=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Добродетели: смирение, послушание, долготерпение, бесстрашие

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

автор: священник Фома Хопко
из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ (ч. III гл. 3)
/перевод с англ. п/ред. свящ. Андрея Трегубова/

religioved.ru/Pravoslavie/Hopko-OP/Hopko-OP-03.htm#bdn|134
 
серия "заповеди, добродетели"
    Предыдущие части:
вера и надежда
в
едение, мудрость, честность
 (1670 слов)

В данной публикации большая часть цитат из Нового Завета редактором рассылки заменена цитатами из перевода "Радостная Весть", а  цитаты из книги Притч — цитатами из перевода А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной по изданию: ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. / М.: Изд-во ГРРУ, 2000.
(Такие цитаты помечены звездочкой *).


 

СМИРЕНИЕ

    

>     Православное предание часто называет смирение – "матерью всех добродетелей", а гордость – "причиной всех грехов". Мудрый и честный человек обязательно бывает также и смиренным.

* Несчастью предшествует гордыня,
а падению – высокомерие.
Лучше жить в унижении с бедняками,
чем с гордецами делить награбленное. ...

* Заносчивый будет унижен,
а смиренный стяжает славу. (Притч.16.18-19; 29.23)

>     Как сказано в песне Богородицы (Евангелие от Луки), Господь рассеивает гордых в помышлениях сердца их и возвышает смиренных. И Иисус Христос учит тому же самому:

* Потому что всякий, кто возвышает себя,
будет унижен,
а кто принижает себя,
возвысится. (Лк.14.11)

>     Смирение – это не упадок сил или угрызения совести. Оно не выражается во внешне приниженном поведении, или в причислении себя к самым гнусным и отвратительным созданиям, но быть на самом деле смиренным, означает – видеть настоящую действительность, какая она есть в Боге. По словам св. Исаака, видеть себя и других такими, какими их видит Господь, является более великой силой, чем та, которая воскрешает мертвых. Смиренные отбрасывают всякое тщеславие и самолюбие, чтобы послужить любому Божьему созданию, и не считают никакое доброе дело ниже себя. Смиренный человек осознает, что без благодати Божьей он не более чем прах, он – греховен и мертв.

>     Сам Бог во всем Своем величии смиренен, ибо Он заботится о наималейших: о птицах небесных, о траве полевой и о самых худших грешниках. Сын Божий тоже смиренен, ибо Он причисляет Себя к самым скромным и нижайшим, делаясь рабом всех и принимая на Себя грехи всего мира.

 

*     "Так вот, если Я, Господь и Учитель, вымыл вам ноги, то и вы должны мыть ноги друг другу. Я вам подал пример, чтобы и вы поступали так же, как поступил Я". (Ин.13.14-15)

 

*     "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются.

Но у вас пусть будет не так!
Пусть тот, кто хочет быть у вас главным,
будет вам слугой,
а кто хочет быть среди вас первым,
пусть будет вашим рабом.
Ведь Сын человеческий не для того пришел,
чтобы Ему служили,
а чтобы служить и отдать Свою жизнь
как выкуп за множество жизней". (Мф.20.25-28)

>     И мы, христиане, должны следовать примеру Христа в Его божественном смирении. Ап. Павел учит:

 

*     "Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия. Пусть каждый смиренно считает другого выше себя! Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других! Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса:

Он, по природе Бог,
не держался за равенство с Богом,
но добровольно лишился всего,
приняв природу раба
и человеком родившись.
Он был во всём человеку подобен,
но еще больше себя умалил
и так был послушен,
что принял и самую смерть —
смерть на кресте.
За это Бог вознес Его над всеми
и Имя даровал превыше всех имен,
чтобы пред именем Иисуса
всякое колено преклонилось —
на небе, на земле и в преисподней —
и всяк язык провозгласил,
что Иисус Христос — Господь,
во славу Бога Отца". (Флп.2.3-11)

>     Величие Иисуса Христа как человека явилось плодом Его самоумаляющего, самоистощающего, самоопустошающего и самоуничижающего смирения. Подлинное, божественное величие – это способность сделаться наименьшим для наименьших с абсолютной уверенностью, что это – подражание Самому Богу.

