вкусов и предпочтений и о свободе выбора. > В Десяти заповедях Бог ясно объяснил нам, какие поступки правильны, а какие нет. Священное Писание четко определяет правила христианского поведения в семье, на работе, в личной жизни. Разные тексты Библии дают нам единый свод правил, объясняющих, какое поведение угодно Богу. > Но в Слове Божьем не перечисляются все до единого обстоятельства, в каких может оказаться христианин. Бог наделил человека способностью принимать решения, дав ему разум и свободу воли. И во многих житейских ситуациях человек с Божьей помощью сам делает свой выбор. > Какой бы выбор вы ни сделали сесть на осла, идти с ним рядом или, в конце концов, нести осла на себе у людей непременно найдутся самые искренние и самые противоречивые соображения по поводу того, как именно вам следовало поступить. Но критика ваших поступков далеко не всегда означает их отрицание или порицание. Изначальный смысл слова "критика" оценка, выявляющая как положительные, так и отрицательные стороны. И хотя в последние годы мы все чаще слышим это слово в его негативном смысле, в мире литературы и искусства оно сохраняет и оригинальное значение. Выражение "пьеса получила благоприятный критический отзыв" означает, что критики расхвалили пьесу! Или другой пример: критическая статья о ресторане может превозносить его достоинства, оставаясь по определению критической статьей. > Таким образом, слово "критиковать" в строгом смысле означает "высказывать оценку". В этой главе мы поговорим о том, как высказывать и принимать критику, требующую от вас перемен к лучшему. А из главы 14 вы узнаете, как делать и как воспринимать критические замечания иного рода похвалы и комплименты. > Как высказывать критику> Уверенное высказывание критических замечаний подразумевает, что вы уважаете право ближнего на собственный выбор, равно как и свое право на собственное мнение и оценку ситуации. Вот несколько советов: > Четко определите цель критики> Чего вы хотите добиться, высказывая критическое замечание? Чтобы человек, которого вы критикуете, изменил какую-то особенность поведения? Чтобы он поменял свое мнение о чём-то, отношение к чему-то или, может быть, то и другое? Чтобы он то-то и то-то делал реже, а то-то и то-то чаще? > Критика скорее достигнет цели, если вы заранее определите главную цель и не будете отвлекаться на второстепенные. Рассмотрим, например, такую ситуацию: вы позволили сыну взять вашу машину и недовольны тем, р каком состоянии он ее вернул.
> Обратите внимание: второй вариант позволяет не только выразить недовольство состоянием машины, но и внести предложения по улучшению ситуации. > Честно признайтесь себе, какие мотивы вами движут> Что побудило вас к критике? Только честно! Лучший вид критики это так называемая "лояльная критика", когда вы критикуете человека, потому что любите его и искренне желаете ему добра. "Лояльная критика" дело благое. Но спросите себя: не движут ли вами отчасти и иные, неблаговидные мотивы например, желание причинить человеку боль, поквитаться с ним или поставить его в неловкое положение? Не возвели ли вы свои личные пристрастия в ранг "святого дела" и не пытаетесь ли навязать человеку свою точку зрения, выдавая ее за религиозную истину? Нередко бывает так, что люди довольно смутно представляют себе собственные мотивы. Очень полезно поразмыслить в тишине над тем, что именно побудило вас к критике. > "Мне это не нравится!" не значит "Это неправильно!"> В большинстве ситуаций существует широкий спектр приемлемых форм поведения. Одну и ту же проблему можно решить разными путями, и все они будут равно угодны Богу. Нельзя излагать свои личные вкусы и предпочтения в терминах "хорошо плохо", "правильно неправильно". > Критика, как правило, вызывает сопротивление> Большинству здравомыслящих людей не нравится, когда от них требуют измениться, и они противятся переменам, поскольку перемены неизбежно влекут за собой всевозможные неудобства. Следовательно, не стоит удивляться, что такие люди будут защищать свою позицию и сопротивляться критике. > Прислушивайтесь к доводам, объяснениям и даже оправданиям> Ключевое слово здесь "прислушивайтесь". Попробуйте увидеть ситуацию глазами другого человека. Вы не обязаны одобрять его или соглашаться с ним, но вы можете выслушать и понять его. Кроме того, хороший слушатель способен направить разговор в нужное русло. Умело заданные вопросы помогут человеку