=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Добродетели: ведение, мудрость, честность

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

автор: священник Фома Хопко
из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ (ч. III гл. 3)
/перевод с англ. п/ред. свящ. Андрея Трегубова/

religioved.ru/Pravoslavie/Hopko-OP/Hopko-OP-03.htm#bdn|127
 
серия "заповеди, добродетели"
    Предыдущая часть:
вера и надежда
 (1360 слов)

В данной публикации большая часть цитат из Нового Завета редактором рассылки заменена цитатами из перевода "Радостная Весть", а  цитаты из книги Притч — цитатами из перевода А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной по изданию: ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. / М.: Изд-во ГРРУ, 2000.
(Такие цитаты помечены звездочкой *).


 

ЗНАНИЕ

    

>     Вера человека в собственную познавательную способность, надежда на свои чувства, свой ум и откровение Божье, есть основание для всякого знания. Познание Бога – вот задача и цель человеческой жизни. Чтобы любить Его и служить Ему, нужно не только верить и надеяться, но и знать.    

* вечная жизнь — это знать Тебя,
единственного истинного Бога,
и Иисуса Помазанника, которого Ты послал...

* Отец праведный,
Мир Тебя не узнал —
но Я Тебя знаю, —
а они узнали, что послал Меня Ты.
Я им показал и еще покажу, каков Ты,
чтобы та же любовь,
какой Ты Меня полюбил,
была в них так же, как Я в них. (Ин.17.3,25-26)

>     Господь хочет, чтобы человек "знал истину" и, таким образом, сделался свободным от всякой слепоты, невежества и греха (Ин.8.32). Таково учение Господа Иисуса Христа, ветхозаветного Закона, пророков, апостолов и учителей Церкви.    

* тем, кто хочет постичь мудрость и наставление,
и понять суть разумных изречений,
усвоить правила благоразумия,
праведности, справедливости и честности;
простодушным — чтобы добавить им соображения,
и юношам — ради знания и прозорливости...

* ГОСПОДА бояться — вот в чем начало познания!
Кто презирает мудрость и наставление — глупец. (Притч. 1.2-4,7)

>     Во всех своих посланиях апостол Павел <выражает желание>, чтобы верные    

*     ...постигли сполна Его (т.е. Христа) волю во всей полноте духовной мудрости и понимания. ... чтобы жили жизнью, достойной Господа, во всём поступая так, как Ему приятно, и чтобы в любом добром деле труд их приносил плоды и они всё больше и больше постигали Бога. (Кол. 1.9-10)    

>     Апостол Иоанн утверждает ту же мысль, что "дух Истины", данный Христом, чтобы "научить вас всему" и "ввести вас в истину" (Ин.14.26; 16.13), реально живет среди верующих.    

*     Я не писал вам, что вы не знаете истины. Нет, я писал, что вы ее знаете и что нет такой лжи, у которой было бы нечто общее с истиной.
*     Так кто же такой Лжец? Это тот, кто отрицает, что Иисус — это Христос-Помазанник. ...
*     Всё это я вам написал о тех, кто вас сбивает с пути.
*     А что касается вас, то помазание, которое вы от Него получили, живет в вас, и потому нет нужды, чтобы вас кто-нибудь учил. Само Его помазание учит вас всему, оно истинно и в нём нет лжи. Так живите в Нём, как Он вас научил. (1Ин.2.21-22,26-27)

>     И слова святых апостолов являются исполнением слов пророка Исайи, непосредственно цитируемого Господом, что в мессианский век, в век Церкви Нового Завета, "будут все научены Богом" (Ин.6.45; Ис.54.13).

>     Знание Бога – не просто отвлеченный набор информации о Нём без всякого живого опыта, оно, прежде всего, – путь единения и причастия Его жизни. Св. Григорий Нисский (IV в.) сказал, что Господь называет блаженством не знание чего-либо о Нём, но имение Его в себе ("О блаженствах", Слово 6). Иметь Бога в уме и сердце – вот истинное Его познание. Оно приходит через веру, покаяние и жизнь в Церкви, и, самое главное, через благодатное очищение от всех греховных страстей. Св. Иоанн Лествичник (VI в.) написал:    

>     Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало богословия. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно. Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, ученик богословия получает просвещение... Непознавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке. Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице. ("Лествица", гл. 30)

>     Чрезвычайно важно понять, что знание относится к человеческим добродетелям, потому что теперь широко распространено убеждение, что религия и духовная жизнь обрекают человека на невежество. Хотя никто не отрицает возможности познания в области естественных наук, многие считают, что в области Духа его не существует. В этом случае религия превращается в дело личного выбора и вкуса, лишенное всякого намека на объективную реальность и истинное знание. Но, как мы уже видели, учение Церкви полностью противоположно такому мнению.    