    

ПОСЛУШАНИЕ

 

>     Говоря о смирении Христовом, апостол Павел писал, что Он был послушен Богу Отцу "до смерти, и смерти крестной" (Флп.2.8).

* "ибо Я с Неба сошел
не для того, чтобы делать, что Я захочу,
а для того, чтобы волю исполнить
Того, кто послал Меня". (Ин.6.38)

>     Всё, что Он имеет, и всё, чем Он является, Он получил от Бога Отца. От века Сын слушает Отца, чтобы делать Его дело и исполнять Его волю, которая заключается в том, что Сын должен был стать человеком, принять на Себя грехи мира и умереть во плоти, и воскреснуть из мертвых, дабы "ничего Не было потеряно". Все это и было исполнено Сыном в божественном послушании, как образец и пример для всех.

 

*     "Отец, если нельзя Меня избавить от этой чаши и должен Я выпить ее, пусть воля Твоя исполнится!" (Мф.26.42)

 

>     В послушании Богу нет ничего унизительного, напротив, исполнение Его воли – это высочайшая честь для человека, слава и жизнь, величайшая радость и наслаждение (Пс.119). Таков путь к совершенству для всех, даже и для Самого Богочеловека Иисуса.

 

*     Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. (Евр.5.8-9)

 

>     Непокорность же Богу и Его Сыну становится источником всех напастей. Те, кто слышат Благую весть и все-таки не могут войти в вечный покой Бога, оказываются вне его только из-за своей непокорности.

>     Таким образом, послушание – это одна из самых главных добродетелей. Послушание Господу, Евангелию, Церкви (Мф.18.17), <руководителям> Церкви (*Евр.13.7), родителям и старшим, "всякому человеческому установлению" (1Петр.2.13) и "друг другу в страхе Христовом" (Еф.5.21). Без послушания невозможна никакая духовная жизнь, никакое освобождение от греховных страстей и вожделений. Господь, по Своей великой любви к нам, воспитывает нас как Своих детей, Он наказывает нас для нашей "пользы, <чтобы сделать нас сопричастными Своей святости>" (*Евр.12.3-11). Поэтому наше послушание заповедям Божьим и есть единственное выражение нашей любви к Нему и Его Сыну.

* Кто хранит Мои заповеди
и исполняет их,
он и есть тот, кто любит Меня.
А того, кто любит Меня,
и Отец Мой полюбит.
Я тоже его полюблю и явлюсь ему. (Ин.14.21)

 

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

 

>     Чтобы быть послушным Богу во всем, нужно долготерпение. Апостол Павел перечисляет его среди "плодов Духа". Сам Христос в Своем смиренном послушании Господу был терпелив до конца.

>     Быть терпеливым – значит уметь выносить все испытания и трудности, и ждать с бодростью и надеждой, когда Господу будет угодно прекратить их. По словам Христовым, только терпеливые приносят плод от семени Слова Божьего, посеянного в их сердцах.

 

>     А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. (Лк.8.15)

 

>     Когда во времена гонений христиане призываются к открытому исповеданию Христа и когда они "ненавидимы всеми за имя Мое", тогда Господь ободряет Своих последователей: "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк.21.19).

 

*     Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа! Смотрите, как терпеливо дожидается земледелец, когда земля принесет драгоценный урожай. Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей! Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца, потому что день возвращения Господа уже близок. Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас. Смотрите, Судья уже стоит у дверей! Братья, пусть примером терпения и стойкости перед лицом страданий станут для вас пророки, говорившие от имени Господа. Вы знаете, мы называем счастливыми тех, кто был стойким до конца. Вы слышали о стойкости Иова и знаете, какой конец жизни дал ему Господь, потому что Господь милосерден и сострадателен. (Иак.5.7-11)

 

>     Часто люди, начинающие духовную жизнь, забывают, что терпение – это добродетель, и что усилие очистить свою жизнь от греха может быть и долгим и утомительным, что нельзя ожидать исполнения всего сразу, только при небольшом желании и минимальном усилии. И не менее часто люди, даже старающиеся быть терпеливыми, думают, что можно достичь терпения по отношению к себе и к другим лишь собственной силой воли, рационализмом и общечеловеческими соображениями. Нет, таким способом невозможно обрести мира в душе.