позитивно отреагировать на ваши замечания и предложения. Вам нужно спросить, например: "Ты думаешь, у тебя не получится? А почему?" Или: "Ты не хотел бы попробовать изменить то-то и то-то?" Или: "Как ты думаешь, что произойдет, если ты поступишь так, как я советую?" > Четыре правила конструктивной критики:> 1. Опишите ситуацию. Будьте кратки. Говорите по существу. По возможности, приводите конкретные примеры. > 2. Выражая свое отношение к ситуации, используйте высказывания, которые начинаются с "я". Говорите только от своего имени. > 3. Предлагайте свои способы исправить положение дел. Говорите не только о том, что, по вашему мнению, плохо, но и о том, что нужно сделать, чтобы стало лучше. > 4. Искренне заверьте человека, что будете оказывать ему помощь и поддержку до, во время и после предлагаемых перемен. > Дайте человеку время прийти в себя и подумать> Впервые услышав критику в свой адрес, люди, как правило, возмущаются и протестуют. Только через какое-то время, иногда довольно продолжительное, человек начинает понимать ценность высказанных в его адрес критических замечаний и предложений. Этому часто способствует возможность спокойно обдумать их наедине с собой. > Будьте участливы и тактичны. Дайте человеку время поразмыслить над сказанным особенно если критика касается глубоко личных моментов. > Ваша критика не гарантирует, что человек изменится или начнет смотреть на мир вашими глазами> Вы не можете управлять поведением другого человека и потому должны сосредоточиться на иной задаче: высказывать критические замечания уверенно, конструктивно и доброжелательно. Остальное дело выбора того, кого вы критикуете. > Как воспринимать критику> Уверенно и конструктивно воспринять критику значит внимательно выслушать человека, который вас критикует, и тем самым выразить уважение к нему; попробовать разобраться в своих проблемах и тем самым выразить уважение к себе; и, наконец, с Божьей помощью обдумать и воплотить в жизнь предлагаемые перемены. Вот несколько советов по конструктивному восприятию критики. > Внимательно слушайте критику в свой адрес> Иногда вам кажется, что вы понимаете, о чем идет речь, а на самом деле человек имеет в виду что-то совсем другое. Вот почему есть смысл время от времени уточнять, правильно ли вы поняли сказанное. Например:
Или:
> Подождите, пока собеседник подтвердит или опровергнет ваши слова. > Сопротивление нормальная реакция> Критикуя вас, человек неизбежно оценивает ваше поведение или отношение к чему-либо. Негативная оценка означает, что он требует или ждет от вас определенных перемен. Порой, особенно в тех случаях, когда критические замечания неконструктивны или недоброжелательны или когда дело касается глубоко личных вопросов, вы можете почувствовать себя уязвленным, униженным. В этом случае вашей естественной реакцией на критику будет протест. Но, сопротивляясь, отдавайте себе отчет в своих действиях и мотивах. Возможно, причина протеста заключается еще и в том, что вам просто не хочется перемен. > Наконец, если вы до конца честны с собой, вы, возможно, признаете, что вами движет глубинная потребность быть правым, жажда праведности, которую Бог уже утолил во Христе. Нежелание признать свою оборонительную позицию, отказ меняться и потребность быть правым всё это самым серьезным образом вредит способности конструктивно воспринимать критику. Не уверяйте себя, что вы вовсе не защищаетесь, потому что защита нормальная, естественная реакция. > Исходите из того, что критик действует из лучших побуждений> Возможно, человек, критикующий вас, допускает неточности, клонит не в ту сторону, неверно информирован или попросту неправ. Но он решился заговорить о том, в чем увидел проблему, а это требует от человека смелости. Да, его критика не идеальна, но тот факт, что он решился на нее, свидетельствует о том, что ему дороги ваши отношения и вы сами. Поэтому, если вы найдете в себе силы искренне поблагодарить человека за участие и прямоту, непременно сделайте это. > Не позволяйте оскорблять себя> Разумеется, далеко не все критики руководствуются благими намерениями. Критика бывает злой и несправедливой и часто причиняет боль. Такого рода критика обычно принимает оскорбительные формы. Вы можете и должны противостоять оскорблениям! В подобных случаях допускается, например, сказать:
Или:
Или:
> Каждый из этих ответов представляет собой отказ от перехода на личности и переводит критику в конструктивное русло. > Когда книжники обвиняли Иисуса в том, что Он одержим бесом, Он не стал ни защищаться, ни нападать в ответ. Он попытался изменить ход их мыслей. Вот Его здравый и мудрый ответ на нелепые обвинения: > "А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его" (Марка 3:2226). > Поведение человека уверенного это поведение человека любящего. Вот почему истинный христианин не только не оскорбит и не унизит ближнего, но и не позволит ближнему оскорбить и унизить себя. Позволять другим обижать себя это не доброта, а попустительство греху. > Сосредоточивайте внимание на словах критика, а не на его персоне> Распространенный прием защиты переключить внимание со слов человека на его личность. Остерегайтесь этого искушения! Не говорите: "Да кем она себя возомнила?", "Молод еще учить меня!" или "Ты на себя-то посмотри!". Это не в ваших интересах, особенно если критика действительно конструктивна. > Даже самый, казалось бы, никчемный человек может сказать что-то полезное. Вы оказываете плохую услугу себе и окружающим, произвольно решая, кого вам слушать, а кого нет. Основа уверенности в себе взаимное уважение, которое предполагает необходимость выслушать человека. Конечно, в отдельных случаях имеет смысл "сделать поправку на источник информации", но с ходу отвергать совет и критику по меньшей мере неразумно. > Учитесь у своих критиков> Критик может стать для вас учителем. Продуманная, взвешенная, тактичная критика это и бесценный дар, и подтверждение вашей важности в глазах критикующего. Без критики никто из нас не сможет стать лучше. Доброжелательная критика попытка помочь человеку проявить свои лучшие качества. "Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда" (Притчи 12:1). > Имейте в виду: обдумать критику и не согласиться с ней вполне нормально> Поразмыслив над критикой в свой адрес, вы можете и не согласиться с ней. Например, друг укоряет вас за то, что вы уделяете мало внимания школьному оркестру. Ваш ответ может звучать так:
> Вы вполне можете оставаться в добрых отношениях с людьми, чью критику по той или иной причине отвергли. Отказываясь воспринять критику, вы не обязаны отказываться от отношений. > Признавайте свои грехи и ошибки> Никто из нас не идеален. Ни один человек не соответствует Божьему мерилу совершенства (см. Римлянам 3:23). Следовательно, вас не должно удивлять, что критика в ваш адрес может оказаться справедливой. Если это так, нужно извиниться, признать свои недостатки и попросить прощения. > Бог часто указывает нам на наши грехи и ошибки устами других людей. Мудрый христианин, услышав справедливый упрек, задумается: "А если это Бог говорит сейчас со мною?" > Однако буркнуть "Извините" или "Я был неправ", чтобы успокоить или утихомирить того, кто вас критикует, совсем не то же, что признать свои ошибки по-настоящему. Дайте себе время на раздумья и борьбу с собой. Пусть ваши извинения будут искренними. Пусть они приведут к реальным переменам. > "Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр". Этому учит нас книга Притчей Соломоновых (12:15). > И, наконец, с Божьей помощью имейте собственное мнение о критике в свой адрес> У Джона Кеннеди было любимое стихотворение, напоминавшее ему о том, что человеку нередко приходится выдерживать натиск критики в одиночестве: > Вот коррида в разгаре, трибуны битком, Море критиков, каждый слывет знатоком, Только что они знают, о чем и о ком? Знает только один вот он, перед быком! > Справедлива ли критика в мой адрес? Действительно ли я должен измениться? Что хочет сказать мне Бог устами тех, кто меня критикует? Вот они, главные вопросы! Возможно, друзья и коллеги отчасти помогут вам разобраться в них, но дать окончательные ответы и выбрать верный курс действий можете с Божьей помощью только вы и никто другой. > Христиане, крепкие Словом Божьим и молитвой, скорее воспримут критику и обратят ее во благо. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с критикой, когда нам предстоит принять ее, пережить и осмыслить, необходимо приложить все усилия и найти такой ответ, который будет угоден Богу и укрепит наши отношения с Ним. |
||||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный
выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, принявшим участие. Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.) |
||||||||||||
www.messia.ru/r2/3/v18_133.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||