*     Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей, удерживающих истину в плену греха. (19) Ведь знание о Боге у них есть, Бог дал им о Себе знать. Потому что Его невидимые свойства — вечная сила и Божественная природа — со времени сотворения мира постигаются разумом через созерцание сотворенного. Так что нет им извинения! Зная о Боге, они не воздали Ему хвалу и благодарность как Богу, а вместо этого погрязли в пустых рассуждениях, и их неразумное сердце объяла тьма. Называя себя мудрыми, они превратились в глупцов и вместо поклонения бессмертному Богу поклоняются образам, подобным смертному человеку, птицам, четвероногим и пресмыкающимся.
*     Потому и отдал их Бог во власть нечистоты, чтобы, следуя похоти сердец, они бесчестили свои тела. Они променяли правду Божью на ложь, они поклоняются и служат творению вместо Творца, да будет Он всегда благословен, аминь. (Рим.1.18-25)

    

> МУДРОСТЬ

    

>     Большая часть Ветхого Завета посвящена теме Божественной Премудрости. Псалмы, Притчи, Экклесиаст, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова, – ясно показывают, что такое мудрость и что значит быть мудрым.

* Не Премудрость ли это зовет,
не ее ли разумный голос слышен?
На вершине холма над дорогой,
на перепутье она стоит;
у ворот городских взывает,
при входе в город восклицает:
 — Вас, люди, зову я,
мой призыв — к сынам человеческим!
Простаки, научитесь проницательности,
глупцы, наберитесь ума!
Слушайте мою возвышенную речь,
ибо правда у меня на устах,
истину вещает мой язык,
и мерзко устам моим зло.
Праведны все мои речи,
ни лукавства в них, ни обмана;
все они для разумного открыты,
доступны для ищущих знания.
Цените мое наставление выше серебра,
знание — выше червонного золота.
Ибо мудрость — прекрасней самоцветов,
ничто желанное с ней не сравнится.
Я — Премудрость, и со мною проницательность,
знание и прозорливость я обрела.
Страх ГОСПОДЕНЬ — это ненависть ко злу.
Гордость и заносчивость, путь зла
и лживые уста я ненавижу.
У меня — совет, у меня — успех,
я — разум, и со мною сила. (Притч.8.1-14)

>     Тайны Божьи, глубинный смысл Его действий воплощены в Иисусе Христе, Который есть Сам "Премудрость Божия" (1Кор.1.24).    

*     Да, для зрелых людей мы возвещаем мудрость, но не мудрость этого мира и не мудрость повелителей этого мира, которых Бог обращает в ничто. Мы возвещаем таинственную, сокровенную Божью мудрость, предначертанную Богом для нашей славы до начала времен. Ее не познал никто из повелителей этого мира, потому что, если бы они познали ее, они не казнили бы на кресте Господа славы. Но, как сказано в Писании:

* "Того не видел глаз и ухо не слыхало,
того вообразить не может сердце человека,
что приготовил Бог для любящих Его".

*     А нам Бог открыл эту мудрость Своим Духом. ... И мы возвещаем это не словами, которым научила нас человеческая мудрость, а словами, которым научил нас Дух. Мы духовное объясняем людям духовным. (1Кор.2.6-10,13)

>     Дух Господень называется "духом премудрости и разума, духом совета и крепости, духом ведения и благочестия" (Ис.11.2-3). И этого Духа Господь дает верующим в Него.

>     Противоположность божественной премудрости – греховная глупость, приводящая человека к катастрофе, печали, разрушению и смерти. Обладающий же божественной мудростью может "<возвестить народу Его, что он будет спасен и грехи его прощены. ... озарить сиянием всех, кто живет во тьме, под сенью смерти, и путь указать нам, ведущий к миру>" (*Лк.1.77,79). Он ясно и глубоко глядит в тайны Божьи, ощущая присутствие Его в повседневной жизни, и поэтому может указать волю Божью человеку, затрудняющемуся найти правильное решение. В жизни Церкви таким достигшим премудрости духовным советникам и святым учителям доверено руководить и направлять человеческие души.

    

> ЧЕСТНОСТЬ

    

>     Мудрый человек, обладающий знанием, должен жить согласно истине, честно, то есть, прежде всего, говорить правду и никогда "не произносить ложного свидетельства" (Исх.20.16).

* Шесть вещей ненавидит ГОСПОДЬ,
и седьмая для Него — мерзость:
заносчивый взгляд, лживый язык,
руки, проливающие невинную кровь,
сердце, что замышляет злодейство,
ноги, спешно бегущие ко злу,
лжесвидетель, дышащий ложью,
и тот, кто сеет раздоры меж братьями. (Притч.6.16-19)

>     Во всех Своих горьких обличениях книжников, фарисеев и законников Христос клеймил лицемерие чаще всего. Совершенно очевидно, что из всех людских грехов оно было наихудшим в глазах Господа.

* Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
Святоши!
Вы чистите снаружи чашу и блюдо,
а внутри они наполнены тем,
что вы в своей алчности награбили!
Слепой фарисей!
Вычисти сначала внутренность чаши,
тогда и снаружи она будет чиста!

* Горе вам, учителя Закона и фарисеи!
Святоши!
Вы как побеленные гробницы:
снаружи они кажутся красивыми,
а внутри полны мертвых костей
и всяческой мерзости! (Мф.23.25-27)

>     Духовный человек не может быть лицемером. Он честно показывает себя тем, что он есть в действительности, и не старается казаться иным. Он совершенно честен и чист во всём, что думает, говорит и делает, зная, что Бог видит всё и в Своей праведности судит всех, кто "ходит в непорочности" (Пс.26.1,11).

www.messia.ru/r2/3/z09_131.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»