>     Долготерпение, – эта сила "оставаться на кресте", исполняя Господню волю, – немыслима без других добродетелей: веры, надежды, любви, смирения и послушания. Ее надо постоянно обновлять в себе через пост, молитву и причастие Богу в Церкви, а обрести можно только через постоянную память о Нём, через жизнь во Христе и видения всей жизни в свете Царства Божьего. Желающий научиться терпению должен соединиться со Христом и жить силой Святого Духа. Согласно духовным учителям, иного пути не существует.

 

*     Испытания, которые вам придется перенести, это обычные человеческие испытания. Бог верен! Он не допустит испытаний, которые были бы вам не по силам, и к тому же во всяком испытании Он даст и выход из него, и силы для его преодоления. (1Кор.10.13)

> Возложи на Господа заботы твои,
   и Он поддержит тебя.
   Никогда не даст Он поколебаться праведнику. (Пс.54.23)

>     Бесстрашие и внутренняя сила должны сопутствовать терпению. Только храбрый человек может быть действительно терпеливым. Множество раз Христос упоминает эту добродетель и заповедует ее ученикам:

* Не бойся, малое стадо!
Такова воля Отца — даровать вам Царство. ...

* Говорю вам, друзья Мои,
не бойтесь тех, кто может убить тело,
а потом уже ничего сделать не может.
Я укажу, кого вам надо бояться:
бойтесь Того, кто, убив,
власть имеет ввергнуть в геенну.
Да, говорю вам, вот кого бойтесь! (Лк.12.32,4-5)

* В мире вас ждут скорби, но вы мужайтесь:
Я победил этот мир! (Ин.16.33)

>     Апостолы сами были по-настоящему бесстрашны и всех призывали следовать их примеру:

 

*     Бодрствуйте, твердо стойте в вере, будьте мужественны, будьте сильны! (1Кор.16.13)

*     Так черпай силы, сынок, в Божьей доброте, она дается нам в единении с Христом Иисусом. (2Тим.2.1-3)

 

>     Добродетель бесстрашия проявляется не только во времена гонений и страданий, не только перед явной насмешкой и презрением, она выражается и самым незаметным образом в мелких и обычных ситуациях повседневной жизни. В притче, рассказанной Христом о талантах, человек теряет даже то малое, что было у него, и ввергается во тьму внешнюю, потому что отказался использовать свой малый дар из-за трусости: "<Я боялся тебя и зарыл твои деньги в землю>" (*Мф.25.25-30). Быть "верным в малом" – вот знак большого мужества. Святые были неизменно бесстрашными и считали эту добродетель стержнем духовной жизни. А согласно словам св. Григория Синаита (XIV в., "Наставление безмолвствующим"), она является одной из "четырех родоначальных добродетелей, содержащих и составляющих все остальные".

 

>     Если хочешь положить начало доброму деланию, приуготовься сперва к постигающим тебя искушениям. Ибо у врага в обычае, – когда увидит, что с горячей верой начал кто-либо доброе житие, – встречать его разными страшными искушениями... Потому уготовься мужественно встретить искушения, какие насыляются на добродетели, и потом уже начинай их делание. (Св. Исаак Сирин, IV в., "Подвижнические наставления")

 

>     Если ты проходишь подвиг добродетелей, то боязливость будет на тебя нападать... Смотри, чтобы не овладела тобой сия дщерь неверия и порождение тщеславия. Боязливость есть младенчественный нрав в... тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед, трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений... Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней... Все боязливые тщеславны, а страшливые часто лишаются ума... Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится. ... Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностью Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости. (Св. Иоанн Лествичник, VII в., "Лествица", Слово 21)

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/z10_146.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»